Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Синтаксическая минутка (Слайд 14)

Поиск

Задание: сделать полный синтаксический разбор предложения.

За Александром Македонским ещё в античности закрепилась слава величайшего полководца в истории.

 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ (Слайд 15)

 

1. Первичная проверка понимания.

 

1. Доклады подготовленных учеников (Слайд 16)

Учитель: После великой октябрьской социалистической революции старые общественные порядки были упразднены и даже запрещены, в моду вошли совершенно новые имена. Родители могли выбрать любое имя, а некоторые из них стали придумывали свои собственные имена. Порой такое “придуманное имя” совсем не подходило человеку и не сочеталось ни с его отчеством, ни с фамилией.

1. Работа в группе. Развитие умения работать с таблицей. (Слайд 17)

 

 

Каждая группа рассказывает происхождение своего имени.

Ребята, скажите, а в наше время влияет имя на поступки человека? Или человек украшает свое имя хорошими делами? Назовите известных людей из разных сфер деятельности.

 

1. Первичное закрепление.

 

А теперь давайте поиграем и вспомним название русских народных сказок, в которых встречаются имена. (Дети приводят примеры названия сказок)

Конкурс знатоков "Имена".

Вопросы:

1. Какими «сказочными» именами называют современных людей? (Иванушка – Иван – Ваня, Машенька, Василиса и т.д.)

2. А какие имена есть только в сказках, а в жизни нет? (Кощей Бессмертный, Баба-Яга, Змей Горыныч и т.д.).

3. Назовите имена, которыми одинаково можно назвать и мальчика, и девочку. (Саша, Женя, Валя).

4. Назовите самое распространенное мужское имя, которое встречается у многих народов.

(Иван – русское, Вано – грузинское, Ван – китайское, Ян – польское, Ганс – немецкое, Джованни – итальянское, Жан – французское, Жуан – испанское, Джон – английское).

5. Назовите имена былинных богатырей. (Алеша, Добрыня, Никита, Илья).

6. Назовите цветы, в названии которых встречаются имена собственные. (Иван-да-марья, Иван-чай, Лилия, Роза и др.).

7. Вспомните пословицы, поговорки, загадки, стихи и песни в которых есть имена.

(Наш Гришка не просит лишка. Голодному Федоту и щи в охоту. Стоит Антошка на одной ножке, песня «Антошка»).

 

Интересный материал

Учитель: Многие ученые, которые занимаются ономастикой, т.е. изучением собственных имен, утверждают, что огромное значение на формирование характера ребенка имеет месяц рождения и время года. Вероятно, это нужно учитывать при выборе имени: для людей, родившихся зимой, – одна особенность, для других – другая.

Послушаем, что нам скажут ребята.(выступление учащихся)

Зимой рождаются люди выносливые, мыслящие, талантливые, властны, тяготеют к точным наукам.

Весенние люди – обидчивы, очень талантливы, у них чувство юмора, хорошая память, фантазеры, внимательны к чужому мнению, склонны к гуманитарным наукам.

Летние – добродушные, эмоциональные, впечатлительные, настойчивые, трудолюбивые

Осенние – рассудительные, мудрые. Хорошие дипломаты, усердны, старательны, успешно занимаются и точными науками и искусством.

Задача: У одного старика по имени Христофор спросили, сколько ему лет. Он ответил, что ему сто лет и несколько месяцев, но дней рождения у него было всего 25. Почему?

Родился Христофор 29 февраля.

Творческая мастерская.
Создание синквейна об имени (Слайд 18, 19)

Викторина «Образуйте имена от следующих сочетаний слов» (Слайд 20)

Владеть миром

Владеть всем

Любить мир

Свято славить

Милая людям

Данный Богом

Назовите имя, одинаково встречающееся для женщин и мужчин.

Валентин – Валентина

Василий – Василиса

Евгений – Евгения

Виктор – Виктория

Александр – Александра

Федор – Федора

Иван – Иванна

Много есть имен с удвоенной согласной. Назовите, кто больше. (Анна, Алла, Жанна, Филипп, Кирилл)

Ответы учащихся.

1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Подготовить последовательный ответ на вопросы(проект)

1. Что я знаю о своём имени?

2. Почему меня так назвали, кто назвал?

3. В какое время года ты родился?

4. Как ваше имя связано с именем какого-либо родственника?

5. Какова судьба этого родственника?

Творческое задание «Происхождение фамилий»

1. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Подведение итогов урока

Что вы узнали нового на уроке?

Что понравилось и что было сложным?

Что значит беречь имя и для чего это нужно?

Ребята, мы можем уже объяснить высказывания, о которых говорили в начале урока?

Радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах.

Евангелие от Луки

Не имя красит человека, а человек имя.

Пословица

Ответы учащихся.

Оценивание учащихся.

Итог урока. Имена - часть истории и культуры народа. В них отражаются быт и фантазия, род занятий и отношение к окружающему миру, исторические контакты народов между собой. Но какие бы имена мы не носили, что бы ни предопределяли нам они, мы всегда остаёмся хозяевами нашей судьбы. Только от нас зависит какой след оставит наше имя на земле.

 

Урок 10

Тема: Проверочная работа № 1 (представление проектов, результатов исследовательской работы)

 

 

Урок 11 Культура речи

Тема: Современный русский литературный язык

Цель урока: ввести понятие нормы русского литературного языка.(на уровне 5 класса);

                ознакомить с произносительными, грамматическими и лексическими нормами;

                дать определение правильной речи.

 

Оборудование: магнитофонная запись, компьютер.

 

Оформление: эпиграф, рисунки, таблица, тексты у каждого ученика.

 

                                                 Ход урока

 

1. Оргмомент.

                       Заговори, чтоб я тебя узнал

                                                         Сократ.

- Рассказывают, что, когда к Сократу однажды привели человека, о котором он должен был высказать свое мнение, мудрец долго смотрел на него, а потом воскликнул: «Да заговори же ты наконец, чтобы я мог тебя узнать!»

И действительно, как много можно узнать о человеке по тому, как он говорит.

Речь человека- это его визитная карточка, его языковой паспорт. По этой визитке составляется впечатление о человеке. 

Сегодня на уроке мы узнаем, какая речь называется правильной, что такое нормы русского литературного языка, какими они бывают.

Откройте тетради, запишите число …

 

2. Объяснение новой темы.

Все, что нас окружает, все, что создано руками человека, создано по точным законам, выверенным временем. Мы с вами тоже живем по определенным законам. И наша речь тоже строится по своим законам, правилам, нарушать которые нельзя. Эти правила являются нормой.

а) Таблица (слайд 1)

 

              Нормы - произносительные - грамматические - лексические

 

- Нормы бывают…. (Произносительные- правила произношения слов; грамматические- правильное образование форм слов; лексические- правильное употребление слов в речи)

 

- Рассмотрим каждую норму, выполнив ряд упражнений.

 

3. Упражнения по новой теме.

 

а) – К сожалению, чаще приходится говорить не о нормах, а об их нарушении. Например, что мы подумаем о человеке, который говорит так…

 

                (Магнитофонная запись)

 

              Между прочим

Говорил он, между прочим,

«Красивее», «Мы так хочем»,

«Досуг», «шофер, процент, заем,

Квартал, портфель, билютень»,

«Поверх плана выполняем»,

«Агент звонит целый день».

              (В.Масс, М.Червинский)

 

    (Ответы учащихся.)

 

- Скажите, какие нормы нарушил герой?

- Записываем в тетрадях: Произносительные нормы.

 У каждого из вас есть текст этого стихотворения. Посмотрите на выделенные в нем слова. Как правильно они произносятся?

Запишите правильный вариант. (Внесите, если нужно, исправления, поставьте ударение.)

 

(Проверка выполненного задания)

 

Когда вы затрудняетесь с произношением какого-либо слова, обратитесь к орфоэпическому словарю.

 

   (Показать словарь)

 

б) – Недавно прочитала стихотворение, и так оно мне понравилось, что решила познакомить и вас.

  Послушайте (Компьютер- экран)

            

        У рыбов нет зубов,

        У рыбей нет зубей,

         У рыб нет зуб.

 

- Смешно? Почему? А что неправильно? А как правильно?

А знаете, какие нормы нарушены?

Записываем в тетрадь: Грамматические нормы.

В этом стихотворении неправильно употреблены существительные мн. числа, Р.п.

в) Соблюдение грамматических норм мы должны учитывать, чтобы раскрыть скобки в данном тексте.

 

 (Учитель читает. Компьютер- экран)

                

                 Устная работа

 

г) Неправильное употребление существительных мн. числа в род. падеже является, к сожалению, распространенной ошибкой.

Рассмотрите примеры (напечатаны на листочках у каждого).

Исправьте ошибки. Запишите правильные варианты.

 

Подумаешь- делов-то!

Граждане! Местов нет!

Там было много грибов и ягодов.

Я кошков люблю больше, чем собак. Там было много ежов.

В зоопарке мы видели смешных медвежонков.

 

                      Проверка (Слайд 2)

 

- При образовании существительных множественного  числа следует быть внимательнее.

 

Речевая гимнастика

А теперь мы займемся речевой гимнастикой, ведь от того, умеем ли мы правильно дышать, зависит и громкость, и чистота, и выразительносит звучащей речи.

а) Сегодня мы будем учиться регулировать речевое дыхание. Научимся правильно дышать, делать вдох и выдох:

           - вдох через нос- выдох через нос,

           - краткий, глубокий вдох- замедленный выдох,

           - медленный, глубокий вдох- краткий, резкий выдох.

б) При глубоком вдохе:

           - медленный выдох, чтобы воздух выходил узкой струей,

           - выдох несколькими равными порциями(толчками),

           - выдох двумя неравными порциями.

в) «Погаси свечу»- интенсивный, прерывистый выдох:

           - вдох, секундная задержка дыхания. Затем короткими толчками

             выдохнуть воздух: Фу! Фу! Фу! Фу!  

г) Надоедливый комар»- продолжительный выдох.

 

4. Продолжим работу.

Мы говорили о произносительных и грамматических нормах, теперь давайте познакомимся с лексическими. (Записываем в тетради)

а) При выборе слова следует учитывать его значение.

     Если встречается незнакомое слово, о его значении можно узнать из толкового словаря.

                      (Показать словарь )

б) Очень распространенной является ошибка, которая допускается в употреблении слов одеть/ надеть. Они похожи, но имеют разное значение.

Рассмотрим рисунки. (Девочка одевает куклу; девочка надевает чулки)

Объяснение. (Одеть кого- что во что; надеть что-то на себя)

 

в) Сценка.Произведем эти действия.

        

 1 ученик выходит к доске.

Одевает одноклассника (шапка, шарф, перчатки…), затем надевает шапку сам.

г) Рассмотрим примеры употребления этих слов. ( На листочках у каждогонапечатаны предложения)

Задание: вставьте в данные предложения глаголы одеть/ надеть.

 

1. Мама__________________ чехол на чемодан.

2. Девочка________________ куклу Катю.

3. Старший брат___________ сестру.

4.  Сегодня девочка________ новые туфли.

5. Брат___________________ часы на руку.

6. Мальчик_______________ стрекозу на булавку.

7. Девочке подарили игру «________ медвежонка».

8. Бабушка_________________ внука.

9. Бабушка______________ новое пальто.

10. Космонавт_________________ скафандр.

 

Проверка работы (Слайд 3)

5. При употреблении слов следует учитывать не только значение этих слов, но и их сочетаемость. Например, нельзя сказать высокая кошка, пожилая лошадь. Эти слова не сочетаются. Обратимся к примерам.

 Найдите словосочетания, учитывая лексическую сочетаемость.

 

1. Стая А. Верблюдов
2. Табун Б. Коров
3. Караван В. Любопытных
4. Отара Г. Демонстрантов
5. Косяк Д. Овец
6. Стадо Е. Рыб
7. Толпа Ж. Пчел
8. Колонна З. Голубей
9. Рой И. Лошадей
10. Группа К. Туристов

 

Проверка работы.

(1.Г, 2.И, 3.А, 4.Д, 5.Е, 6.Б, 7.В, 8.Г, 9.Ж, 10. К)

 

6.К нарушении лексических норм относится повтор одного и того же слова, определения или суждения. Например, авторская речь- это речь автора.

Речь идет о тавтологии. Тавтология - повторение одного и того же определения или суждения, но иными словами. ( Переписать в тетрадь)

Употребление однокоренных слов в одном предложении также является тавтологией.

 

Задание: Исправьте ошибки.(На листочках у каждого)

Он всего лишь описал случай, который случился с ним.

Когда выступающий выступал, все его внимательно слушали.

Более полно Некрасов изобразил образы крестьян.

 

Проверка работ.

 

Вывод: тавтология является нарушением лексической нормы и свидетельствует о бедности языка.

 

7. Засоряют нашу речь, делают ее неправильной слова- пустышки.

 Оцените мастерство рассказчика.

        (Магнитофонная запись)

 

Такая, в общем, история.

Жил- был этот, как его.

Ну, и значит, и того.

Жило это самое

Со своею мамою.

Был еще один чудак-

Это, в общем, значит, так,

И его любимый зять.

Звали зятя Так сказать.

А жену звали Ну…

А соседа звали Это…

А его родители-

Видишь ли и Видите ли…

А еще какой- то Э-э-э

Жил на верхнем этаже…

И дружили они все…

Ну, и значит, и вообще…

               Э. Мошковская.

 

- Я уверена, каждый из вас услышал слова- пустышки. Их еще называют словами- паразитами, словами- сорняками.

У каждого из вас есть текст этого стихотворения. Найдите в нем пустые слова, подчеркните их.

 

Надеюсь, теперь вы будете осторожнее в употреблении этих слов.

 

Подведение итогов.

 а) Что нового узнали на уроке?

б) Вывод

Правильность речи- его соответствие нормам литературного языка.

Речь правильна, если не нарушает языковые нормы;

Речь неправильна, если она эти нормы нарушает.

9. Задание на дом

Исправить ошибки в предложениях, взятых из сочинений учеников.

 

Урок 12 -13

Тема: Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения

Нормы произношения и ударения.

Предметная цель: организовать деятельность учащихся по формированию

речевого мастерства через восприятие, осмысление и первичное запоминание 

акцентологических норм

Развивающие цели: способствовать развитию у учащихся

− коммуникативной, лингвистической и языковой компетенций в

процессе выполнения практических упражнений; 

− умения анализировать, систематизировать, делать выводы.

Воспитательные цели:  

− способствовать развитию у учащихся эффективного общения с

одноклассниками через формирование у учащихся нравственных

качеств: общительность, способность к открытому взаимодействию,

толерантность;

− вызвать интерес к изучению норм литературного языка.

Средства обучения: задания для каждой группы.

Оборудование: компьютер, телевизор, чистые листы бумаги.

Ход урока

Ход урока

Организационный этап.

-Здравствуйте ребята! Присаживайтесь. Сегодня на уроке нас ждёт много нового и интересного. Готовы ли вы уроку, с каким настроением вы пришли сегодня в кабинет?

-Пожалуйста, первый ряд подойдите к доске и приклейте стикер на «Барометр настроения». Теперь второй ряд, третий.

-Итак, я вижу что вы готовы к уроку. Тогда начнём.

Мотивация.

-Прослушайте шутливое стихотворение и скажите, как не нужно произносить слово творог?

Мой дядя выяснял лет сорок
И все же выяснить не мог,
Как говорить вернее: творог,
А может, правильней – творог?!
И как-то он в молочной лавке
Его увидел на прилавке, –
Лицо, как роза, расцвело,
Решил купить он полкило.
Но тотчас, на прилавок глядя,
Опять задумался мой дядя:
«Ведь, вероятно, он недорог,
Пойдет в ватрушку и в пирог...
А как спросить: «Почем творог?
А может, правильнее творог?».
Задачу эту смог решить
Мой дядя, лишь дойдя до кассы,
Сказав: «Прошу вас получить
За полкило творожной массы».
Кассирша мало разбиралась
В местоименьях, падеже.
И так сказала: «Не осталось!
Она распродана уже!».

В.Громов

 

Ответ. В разговорно-бытовой речи допустим и тот, и другой вариант произношения слова тв о рог. Но в соответствии со строгими литературными нормами лучше говорить твор о г. А кассирша должна была сказать распродана.

 

-А только ли нарушена норма постановки ударения?

Может быть ещё вы видите нарушение каких-либо норм? Хорошо тогда послушайте Рассказ школьного портфеля

 

Знакомьтесь: Петя. Мой сосед.
Ему уже двенадцать лет.
Но говорит он до сих пор
Не «коридор», а «колидор».
«Дилектор входит в кабинет...»
«Закрыт магазин на обед...»
«Хозяйка моет стаканы...»
«Секёт свеклу...»
«Пекёт блины...»
И до меня дошел черёд:
Портфель он «портфелем» зовет.
Но мне не зря «Родную речь»
Судьбой доверено беречь.
И я придумал не шутя:
Пусть и его зовут Петя.
– Петя! – несется со двора. –
Тебе домой идти пора!
– Не трогай малыша, Петя!
Ведь ты большой, а он дитя!
«Петя» обижен на ребят:
– Скажите, в чем я виноват?
Я не ругался, не грубил
И никого не оскорбил,
За что же среди бела дня
Отняли имя у меня?

                 Ю.Тимянский

 

-Какие нормы нарушены в этом шутливом стихотворении? (Произношения)

 

3. Актуализация субъектного опыта учащихся.

 

-А в вашей жизни бывали такие случаи, когда вы неправильно ставили ударение или неправильно произносили слова? А легко ли было окружающим понять о чём вы говорите? Приведите примеры своей неправильной речи.

 

-Нам эта тема важна? (Да)

 

-Тогда сформулируйте тему сегодняшнего урока (Нормы ударения и произношения)

 

- И что мы во всех словах сразу научимся ставить ударение? (Нет)

 

-А как вы думаете, что нам нужно будет сделать для того, чтобы научиться правильно ставить ударение во всех словах? (Найти что-то общее среди всех слов, закономерности)

 

-Какие цели вы поставите себе?

 

-А с помощью чего будем добиваться решения поставленной цели?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.214.226 (0.009 с.)