Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Железо на крышу, скобки да гвозди были припасены ещё

Поиск

заранее, когда Родион Антонович был ещё только магазинером…

Приведите примеры употребительных слов, образованных по той же

словообразовательной модели, что и существительное магазинер. Что

объединяет все эти слова? Сделайте вывод.

 

Задание 3.

Следующие ниже примеры взяты из справочника «Новое в русской лексике», в котором помещены слова, вошедшие в язык в начале 80-х гг. 20-го века.

Учитывая значения этих слов, объясните, как они образованы. Приведите

примеры известных слов.

Расслабушка (пребывание в расслабленном состоянии), симпатюшка (о ком-то приятном, симпатичном), сластёнство (склонность к сладкому),

смехотворчество (создание юмористических произведений), окоротеть (стать

коротким), отзеленеть (перестать зеленеть), пихтоварка (приспособление для

получения пихтового масла).

- А нужны ли нам заимствованные слова? Зачем?

(Со временем они закрепляются на русской почве и становятся неотъемлемой частью нашей культуры).

- Приведите примеры.

- А художественные произведения - это национальная культура? Докажите.

(Из художественных произведений в лексикон человека входят очень многие

красивые слова: алая заря, красна девица, добрый молодец, шёлковая травушка-муравушка. Это тоже черта нашего народа, а значит, и русской культуры).

- А как вы считаете, культура человека - это часть национальной культуры?

- Посмотрите на доску и прочитайте текст вслух.

(текст выводится на экран с помощью ПК).

Культура человека, наряду со знаниями, начитанностью и умением вести себя, включает как непременное условие и культуру речи - умение правильно произносить и употреблять слова, составлять из них фразы, строить речь в целом. Речь должна быть:

разнообразной - не повторяющей без необходимости одно и то же слово или выражение;

выразительной - использующей образные средства языка:

фразеологизмы и крылатые слова, пословицы и поговорки, метафоры и сравнения;

точной - употребляемые слова и выражения должны называть именно то, о чём мы действительно хотим сказать;

логичной - последовательной (последующее вытекает из предыдущего);

краткой - экономной, не содержащей ничего лишнего;

ясной - чётко формулирующей передаваемую мысль;

Доступной - выраженной в понятной форме, известными словами.

- Давайте сформулируем выводы из текста и запишем их.

(текст выводится на экран с помощью ПК).

(Культурный человек, начитанный, умеющий себя вести, обладающий культурой речи - умением правильно произносить и употреблять слова, составлять из них фразы, строить речь в целом. Речь должна быть разнообразной, выразительной,точной, логичной, краткой, ясной, доступной.)

- А можно ли отнести пословицы и поговорки к русской национальной культуре?

Подтвердите это примерами.

(Ехать в Тулу со своим самоваром).

- Как вы думаете, а фразеологизмы - это часть русской национальной культуры?

Докажите это.

(Язык хорошо подвешен. Язык до Киева доведёт).

 

3. Подведение итогов урока (8 мин).

- Итак, какой теме мы посвятили сегодняшний урок?

- Обратимся к эпиграфу. Прочитайте и запишите его в тетрадь. Согласны ли вы с К.Д.Ушинским?

- Перед вами высказывания о русском языке. Прочитайте их.

(текст выводится на экран с помощью ПК)

Слово - не случайная комбинация звуков, не условный знак для выражения мысли. А творческое дело народного духа, плод его поэтического творчества. Это - художественный образ, в котором запечатлелось наблюдение народа над самим собой и над окружающим миром.

В.О.Ключевский

Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения в одно великое, историческое, живое целое.

К.Д.Ушинский

Каждое слово есть представитель понятия, бывшего в народе. Каждое слово для историка есть свидетель, памятник, факт жизни народа.

И.И.Срезневский

По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно судить не только о его культурном уровне, но и о гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.

К.Г.Паустовский



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.70.69 (0.005 с.)