![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Организационный момент(2мин)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Слово учителя. -Ребята, сегодня на уроке мы с вами поговорим о культуре вообще и о русском языке как о явлении русской национальной культуры в частности. - Данный урок мы построим в форме диалога. - Давайте вспомним, что такое диалог? (Это разговор между двумя лицами, обмен репликами.) - Сегодня мы услышим диалоги учителя с учеником, диалоги учеников.
2. Коллективное повторение изученного материала (8 мин) - Каждый язык - это целый мир. Язык не только предмет для изучения, а живая душа народа, его радость, боль, память, сокровище. Он должен вызвать у каждого из нас горячую любовь, признательность, трепетное отношение. Язык возник и развился с данным человеческим коллективом, поэтому представляет собой явление социальное: нет народа без языка, нет языка без народа. Проблема национального языка и национальной культуры является не только научной или стихийно народной, но и политической. Всякая отдельная цивилизация, всякая культура имеет свою историю и рост, свои неповторимые особенности, свои формы контактов с другими цивилизациями и культурами как в пространстве, так и во времени. - Итак, ребята, давайте разберёмся с темой урока. - Язык. Что это такое? (Исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе.) - Русский? (Язык русского народа.) - Как вы понимаете слово культура? (Это совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей.) - Словосочетание «русская национальная культура». Объясните его значение. (Это совокупность духовных достижений русского народа.) - Какие достижения мы относим к духовным? (Нравственные, т.е. правила поведения и интеллектуальные, т.е. умственные.) - Как вы думаете, русский язык имеет отношение к русской национальной культуре? (Да.)
3. Закрепление знаний, умений и навыков (20 мин). - Сейчас мы с вами попробуем разобраться, какое именно отношение язык имеет к русской национальной культуре. - Как вы думаете, где ребёнок знакомится с языком? (В семье, усваивая язык своих родителей.) - Послушайте, что говорил по этому поводу русский педагог и психолог П.П.Блонский: «Ребёнок сердцем и мыслью спаивается с историей родной культуры. В будущем он тогда, наверное, не вандал по отношению к ней. Он крепко-накрепко связан с народом... он - питомец его и сознаёт его». Согласны ли вы с П.П.Блонским? Почему?
(Согласны. Если с детства ребёнок слышит родную речь, то он начинает её изучать, любить и беречь). - В высказывании говорится о том, что «ребёнок спаивается с историей родной культуры». Как вы понимаете эти слова? (Мамы и папы, бабушки и дедушки ребёнку читают книги, рассказывают об истории, о том, что такое хорошо и что такое плохо и так далее. Таким образом ребёнок знакомится с культурой своего народа). - Потом ребёнок подрастает, идёт в детский сад, потом в школу, продолжая знакомиться с национальной культурой своего народа через язык. Приведите примеры. (Уроки истории, географии, изо, музыки, литературы, русского языка, то есть через научные и художественные книги). - А много ли слов в русском языке? (Очень много). - Как называется раздел языкознания, изучающий словарный запас языка? (Лексика). - А что вы помните из этого раздела о словах? Подтвердите свои ответы примерами,желательно со словом ЯЗЫК. (Слова однозначные и многозначные: снег — язык. Слова в прямом и переносном значении: русский язык - язык пламени. Синонимы: язык, речь. Антонимы: разговорчивый - молчаливый. Омонимы: язык - подвижный мышечный орган в полости рта; язык - исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе. Слова исконно русские и заимствованные: восторг - авантюрист (фр.). Слова устаревшие: архаизмы (на их место пришли синонимы) и историзмы (совсем вышли из речи): перст (палец) - царь. Неологизмы: компьютер, принтер, сканер.) - Итак, чтобы разобраться в истории слова, куда иногда приходится отправляться? (В исторический или географический экскурс). - О чём это говорит? (В словах русского языка живёт прошлое и настоящее русского народа, его быт, традиции, обычаи, нравы, особенности трудовой деятельности, природной среды и т.д.).
- Задание 1. Перед вами фрагменты «Календаря Российского земледельца». Объясните, почему именно так назывались дни года. 4 февраля - Тимофей - полузимник; ползимы прошло.
13 марта - Василий - капельник; с крыш капает. 17 марта - Герасим - грачевник. Грач на горе - весна на дворе. 18 марта - Конон - огородник. Если в день Конона вёдро, то градобития летом не будет. 4 апреля - Василий - сольнечник, Василий - парник. 14 мая - Еремей - запрегальник. 2 июня - Фалолей - огуречник; посадка огурцов. 13 июня - Еремей - распрегальник. Еремей - отпусти сетево (мелкая сеть). Конец сева. 8 сентября - Павел - рябинник; срывали рябину, кисти вешали под крышу. 14 декабря - День - грамотник. В этот день отроков (мальчиков старше 9 лет) определяли в учение. В дом приходил дьякон приносил с собой букварь и плётку. Сначала отрок получал три удара плёткой, затем начиналось учение, разучивалась по букварю первая буква.
Задание 2. Прочитайте предложение из романа Д. Н. Мамина - Сибиряка. Это произведение написано в XIX веке. Какое слово в этом отрывке оказалось для вас новым? По каким элементам этого слова можно догадаться о его лексическом значении?
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.110.100 (0.007 с.) |