Совместное составление рассказа по серии картин. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Совместное составление рассказа по серии картин.



Как солнышко ботинок нашло

Однажды Коля вышел во двор погулять. Во дворе было много луж. Коле очень нравилось бродить лужам в своих новых ботинках. И тут мальчик заметил, что на одной ноге у него нет ботинка. Стал Коля искать ботинок. Искал, искал, но нигде  не нашел. Пришел он домой и рассказал все бабушке и маме. Во двор отправилась бабушка. Искала, искала она ботинок, но так и не нашла. Вслед за бабушкой во двор вышла мама. Но и она не смогла найти ботинок.

После обеда из-за туч выглянуло яркое солныш­ко, осушило лужи и нашло ботинок.

Рассказы детей.

Воспитатель просит детей составить рассказ по се­рии картин самостоятельно.

Физкультминутка «Туфельки нарядные».

Выполнение движений по тексту стихотворения.

Туфельки нарядные, Правая нога вперед, на но­сок.
Туфельки парадные, Левая нога вперед, на носок.
Лаковые, с ремешком, Правая нога вперед, на пят­ку.
И подошва с каблучком. Левая нога вперед, на пятку
Туфли Маше в самый раз Можно выходить на пляс.                                     В. Мирясова Руки на поясе, «пляшут».

После физкультминутки воспитатель предлагает детям составить еще несколько рассказов.

Итог занятия.

Воспитатель (подводит итог занятия): О ком мы сегодня составляли рассказ? В какое время года произошла эта история?

Как нужно относиться к одежде и обуви, кото­рую вам покупают родители?

 

Занятие 11

Тема: Пересказ адаптированного рассказа Н. Носо­ва «Заплатка» с использованием предметных картинок.

Цели:

Коррекционно-образовательные:

учить детей пересказывать рассказ, исполь­зуя предметные картинки;

— учить логическому построению высказыва­ния.

Коррекционно-развивающие:

— закреплять у детей употребление имен суще­ствительных в винительном падеже;

— развивать внимание, мышление, связную речь;

— закреплять умение правильно употреблять приставочные глаголы;

— упражнять детей в согласовании слов в пред­ложениях.

Коррекционно-воспитательная:

— воспитывать у детей самостоятельность и же­лание добиться успеха собственным трудом.

Оборудование: предметные картинки по тексту рассказа: мальчик, штаны защитного цве­та, забор, мама, дети, иголка с ниткой, нож, карандаш;

текст адаптированного рассказа Н. Носова «Заплатка».

Предварительная работа: Экскурсия в ближайшее ателье или магазин тканей. Чтение с после­дующим обсуждением: Б. Заходер «Портниха».

Аппликация — «Коврик» (из кусочков ткани).

Сюжетно-ролевая игра «Ателье».

Ход занятия

Организационный момент.

Воспитатель: Если нужно отремонтировать одежду, куда мы обратимся? (В швейное ателье.) А если нуж­но отремонтировать обувь? (В обувную мастерскую.)

Объявление темы.

Воспитатель: Сегодня мы познакомимся с самостоя­тельным и трудолюбивым мальчиком Бобкой, о ко­тором написал рассказ Николай Носов.

3. Чтение рассказа «Заплатка»с последующим подробным обсуждением. По ходу рассказа педагог выставляет сюжетные кар­тинки на доску.

Заплатка Н. Носов

У Бобки были замечательные штаны: зеленые, вернее сказать, защитного цвета. Бобка их очень лю­били всегда хвастался:

— Смотрите, ребята, какие у меня штаны. Солдат­ские!

Все ребята, конечно, завидовали. Ни у кого боль­ше таких штанов не было.

Однажды Бобка полез через забор, зацепился за гвоздь и порвал эти замечательные штаны. От досады он чуть не заплакал, пошел скорее домой и стал про­сить маму зашить. Мама рассердилась:

— Ты будешь по заборам лазить, штаны рвать, а я зашивать должна?

— Я больше не буду! Зашей, мама!

— Сам зашей.

— Так я же ведь не умею!

— Сумел порвать, сумей и зашить.

— Ну я так буду ходить,— проворчал Бобка и пошел во двор.

Ребята увидели, что у него на штанах дырка, и стали смеяться:

  — Какой же ты солдат, — говорят, — если у тебя штаны порваны?

   А Бобка оправдывается:

— Я просил маму зашить, а она не хочет.

— Разве солдатам мамы штаны зашивают? — говорят ребята. — Солдат сам должен уметь все делать: и заплатку поставить, и пуговицу пришить.

   Бобке стало стыдно. Пошел он домой, попросил у мамы иголку, нитку и лоскуток зеленой материи. Из материи он вырезал заплатку величиной с огурец и начал пришивать ее к штанам. Дело это было нелегкое. К тому же Бобка очень спешил и колол себе паль­цы иголкой.

Наконец заплатка была пришита. Она торчала на штанах, словно сушеный гриб, а материя сморщи­лась так, что одна штанина стала короче.

— Ну куда же это годится? — ворчал Бобка, раз­глядывая штаны. — Еще хуже, чем было! Придется все заново переделывать.

Он взял ножик и отпорол заплатку. Потом распра­вил ее, приложил к штанам, обвел вокруг заплатки чернильным карандашом и стал пришивать снова. Те­перь он шил не спеша, аккуратно, и все время следил, чтобы заплатка не вылезала за черту.

Наконец Бобка надел штаны и вышел во двор. Ре­бята окружили его.

— Вот молодец! — говорили они. — А заплатка, смотрите, карандашом обведена. Сразу видно, что сам пришивал!

 

О ком этот рассказ?

• Почему Бобка любил свои штаны?

• Что случилось с Бобкой и его штанами?

• К кому он обратился за помощью?

• Почему мама не захотела зашивать штаны?

• Что она сказала Бобке? (Сам порвал, сам и за­шивай.)

• Как поступил Бобка?

• Почему ребята посмеялись над Бобкой?

• Что решил сделать Бобка?

• Как он пришил первый раз заплатку? (Некраси­во, неаккуратно.)

Почему во второй раз получилось аккуратно?

• За что похвалили ребята Бобку?

4. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.

Воспитатель повторно читает рассказ, дети внима­тельно слушают.

5. Рассказы детей.

Так как рассказ большой по объему, но при этом его легко разделить на законченные части, то луч­ше всего пересказывать по цепочке. Такой способ пересказа даст возможность участвовать в нем всем детям.

Физкультминутка. Выполнение движений по тексту стихотворения.

Вышивают девочки, «Вышивают».
Сидя на траве, Приседают.
Вышивают девочки Шелком по канве. «Вышивают».
—Это клюв! А это шпоры! —А вот это гребешок! Показывают клюв, шпоры, гребешок.
Приутихли разговоры, Пальчик прикладывают к губам.
За стежком бежит стежок.                                           Е. Гороховская Бегут друг за другом.

После физкультминутки воспитатель предлагает де­тям составить еще несколько рассказов.

6. Игра «Ателье».

Воспитатель выкладывает предметы одежды и обу­ви и приглашает детей посетить ателье, в котором они смогут заказать себе зимнюю одежду или об­увь. Дети заходят поочередно и делают заказ у «модельера» (воспитателя): «Здравствуйте. Я хочу заказать у вас зимнее пальто». Воспитатель отвечает каждому ребенку: «Хорошо. Ваш заказ будет вы­полнен».

7. Итог занятия.

Воспитатель (подводит итог занятия): Чем вам по­нравился рассказ? Почему ребята в конце похвали­ли Бобку?

Как можно сказать о Бобке, он какой? (Само­стоятельный, трудолюбивый, целеустремленный и т.д.)

Занятие 12

Тема: Пересказ рассказа «Общая горка», состав­ленного по картине с проблемным сюжетом.

Цели:

Коррекционно-образователъные:

— формировать у детей навыки целенаправлен­ного восприятия содержания картины;

— учить пересказывать рассказ, составленный по сюжетной картине.

Коррекционно-развивающие:

— развивать у детей навык планирования связ­ного высказывания;

— упражнять в узнавании предметов по их краткому описанию;

— активизировать и развивать словарь и лексико-грамматический строй речи.

Коррекционно-воспитательная:

— воспитывать у детей доброжелательное отно­шение друг к другу.

Оборудование: сюжетная картина «На горке» (рис. 9), предметные картинки: зима, снег, сне­жинки, лед, ветер, дети зимой, птицы зимой, метель.

Предварительная работа: Чтение с обсуждени­ем: русская народная сказка «Снегурочка», К. Бальмонт «Снежинка», выучить и выра­зительно рассказывать стихотворение М. Карема «Снеговик» (в пер. В. Берестова).

Рисова­ние — «Снег идет» (на голубом фоне),

апплика­ция — «Зима»,

ручной труд — «Снежинка».

 

Ход занятия

1.   Организационный момент.

Воспитатель: Сядет тот, кто подберет нужное слово.

• Приходит, наступает, морозит (что?)... (Зима.)

• Валит, идет, покрывает, блестит, хрустит, ле­жит, летит, падает... (Снег.)

• Падают, кружатся, сверкают, блестят, искрятся... (Снежинки.)

• Дует, свищет, метет, бушует... (Ветер.)

• Блестит, сверкает, скользит... (Лед.)

• Катаются, лепят, веселятся, играют... (Дети.)

• Ищут корм, мерзнут, греются... (Птицы.)

• Бушует, воет, метет... (Метель.)

Объявление темы.

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправляемся на снежную горку. (Выставляется сюжетная кар­тина «На горке».)

Беседа по картине.

• Какое время года изображено на картине?

• По каким признакам вы догадались, что это зима?

• Где собрались дети? (На горке.)

• Подумайте, кто построил горку?

• А кто из детей только что пришел на горку?

• Обратите внимание на мальчиков. Как вы дума­ете, из-за чего они поспорили? (Из-за того, что Юра не хотел пускать Вову на горку.)

• Посмотрите на Наташу. Что она говорит маль­чикам?

· Как закончилась эта история?

· Дайте название картине.

4. Образец рассказа с установкой на пересказ. Общая гора

Наступила зима. Выпал белый, пушистый, сере­бристый снег. Наташа, Ира и Юра решили постро­ить из снега горку. А Вова им не помогал. Он болел. Хорошая вышла горка! Высокая! Не горка, а целая гора! Ребята взяли санки и весело катались с горки. Через три дня пришёл Вова. Он тоже хотел съехать с горки на санках. Но Юра закричал:

Не смей! Это не твоя гора! Ты ее не строил! А Наташа улыбнулась и сказала:

Катайся, Вова! Это гора общая.

Рассказы детей.

Воспитатель просит детей самостоятельно составить пересказ рассказа.

Физкультминутка. Выполнение движений по тексту стихотворения.

Давай, дружок, смелей, дружок, Кати по снегу свой снежок. Дети идут по кругу друг за другом, изображая, что ка­тят перед собой снежок.
Он превратится в снежный ком, Останавливаются, «рису­ют» двумя руками ком.
И станет ком снеговиком. «Рисуют» снеговика из трех кругов разного размера.
Его улыбка так светла! Показывают руками на лице улыбку.
Два глаза, шляпа, нос, метла. Но солнце припечет слегка – Увы! – и нет снеговика.                                 В. Егоров Показывают глаза, прикры­вают голову ладошкой, по­казывают нос, встают пря­мо, держат воображаемую метлу.

 

После физкультминутки воспитатель предлагает де­тям составить еще несколько рассказов.

6. Игра «Подбери действие» (проводится по картинкам).

• Зима (что делает?) — приходит, наступает, мо­розит...

• Снег (что делает?) — валит, идет, покрывает, блестит, хрустит, лежит, летит, падает...

• Снежинки (что делают?) — падают, кружатся, сверкают, блестят, искрятся...

• Ветер (что делает?) — дует, свищет, метет, бу­шует...

• Лед (что делает?) — блестит, сверкает...

• Дети зимой (что делают?) — катаются, лепят, веселятся, играют...

• Птицы зимой (что делает?) — ищут корм, мерзнут, греются...

• Метель (что делает?) — бушует, воет, метет... 7. Итог занятия.

Воспитатель (подводит итог занятия): Как вы ду­маете, правильно поступил Юра? Почему? Чем вам нравится зима?

 

Занятие 13

Тема: Пересказ русской народной сказки «Три мед­ведя» с элементами драматизации.

Цели:

Коррекционно-образовательная:

— учить детей пересказывать текст подробно, точно воспроизводя реплики главных героев.

Коррекционно-развивающие:

— закреплять у детей умение образовывать су­ществительные с уменьшительно-ласкатель­ным значением;

— упражнять детей в логическом изложении высказывания.

Коррекционно-воспитателъная:

— воспитывать у детей артистизм, воображение и умение передавать интонации героев сказки.

Оборудование: маски с изображением героев сказ­ки «Три медведя», писательские шляпы для рассказчиков, картинки с изображением трех стульев, трех чашек с ложками, трех кроватей, магнитная доска, текст сказки «Три медведя».

Предварительная работа: Рассмотреть на иллю­страциях различную мебель: разные виды столов (круглый, квадратный, овальный, письменный, кухонный, обеденный, жур­нальный), шкафов (книжный, платяной, шкаф для посуды).

Сходить на экскурсию в мебельный магазин.

 

Ход занятия

1. Организационный момент.

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Назови ла­сково». Сядет тот, кто назовет предметы ласково.

Медведь — мишутка, стул — стульчик, чашка — чашечка, кровать — кроватка, ложка — ложечка, медвежонок — медвежоночек.

2. Объявление темы.

Воспитатель: Вы догадались, в какой сказке встреча­ются эти предметы? В этой сказке главные герои — девочка и медведи. (Сказка «Три медведя».) Сегод­ня мы превратимся в артистов и будем изображать героев этой сказки.

3. Чтение сказки «Три медведя»с последующим подробным обсуждением.

Три медведя

Русская народная сказка

Одна девочка ушла из дома в лес. В лесу она заблу­дилась и стала искать дорогу домой, да не нашла, а пришла в лесу к домику.

Дверь была отворена: она посмотрела в дверь, ви­дит — в домике никого нет, и вошла. В домике этом жили три медведя. Один медведь был отец, звали его Михаил Иваныч. Он был большой и лохматый. Дру­гой была медведица. Она была поменьше, и звали ее Настасья Петровна. Третий был маленький медвежо­нок, и звали его Мишутка. Медведей не было дома, они ушли гулять по лесу.

В доме было две комнаты: одна столовая, другая спальня. Девочка вошла в столовую и увидела на столе три чашки с похлебкой. Первая чашка, очень большая, была Михаилы Иванычева. Вторая чашка, поменьше, была Настасьи Петровнина; третья, синенькая чашеч­ка, была Мишуткина. Подле каждой чашки лежала ложка: большая, средняя и маленькая.

Девочка взяла самую большую ложку и похлебала из самой большой чашки; потом взяла среднюю ложку и похлебала из средней чашки; потом взяла малень­кую ложечку и похлебала из синенькой чашечки; и Мишуткина похлебка ей показалась лучше всех.

Девочка захотела сесть и видит у стола три стула: один большой — Михаилы Иваныча, другой помень­ше — Настасьи Петровнин и третий маленький, с си­ненькой подушечкой — Мишуткин. Она полезла на большой стул и упала; потом села на средний стул — на нем было неловко; потом села на маленький стуль­чик и засмеялась — так было хорошо. Она взяла си­ненькую чашечку на колени и стала есть. Поела всю похлебку и стала качаться на стуле. Стульчик проло­мился, и она упала на пол.

Тогда Маша встала, подняла стульчик и пошла в другую горницу. Там стояли три кровати: одна боль­шая — Михаилы Иванычева, другая средняя — Настасьи Петровнина, а третья маленькая — Мишенькина. Девочка легла в большую — ей было слишком просторно; легла в среднюю — было слишком высоко; легла в маленькую — как раз впору! И Маша заснула. А медведи пришли домой голодные и захотели обе­дать. Большой медведь взял свою чашку, взглянул и заревел страшным голосом:

— Кто хлебал из моей чашки?

Настасья Петровна посмотрела в свою чашку и за­рычала не так громко:

— Кто хлебал из моей чашки? А Мишутка увидел свою пустую чашечку и запи­щал тонким голосом:

— Кто хлебал из моей чашки и все выхлебал? Михайло Иваныч взглянул на свой стул и зарычал

страшным голосом:

— Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места? Настасья Петровна взглянула на свой стул и зары­чала не так громко:

— Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места? Мишутка взглянул на свой сломанный стульчик и

пропищал:

— Кто сидел на моем стуле и сломал его? Медведи пришли в другую горницу.

— Кто ложился в мою постель и смял ее? — заре­вел Михайло Иваныч страшным голосом.

— Кто ложился в мою постель и смял ее? — зары­чала Настасья Петровна не так громко.

А Мишенька подставил скамеечку, полез в свою кроватку и запищал тонким голосом:

— Кто ложился в мою постель?

И вдруг он увидел девочку и завизжал так, как будто его режут:

— Вот она! Держи, держи! Вот она! Ай-я-яй! Держи!

Девочка открыла глаза, увидела медведей и бро­силась к окну. Окно было открыто, она выскочила в окно и убежала. И медведи не догнали ее.

 

• О ком эта сказка?

• Куда ушла девочка?

• Что она увидела в лесу? (Домик.)

• Кто жил в этом доме? Как их звали?

• Сколько было комнат в доме? Назовите их.

• Что увидела девочка в столовой?

• Чья посуда и стул понравились ей больше всего? А чья кровать?

• Почему рассердились медведи?

• Как удалось девочке убежать?

4. Выбор персонажей сказки и распределение ролей.

В драматизации участвуют: рассказчик (на первом этапе это воспитатель), медведь, медведица, медвежонок и девочка. По ходу рассказа педагог и дети выставляют сюжетные картинки на доску.

5.   Пересказ сказки с элементами драматизации.

Воспитатель начинает рассказывать, а затем про­должает кто-то из детей (рассказчиков может быть двое). Возможен вариант, когда «медведями» будут три подгруппы детей по трое в каждой. Например: первая тройка обыгрывает сцену с чашками и ложками, вторая со стульями, а третья с кроватями. Это даст возможность поучаствовать в инсцениров­ке всем детям.

Физкультминутка. Выполнение движений по тексту стихотворения.

Коля, Коля, Николай, За собою убирай! Дети идут по кругу друг за другом.
У тебя ленивы руки: Хлопают в ладоши.
Под столом ремень и брюки, Приседают.
Не в шкафу рубаха, «Рисуют» четырехуголь­ник.
Николай—неряха.                                           И. Демьянов Грозят пальчиком и кача­ют головой.

После физкультминутки логопед предлагает детям составить еще несколько пересказов. На данном этапе дети самостоятельно инсценируют сказку.

6. Итог занятия.

Воспитатель (подводит итог занятия): Как называлась сказка, которую вы сегодня показывали? Кем вы были на занятии? (Артистами.) Что больше всего вам понравилось?

 

Занятие 14

Тема: Составление рассказа «Семейный ужин» по серии сюжетных картин (с элементами твор­чества).

Цели:

Коррекционно-образователъные:

— обучение детей составлению связного после­довательного рассказа по серии сюжетных картинок;

— формирование умения объединять действия на отдельных картинках в единую сюжетную ситуацию.

Коррекционно-развивающие:

— развивать у детей умение передавать пред­метное содержание сюжетных картинок;

— упражнять в установлении причинно-след­ственной связи изображенных событий;

— развивать у детей грамматически правиль­ную фразовую речь в процессе обучения рас­сказыванию.

Коррекционно-воспитательная:

воспитывать у детей любовь, уважение и же­лание прийти на помощь членам своей семьи.

Оборудование: серия сюжетных картин «Семейный ужин», картинка с изображением пылесоса.

Предварительная работа: Чтение с последующим обсуждением: Т. Александрова «Зверик», И. Косяков «Все она», русская народная сказка «Гуси-лебеди». Рисование — «Я и моя семья».

Ход занятия

Организационный момент.

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Узнай по описанию».

• Добрая, красивая, терпеливая, веселая, скромная, ласковая, нежная, умная, требовательная (кто?)... (Мама.)

• Добрый, строгий, умный, сильный, отзывчивый... (Папа.)

• Старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная, седая... (Бабушка.)

• Старый, умный, строгий, добрый, седой, муд­рый... (Дедушка.)

• Веселая, задорная, непоседливая, старшая, млад­шая, маленькая, большая... (Сестра.)

• Сильный, слабый, маленький, большой, стар­ший, младший, умный, подвижный... (Брат.)

Объявление темы.

Воспитатель: Назовите этих людей одним словом: па­па, мама, сын, дочка, дедушка, бабушка. (Семья.)

Сегодня мы будем учиться составлять рассказ по картинкам о дружной семье.

Беседа по серии картин.

Выставляются три первых картинки серии одна предметная картинка с изображением пылесоса.

• Как вы думаете, какое время суток нарисовано на картинках? (Вечер.)

• Почему вы так думаете?

· Откуда вернулись домой Саша и Маша? (Дети пришли из школы.)

• Откуда пришли папа и мама? (Родители пришли с работы.)

· Семья садится кушать вечером. Как называется прием пищи в это время? (Ужин.)

Что стала делать мама? Зачем?

• Какую работу выполняет Саша?

• Что можно приготовить из картошки?

• А чем занята Аня?

• Что она будет делать?

• Кого вы не увидели в кухне за работой?

• А почему здесь картинка с изображением пы­лесоса? (Потому, что нужно сделать уборку в квартире.)

• Так какую работу выполнял папа? (После от­вета на этот вопрос выставляется сюжетная картинка, на которой папа пылесосит.)

• Когда все было готово, что сделала семья? (Се­мья села ужинать.)

• Как можно закончить наш рассказ? (Все были рады, что они вечером собрались вместе за се­мейным ужином.)

• Как вы думаете, чем были заняты родители и дети после ужина?

• Как можно назвать наш будущий рассказ?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 168; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.196.182 (0.101 с.)