Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик программы»

Поиск

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Романтики» имеет туристско-краеведческую направленность.

Актуальность программы.

На современном этапе развития общества система образования нуждается в поиске эффективных технологий обучения и воспитания, позволяющих развивать универсальные компетенции личности ребенка. Значимое место в решении данной проблемы отводится системе дополнительного образования. В Концепции развития туристско-краеведческой направленности в системе дополнительного образования определены приоритетные направления в развитии туризма и краеведения в рамках системы дополнительного образования детей, обеспечения её соответствия современным потребностям государства и общества в качества одного из эффективных инструментов формирования национальной идентичности и ценности безопасного и здорового образа жизни в природной среде. Туризм обладает огромным воспитательным потенциалом и ориентирован на самореализацию личности подростка, формированию универсальных компетенций, подготовка человека «новой формации», умеющего жить в современных экономических условиях. Благодаря практическим занятиям подростки получают широкий социальный опыт конструктивного взаимодействия и продуктивной деятельности.

Программа составлена на основе многолетнего опыта работы с детьми и позволяет достичь образовательных результатов, которые востребованы в профессиональной среде: МЧС, медицина, педагогической деятельности, географии, истории, армейской службе, предусматривает приобретение основных знаний о своей малой Родине, крае, технике и тактике туризма, ведение краеведческих и исследовательских наблюдений.

Отличительной особенностью программы от существующих типовых программ Федерального Центра детско-юношеского туризма и краеведения: В.М.Куликова, Л.М. Ротштейн «Пешеходный туризм»; Д.В. Смирнов, Ю.С. Константинов, А.Г. Маслов «Юные туристы-краеведы» является комплексный подход. Программа решает интегративные цели, когда задачи воспитания, обучения, оздоровления, физического развития решаются в комплексе.

Программа разноуровневая, реализуется по двум модулям.

Адресат программы: в реализации программы участвуют обучающиеся от12 до 18 лет. При реализации программы учитываются особенности каждого возраста.

Возрастные особенности

Подростковый возраст отличается множеством положительных факторов: возрастает самостоятельность, независимость ребенка, стремление к признанию своих прав со стороны других людей, формируется его сознательное отношение к себе как члену общества, значительно расширяется сфера его деятельности. Так, сформированная в учебной деятельности в младшем школьном возрасте способность к рефлексии «направляется» школьником, прежде всего, на самого себя. Подросток, сравнивая себя с взрослыми и с младшими детьми, приходит к заключению, что он уже не ребенок, а скорее взрослый. Чувство взрослости – это психологический симптом начала подросткового возраста. Подросток начинает чувствовать себя взрослым и хочет, чтобы и окружающие признавали его самостоятельность и значимость. Реализовать эту потребность можно направив деятельность подростка по его способностям. Проявляется так называемая социальная взрослость, при которой подросток стремится овладеть полезными практическими умениями и оказывать реальную поддержку и помощь. Наблюдается интеллектуальная взрослость, связанная у подростка с развитием устойчивых познавательных интересов, с появлением самообразования как учения, выходящего за рамки школьной программы. Но, тем не менее, подросток продолжает оставаться школьником, учебная деятельность сохраняет свою актуальность, хотя, нужно заметить, в психологическом отношении отступает на задний план. Первостепенное значение в этом возрасте приобретает общение со сверстниками. Главная потребность подросткового периода – найти свое место в обществе, быть значимым – реализуется в сообществе сверстников.

Объем и срок освоения программы: 2 года, 68 часов, 34 часа в год.

Форма обучения – очная.

Особенности организации образовательного процесса.

Программа разноуровневая.

1 модуль – ознакомительный (1 год обучения). На данном уровне освоения материала обучающиеся овладеют основами туристского быта, техники туризма и ориентирования, основами краеведения. Обучающиеся приобретут необходимые знания, опыт в обучении младших школьников и поведения в различных экстремальных ситуациях в природной среде, часто возникающие во время проведения походов. На ознакомительном уровне формируется устойчивая мотивация к предмету.

2 модуль – базовый (2 год обучения). Обучающиеся приобретают те необходимые знания, умения и навыки, которые позволяют им участвовать в многодневных походах, краеведческих экспедициях. Обучающиеся пробуют разные виды туризма и виды деятельности в туризме. На данном этапе обучения переход на самостоятельную деятельность в выполнении туристических должностей, возможна инструкторская подготовка.

Для более способных детей программа предусматривает углубленное освоение избранного вида туризма, повышение мастерства, инструкторские навыки, судейство соревнований посредством разработки индивидуального маршрута для обучающихся. В объединение принимаются дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, с ОВЗ.

Режим работы туристического клуба в течение учебного года в его различные периоды не одинаков: как правило, занятия проводятся в каждой группе по 1 занятия в неделю в определенный день и час. В среднем один раз в месяц организуются экскурсии, практические занятия на местности (тренировки), учебные походы на 1-2 дня, участие в соревнованиях, слетах. Более продолжительные походы проводятся в каникулярный период. Кроме того, занятия могут проводиться по группам (работа штаба, хозгруппы, редколлегии отчета о походе и т.п.) и индивидуально (работа с докладчиками, проводниками, фотографом, завхозом и т.д.).

Разделы тематического плана не обязательно изучать в строгой последовательности, как они изложены. Кроме того, на вторую половину каждого занятия планируется практическая работа самих обучающихся (упражнения, тренировки, организационные дела по подготовке к предстоящим походам). На занятиях теоретический материал сопровождается практическими занятиями, которые дополняют и закрепляют рассказ руководителя.

В приоритете проведение практических занятий на местности (одно и двухдневных походов, экскурсий с пешеходной частью, выездных тренировок по скалолазанию и т.п.), поэтому если есть возможность, их проводится больше запланированного, а теоретический материал или выдается попутно таким занятиям, или выдается путем уплотнения материала на последующих теоретических занятиях.

Условия набора учащихся в коллектив: приём в объединении ведётся на добровольной основе, учитывается интерес, обучение доступно, расписание занятий составляется с учётом желания родителей и детей.

Обязательное условие – медицинский допуск к занятиям по физической подготовке, к участию в походах и соревнованиях.

Состав групп – постоянный, разновозрастной. Основным составом объединения является клуб.

Режим обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю (45 минут). Количество учебных недель в год – 34. В зависимости от времени года и погодных условий место занятий разное: в помещении или на местности.


Цель и задачи программы

Цель – Формирование и развитие у подростков социальной компетентности, позитивного мировоззрения, самостоятельности посредством занятий в туристическом клубе.

Задачи:

Личностные:

- воспитывать морально-волевые качества, силу воли, стремление достигать цели, ответственность, умение работать в команде;

- укрепление здоровья, закаливание организма, приобщение к ЗОЖ;

- умение владеть способами самоопределения в ситуации выбора на основе собственных представлений, умений и навыков.

Метапредметные:

-знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях в природной, техногенной и социальной средах;

- иметь физическую и техническую подготовку, умение их использовать в походах и соревнованиях; 

- владеть способами взаимодействия с окружающими, выступать с устным сообщением.

Предметные:

-·умение ставить цель и организовать процесс её достижения;

- владеть техникой и тактикой пешеходного туризма;

- владеть навыками ориентирования на местности;

- уметь оказывать первую медицинскую помощь.

 

Учебный план 1 года обучения 1 модуль

№ п/п

Наименование тем и разделов

Количество часов

Формы аттестации (контроля)

всего теория практика
1 Туристическое снаряжение 2 1 1 тест
2 Укладка рюкзака. 2 1 1 тест
3 Организация Питания в туристическом походе. 4 1 3 тест
4  Безопасность в походах. 3 1 2

Зачетный поход

Тест

Зачет

соревнования

тест

Участие в конкурсах и соревнованиях

 

Соревнования

 

5 Физическая и маршевая подготовка. 3 1 2
6  Медицинская подготовка. 4 1 3
7 Туристический бивуак. 3 1 2
8  Топография и ориентирование на местности 3 2 1
9  Основы правил поведения в ЧС 1 1 0
10 Основы туристической техники 4 1 3
11 Краеведение. 3 2 1
12 Итоговое занятие. Поход 2 0 2
  Всего 34 14 20

 

Содержание



Поделиться:


Познавательные статьи:




Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.77.51 (0.007 с.)