Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Подробное обсуждение действий.Стр 1 из 15Следующая ⇒
Введение Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе логопедической работы с детьми с общим речевым недоразвитием. Это определяется, прежде всего, ведущей ролью связной речи в обучении детей старшего дошкольного возраста. Отмечаемое у детей системное речевое недоразвитие, как правило, в сочетании с отставанием в развитии ряда психических функций требует дифференцированного подхода к выбору методов и приемов формирования навыков самостоятельных связных высказываний. Связная речь детей старшей группы с общим недоразвитием речи (ОНР) отличается отсутствием четкости, последовательности изложения, отрывочностью. Детям с трудом дается пересказ рассказов, воспроизведение по образцу речи педагога, не говоря уже о самостоятельном и творческом рассказывании. Стоит отметить, что самостоятельно связная речь у детей с ОНР не формируется. Поэтому необходима четко спланированная систематическая коррекционная работа логопеда, предполагающая проведение специальных коррекционно-развивающих занятий. Разрабатывая конспекты, автор учел научно-методические рекомендации по развитию связной речи детей старшей группы (5-6 лет). Обучение начинается с формирования у детей навыков составления простых предложений по вопросам, демонстрируемым действиям и картинкам. Впоследствии совершенствуется навык ведения диалога, проводится обучение пересказу, составлению описательных рассказов, рассказов по опорным предметным картинкам, сериям сюжетных картин и отдельным сюжетным картинам. Занятия построены в соответствии с возрастными особенностями детей. При проведении коррекционной работы важная роль отводится речевому образцу педагога, применению разнообразных игровых приемов, широкому использованию доступных литературных образцов. На занятиях педагогом используется разнообразный иллюстрационный материал. Это помогает разнообразить формы работы, привлечь и удержать внимание детей, вызвать у них интерес к занятиям на протяжении всего года. Данная книга входит в комплект, состоящий из десяти пособий: конспектов занятий по развитию связной речи и картинного материала к ним, конспектов фронтальных занятий с детьми (на три периода обучения), трех тетрадей взаимосвязи работы логопеда с воспитателем и двух альбомов для выполнения детьми домашних заданий логопеда. Работая по данной системе, логопед проводит три фронтальных занятия в неделю: по одному занятию на развитие фонетико-фонематической стороны речи, лексико-грамматической стороны речи и связной речи.
Предлагаемые занятия помогут логопеду спланировать и провести целенаправленную работу по развитию связной речи на протяжении всего учебного года. Перспективный тематический план занятий по развитию связной речи у детей
Сентябрь |
|||||||||
1,2 | Обследование детей. | |||||||||
3 | Пересказ рассказа «В раздевалке», составленного по демонстрируемым действиям | 1 | ||||||||
4 | Составление рассказа «Как мы играли» по демонстрируемым действиям | 2 | ||||||||
Октябрь | ||||||||||
1 | Пересказ рассказа Н. Сладкова «Осень на пороге» с использованием фланелеграфа или магнитной доски | 3 | ||||||||
2 | Пересказ описательного рассказа об овощах с опорой на схему | 4 | ||||||||
3 | Составление описательного рассказа о фруктах с опорой на схему | 5 | ||||||||
4 | Пересказ рассказа «Богатый урожай» с использованием серии сюжетных картин | 6 | ||||||||
Ноябрь | ||||||||||
1 | Пересказ рассказа Я. Тайца «По ягоды» с использованием предметных картинок | 7 | ||||||||
2 | Пересказ адаптированного рассказа Л. Воронковой «Лебеди» с использованием сюжетных картин | 8 | ||||||||
3 | Составление описательного рассказа об одежде с опорой на схему | 9 | ||||||||
4 | Составление рассказа «Как солнышко ботинок нашло» по серии сюжетных картин | 10 |
Декабрь | |||
1 | Пересказ адаптированного рассказа Н. Носова «Заплатка» с использованием предметных картинок | 11 | |
2 | Пересказ рассказа «Общая горка», составленного по картине с проблемным сюжетом | 12 | |
3 | Пересказ русской народной сказки «Три медведя» с элементами драматизации | 13 | |
4 | Составление рассказа «Семейный ужин» по серии сюжетных картин (с элементами творчества) | 14 | |
Составление рассказа «Новый год на пороге» по серии сюжетных картин с продолжением сюжета | 15 | ||
Январь | |||
1,2 | Каникулы | ||
3 | Составление описательного рассказа о зимующих птицах с использованием схемы | 16 | |
4 | Пересказ рассказов Е. Чарушина «Кто как живет: заяц, белка, волк» (пересказ близкий к тексту) | 17 | |
Февраль
| |||
1 | Пересказ рассказа «Как мы общаемся», составленного по сюжетным картинам | 18 | |
2 | Пересказ рассказа Г. Цыферова «Паровозик» с использованием опорных предметных картинок | 19 | |
3 | Составление рассказа по сюжетной картине «В живом уголке» | 20 | |
4 | Пересказ рассказа Л. Кассиля «Сестра» | 21 |
Март | ||
1 | Составление рассказа «Заяц и морковка» по серии сюжетных картин | 22 |
2 | Составление описательного рассказа о маме по собственному рисунку | 23 |
3 | Составление описательных рассказов о профессиях с использованием схемы | 24 |
4 | Пересказ-инсценировка сказки «Колосок» с использованием серии сюжетных картин | 25 |
Апрель | ||
1 | Пересказ рассказа «Откуда хлеб пришел», составленного по серии сюжетных картин | 26 |
2 | Пересказ рассказа Е. Пермяка «Как Маша стала большой» | 27 |
3 | Составление рассказа по сюжетной картине «Одни дома» с придумыванием начала рассказа | 28 |
4 | Пересказ рассказа Л. Толстого «Котенок» | 29 |
Май | ||
1 | Составление рассказа «Граница Родины— на замке» по серии сюжетных картин | 30 |
2 | Пересказ басни Л. Толстого «Старый дед и внучек» | 31 |
3 | Составление описательного рассказа о насекомых с использованием схемы | 32 |
4 | Составление рассказа «Лето красное пришло...» по сюжетной картине | 33 |
План занятий по развитию связной речи у детей
Занятие 1
Тема: Пересказ рассказа «В раздевалке», составленного по демонстрируемым действиям.
Цели:
Коррекционно-образователъные:
— учить детей составлять предложения по демонстрируемым действиям;
— учить пересказывать рассказ, составленный по демонстрируемым действиям.
Коррекционно-развивающие:
— систематизировать знания о детском саде;
— активизировать словарь по данной теме.
Коррекционно-воспитательная:
— воспитывать у детей умение внимательно наблюдать за происходящими событиями.
Оборудование: сюжетные картинки и предметы, используемые по ходу занятия.
Предварительная работа:
Объяснить детям, для чего они ходят в детский сад.
Познакомить с помещениями детского сада и сотрудниками.
Напомнить о правилах поведения в детском саду.
Чтение с обсуждением: В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», О. Панку-Яшь «Не только в детском саду».
Ход занятия
1. Организационный момент.
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Закончи предложение» (проводится по сюжетным картинкам).
Мальчик переодевается, а мальчики... (Переодеваются.)
Мальчик лепит, а мальчики... (Лепят.) Девочка делает зарядку, а девочки... (Делают зарядку.)
Девочка поет, а девочки... (Поют.) Девочка пьет сок, а девочки... (Пьют сок.) Мальчик рисует, а мальчики... (Рисуют.)
2. Объявление темы.
Воспитатель: Сейчас мы выйдем в раздевалку и внимательно понаблюдаем за тем, что будет делать Света. А затем составим небольшой рассказ о том, что увидели.
3. Выполнение ребенком заранее обговоренных действий ( Все действия педагог обговаривает и репетирует с ребенком заранее)
|
Дети выходят из группы в раздевалку, в которую заходит девочка — Света. В руках у нее ботинки. На ней верхняя одежда. Света здоровается с детьми, подходит к своему шкафчику, снимает верхнюю одежду, вешает ее, ставит на полку ботинки, обувает сандалии. После этих действий Света заходит в группу, берет куклу и начинает играть.
В раздевалке
Света зашла в раздевалку. Ее встретили ребята. Она поздоровалась с ребятами, подошла к шкафчику и сняла куртку. Ее Света повесила в шкафчик. Потом Света разулась, поставила ботинки на полку и взяла сандалики. Она обула сандалии и зашла в группу. В группе Света взяла куклу и стала играть с ней.
6. Составление пересказа.
Дети поочередно составляют пересказ услышанного рассказа.
Физкультминутка. Выполнение движений по тексту стихотворения.
Солнце скрылось за домами, | «Солнышко» над головой. |
Покидаем детский сад. | Шаги на месте. |
Я рассказываю маме | Показывают на себя, а потом на воображаемую маму. |
Про себя и про ребят: | Показывают на себя, а потом на других ребят. |
Как мы хором песни пели, Как играли в чехарду, Что мы пили, что мы ели, Что читали в детсаду. Г. Ладонщиков | Далее движения по тексту. |
После физкультминутки воспитатель предлагает детям составить еще несколько рассказов.
7. Итог занятия.
Воспитатель (подводит итог занятия): Кто показывал нам действия для рассказа? Где происходили действия? Чей рассказ понравился больше всего?
Занятие 2
Тема: Составление рассказа «Как мы играли» по демонстрируемым действиям
Ход занятия
1. Организационный момент.
Вот маленький мячик. Давайте будем передавать его друг другу из рук в руки и желать доброго утра. (Доброе утро, Катя. Доброе утро, Ваня. И т. д.) Доброе утро, дети! Садитесь, пожалуйста, на свои места.
Объявление темы.
Воспитатель: Посмотрите внимательно друг на друга. Кого из детей нет с нами? (Оли и Вани.) Давайте позовем их. (Зовут.)
Оля и Ваня заходят в группу, а воспитатель просит детей внимательно смотреть за тем, что они будут делать.
Итог занятия.
Воспитатель (подводит итог занятия): Кто играл с кубиками? Кто играл с куклой? Чей рассказ понравился больше всего?
Занятие 3
Тема: Пересказ рассказа Н. Сладкова «Осень на пороге» с использованием фланелеграфа (магнитной доски).
|
Цели:
Коррекционно-образовательная:
— учить детей пересказывать рассказ с опорой на картинки.
Коррекционно-развивающие:
— систематизировать знания детей о поведении животных в осенний период;
— активизировать словарь по теме «Осень»;
— закреплять умение образовывать имена существительные во множественном числе.
Коррекционно-воспитательная:
— воспитывать у детей литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение героев произведения.
Оборудование: текст рассказа Н. Сладкова «Осень на пороге» (адаптированный), картинки для фланелеграфа: ворон, белка, заяц, лисица, барсук, енот, еж, медведь, ласточка, скворец.
Осень на пороге
Н. Сладков(адаптированный текст)
— Жители леса! — закричал утром мудрый Ворон.— Осень у лесного порога, все ли к ее приходу готовы?
Как эхо донеслось из леса: — Готовы, готовы, готовы...
— А вот мы сейчас проверим! — каркнул Ворон. — 11ерво-наперво осень холоду в лес напустит — что делать станете?
Откликнулись звери:
— Мы, белки, зайцы, лисицы, в зимние шубы переоденемся!
— Мы, барсуки, еноты, в теплые норы спрячемся!
— Мы, ежи, медведи, сном беспробудным уснем!
— Мы, перелетные птицы, в теплые края улетим!
Предварительная работа:
чтение стихотворений об осени Ф. Тютчева, А. Толстого, П. Плещеева, А. Пушкина.
Игра «Подбери предмет к признакам» (осенний, осенняя, осеннее).
Ход занятия.
Организационный момент.
Воспитатель: К нам в гости прилетел мудрый Ворон. (Выставляет на доску картинку или игрушку.) Он принес нам интересную историю.
Объявление темы.
Воспитатель: Послушайте стихотворение:
Все деревья облетели,
Зеленеют только ели.
Днем и ночью дождик льет,
Грязь и лужи у ворот.
Когда это бывает? (Осенью.)
А из рассказа мудрого Ворона мы узнаем, как лесные жители готовятся к приходу осени и осенним холодам.
3. Игра «Один — много».
Воспитатель выставляет картинки на доску и просит назвать их по образцу. Это заяц, а это — зайцы. Много зайцев.
Енот — еноты — много енотов.
Лиса — лисы — много лис.
Еж — ежи — много ежей.
Белка — белки — много белок.
Медведь — медведи — много медведей.
Барсук — барсуки — много барсуков.
Птица — птицы — много птиц.
4. Рассказ воспитателя.
Воспитатель: Мудрый Ворон расскажет вам о том, как звери в лесу готовятся к приходу осени.
Далее воспитатель от имени Ворона пересказывает рассказ Н. Сладкова «Осень на пороге», сопровождая свой рассказ выкладыванием картинок на магнитную доску.
Беседа по рассказу.
Воспитатель:
- О каком времени года говорилось в рассказе?
- Кто задавал вопросы жителям леса?
- Кого проверял Ворон? (Дети отвечают, опираясь на картинки, выставленные на магнитной доске.)
- Как приготовились к зиме зайцы, лисицы и белки?
- Как барсуки и еноты?
- Как ежи и медведи?
- Как перелетные птицы?
- А почему нужно готовиться к наступлению осени? (Потому что наступает холодная пора.)
Пересказ рассказа.
Воспитатель снимает картинки с магнитной доски и повторяет рассказ, вновь выставляя картинки. Затем рассказ с опорой на картинки пересказывает кто-то из детей.
|
Физкультминутка «Осень». Выполнение движений по тексту стихотворения.
Туча небо кроет, Солнце не блестит, | Взмахи руками над головой. | |
Ветер в поле воет, | Изображают рупор. | |
Дождик моросит. | Взмахи руками перед собой. | |
Воды зашумели Быстрого ручья, | Топают ногами на месте. | |
Птички улетели В теплые края. А. Плещеев | Изображают улетающих птичек. | |
После физкультминутки воспитатель предлагает детям составить еще несколько пересказов. Можно усложнить задание, убрав некоторые картинки, например: зайцев, лис и белок или ежей и медведей. Возможен вариант, когда ребенок, рассказывая, сам выставляет картинный материал.
Итог занятия.
Воспитатель (подводит итог занятия): Кто прилетал к вам в гости? Как готовятся к зиме зайцы, лисы и белки? А ежи и медведи? А перелетные птицы?
Занятие 4
Тема: Пересказ описательного рассказа об овощах с опорой на схему.
Цели:
Коррекционно-образовательные:
— учить детей пересказывать рассказ с опорой на схему описания;
— соотносить внешний вид овощей с геометрическими формами;
— учить узнавать овощи по описанию. Коррекционно-развивающие:
— развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением;
— активизировать словарь по теме «Овощи»;
— развивать внимание и мышление, обращая внимание на детали в описании.
Коррекционно-воспитательная:
— воспитывать у детей аккуратность и гигиенические навыки.
Оборудование: картинки с изображением овощей, схема описания овощей и фруктов, геометрические фигуры (круг, овал, треугольник) по количеству детей.
Предварительная работа: рассматривание овощей и картины «Натюрморт». Аппликация «Корзина с овощами».
Лепка овощей из пластилина.
Чтение русской народной сказки «Вершки и корешки», стихотворения Ю. Ту-вима «Овощи».
Игра «Угадай на вкус» (с использованием натуральных овощей).
Ход занятия.
Организационный момент.
Дети заходят в группу и видят корзину, прикрытую салфеткой.
Воспитатель: Это подарки Осени. А что в корзинке вы должны догадаться сами, отгадав загадки:
Желтый бок, круглый бок — Сидит на грядке колобок. (Репка.)
Сидит дед, во сто шуб одет. (Лук).
Красная девица сидит в темнице, А коса на улице. (Морковь.)
Воспитатель (снимает салфетку и показывает детям овощи): Как одним словом мы можем назвать подарки Осени, которые лежат в корзинке? (Овощи.)
Объявление темы.
Воспитатель: Сегодня мы с вами будем учиться рассказывать об овощах.
3. Игра «Узнай по описанию».
Воспитатель: Узнайте овощи по описанию.
• Круглый, красный, сочный, полезный, мягкий? (Помидор.)
• Овальный, зеленый, вкусный, шершавый, твердый? (Огурец.)
• Треугольная, оранжевая, твердая, вкусная, хрустящая? (Морковь.)
• Круглая, зеленая, твердая, сочная? (Капуста.)
• Круглый, жгучий, твердый, витаминный? (Лук.)
• Круглая, бордовая, твердая, полезная? (Свекла.)
Дети узнают по описанию овощи, а логопед выставляет картинки с их изображениями на наборное полотно или достает настоящие из корзинки.
Игра «На что похоже?».
На столах у детей находятся геометрические фигуры: треугольник, овал, круг. Воспитатель предлагает детям подойти к наборному полотну и поставить свою форму к тому овощу, к которому она подходит. При этом обязательно свои действия нужно сопровождать речью: «Треугольник подходит к моркови — она треугольная по форме». И т.д.
5.Знакомство со схемой описания.
Воспитатель знакомит детей с каждым условным обозначением, рассказывает о том, как схема будет помогать детям составлять рассказы об овощах.
План рассказа:
1. Что это за предмет? (знак вопроса)
2. Где растет? (сад, лес, огород)
3. Какой овощ на вкус? (язык) Какой на ощупь? (рука)
4. Какой формы овощ? (треугольник, овал, круг)
5. Какого цвета овощ? (разноцветные пятна)
6. Что можно приготовить из овоща? (кастрюля)
Образец рассказа.
Воспитатель: Послушайте мой рассказ, который я составила с помощью этой схемы-помощницы.
Это помидор. Помидор — это овощ. Он растет в огороде, на грядке. Помидор — это вкусный, сочный и сладкий овощ. На ощупь он мягкий. Помидор круглый, красного цвета. Из помидоров можно приготовить салат, их можно солить и есть сырыми.
Рассказы детей.
Воспитатель предлагает двум детям пересказать услышанный рассказ.
Физкультминутка «Огород». Выполнение движений по тексту стихотворения.
Огород у нас в порядке— Мы весной вскопали грядки. Мы пололи огород, Поливали огород. | Действия по тексту. |
В лунках маленьких негусто Рассадили мы капусту. | «Сажают». |
Лето все она толстела, | Показывают руками круг перед собой. |
Разрасталась вширь и ввысь. | Руки в стороны, а затем вверх. |
А теперь ей тесно белой, | Руки разведены в стороны. |
Говорит—посторонись! Е. Стюарт | Отталкивающие движения руками. |
После физкультминутки воспитатель предлагает еще несколько аналогичных образцов рассказов о других овощах. Дети пересказывают их.
Итог занятия.
Воспитатель (подводит итог занятия): Какой подарок прислала нам щедрая Осень? Что можно сказать об овощах? (Они вкусные, полезные, витаминные.)
Занятие 5
Тема: Составление описательного рассказа о фруктах с опорой на схему. Цели:
Коррекционно-образовательные:
— учить детей подбирать существительные к прилагательным;
— учить составлять рассказ с опорой на схему.
Коррекционно-развивающие:
— закреплять у детей употребление существительных в винительном падеже;
— развивать умение отвечать на вопросы полным ответом;
— закреплять употребление притяжательных местоимений.
Коррекционно-воспитательная:
— воспитывать у детей гигиенические навыки и навыки самообслуживания.
Оборудование: картинки с изображением фруктов, схема описания фруктов,
Предварительная работа: Чтение художественных текстов: Л. Толстой «Косточка», Я. Тайц «По ягоды», Е. Пермяк «Смородинка», загадки о фруктах.
Лепка «Фрукты на блюде».
Аппликация — «Ваза с фруктами».
Ход занятия
Организационный момент.
На ковре разложены картинки с изображениями фруктов.
воспитатель: Посмотрите, кто-то разбросал картинки. А что же на них нарисовано? (Фрукты.) Давайте соберем их в корзину. Только обязательно рассказывайте, что вы кладете в корзину.
Дети собирают картинки и рассказывают: «Я положил в корзинку яблоко». И т.д.
Объявление темы.
Воспитатель: Сегодня я хочу превратить вас в писателей и предлагаю написать рассказы о фруктах. (Картинки с изображением фруктов воспитатель выставляет на доску или наборное полотно.) Но прежде мы с вами пограем.
Работа со схемой.
Воспитатель выставляет схему описания фруктов (аналогична схеме описания овощей) и напоминает детям, что обозначает каждый символ-фрагмент схемы.
Воспитатель: Сейчас вы превратитесь в писателей. У каждого из вас есть свой фрукт. О нем вам нужно будет составить рассказ.
Составление рассказа.
Воспитатель: Для того чтобы вам было легче справиться с заданием, я вам напомню один рассказ из прошлого занятия. (Воспитатель для примера рассказывает по схеме, например, о яблоке.)
Рассказы детей.
Дети поочередно выходят к доске и составляют рассказы, каждый о своем фрукте. Например:
Это яблоко. Яблоко — это фрукт. Яблоки растут в саду, на дереве. Яблоко — это вкусный, сочный и сладкий фрукт. На ощупь оно твердое. Яблоко круглое, красного, желтого или зеленого цвета. Из яблок можно приготовить сок, компот, варенье, начинку для пирога. Еще их можно есть сырыми.
Физкультминутка «Яблоня». Выполнение движений по тексту стихотворения.
В саду фруктовом яблоня | Машут руками над головой. |
Посажена была. | «Сажают» яблоню. |
Она цветами белыми | Руки подняты вверх, ладони изображают нераспустившийся цветок. |
Весною расцвела | «Цветок» распускает лепестки-пальчики |
Следил наш старый дедушка, Известный садовод, | Изображают старого дедушку с палочкой. |
Чтоб наливала яблоня | Машут руками над головой |
Румяный сладкий плод. | Пощипывают щеки. |
После физкультминутки воспитатель предлагает детям составить еще несколько рассказов
Итог занятия.
Воспитатель (подводит итог занятия): Понравилось вам быть писателями? О чем составляли рассказы? Где растут фрукты?
Занятие 6
Тема: Пересказ рассказа «Богатый урожай» с использованием сюжетных картин.
Цели:
Коррекционно-образователъные:
— учить детей пересказывать рассказ, используя сюжетные картинки;
— учить логическому построению высказывания.
Коррекционно-развивающие:
— развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением;
— закреплять и дифференцировать знания детей по теме «Сад — огород»;
— развивать внимание, мышление, связную речь;
— учить согласовывать слова в предложениях.
Коррекционно-воспитательная:
— воспитывать у детей трудолюбие и желание добиться успеха собственным трудом.
Оборудование: сюжетные картинки по тексту рассказа, сюжетные картины с изображением сада и огорода (Бардышева, Моносова «Логопедические занятия в детском саду (старшая группа)» №30/2,3), поднос, корзинка, коробка, муляжи овощей и фруктов.
Предварительная работа: составление описательных рассказов об овощах и фруктах.
Декоративное рисование «Жостовская роспись».
Дидактическая игра «В магазине овощей и фруктов».
Чтение сказки Дж. Родари «Чиполлино».
Ход занятия.
Организационный момент.
Воспитатель показывает подносом, на котором лежат муляжи овощей и фруктов.
Воспитатель: У меня случилась беда! Кто-то сложил вместе овощи и фрукты, которые находились в коробке и в корзине. Вы поможете разложить их по своим местам: овощи в коробку, а фрукты в корзинку?
Ну что же, берите каждый по одному предмету, кладите его или в корзинку, или в коробку и садитесь на свое место. Но при этом вы должны называть предмет, который берете, и рассказать, куда вы его положите. Например: «Это яблоко. Яблоко — это фрукт. Я положу его в корзинку», «Это помидор. Помидор — это овощ. Я положу его в коробку».
Объявление темы.
Воспитатель: К нам на занятие пришли гости: трудолюбивые гусята — Ваня иКостя. (Воспитатель выставляет картинки.) Они расскажут очень интересную историю, которую мы будем учиться пересказывать.
Чтение рассказа «Богатый урожай» с выставлением картинок и последующим подробным обсуждением.
Богатый урожай
Жили-были трудолюбивые гусята Ваня и Костя. Ваня очень любил трудиться в саду, а Костя — в огороде. Решил Ваня вырастить урожай груш и винограда, а Костя — урожай гороха и огурцов. Овощи и фрукты выросли на славу. Но тут Костин урожай стали поедать ненасытные гусеницы, а к Ване в сад повадились шумные галки и стали клевать груши и виноград. Гусята не растерялись и стали бороться с вредителями. Костя позвал на помощь птичек, а Ваня решил сделать пугало. В конце лета Костя и Ваня собрали богатый урожай овощей и фруктов. Теперь никакая зима им была не страшна.
Воспитатель: - О ком этот рассказ?
- Где любил работать Ваня?
- Как его можно назвать? (Садовод.)
- А где Костя? А как его можно назвать? (Огородник.)
- Что выращивал в саду Ваня?
- А что в огороде Костя?
- Кто мешал Ване? А кто Косте?
- Как можно назвать гусениц и галок? (Вредители огорода, сада.)
- Кто помог Ване избавиться от гусениц?
- А что сделал Костя, чтобы отпугнуть галок?
- Чему радовались трудолюбивые гусята в конце лета? (Ваня — богатому урожаю винограда и груш, а Костя — урожаю гороха и огурцов).
Рассказы детей.
Воспитатель просит детей самостоятельно составить пересказ рассказа.
Физкультминутка «Огород» (см. занятие 4).
После физкультминутки воспитатель предлагает детям составить еще несколько рассказов.
6. Игра «В саду или в огороде?».
Воспитатель: Теперь вы знаете, что где растет. Я предлагаю взять овощи и фрукты, «посадить» овощи — в «огороде» (ставит на магнитную доску картинку огорода), а фрукты — в «саду» (ставит на магнитную доску картинку сада) и составить предложения по образцу. Образец: Помидор растет в огороде. Яблоко растет в саду. И т.д.
Итог занятия.
Воспитатель (подводит итог занятия): Кто приходил к нам в гости? Как можно назвать Ваню? (Садовник.) А Костю? (Огородник.)
Почему гусята радовались урожаю? (Потому что они сами его вырастили.)
Занятие 7
Тема: Пересказ рассказа Я. Тайца «По ягоды» с использованием предметных картинок.
Цели:
Коррекционно-образовательные:
— учить детей пересказывать рассказ, используя предметные картинки;
— учить логическому построению высказывания.
Коррекционно-развивающие:
— развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением;
— активизировать словарь по теме;
— развивать внимание, мышление, связную речь;
— развивать умение согласовывать слова в предложениях.
Коррекционно-воспитательная:
— воспитывать у детей взаимоуважение и заботу о близких людях.
Оборудование: предметные картинки по тексту рассказа: земляника, бабушка, девочка, кружки (пустые), кружечки (одна полная, вторая пустая), дедушка.
Предварительная работа: Чтение художественных текстов: С. Есенин «Береза», М. Пришвин «Осинкам холодно», В. Катаев «Грибы», В. Сухомлинский «Стыдно перед соловушкой» с обсуждением прочитанного.
Лепка — «Ягоды в корзинке».
Рисование — «Осенний лес».
Ход занятия
1. Организационный момент. Игра «Назови ласково».
Воспитатель: К нам в гости пришли куклы Катя и Катенька. Вы подарите им подарки и составите предложения по образцу, а затем сядете на свои места.
Дети берут пары картинок с изображением ягод, по очереди выполняют задание и садятся на свои места. Образец: Кате я подарю малину, а Катеньке — малинку.
2. Объявление темы.
Воспитатель: Сегодня мы с вами узнаем, как собирали ягоды бабушка и ее внучка из рассказа Якова Тайца «По ягоды». Но сначала давайте вспомним, кем вы были, когда составляли рассказ о фруктах. (Писателями.)
Яков Тайц — это настоящий, взрослый писатель, который писал интересные рассказы для детей.
3. Чтение рассказа Я. Тайца «По ягоды»с последующим подробным обсуждением. По ходу рассказа педагог выставляет предметные картинки на доску.
Яков Тайц «По ягоды»
Вот и земляника поспела. Бабушка с Надей взяли кружечки, пошли в лес — и давай собирать. Только бабушка — в кружечку, а Надя — в рот.
Пришли домой. У бабушки полная кружечка, а у Нади — пустая, даже дедушку угостить нечем.
Стыдно стало Наде. На другой день она пошла и лес, ни одной ягодки не съела — все в кружечку. Пришла домой и говорит деду:
— Кушай!
— А сама что же?
— А я вчера ела.
— Вчера не считается, — сказал дедушка.— Давай вместе.
И они с Надей стали есть из одной кружечки. Надя — ягоду, и дед — ягоду, Надя — ягоду, и дед — ягоду. Так все и съели.
• О ком этот рассказ?
• Куда пошли бабушка и внучка Надя?
• Что они взяли с собой?
• С какой кружкой вернулась из леса бабушка? (С полной.)
• А с какой кружкой вернулась Надя? (С пустой.)
• Почему Надина кружка была пустая?
• Почему Наде было стыдно?
• Как она поступила на следующий день?
• Кого Надя угостила ягодами?
• А что сделал дедушка? (Пригласил Надю поесть ягоды вместе.)
• А кого бы вы угостили?
4. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.
Логопед повторно читает рассказ, дети внимательно слушают.
5. Рассказы детей.
Логопед просит детей самостоятельно составить пересказ рассказа «По ягоды».
Физкультминутка «Ягоды». Выполнение движений по тексту стихотворения.
Мы шли-шли-шли, | «Шагают» пальчиками по столу. |
Земляникунашли. | Изображают землянику. |
Раз, два, три, четыре, пять— | Пальчики «здороваются». |
Мы идем искать опять. | «Шагают» пальчиками по столу. |
После физкультминутки воспитатель предлагает детям составить еще несколько пересказов.
6. Итог занятия.
Воспитатель (подводит итог занятия): Назовите ягоды, которые собирали бабушка и Надя? Почему Наде стало стыдно? Как она исправила свою ошибку?
Занятие 8
Тема: Пересказ адаптированного рассказа Л. Воронковой «Лебеди» с использованием сюжетных картин.
Цели:
Коррекционно-образовательные:
— учить детей пересказывать рассказ, используя сюжетные картинки;
— учить логическому построению высказывания.
Коррекционно-развивающие:
— развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением;
— активизировать словарь по теме;
— развивать внимание, мышление, связную речь;
— развивать умение согласовывать слова в предложениях.
Коррекционно-воспитательная:
— воспитывать у детей любовь к родному краю и эмоциональную отзывчивость на литературное произведение.
Оборудование: картинки с изображением перелетных и зимующих птиц,сюжетные картинки по тексту рассказа.
Предварительная работа: Чтение художественных текстов: А. Плещеев «Дети и птичка», А. Фет «Ласточки пропали» (выучить наизусть), Л. Толстой «Птичка», украинская сказка «Хроменькая уточка», с обсуждением прочитанного. Чтение сказки «Лягушка-путешественница» и рисование к нейиллюстраций.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Воспитатель: До пяти я посчитаю,
Ребят в птичек превращаю.
Каждому из детей он вручает картинку с изображением птицы. Сначала перелетные «птицы» летят на свои места, а затем и зимующие.
Объявление темы.
Воспитатель: Сегодня мы поговорим о красивых птицах — лебедях, и о том, куда они улетают осенью.
3. Чтение рассказа Н. Воронковой «Лебеди» с подробным обсуждением. По ходу рассказа педагог выставляет сюжетные картинки.
Логопед объясняет детям выражение «лебеди трубят».
Лебеди
Л. Воронкова(адаптированный текст)
Дедушка перестал копать, наклонил голову набок и к чему-то прислушался. Таня спросила шепотом:
— Что там?
А дедушка ответил:
— Слышишь — лебеди трубят?
| Поделиться: |
Читайте также:
Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.213.209 (0.279 с.)