Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Опыт создания муниципальных земельных информационных систем.

Поиск

Муниципальные земельные информационные системы создают по инициативе администрации муниципального образования, комитетов по земельным ресурсам и землеустройству, а также других организаций, использующих информацию о земле и иных объектах недвижимости. Такие системы называют земельными (территориальными, муниципальными) информационными системами. Далее рассмотрены основные эксплуатируемые ЗИС муниципальных образований.

На базе интеграции ГИС MapInfo и Microsoft Office, создан программный продукт «Информационная система земельного комитета г. Тольятти». Использование вышеуказанных ГИС имеет следующие преимущества:

- пакеты MapInfo и Microsoft Office достаточно распространены, известны, и их уже широко используют, что значительно уменьшает расходы на внедрение и эксплуатацию;

- форматы хранения данных открыты, а это, в свою очередь, удешевляет процедуру импорта уже существующей информации в систему и обеспечивает возможность в любой момент без особых затрат перейти на более мощные программные продукты;

- использование MapInfo в качестве ГИС-составляющей и Access в качестве СУБД позволяет достаточно быстро вносить изменения, которые регламентирует информационную систему функционально подразделяют на следующие подсистемы: кадастрового учёта и ведения договоров аренды земельных участков, контроля за использованием и охраной земель, документооборота, ведения архива.

Информация об объектах в подсистеме кадастрового учёта представлена следующими классами объектов:

- кадастровый квартал;

- кадастровый участок;

- часть кадастрового участка;

- застроенная территория;

- незастроенная территория;

- территория, закрепленная для целей благоустройства и озеленения;

- ограничение (обременение).

Все объекты кадастрового учёта могут и иметь графическое представление, при котором применяются штатные операции с объектами в MapInfo, включая создание буферов, и логическое операции с объектами. Кроме этого реализована возможность табличного изменения узлов объекта, трансформирования объекта в другие системы координат, получения географической информации (площадь, периметр, число узлов и т. д.) о группе выделенных объектов. В подсистеме можно также готовить соответствующие сопроводительные документы (справка для представления в регистрационную палату, план земельного участка и др.) на объекты учёта.

Подсистема учёта ведения договоров аренды земельных участков позволяет в автоматизированном режиме готовить договора аренды, включая подготовку плана земельного участка, расчёт арендной платы, вносить различные изменения и дополнения к договору, включая расчёт пеней. Подсистема также позволяет проводить выборки по различным критериям, включая задолженность по погашению арендной платы и сроки аренды, что обеспечивает полноценный и всесторонний контроль договорных отношений. Подсистема значительно сокращает время подготовки документов, возникающих в процессе договорных отношений, повышает такие показатели, как качество, полнота, точность и своевременность документации. Кроме этого, имеется возможность развития различных аналитических функций для анализа и планирования деятельности по аренде земельных участков.

Подсистема документооборота позволяет в режиме реального времени осуществлять регистрацию входящих и исходящих документов, готовить в автоматизированном режиме письма на базе созданных шаблонов, вести учёт и анализ выданных заданий. На основе существующей информации всегда можно подготовить отчёты по документам и заданиям, которые находятся или когда-либо находились в работе.

Все подсистемы функционируют в едином информационном пространстве, что позволяет эффективно организовывать рабочий процесс в целом.

Создание системы в период 1998-1999 гг. начиналось с приобретения оборудования и системного программного обеспечения, монтажа локальных вычислительных сетей на базе структурированных кабельных систем. Кроме этого, был осуществлён ввод данных по объектам недвижимости и проведены работы по инвентаризации городских земель. В г. Череповце закончены работы по созданию кадастрового плана в масштабе 1:2000 (создано более 100 тематических слоёв и оцифровано более 1:2000 (создано более 100 тематических слоёв и оцифровано более 300 тыс. объектов города).

Параллельно с созданием электронного кадастрового плана города вели работы по проектированию центральной базы данных АИС ЗИС на основе СУБД Oracle. В настоящее время БД содержит более 100 основных таблиц и включает в себя ряд подсхем основных субъектов системы (адресы, земельных участков, первичных объектов недвижимости, регистрации прав). При разработке программного обеспечения была применена ГИС корпорации Intergtaph: GeoMedia Professional и GeoMedia WebMap. Рабочие места пользователей системы АИС ЗИС можно разделить на три категории:

- профессионалы ГИС,

- прикладные пользователи в рамках конкретного рабочего места,

- зрители системы.

Используя созданные программно-технические средства, выполняют инвентаризацию ранее учтённых земельных участков с последующей передачей материалов службе земельного кадастра. Эту работу выполняют программными средствами АИС ЗИС.

Особое внимание при выполнении работ уделяли созданию конечного продукта – земельно-информационной системы (ЗИС). Работы по созданию ЗИС были организованы и выполняли их по согласованию с Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству. Г. Череповца. В результате изучения достаточно обширного рынка геоинформационных систем были выбраны ГИС «Панорама» и Baiconur GIS ToolKit (инструментарий разработчика ГИС-приложений).

На основе требований, выдвинутых земельным комитетом, была разработана ЗИС «Патрис-Кадастр», которая:

- учитывает землепользователей;

- оформляет правоустанавливающие документы;

- ведёт количественный и качественный учёт земель с разделением их по категориям;

- регистрирует права (сделки) на земельный участок с ведением всей предыстории;

- устанавливает и регистрирует обременения и сервитуты;

- формирует необходимые отчётные документы с использованием средства Microsoft Office;

- осуществляет картографирование учитываемой территории;

- выполняет поисковые запросы с возможностью создания отчёта.

При создании кадастровой муниципальной системы в г. Бийске параллельно с накоплением информации о земельных участках на бумажных носителях (землеустроительные дела) начали поиск программного обеспечения земельного кадастра. Администрации Бийска заключила договор с фирмой «Геокад» (Новосибирск), согласно которому была внедрена и адаптировна автоматизированная информационная система GeoCad System 3.1 для совместного комплексного ведения земельного кадастра, включающего подсистемы «Городские земли» и «Градостроительный кадастр».

В городе насчитывается 863 объекта и муниципальной собственности (недвижимость), из них около 20% внесено в базу данных.

Создание муниципальной информационной системы недвижимости г. Пскова (ИСН) осуществляют поэтапно с 1996 г.

Основополагающие принципы построения ИСН следующие:

- Использование профессиональной высокопроизводительной и надежной СУБД, которая должна обеспечивать целостность и безопасность информации, иметь средства восстановления данных в случае отказа аппаратуры;

- Обеспечение безопасности путём, занесения всех команд модификации БД – CREATE, UPDATE, DELETE в набор хранимых процедур (STORED PROCEDURE). Пользователь имеет право только на выполнение процедур;

- использование механизма долгосрочных транзакций – LONG TERM TRANCATION, предполагающего физическое разделение хранимой и модифицируемой данных;

- авторизация всех имеющихся данных;

- универсальный механизм для регистрации всех вещных прав;

- ведение архива изменения всех таблиц БД.

В результате реализации вышеперечисленных принципов была создана система, из пяти подсистем: регистрации, инвентаризации, управления заявками, информационной и архива.

Были разработаны рабочие места регистраторов и администратора системы. В качестве СУБД был выбран Oracle. Разработка системы велась средствами Oracle Designer /2000, Oracle Forms 4.5, Oracle Reports 2.5, Oracle PL/SQL.

Для координации работы участников ИСН, обеспечения их высоконадежным электронным хранилищем данных, предоставления жителям города единого места для регистрации прав на все виды недвижимого имущества создан специальный орган – Псковский городской регистр администрации.

В число участников ИСН включены:

- Комитет по управлению муниципальным имуществом Пскова, который формирует «Реестр муниципального имущества»;

 - Бюро технической инвентаризации Псковской области, которое формирует объекты недвижимости (здания и квартиры) и регистрирует права на них;

- Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Пскова, который ведёт Государственный земельный кадастр и регистрирует права на земельные участки;

- Комплексная экспедиция № 186 Новгородского аэрогеодезического предприятия, которая поставляет участникам ИСН картографическую информацию в электронном виде.

Для создания полноценной информационной основы для регистрации обременений и ограничений на земельные участки необходима дополнительная информация, которой располагают предприятия, обслуживающие инженерные сети, органы охраны природы и другие организации. Все они являются потенциальными участниками ИСН (Горводоканал, предприятия «Теплосети», городская телефонная станция и др.).

Общегородская муниципальная земельная информационная система «Уфа» развивалась с 1993 г. на основе концепция межведомственной информационной системы г. Уфы, разработанной Институтом развития Москвы.

К 1996 г. была создана первая ГИС, которая затем была модернизирована, и её используют предприятия городского управления Уфы. На основе этой МЗИС были созданы цифровые карты г. Уфы М 1:5000 (адресный план), большое число тематических карт (геологических, технических, топографических, кадастровых). Цифровой адресный план с системы управления городским хозяйством используется в составе локальных вычислительных комплексов. Этот план может стать интегрирующей основой МЗИС «Уфа» на основе цифровой растровой карты М 1:500, необходимой для решения застройки городской территории и эксплуатации инженерных коммуникаций

Основная задача информатизации городского управления заключается в создании целостного проекта МЗИС и интеграции в его рамках локальных информационных систем на основе формирования общей информационно-логической, программно-технической, телекоммуникационной среды обработки и обмена информацией для достижения следующих целей:

1. Формирования единой информационной инфраструктурой самостоятельного территориального административно-хозяйственного комплекса в рамках городского рынка информационных услуг.

2. Создания информационной основы для реализации функций управления территориальным административно-хозяйственным комплексом, инвариантной относительно организационной структуры управления.

3. Упорядочения источников основных видов информации с определением юридических прав представления данных по их функциональной принадлежности.

4. Нормативно закрепления прав и обязанностей разных категорий пользователей.

5. Разработки регламентирующих документов по ведению информационных ресурсов города.

6. Формирования организационно-хозяйственной структуры администрирования МЗИС и всех ее подсистем для обеспечения внедрения системы, её эксплуатации и развития.

7. Разработки рыночной инвестиционной схемы коммерческой поддержки внедрения территориальной информационной системы на компенсационной основе; привлечения инвесторов, готовых вкладывать средства в информатизацию муниципального управления в обмен на компенсацию затрат правами на подряд при информационном обслуживании и т.д.

8. Создания единой телекоммуникационной сети для обмена информацией в рамках общегородской МИС с выходом в глобальные сети передачи информации Internet.

9. Компьютеризации текущей деятельности и рутинных процессов обработки информации в организациях и структурных подразделениях органов городского управления.

10. Обеспечения доступа населения к открытым информационным ресурсам города.

11. Назначение МЗИС «Уфа»:

- Информационное обеспечение процессов учёта территориальных ресурсов и оперативного управления их эффективным использованием в соответствие с концепцией МИС;

- Информационная поддержка процессов анализа текущего состояния городского хозяйства и прогнозирование его развития;

- Обеспечение доступа граждан города к информационным ресурсам общего доступа (справочная информация).

В МЗИС «Уфа» выделены три уровня организации системы управления городской территорией: нижний (учётный, эксплутационный); средний (оперативного управления) и верхний – интегральный (координационный, стратегический).

Каждый уровень представлен организациями, входящими в систему управления территорией и выполняющими функции учёта или эксплуатации объектов, или управления территориальными процессами.

Организации учётного уровня городского управления наиболее «территории города, а также их эксплуатация, ведения информации, юридически и технически достоверной. Здесь же осуществляется привязка всей совокупности объектов инфраструктуры к пространственной модели территории (цифровой карте в рамках земельной информационной системы). На учётном уровне системы управления городским хозяйством продуцируется основной объём информации, которую затем используют в своей деятельности вышестоящие уровни организации системы городского управления.

В единой системе моделей, описывающих городское хозяйство и территорию, можно условно выделить две «вертикали»: структурно-функциональную модель территории и учётно-правовую модель управления территориальными ресурсами.

Структурно-функциональная модель территории является основой для различных комплексных моделей территории, не обязательно связанных с недвижимостью. Структурно-функциональную модель территории является основой для различных комплексных моделей территории, не обязательно связанных с недвижимостью. Структурно-функциональную модель территории образуют следующие модели:

- генплан города;

- проекты планировки;

- цифровая модель местности (цифровые топопланы);

- модель кадастрового деления территории города;

- межевания земель;

- резервирования территорий для общественных и государственных нужд;

- транспортная модель территории;

- экологическая модель территории;

- геологическая и тектоническая модели территории.

Создание единой системной модели – задача всех аналитических служб городской власти. Системная модель реализуется в компьютерном исполнении единой муниципальной земельной информационной системой.

Задача интегрального уровня управления – комплексный анализ процессов, протекающих на городской территории, прогноз их развития и формирование согласованной нормативно-правовой базы, определяющей «правила поведения» на территории города всех субъектов хозяйствования.

Интегральный уровень городского управления образуют:

- аппарат администрации г. Уфы;

- информационно-аналитическое управление администрации города;

- Главархитектура в лице некоторых своих аналитических подразделений;

- Управление экономики администрации города;

- промышленности администрации города;

- статистики;

- некоторые другие подразделения администрации города;

Подсистема информационно-аналитического обслуживания организаций интегрального уровня выполняет следующие базовые функции:

- статистический анализ территориальных процессов;

- бюджетный анализ;

- анализ и оптимизацию межведомственного документооборота в рамках системы управления городом;

- анализ законодательной и административно-правовой информации;

- анализ исполнения директивных документов;

- прогноз социально-экономического развития города (совместно с управлениями экономики и промышленности);

- оценку путей развития городского хозяйства с использованием экономико-математических моделей (экологические параметры, социально-политические показатели и т.д.).

В основных учреждениях администрации созданы локальные вычислительные системы – Горкомзема (Zeta), КУМС (система поддержки процессов аренды объектов нежилого фонда), Уфатехинвентаризации («Недвижимость» - система ведения реестра приватизированных квартир и частных домовладений), Уфаводоканала (система «Вода»), УГЭС, ГТС, УПЖХиИО (система «Диспетчер»).

Основной градостроительного кадастра является первая очередь системы «Мониторинг» - информационная система «Ресурсы», обеспечивающая ведение реестров объектов недвижимости, вещных прав на эти объекты, а также реестры субъектов прав (физические, юридические лица). Система «Ресурсы» и ГИС являются основой ядра МЗИС «Уфа», так как обеспечивают хранение и обработку общезначимой информации – данных по объектам собственности, вещным правам и субъектам прав.

Земельно-информационная система (ЗИС) – это инструмент для законного, административного и экономического принятия решений и помощи в планировании и развитии, которое состоит с одной стороны из базы данных, которая содержит пространственные, связанные с землей данные для определенной области, и с другой стороны, процедур и методов для систематического сбора, обновления, обработки и распределения данных.

Отличие земельной информационной системы от других информационных систем обусловлено особенностями их объекта – земли. Это сложный комплексных объект, для которого существует нормативная, правовая, информационная, научная, методическая база, которые накладываю определенные сложности для создания земельных информационных систем.

Единое информационное пространство системы управления земельными ресурсами – совокупность баз и банков данных, технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных сетей и систем, функционирующих на основе общих принципов и по правилам, обеспечивающим информационное взаимодействие организаций и граждан, а также удовлетворение их информационных потребностей при использовании и распоряжении земельными ресурсами.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Каково назначение муниципальных и региональных земельных информационных систем?

2. От чего зависит структура региональной и муниципальной земельной информационной системы?

3. Для чего нужны земельные информационные системы?

4. Назовите преимущества ГИС MapInfo и Microsoft Office.

5. Каким образом представлена информация об объектах в подсистеме кадастрового учёта?

6. Назовите принципы построения ИСН.

7. Каких целей можно достичь по средствам создания целостного проекта МЗИС?

Список литературы

Основная литература:

Коломейченко, А. С. Информационные технологии: учебное пособие / А. С. Коломейченко, Н. В. Польшакова, О. В. Чеха. — Санкт-Петербург: Лань, 2018. — 228 с. — ISBN 978-5-8114-2730-7. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/101862. — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Геоинформационные системы: учебное пособие / составители О. Л. Гиниятуллина, Т. А. Хорошева. — Кемерово: КемГУ, 2018. — 122 с. — ISBN 978-5-8353-2232-9. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/120040. — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Подрядчикова, Е. Д. Инструментальные средства ГИС: учебное пособие / Е. Д. Подрядчикова. — Тюмень: ТюмГНГУ, 2018. — 86 с. — ISBN 978-5-9961-1887-8. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/138256. — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Дополнительная литература:

Информационные технологии. Базовый курс: учебник / А. В. Костюк, С. А. Бобонец, А. В. Флегонтов, А. К. Черных. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Лань, 2019. — 604 с. — ISBN 978-5-8114-4065-8. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/114686. — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Любчик Г.П. Правовое обеспечение землеустройства и кадастров [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Любчик Г.П.— Электрон. текстовые данные.— Тюмень: Тюменский индустриальный университет, 2017.— 218 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/83716.html.— ЭБС «IPRbooks».

1. Щербаков В.М. Экспертно-оценочное ГИС-картографирование [Электронный ресурс]/ Щербаков В.М.— Электрон. текстовые данные.— Санкт-Петербург: Проспект Науки, 2017.— 192 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/35807.html.— ЭБС «IPRbooks».

 

ЛЕКЦИЯ 15



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.239.70 (0.009 с.)