Подробное обсуждение действий. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подробное обсуждение действий.



Введение

Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе лого­педической работы с детьми с общим речевым недо­развитием. Это определяется, прежде всего, веду­щей ролью связной речи в обучении детей старшего дошкольного возраста. Отмечаемое у детей систем­ное речевое недоразвитие, как правило, в сочета­нии с отставанием в развитии ряда психических функций требует дифференцированного подхода к выбору методов и приемов формирования навыков самостоятельных связных высказываний.

Связная речь детей старшей группы с общим недоразвитием речи (ОНР) отличается отсутстви­ем четкости, последовательности изложения, от­рывочностью. Детям с трудом дается пересказ рас­сказов, воспроизведение по образцу речи педагога, не говоря уже о самостоятельном и творческом рассказывании. Стоит отметить, что самостоя­тельно связная речь у детей с ОНР не формирует­ся. Поэтому необходима четко спланированная систематическая коррекционная работа логопе­да, предполагающая проведение специальных коррекционно-развивающих занятий.

Разрабатывая конспекты, автор учел научно-методические рекомендации по развитию связной речи детей старшей группы (5-6 лет). Обучение начинается с формирования у детей навыков со­ставления простых предложений по вопросам, де­монстрируемым действиям и картинкам. Впоследствии совершенствуется навык ведения диалога, проводится обучение пересказу, составлению опи­сательных рассказов, рассказов по опорным пред­метным картинкам, сериям сюжетных картин и отдельным сюжетным картинам.

Занятия построены в соответствии с возрастны­ми особенностями детей. При проведении коррекционной работы важная роль отводится речевому образцу педагога, применению разнообразных игро­вых приемов, широкому использованию доступных литературных образцов. На занятиях педагогом ис­пользуется разнообразный иллюстрационный ма­териал. Это помогает разнообразить формы работы, привлечь и удержать внимание детей, вызвать у них интерес к занятиям на протяжении всего года.

Данная книга входит в комплект, состоящий из десяти пособий: конспектов занятий по развитию связной речи и картинного материала к ним, конспек­тов фронтальных занятий с детьми (на три периода обучения), трех тетрадей взаимосвязи работы лого­педа с воспитателем и двух альбомов для выполне­ния детьми домашних заданий логопеда. Работая по данной системе, логопед проводит три фронтальных занятия в неделю: по одному занятию на развитие фонетико-фонематической стороны речи, лексико-грамматической стороны речи и связной речи.

Предлагаемые занятия помогут логопеду спла­нировать и провести целенаправленную работу по развитию связной речи на протяжении всего учеб­ного года.

Перспективный тематический план занятий по развитию связной речи у детей

 

Не­дели Темы № за­нятия

Сентябрь

1,2

Обследование детей.

3 Пересказ рассказа «В раздевалке», состав­ленного по демонстрируемым действиям 1
4 Составление рассказа «Как мы играли» по демонстрируемым действиям 2

Октябрь

1 Пересказ рассказа Н. Сладкова «Осень на пороге» с использованием фланелеграфа или магнитной доски 3
2 Пересказ описательного рассказа об ово­щах с опорой на схему 4
3 Составление описательного рассказа о фруктах с опорой на схему 5
4 Пересказ рассказа «Богатый урожай» с ис­пользованием серии сюжетных картин 6

Ноябрь

1 Пересказ рассказа Я. Тайца «По ягоды» с ис­пользованием предметных картинок 7
2 Пересказ адаптированного рассказа Л. Воронковой «Лебеди» с использованием сю­жетных картин 8
3 Составление описательного рассказа об одежде с опорой на схему 9
4 Составление рассказа «Как солнышко боти­нок нашло» по серии сюжетных картин 10

Декабрь

1 Пересказ адаптированного рассказа Н. Но­сова «Заплатка» с использованием предмет­ных картинок 11
2 Пересказ рассказа «Общая горка», состав­ленного по картине с проблемным сюжетом 12
3 Пересказ русской народной сказки «Три медведя» с элементами драматизации 13
4 Составление рассказа «Семейный ужин» по серии сюжетных картин (с элементами твор­чества) 14
    Составление рассказа «Новый год на поро­ге» по серии сюжетных картин с продолже­нием сюжета 15

Январь

1,2 Каникулы  
3 Составление описательного рассказа о зи­мующих птицах с использованием схемы 16
4 Пересказ рассказов Е. Чарушина «Кто как живет: заяц, белка, волк» (пересказ близ­кий к тексту) 17

Февраль

1 Пересказ рассказа «Как мы общаемся», со­ставленного по сюжетным картинам 18
2 Пересказ рассказа Г. Цыферова «Парово­зик» с использованием опорных предмет­ных картинок 19
3 Составление рассказа по сюжетной карти­не «В живом уголке» 20
4 Пересказ рассказа Л. Кассиля «Сестра» 21

Март

1 Составление рассказа «Заяц и морковка» по серии сюжетных картин 22
2 Составление описательного рассказа о маме по собственному рисунку 23
3 Составление описательных рассказов о профессиях с использованием схемы 24
4 Пересказ-инсценировка сказки «Колосок» с использованием серии сюжетных картин 25

Апрель

1 Пересказ рассказа «Откуда хлеб пришел», составленного по серии сюжетных картин 26
2 Пересказ рассказа Е. Пермяка «Как Маша стала большой» 27
3 Составление рассказа по сюжетной карти­не «Одни дома» с придумыванием начала рассказа 28
4 Пересказ рассказа Л. Толстого «Котенок»                          29

                                                       Май

1 Составление рассказа «Граница Родины— на замке» по серии сюжетных картин 30
2 Пересказ басни Л. Толстого «Старый дед и внучек» 31
3 Составление описательного рассказа о на­секомых с использованием схемы 32
4 Составление рассказа «Лето красное пришло...» по сюжетной картине 33

 

План занятий по развитию связной речи у детей

Занятие 1

Тема: Пересказ рассказа «В раздевалке», состав­ленного по демонстрируемым действиям.

Цели:

Коррекционно-образователъные:

— учить детей составлять предложения по де­монстрируемым действиям;

— учить пересказывать рассказ, составленный по демонстрируемым действиям.

Коррекционно-развивающие:

— систематизировать знания о детском саде;

— активизировать словарь по данной теме.

Коррекционно-воспитательная:

— воспитывать у детей умение внимательно на­блюдать за происходящими событиями.

Оборудование: сюжетные картинки и предметы, используемые по ходу занятия.

Предварительная работа:

Объяснить детям, для чего они ходят в детский сад.

 Познакомить с помещениями детского сада и сотрудника­ми.

Напомнить о правилах поведения в дет­ском саду.

Чтение с обсуждением: В. Маяков­ский «Что такое хорошо и что такое плохо», О. Панку-Яшь «Не только в детском саду».

Ход занятия

1. Организационный момент.

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «За­кончи предложение» (проводится по сюжетным картинкам).

Мальчик переодевается, а мальчики... (Переоде­ваются.)

Мальчик лепит, а мальчики... (Лепят.) Девочка делает зарядку, а девочки... (Делают за­рядку.)

Девочка поет, а девочки... (Поют.) Девочка пьет сок, а девочки... (Пьют сок.) Мальчик рисует, а мальчики... (Рисуют.)

2. Объявление темы.

Воспитатель: Сейчас мы выйдем в раздевалку и внима­тельно понаблюдаем за тем, что будет делать Света. А затем составим небольшой рассказ о том, что уви­дели.

3. Выполнение ребенком заранее обговоренных действий ( Все действия педагог обговаривает и репетирует с ре­бенком заранее)

Дети выходят из группы в раздевалку, в которую заходит девочка — Света. В руках у нее ботинки. На ней верхняя одежда. Света здоровается с детьми, под­ходит к своему шкафчику, снимает верхнюю одежду, вешает ее, ставит на полку ботинки, обувает санда­лии. После этих действий Света заходит в группу, бе­рет куклу и начинает играть.

В раздевалке

Света зашла в раздевалку. Ее встретили ре­бята. Она поздоровалась с ребятами, подошла к шкафчику и сняла куртку. Ее Света повесила в шкафчик. Потом Света разулась, поставила бо­тинки на полку и взяла сандалики. Она обула сан­далии и зашла в группу. В группе Света взяла ку­клу и стала играть с ней.

6. Составление пересказа.

Дети поочередно составляют пересказ услышан­ного рассказа.

Физкультминутка. Выполнение движений по тексту стихотворения.

Солнце скрылось за домами, «Солнышко» над головой.
Покидаем детский сад.               Шаги на месте.
Я рассказываю маме                     Показывают на себя, а потом на воображаемую маму.
Про себя и про ребят:                                       Показывают на себя, а по­том на других ребят.
Как мы хором песни пели,     Как играли в чехарду, Что мы пили, что мы ели, Что читали в детсаду.                               Г. Ладонщиков Далее движения по тек­сту.

 

После физкультминутки воспитатель предлагает де­тям составить еще несколько рассказов.

7. Итог занятия.

Воспитатель (подводит итог занятия): Кто показы­вал нам действия для рассказа? Где происходили действия? Чей рассказ понравился больше всего?

Занятие 2

Тема: Составление рассказа «Как мы играли» по демонстрируемым действиям

Ход занятия

1. Организационный момент.

Вот маленький мячик. Давайте будем передавать его друг другу из рук в руки и желать доброго утра. (Доброе утро, Катя. Доброе утро, Ваня. И т. д.) Доброе утро, дети! Садитесь, пожалуйста, на свои места.

Объявление темы.

Воспитатель: Посмотрите внимательно друг на дру­га. Кого из детей нет с нами? (Оли и Вани.) Давайте позовем их. (Зовут.)

Оля и Ваня заходят в группу, а воспитатель просит детей внимательно смотреть за тем, что они будут делать.

Итог занятия.

Воспитатель (подводит итог занятия): Кто играл с кубиками? Кто играл с куклой? Чей рассказ понра­вился больше всего?

 

Занятие 3

Тема: Пересказ рассказа Н. Сладкова «Осень на по­роге» с использованием фланелеграфа (маг­нитной доски).

Цели:

Коррекционно-образовательная:

— учить детей пересказывать рассказ с опорой на картинки.

Коррекционно-развивающие:

— систематизировать знания детей о поведении животных в осенний период;

— активизировать словарь по теме «Осень»;

— закреплять умение образовывать имена су­ществительные во множественном числе.

Коррекционно-воспитательная:

— воспитывать у детей литературно-художест­венный вкус, способность понимать и чув­ствовать настроение героев произведения.

Оборудование: текст рассказа Н. Сладкова «Осень на пороге» (адаптированный), картинки для фланелеграфа: ворон, белка, заяц, лисица, барсук, енот, еж, медведь, ласточка, скво­рец.

Осень на пороге

Н. Сладков(адаптированный текст)

— Жители леса! — закричал утром мудрый Во­рон.— Осень у лесного порога, все ли к ее приходу го­товы?

Как эхо донеслось из леса: — Готовы, готовы, готовы...

— А вот мы сейчас проверим! — каркнул Ворон. — 11ерво-наперво осень холоду в лес напустит — что де­лать станете?

Откликнулись звери:

— Мы, белки, зайцы, лисицы, в зимние шубы пе­реоденемся!

— Мы, барсуки, еноты, в теплые норы спрячемся!

— Мы, ежи, медведи, сном беспробудным уснем!

— Мы, перелетные птицы, в теплые края улетим!

Предварительная работа:

чтение стихотворений об осени Ф. Тютчева, А. Толстого, П. Плещеева, А. Пушкина.

Игра «Подбери предмет к при­знакам» (осенний, осенняя, осеннее).

Ход занятия.

Организационный момент.

Воспитатель: К нам в гости прилетел мудрый Ворон. (Выставляет на доску картинку или игрушку.) Он принес нам интересную историю.

Объявление темы.

Воспитатель: Послушайте стихотворение:

Все деревья облетели,

Зеленеют только ели.

Днем и ночью дождик льет,

Грязь и лужи у ворот.

Когда это бывает? (Осенью.)

А из рассказа мудрого Ворона мы узнаем, как лесные жители готовятся к приходу осени и осен­ним холодам.

3. Игра «Одинмного».

Воспитатель выставляет картинки на доску и про­сит назвать их по образцу. Это заяц, а это — зайцы. Много зайцев.

Енот — еноты — много енотов.

Лиса — лисы — много лис.

Еж — ежи — много ежей.

Белка — белки — много белок.

Медведь — медведи — много медведей.

Барсук — барсуки — много барсуков.

Птица — птицы — много птиц.

4. Рассказ воспитателя.

Воспитатель: Мудрый Ворон расскажет вам о том, как звери в лесу готовятся к приходу осени.

Далее воспитатель от имени Ворона пересказывает рассказ Н. Сладкова «Осень на пороге», сопрово­ждая свой рассказ выкладыванием картинок на магнитную доску.

Беседа по рассказу.

Воспитатель:

 - О каком времени года говорилось в рас­сказе?

- Кто задавал вопросы жителям леса?

- Кого проверял Ворон? (Дети отвечают, опираясь на картинки, выставленные на магнитной доске.)

- Как приготовились к зиме зайцы, лисицы и белки?

- Как барсуки и еноты?

- Как ежи и медведи?

- Как перелет­ные птицы?

- А почему нужно готовиться к насту­плению осени? (Потому что наступает холодная пора.)

Пересказ рассказа.

Воспитатель снимает картинки с магнитной доски и по­вторяет рассказ, вновь выставляя картинки. Затем рассказ с опорой на картинки пересказывает кто-то из детей.

Физкультминутка «Осень». Выполнение дви­жений по тексту стихотворения.

Туча небо кроет, Солнце не блестит, Взмахи руками над головой.
Ветер в поле воет, Изображают рупор.
Дождик моросит. Взмахи руками перед собой.
Воды зашумели Быстрого ручья, Топают ногами на месте.

Птички улетели

В теплые края.

                                              А. Плещеев

Изображают улетающих

птичек.

После физкультминутки воспитатель предлагает де­тям составить еще несколько пересказов. Можно усложнить задание, убрав некоторые картинки, на­пример: зайцев, лис и белок или ежей и медведей. Возможен вариант, когда ребенок, рассказывая, сам выставляет картинный материал.

Итог занятия.

Воспитатель (подводит итог занятия): Кто прилетал к вам в гости? Как готовятся к зиме зайцы, лисы и белки? А ежи и медведи? А перелетные птицы?

 

Занятие 4

Тема: Пересказ описательного рассказа об овощах с опорой на схему.

Цели:

Коррекционно-образовательные:

— учить детей пересказывать рассказ с опорой на схему описания;

— соотносить внешний вид овощей с геометри­ческими формами;

— учить узнавать овощи по описанию. Коррекционно-развивающие:

— развивать у детей умение отвечать на вопро­сы полным предложением;

— активизировать словарь по теме «Овощи»;

— развивать внимание и мышление, обращая внимание на детали в описании.

Коррекционно-воспитательная:

— воспитывать у детей аккуратность и гигие­нические навыки.

Оборудование: картинки с изображением овощей, схема описания овощей и фруктов, геометри­ческие фигуры (круг, овал, треугольник) по количеству детей.

Предварительная работа: рассматривание ово­щей и картины «Натюрморт». Аппликация «Корзина с овощами».

Лепка овощей из пла­стилина.

Чтение русской народной сказки «Вершки и корешки», стихотворения Ю. Ту-вима «Овощи».

Игра «Угадай на вкус» (с ис­пользованием натуральных овощей).

 

Ход занятия.

Организационный момент.

Дети заходят в группу и видят корзину, прикрытую салфеткой.

Воспитатель: Это подарки Осени. А что в корзинке вы должны догадаться сами, отгадав загадки:

Желтый бок, круглый бок — Сидит на грядке колобок. (Репка.)

Сидит дед, во сто шуб одет. (Лук).

Красная девица сидит в темнице, А коса на улице. (Морковь.)

Воспитатель (снимает салфетку и показывает детям овощи): Как одним словом мы можем назвать подар­ки Осени, которые лежат в корзинке? (Овощи.)

Объявление темы.

Воспитатель: Сегодня мы с вами будем учиться рас­сказывать об овощах.

3. Игра «Узнай по описанию».

Воспитатель: Узнайте овощи по описанию.

• Круглый, красный, сочный, полезный, мягкий? (Помидор.)

• Овальный, зеленый, вкусный, шершавый, твер­дый? (Огурец.)

• Треугольная, оранжевая, твердая, вкусная, хру­стящая? (Морковь.)

• Круглая, зеленая, твердая, сочная? (Капуста.)

Круглый, жгучий, твердый, витаминный? (Лук.)

• Круглая, бордовая, твердая, полезная? (Свекла.)

Дети узнают по описанию овощи, а логопед вы­ставляет картинки с их изображениями на наборное полотно или достает настоящие из корзинки.

Игра «На что похоже?».

На столах у детей находятся геометрические фигуры: треугольник, овал, круг. Воспитатель предла­гает детям подойти к наборному полотну и поста­вить свою форму к тому овощу, к которому она под­ходит. При этом обязательно свои действия нужно сопровождать речью: «Треугольник подходит к моркови — она треугольная по форме». И т.д.

5.Знакомство со схемой описания.

Воспитатель знакомит детей с каждым условным обо­значением, рассказывает о том, как схема будет по­могать детям составлять рассказы об овощах.

План рассказа:

1. Что это за предмет? (знак вопроса)

2. Где растет? (сад, лес, огород)

3. Какой овощ на вкус? (язык) Какой на ощупь? (рука)

4. Какой формы овощ? (треугольник, овал, круг)

5. Какого цвета овощ? (разноцветные пятна)

6. Что можно приготовить из овоща? (кастрюля)

Образец рассказа.

Воспитатель: Послушайте мой рассказ, который я составила с помощью этой схемы-помощницы.

Это помидор. Помидорэто овощ. Он растет в огороде, на грядке. Помидорэто вкусный, соч­ный и сладкий овощ. На ощупь он мягкий. Поми­дор круглый, красного цвета. Из помидоров мож­но приготовить салат, их можно солить и есть сырыми.

Рассказы детей.

Воспитатель предлагает двум детям пересказать услышанный рассказ.

Физкультминутка «Огород». Выполнение дви­жений по тексту стихотворения.

Огород у нас в порядке— Мы весной вскопали грядки.  Мы пололи огород, Поливали огород. Действия по тексту.
В лунках маленьких негусто Рассадили мы капусту. «Сажают».
Лето все она толстела,              Показывают руками круг перед собой.
Разрасталась вширь и ввысь.   Руки в стороны, а затем вверх.
А теперь ей тесно белой,           Руки разведены в стороны.  
Говорит—посторонись!                                              Е. Стюарт Отталкивающие движения руками.

После физкультминутки воспитатель предлагает еще несколько аналогичных образцов рассказов о других овощах. Дети пересказывают их.

Итог занятия.

Воспитатель (подводит итог занятия): Какой пода­рок прислала нам щедрая Осень? Что можно ска­зать об овощах? (Они вкусные, полезные, витамин­ные.)

 

Занятие 5

Тема: Составление описательного рассказа о фрук­тах с опорой на схему. Цели:

Коррекционно-образовательные:

— учить детей подбирать существительные к прилагательным;

— учить составлять рассказ с опорой на схему.

Коррекционно-развивающие:

— закреплять у детей употребление существи­тельных в винительном падеже;

— развивать умение отвечать на вопросы пол­ным ответом;

— закреплять употребление притяжательных местоимений.

Коррекционно-воспитательная:

— воспитывать у детей гигиенические навыки и навыки самообслуживания.

Оборудование: картинки с изображением фруктов, схема описания фруктов,

Предварительная работа: Чтение художественных текстов: Л. Толстой «Косточка», Я. Тайц «По ягоды», Е. Пермяк «Смородинка», загадки о фруктах.

 Лепка «Фрукты на блюде».

Аппли­кация — «Ваза с фруктами».

Ход занятия

Организационный момент.

На ковре разложены картинки с изображениями фруктов.

воспитатель: Посмотрите, кто-то разбросал картин­ки. А что же на них нарисовано? (Фрукты.) Давай­те соберем их в корзину. Только обязательно рас­сказывайте, что вы кладете в корзину.

Дети собирают картинки и рассказывают: «Я по­ложил в корзинку яблоко». И т.д.

Объявление темы.

Воспитатель: Сегодня я хочу превратить вас в писа­телей и предлагаю написать рассказы о фруктах. (Картинки с изображением фруктов воспитатель вы­ставляет на доску или наборное полотно.) Но пре­жде мы с вами пограем.

Работа со схемой.

Воспитатель выставляет схему описания фруктов (аналогична схеме описания овощей) и напоминает детям, что обозначает каждый символ-фрагмент схемы.

Воспитатель: Сейчас вы превратитесь в писателей. У каждого из вас есть свой фрукт. О нем вам нужно будет составить рассказ.

Составление рассказа.

Воспитатель: Для того чтобы вам было легче справиться с заданием, я вам напомню один рассказ из прошлого занятия. (Воспитатель для примера расска­зывает по схеме, например, о яблоке.)

Рассказы детей.

Дети поочередно выходят к доске и составляют рассказы, каждый о своем фрукте. Например:

Это яблоко. Яблокоэто фрукт. Яблоки ра­стут в саду, на дереве. Яблокоэто вкусный, соч­ный и сладкий фрукт. На ощупь оно твердое. Ябло­ко круглое, красного, желтого или зеленого цвета. Из яблок можно приготовить сок, компот, варенье, начинку для пирога. Еще их можно есть сырыми.

Физкультминутка «Яблоня». Выполнение дви­жений по тексту стихотворения.

В саду фруктовом яблоня Машут руками над головой.
Посажена была. «Сажают» яблоню.
Она цветами белыми   Руки подняты вверх, ла­дони изображают нерас­пустившийся цветок.
Весною расцвела «Цветок» распускает лепестки-пальчики
Следил наш старый дедушка, Известный садовод, Изображают старого дедушку с палочкой.
Чтоб наливала яблоня Машут руками над головой
Румяный сладкий плод.   Пощипывают щеки.

 

После физкультминутки воспитатель предлагает детям составить еще несколько рассказов

Итог занятия.

Воспитатель (подводит итог занятия): Понрави­лось вам быть писателями? О чем составляли рас­сказы? Где растут фрукты?

Занятие 6

Тема: Пересказ рассказа «Богатый урожай» с ис­пользованием сюжетных картин.

Цели:

Коррекционно-образователъные:

— учить детей пересказывать рассказ, исполь­зуя сюжетные картинки;

— учить логическому построению высказыва­ния.

Коррекционно-развивающие:

— развивать у детей умение отвечать на вопро­сы полным предложением;

— закреплять и дифференцировать знания де­тей по теме «Сад — огород»;

— развивать внимание, мышление, связную речь;

— учить согласовывать слова в предложениях.

Коррекционно-воспитательная:

воспитывать у детей трудолюбие и желание добиться успеха собственным трудом.

Оборудование: сюжетные картинки по тексту рас­сказа, сюжетные картины с изо­бражением сада и огорода (Бардышева, Моносова «Логопедические занятия в детском саду (старшая группа)» №30/2,3), поднос, корзинка, коробка, муляжи овощей и фруктов.

Предварительная работа: составление описатель­ных рассказов об овощах и фруктах.

Деко­ративное рисование «Жостовская роспись».

Дидактическая игра «В магазине овощей и фруктов».

Чтение сказки Дж. Родари «Чиполлино».

Ход занятия.

Организационный момент.

Воспитатель показывает подносом, на котором лежат муляжи овощей и фруктов.

Воспитатель:   У меня случилась беда! Кто-то сложил вместе овощи и фрукты, которые находились в ко­робке и в корзине. Вы поможете разложить их по своим местам: овощи в коробку, а фрукты в корзинку?

Ну что же, берите каждый по одному предмету, кладите его или в корзинку, или в коробку и сади­тесь на свое место. Но при этом вы должны назы­вать предмет, который берете, и рассказать, куда вы его положите. Например: «Это яблоко. Яблоко — это фрукт. Я положу его в корзинку», «Это помидор. Помидор — это овощ. Я положу его в коробку».

Объявление темы.

Воспитатель:   К нам на занятие пришли гости: тру­долюбивые гусята — Ваня иКостя. (Воспитатель вы­ставляет картинки.) Они расскажут очень ин­тересную историю, которую мы будем учиться пересказывать.

Чтение рассказа «Богатый урожай» с выставлением картинок и последующим подробным обсуждением.

Богатый урожай

Жили-были трудолюбивые гусята Ваня и Ко­стя. Ваня очень любил трудиться в саду, а Костя — в огороде. Решил Ваня вырастить урожай груш и ви­нограда, а Костя — урожай гороха и огурцов. Овощи и фрукты выросли на славу. Но тут Костин урожай стали поедать ненасытные гусеницы, а к Ване в сад повадились шумные галки и стали клевать груши и виноград. Гусята не растерялись и стали бороться с вредителями. Костя позвал на помощь птичек, а Ваня решил сделать пугало. В конце лета Костя и Ваня со­брали богатый урожай овощей и фруктов. Теперь ни­какая зима им была не страшна.

Воспитатель: - О ком этот рассказ?

- Где любил работать Ваня?

- Как его можно на­звать? (Садовод.)

- А где Костя? А как его можно назвать? (Ого­родник.)

- Что выращивал в саду Ваня?

- А что в огороде Костя?

- Кто мешал Ване? А кто Косте?

- Как можно назвать гусениц и галок? (Вредите­ли огорода, сада.)

- Кто помог Ване избавиться от гусениц?

- А что сделал Костя, чтобы отпугнуть галок?

- Чему радовались трудолюбивые гусята в конце лета? (Ванябогатому урожаю винограда и груш, а Костяурожаю гороха и огурцов).

Рассказы детей.

Воспитатель просит детей самостоятельно составить пересказ рассказа.

 Физкультминутка «Огород» (см. занятие 4).

После физкультминутки воспитатель предлагает детям составить еще несколько рассказов.

6. Игра «В саду или в огороде?».

Воспитатель: Теперь вы знаете, что где растет. Я предлагаю взять овощи и фрукты, «посадить» ово­щи — в «огороде» (ставит на магнитную доску картинку огорода), а фрукты — в «саду» (ставит на магнитную доску картинку сада) и составить предложения по образцу. Образец: Помидор растет в огороде. Яблоко растет в саду. И т.д.

Итог занятия.

Воспитатель (подводит итог занятия): Кто прихо­дил к нам в гости? Как можно назвать Ваню? (Са­довник.) А Костю? (Огородник.)

Почему гусята радовались урожаю? (Потому что они сами его вырастили.)

Занятие 7

Тема: Пересказ рассказа Я. Тайца «По ягоды» с ис­пользованием предметных картинок.

Цели:

Коррекционно-образовательные:

— учить детей пересказывать рассказ, исполь­зуя предметные картинки;

— учить логическому построению высказыва­ния.

Коррекционно-развивающие:

— развивать у детей умение отвечать на вопро­сы полным предложением;

— активизировать словарь по теме;

— развивать внимание, мышление, связную речь;

— развивать умение согласовывать слова в пред­ложениях.

Коррекционно-воспитательная:

— воспитывать у детей взаимоуважение и забо­ту о близких людях.

Оборудование: предметные картинки по тексту рассказа: земляника, бабушка, девочка, кружки (пустые), кружечки (одна полная, вторая пустая), дедушка.

Предварительная работа: Чтение художественных текстов: С. Есенин «Береза», М. Пришвин «Осинкам холодно», В. Катаев «Грибы», В. Сухомлинский «Стыдно перед соловушкой» с обсуждением прочитанного.

Лепка — «Яго­ды в корзинке».

Рисование — «Осенний лес».

Ход занятия

1. Организационный момент. Игра «Назови ласково».

Воспитатель: К нам в гости пришли куклы Катя и Катенька. Вы подарите им подарки и составите пред­ложения по образцу, а затем сядете на свои места.

Дети берут пары картинок с изображением ягод, по очереди выполняют задание и садятся на свои места. Об­разец: Кате я подарю малину, а Катенькемалинку.

2. Объявление темы.

Воспитатель: Сегодня мы с вами узнаем, как собира­ли ягоды бабушка и ее внучка из рассказа Якова Тайца «По ягоды». Но сначала давайте вспомним, кем вы были, когда составляли рассказ о фрук­тах. (Писателями.)

Яков Тайц — это настоящий, взрослый писатель, который писал интересные рассказы для детей.

3. Чтение рассказа Я. Тайца «По ягоды»с последующим подробным обсуждением. По ходу рассказа педагог выставляет предметные картинки на доску.

Яков Тайц «По ягоды»

Вот и земляника поспела. Бабушка с Надей взяли кружечки, пошли в лес — и давай собирать. Только бабушка — в кружечку, а Надя — в рот.

Пришли домой. У бабушки полная кружечка, а у Нади — пустая, даже дедушку угостить нечем.

Стыдно стало Наде. На другой день она пошла и лес, ни одной ягодки не съела — все в кружечку. При­шла домой и говорит деду:

— Кушай!

— А сама что же?

— А я вчера ела.

— Вчера не считается, — сказал дедушка.— Давай вместе.

И они с Надей стали есть из одной кружечки. Надя — ягоду, и дед — ягоду, Надя — ягоду, и дед — ягоду. Так все и съели.

• О ком этот рассказ?

• Куда пошли бабушка и внучка Надя?

• Что они взяли с собой?

• С какой кружкой вернулась из леса бабушка? (С полной.)

• А с какой кружкой вернулась Надя? (С пустой.)

• Почему Надина кружка была пустая?

• Почему Наде было стыдно?

• Как она поступила на следующий день?

• Кого Надя угостила ягодами?

• А что сделал дедушка? (Пригласил Надю по­есть ягоды вместе.)

•    А кого бы вы угостили?

4. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.

Логопед повторно читает рассказ, дети внима­тельно слушают.

5. Рассказы детей.

Логопед просит детей самостоятельно составить пересказ рассказа «По ягоды».

Физкультминутка «Ягоды». Выполнение дви­жений по тексту стихотворения.

Мы шли-шли-шли, «Шагают» пальчиками по столу.
Земляникунашли. Изображают землянику.
Раз, два, три, четыре, пять— Пальчики «здороваются».
Мы идем искать опять. «Шагают» пальчиками по столу.

После физкультминутки воспитатель предлагает де­тям составить еще несколько пересказов.

6. Итог занятия.

Воспитатель (подводит итог занятия): Назовите яго­ды, которые собирали бабушка и Надя? Почему Наде стало стыдно? Как она исправила свою ошибку?

 

Занятие 8

Тема: Пересказ адаптированного рассказа Л. Воронковой «Лебеди» с использованием сюжет­ных картин.

Цели:

Коррекционно-образовательные:

— учить детей пересказывать рассказ, исполь­зуя сюжетные картинки;

— учить логическому построению высказыва­ния.

Коррекционно-развивающие:

— развивать у детей умение отвечать на вопро­сы полным предложением;

— активизировать словарь по теме;

— развивать внимание, мышление, связную речь;

— развивать умение согласовывать слова в пред­ложениях.

Коррекционно-воспитательная:

— воспитывать у детей любовь к родному краю и эмоциональную отзывчивость на литера­турное произведение.

Оборудование: картинки с изображением перелетных и зимующих птиц,сюжетные картинки по тексту рас­сказа.

Предварительная работа: Чтение художественных текстов: А. Плещеев «Дети и птичка», А. Фет «Ласточки пропали» (выучить наизусть), Л. Толстой «Птичка», украинская сказка «Хроменькая уточка», с обсуждением прочи­танного. Чтение сказки «Лягушка-путешест­венница» и рисование к нейиллюстраций.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Воспитатель: До пяти я посчитаю,

                 Ребят в птичек превращаю.

Каждому из детей он вручает картинку с изо­бражением птицы. Сначала перелетные «птицы» летят на свои места, а затем и зимующие.

Объявление темы.

Воспитатель: Сегодня мы поговорим о красивых пти­цах — лебедях, и о том, куда они улетают осенью.

3. Чтение рассказа Н. Воронковой «Лебеди» с подробным обсуждением. По ходу рассказа педагог выставляет сюжетные картинки.

Логопед объясняет детям выражение «лебеди трубят».

Лебеди

Л. Воронкова(адаптированный текст)

Дедушка перестал копать, наклонил голову набок и к чему-то прислушался. Таня спросила шепотом:

— Что там?

А дедушка ответил:

— Слышишь — лебеди трубят?



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.213.209 (0.279 с.)