Геополитические факторы в развитии государства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Геополитические факторы в развитии государства



Геополитика как наука возникла на рубеже ХIХ–ХХ вв., однако попытки рассмотрения вопросов, связанных с проблемой расположения государства на определенной территории исторически известны давно, например, они встречаются в воззрениях Иммануила Канта, Александра фон Гумбольдта и других немецких философов. Но чаще всего эта область все же понималась лишь как завоевание стратегически важных территорий для контроля над определенными местностями или народами.

До сих пор еще не сложилось принципиально единого подхода к определению геополитики. Некоторые понимают, что это, прежде всего наука о территориальных интересах государства. Однако, данное толкование может показаться узким. Так, например, на сегодняшний день перед мировым сообществом остро встают глобальные проблемы, о которых раньше задумываться ему не приходилось, к ним относятся: проблемы ограниченности природных ресурсов, ухудшение экологической обстановки, демографический кризис, глобальное потепление и так далее. Следовательно, геополитику можно понимать и как науку, которая определяет характер проводимой государством внутренней и внешней политики, зависимой от природных условий, как на территории определенного государства, так и во всем мире в целом.

Она занимает положение, находящееся в точке пересечения нескольких дисциплин: философии, политологии, права, географии, социологии и т. д. К. С. Гаджиев, например, предполагает, что геополитику «можно рассматривать как самостоятельный раздел политической науки или как особую поддисциплину, занимающуюся изучением теоретических и практических проблем международных отношений, разработкой основных категорий и понятий, закономерностей и основных тенденций международной жизни».

Особенность геополитики состоит в том, что она предполагает рассмотрение государственно-политических явлений во множестве аспектов, понимая их не как что-то статичное, а постоянно меняющееся и развивающееся. С одной стороны, эта наука объясняет функционирование внутренней и внешней политики государства в зависимости от таких факторов, как: климат, выход к морям, наличие природных ресурсов и полезных ископаемых, рельеф, растительность, расположение и характер границ и так далее. С другой, под словом «гео» понимают не только понятия географической науки во взаимосвязи с политикой того или иного государства, но и «масштабы, параметры и измерения, правила и нормы поведения как мирового сообщества в целом, так и отдельных государств, союзов, блоков в общемировом контексте». Таким образом, геополитику можно рассматривать как науку, изучающую закономерности развития и функционирования современных государств, их взаимодействие друг с другом.

Главный геополитический фактор — занимаемая государством территория: ее размер, состав, плотность населения, географические характеристики, так как от этих факторов напрямую зависит характер развития государства.

Россия имеет множество особенностей, эта страна уникальна по своему составу, историческому развитию, размеру территории и самому местоположению — находясь между двумя разными цивилизациями — европейской и азиатской, она сдерживает их противостояние и впитывает культуру и традиции, которые являются не только разными, но в чем-то и противоположными. На протяжении всей истории, сдерживая Восток и Запад между собой, наша страна брала весь удар на себя. Все эти факторы оказывали сильное влияние на характер и развитие государственной власти. Постоянные внешние угрозы порождали необходимость уделять большое внимание развитию военного комплекса, поддерживать высокий уровень расходов в данной сфере, а это, естественно, не могло не сказываться на ее экономическом, социальном, политическом и культурном развитие.

К особенностям, определившим во многом становление российского государства, в первую очередь относят территориальный масштаб, с размером которого не может сравниться ни одна другая страна мира. Очень сложно создать такой государственный аппарат, который бы эффективно функционировал на всей территории и был способен защитить государство от нападения извне по всей огромной протяженности ее границ. Наличие множества природных ресурсов, слабость коммуникаций, низкая плотность населения, ее многонациональность и поликонфессиональность — все эти причины обусловили возникновение сильной, централизованной политической власти, которая уже является предпосылкой многих общественных явлений и проблем таких как: слаборазвитость гражданского общества, политический абсентеизм, высокий уровень безработицы и т.д.

В современных условиях глобализации и интеграции государств в мировое сообщество, все более возрастает влияние международного права, оказывающего влияние, как на жизнь отдельных стран, так и всего человечества в целом; соответственно, и геополитика начинает играть более заметную роль, используя различные методы и приемы анализа данных различных дисциплин.

Российская Федерация сейчас находится в сложной международно-правовой ситуации. На сегодняшний день у нас существует проблема приспособления к новой геополитической реальности, которая досталась после распада СССР. Всем известно, что после данного события наша страна находилась в очень тяжелом экономическом и политическом положение. Необходима была глубокая реформация всех сфер жизни общества, кодификация законодательства, разработка новых правовых норм, налаживание отношений теперь уже с бывшими союзными республиками и нынешними странами ближнего зарубежья, поиск новых торговых партнеров и т. д. Унаследовав около 75% территории и 51% населения СССР, мы внезапно оказалась в тех границах, которые занимали несколько столетий назад. Ухудшились доступы к открытым морям, а вокруг образовалась обширная зона политической нестабильности. Россия оказалась еще более отодвинутой от границ с Европой, а это, конечно же, сказалось на ухудшении политического, экономического и культурного взаимодействия с рядом стран, ранее граничивших с СССР. Однако Российская Федерация успешно справляется с этими трудными задачами и можно заявить, что сегодня она представляет собой сильную и авторитетную державу.

Одним из наиболее отрицательных моментов, на наш взгляд, является утрата тесного взаимодействия с бывшими республиками Союза. Ведь во многом именно это единство пятнадцати республик позволяло СССР быть одной из самых могущественных стран в мире. Поэтому отдельно стоит отметить, что главным приоритетом России в международных отношениях в настоящий момент, является сотрудничество со странами СНГ и ближнего зарубежья. Ведь именно с ними мы имеем наибольшую вероятность установления тесного взаимовыгодного контакта. Особенно это касается Украины, которая является не только самой большой страны Восточной Европы, но ценным стратегическим партнером, Белоруссии и Казахстана. Помимо экономических, политических и других связей, нас с этими странами сближает этническая и культурная общность, которая может служить одним из наиболее сближающих факторов. Еще один важный аспект, который побуждает Россию идти на контакт со странами ближнего зарубежья — это проживание так около 25 млн. русских. Именно проблема русскоязычного населения стала одной из главной причин разлада с молодыми суверенными государствами, однако политика России направлена на укрепление сотрудничества и создание «прочного моста» между ними.

Главнейшей причиной поиска Россией путей налаживания отношений с бывшими союзными республиками, являются, бесспорно, геополитические цели. Российская Федерация заинтересована в сохранении доступа к сырьевым ресурсам Центральной Азии, рынкам сбыта и потребления, а также содержание военно-промышленного комплекса на дружественных территориях. Необходимо еще и создание положительно настроенного по отношению к Российской Федерации пояса государств вокруг наших границ, подкрепляющегося определенной зависимостью от России. Следует также отметить, что ко многим бывшим республикам также приходит осознание, что без России они не смогут справиться с построением сильного государства, созданием эффективной рыночной системы и демократии.

Таким образом, можно утверждать, что геополитические факторы являются главнейшими аспектами, определяющими характер политики государства, его формы, способы управления обществом. В частности, можно утверждать, что наша страна именно под воздействием вышеперечисленных факторов имеет противоречивый характер развития государственности и своего существования.

И все же, несмотря ни на что, Россия остается крупным государством, сохраняющим единый массив территории и геополитическую уникальность евразийского государственного образования.

Она имеет историческую перспективу сохранения и развития своей государственности, выполнения традиционной роли «хранителя» и «собирателя» этносов и народов. Мы считаем, что эта уникальность и самобытность является большим преимуществом, поэтому не стоит копировать и полностью перенимать достижения других передовых держав, а идти по собственному пути развития, который поможет нам преуспеть и выйти на гораздо более высокий уровень, в сравнении с другими современными государствами.

 

К. В. Осипцова

студентка ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова

Проблема жилья для молодежи

 

Жилищная проблема одна из самых важных для молодых семей. Это вызвано сокращением жилищного строительства, свертыванием практики предоставления бесплатного жилья государством и недоступное из-за дороговизны жилье.

Возможно несколько вариантов проживания. Лишь небольшое количество молодых семей имеет отдельную квартиру. В большинстве случаев самый предпочтительный вариант — проживание с родителями.

Таким образом, проблема жилищной обеспеченности стоит на 1-ом месте для укрепления семьи.

С учетом того, что цены на жилье постоянно растут, а процентная ставка на жилье не снижается, не каждый может позволить себе собственное жилье. Поэтому большая часть людей прибегают к ипотечному кредитованию.

Конечно, работают различные ипотечные программы, но все они требуют первоначального взноса, который найдётся тоже не у каждого. Что так же заводит молодые семьи в тупик. Когда нет собственной крыши над головой и нет возможности изменить этой ситуации.

Поэтому я считаю, что должны быть государственные программы по поддержки молодежи и социальное жилье для тех, кто не в силах потянуть ипотечную сумму, так же льготы при покупке земельных участков [1; 140]. Увеличить число строительства бюджетного жилья, разработать программы субсидирования, организовать помощь не только для молодых семей, но и для всех граждан, в том числе одиноких.

Так же проблемы в приобретение жилья оказывают негатив и на сферу здоровья, трудоустройства.

Так, например, идут первые шаги в поддержку молодежи.

Целевая федеральная программа «Молодой семье — доступное жилье». «Участником программы может стать молодая семья, возраст супругов в которой не превышает 35 лет, или неполная семья, состоящая из одного молодого родителя (до 35 лет). При этом помимо постановки на учет в качестве «нуждающихся», молодая семья должна иметь доходы, достаточные для получения ипотечного жилищного кредита или займа на рыночных условиях. Только в этом случае она может рассчитывать на участие в программе и получение государственной субсидии на жилье» [2].

Субсидия может быть использована на: приобретение жилья; строительство индивидуального жилого дома; уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита; погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным кредитам, полученным раньше, чем была получена субсидия; осуществление последнего платежа в счет уплаты паевого взноса молодой семьей, которая является членом жилищного накопительного кооператива и для которой кооперативом приобретено жилое помещение. Размер субсидии составляет не менее 35% расчетной стоимости жилья для молодой семьи.

Действует эта программа пока только до 2015 года. Но и уже воспользоваться ей успели 300 тыс. молодых семей. «На 01.03.2014 количество участников программы составило 14733 человек» [2].

 В целом, идея оказать поддержку молодым оказалась эффективной, но не решила всех жилищных проблем россиян. Недавно премьер-министр Д. А. Медведев высказал мнение о необходимости продления сроков действия данной разработки, расширить ее границы. На сегодняшний день огромное количество россиян нуждаются в том, чтобы государство помогло им улучшить условия своего проживания на льготных условиях. Важно также увеличить объемы финансирования данного проекта из госбюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Важно отметить, что существуют и другие государственные и региональные разработки, работающие с молодыми ячейками общества. К таким мероприятиям относятся:

Федеральная целевая программа под названием «Жилище», действующая до 2015 года. Программа «Обеспечение жильем молодых семей», которая является подпрограммой вышеупомянутого проекта «Жилище» — она действует до конца 2015 года.

Таким образом, можно заключить, что государство оказывает поддержку молодежи. Но с другой стороны имеет программа и свои недостатки, от которых страдают молодые семьи, прежде всего, чтобы воспользоваться программой нужно встать в очередь на получение субсидий от государства, что займет определенного времени, пока именно до вас дойдет очередь. Во-вторых, нужно внести первоначальный взнос, который составляет достаточно большой процент.

Несмотря на некоторые подвижки, остаются серьезные проблемы обеспечения квартирами молодых семей, не имеющих своего жилья, особенно «по доступным ценам».

В-третьих, у городских властей есть солидный резерв более эффективного решения жилищного вопроса молодых семей. Но власти почему-то делают не все, что в их силах. Наверно, в первую очередь обеспечивают доступным жильем молодые семьи своих детей, делая «доступное» жилье недоступным для многих и многих молодоженов [1; 148].

Рассмотрим, как обстоят дела с программой жилье для молодых в соседних для нас странах Прибалтики.

Например, Латвия предлагается льготы при приобретении недвижимости иностранцами. Стоимость жилья в стране дешевле, чем во многих российских городах. Поэтому недвижимость в Латвии вызывает большой интерес у россиян.

«Как отмечают рижские риэлторы, покупатели, среди которых много россиян, в основном хотят приобрести серийные квартиры в хорошем состоянии, чтобы не нужно было вкладывать дополнительные средства для улучшения жилья. Квартиры с хорошим ремонтом, расположенные в хороших районах, в среднем стоят в новостройке в центре города — 1500–3500 евро за кв. м. Значительно ниже среднего уровня находятся цены на типовые квартиры в плохом состоянии, к примеру, около 1000 евро за квадратный метр. Аренда квартиры (без коммунальных платежей) в хорошем состоянии в центре Риги — около 8–12 Евро за кв., в новостройке в микрорайонах — около 5,5–7,5 Евро за кв. и в серийных квартирах — однокомнатная — около 200 Евро, двухкомнатная — около 250 Евро, трехкомнатная — около 300 Евро в месяц» [3].

Сравним среднюю цену жилья на 1 м2 в крупных городах России (таб.1).

Таблица 1. Цены на недвижимость в Санкт-Петербурге в марте 2014 г.

Недвижимость Средняя цена в Санкт-Петербурге
Квартиры  97 218 руб. за кв.м.
Новостройки      78 792 руб. за кв.м.

АРЕНДА

1 комнатные квартиры         20 636 руб. в месяц
2 комнатные квартиры 29 969 руб. в месяц

 

Можно заключить, что цены на жилье в Латвии ниже, чем в городе Санкт-Петербурге. Как же обстоит дела с программами по поддержке молодых семей?

К сожалению, как отмечают эксперты, программы поддержки молодых семей являются несовершенными, причина этого — низкий объем выплат. «На те деньги, которые дают власти, приобрести в Риге квартиру совершенно невозможно. На них можно позволить себе лишь мини-квартирки за пределами столицы. Молодым семьям остается только получать кредит, чтобы купить подходящее жилье в Риге» [4].

Эдмунд Рудзитис, ведущий эксперт банка SEB объяснил, «что сама идея выплат очень неплоха. А вот сами выплаты слишком мизерны. Выходит, что молодая семья рижан получила только две тыс. евро. Обладая такой небольшой суммой, будет можно купить только квартирку на рижской окраине» [4].

Поэтому если принимать во внимание, что серийная квартира в Риге стоит 20000 Евро, то первый взнос должен достигать 8 000,тогда как субсидии государства — 2000 евро. Эту программу собираются ввести в ближайшее время.

Таким образом, как в России, так и странах Прибалтике государство пытается оказать поддержку молодым семьям, но программы пока далеки от совершенства. В нашей стране идёт продвижение в этой сфере, так как первый взнос по программе может составлять 10%,по программе же в Риге этот процент достигает 40.Но большим преимуществом в Риге, по которому мы уступаем, является, то, что цены в Риге на жилье ниже, по сравнению с ценами у нас.

Литература

1. Гаврилов Ю.И. Российская молодежь: проблемы и решения. — М.: Центр социального прогнозирования, 2005. С 138–162

2. Молодая семья. Городская целевая программа «Молодой семье – доступное жилье» на 2004–2010 годы. [Электронный ресурс]. http://www.gorcenter.spb.ru.

3. Росбизнесконсалтинг. [Электронный ресурс]. http://pribaltika.realty.rbc.ru.

4. Latvio [Электронный ресурс]. http://www.wellnews.ru.

 

М. А. Попова

студентка ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова

(научный руководитель — к.фл.н., доцент Е. О. Непоклонова)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.78.106 (0.033 с.)