Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Фольклорная основа поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В своей поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов широко использует фольклор и сказочные элементы. Так Пролог начинается словами: «В каком году - рассчитывай, В какой земле – угадывай, На столбовой дороженьке Сошлись семь мужиков. Здесь используется и сказочный зачин и загадка «рассчитывай – угадывай». Семь странников – это типичный сказочный образ. Число 7 часто употребляется в мифологии. Волшебная птичка указывает дорогу странникам и говорит им, что волшебная коробочка закопана под двумя старыми соснами и в ней скатерть самобраная. (Здесь и сказочная волшебная коробочка, и сказочная скатерть - самобранка). В поэме используются троекратные повторы. Три раза крестьяне высказывают свои предположения: кому живётся весело вольготно на Руси. Три раза в руки к странникам попадает волшебный птенчик, и Похом, чтобы добиться его услуги говорит: «Дыхну - с ладони скатишься, Чихну – в огонь укатишься, Щелкну – мертва покатишься, А всё ж ты, пташка малая, сильнее мужика». Используются загадки, например, про эхо: Никто его не видывал, А слышать всякий слыхивал. Без тела – а живёт оно, без языка – кричит. Народные приметы: 1)Кукуй, кукуй, кукушечка! Заколосится хлеб, Подавишься ты колосом - Не будешь куковать.
2)С тех пор, как баба начали Рядиться в ситцы красные, - Леса не подымаются, А хлеба хоть не сей. Пословицы, поговорки:“добра, ты, царская грамота, да не про нас ты писана”, “высоко бог, далеко царь”, “с работы, как ни мучайся, не будешь ты богат, а будешь ты горбат”, “хвали траву в стогу, а барина в гробу” и т. д.
Широко используется олицетворение. Например. Пеночка говорит человеческим голосом. Очень много в поэме встречается постоянных эпитетов: дороженька столбовая, тени чёрные, солнце красное, зайка серенький, Русь матушка, звёзды частые, небеса высокие, слово меткое. Употребление эпитетов обогащает язык поэмы и помогает Некрасову создать картину крестьянской жизни, например, деревни бедные, крестьяне хворые, женщины печальницы и труженицы вечные. Некрасов видит природу глазами крестьянина, поэтому использует такие краски, которые создают настроение грусти: облака дождливые, весна холодная мокрая, земля не одевается зелёным ярким бархатом и как мертвец без савана лежит под небом пасмурным печальна и нога. Часто в УНТ использовались рядом повторения однокоренных слов или повторение рядом нескольких глаголов. И это встречается в поэме «Кому на Руси жить хорошо»: гулять погуливать, кричать покрикивать, думу думали; посмотрим, поразведаем, поспросим – и дознаемся кому живётся весело вольготно на Руси; потупился, задумался и молвил; шумит поёт ругается качается валяется дерётся и целуется у праздника народ. Влияние фольклора сказывается и в некоторых языковых приёмах. Например, уменьшительно–ласкательные суффиксы: дороженька, ребятушки, сторонушка, солнышко, птичка, ноженьки,…. Обращается Некрасов в поэме и к сюжетам былины. Так существует былина о богатыре Святогоре. Судьбу Святогора в поэме напоминает старик Савелий, которого так и называет Некрасов: «Савелий – богатырь святорусский». Широко используются в поэме народные песни. Они помогают раскрыть тяжёлую женскую долю в главе крестьянка. О смысле старых песен говорят сами названия «Голодная», «Солёная», «Солдатская». Основы их составляет тяжёлая судьба народа: «тошен свет, правды нет, жизнь тошна, боль сильна». А новые песни слагаются Гришей Добросклоновым и главная их мысль, что придёт доброе время: «Доля народа, счастье его, свет и свобода прежде всего». В стиле русских народных песен Гриша слагает свои песни, в которых звучит вера в будущее России: «Рать подымается - неисчислимая Сила в ней скажется - несокрушимая» Все эти фольклорные, песенные элементы помогают Некрасову создать истинно народное произведение. Базаров — «новый человек»: демократизм; суровая жизненная школа; «я работать хочу»: увлечение естественными науками; гуманизм героя; чувство собственного достоинства Базаров – главный герой романа «Отцы и дети». Сам Тургенев двойственно воспринимал образ главного героя. Он писал А. А. Фету «Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю, люблю ли я его или ненавижу!» А в заметке по поводу «Отцов и детей» Тургенев пишет: «Базаров — мое любимое детище... Это самая симпатичная изо всех моих фигур». Тургенев выделяет в Базарове демократизм, проявляющийся в благородной привычке к труду, которая вырабатывается с детства. С одной стороны, пример родителей, с другой — суровая жизненная школа, учеба в университете на медные гроши. Эта черта отличает его от Кирсановых и для Базарова является основным критерием оценки человека. Приехав к отцу, Базаров говорит: «Я работать хочу». И Тургенев постоянно. подчеркивает, что «лихорадка работы» характерна для Базарова. Главным увлечением его были естественные науки (это было характерно для демократов 60 – х годов). Он окончил медицинский факультет и готовит себя к научной деятельности. Когда он приехал с Аркадием в имение (вроде бы отдыхать), но он постоянно работает. Уже на другой день Базаров проснулся раньше всех «в несколько минут обегал все дорожки сада, зашёл на скотный двор, отыскал двух дворовых мальчишек, с которыми отправился в небольшое болотце, в версту от усадьбы, за лягушками» - они ему нужны были для медицинских опытов. Базаров не ограничивался только изучением медицины, готовя себя к научной деятельности, он изучает ботанику, агротехнику и геологию. В имении Кирсановых он быстро сходится с простыми людьми, крестьянами, с удовольствием беседует с ними и лечит их. Желание быть полезным простому человеку – это характерная черта Базарова. Он убеждён, что нельзя уважать человека, который «сидит сложа руки». Базаров — человек с большим чувством собственного достоинства. Особенно ярко это проявляется в его спорах с Павлом Петровичем. «Мой дед землю пахал, - с надменной гордостью говорил Базаров. – спросите любого же из ваших мужиков в ком из нас – в вас или во мне – он скорее признает соотечественника. Базаров уверен в правоте дела, которому он посвящает свою жизнь. И с гордость говорит: «Нас не так мало» и когда Павел Петрович утверждает, что его дело не имеет будущего, Базаров убеждённо отвечает: «Коли раздавят, туда и дорога. Только бабушка ещё надвое сказала. Нас не так мало, как вы полагаете». В сцене дуэли, Базаров проявляет не только здравый смысл и ум, но благородство и бесстрашие, даже способность иронизировать над собой в момент смертельной опасности. Его благородство оценил даже Павел Петрович: «Вы поступили благородно...». Борьба без труда, как и труд без борьбы, не мыслится Базарову. Человек должен гордиться своим трудом. “Мой дед землю пахал”, — говорит Евгений, не стыдясь, а, наоборот, гордясь своим плебейским происхождением. Характерно отношение Базарова к народу. Для него народ не только сеятель и хранитель земли, а еще и созидатель, творец, создатель всех богатств, которыми владеет человечество. Народ для Евгения — друг. “Ну, что, приятель, заждался меня...” — ласково обращается Базаров к крестьянину. Хотя крестьяне считают Базарова странным, он все же для них “свой”. В образе Базарова сказалось двойственное отношение автора к революционерам – демократам. Базаров считает прогнившим весь государственный строй России, поэтому он отрицает «все»: самодержавие, крепостное право, религию — и то, что порождено «безобразным состоянием общества»: народную нищету, бесправие, темноту, невежество, патриархальную старину, семью. Однако положительной программы Базаров не выдвигает. Когда П. П. Кирсанов говорит ему: «...Вы все разрушаете... Да ведь надобно же и строить», Базаров отвечает: «Это уже не наше дело... Сперва нужно место расчистить». Билет №22 Переосмысление жизни Базаровым. Её значение для идейных противников. Величие Базарова Тургенев показал во время его болезни перед лицом смерти. Писаре в критической статье писал: «Умереть, так как умер Базаров, - всё равно, что сделать великий подвиг. Причиной болезни Базарова на первый взгляд, кажется, стала случайность. Он порезался при вскрытии трупа и заразился. В этой случайности заложен глубокий смысл: смерть настигает Базарова на работе в стремлении к познанию ещё не познанного. Базаров мужественно встречает опасность. Он знает, что должен умереть. Но находит в себе силы шутить с отцом, старается до последней возможности успокоить родителей: «Простудился, должно быть». Но Базаров сам всё понимает, и первый ставит себе диагноз: «Я заражён и через несколько дней ты меня хоронить будешь, - говорит он отцу». И когда отец, волнуясь и переживая, уверяет его: «А всё-таки мы тебя вылечим». Базаров говорит: «Ну это дудки. Но не в этом дело. Я не ожидал, что так скоро умру». Он понимает весь трагизм своего положения, но любя жизнь, чувствует в себе большие силы, духовные и физические. Ему горько, что он так мало сумел сделать: «…схватив за ножку тяжёлый стол, стоявший возле диван, потряс его и сдвинул с места. - Сила то, сила, - промолвил он, - вся ещё тут, а надо умирать.» Он говорит о смерти, как убеждённый материалист: «Завтра или послезавтра мозг мой в отставку подаст». Он не думает не о душе, не о Боге, не о загробном мире. Мужественно переносит Базаров своё тяжёлое физическое состояние. Пытается шутить, что бы не приносить страдание родителям. В предсмертные часы Тургенев проверяет не только мужество и волю своего героя. Но и его убеждения. Например, отношение Базарова к религии. Отец несколько раз просил Базарова исповедаться перед смертью. Очень трудно было отцу говорить с сыном на эту тему. «Утешь нас с матерью, исполни долг христианина». Базаров понимал, какое большое значение предаёт отец церковному обряду, как ему хочется убедить сына и убеждённый материалист Базаров и согласиться с отцом не мог, и огорчать его не хотелось. - «Я не отказываюсь, если это может вас утешить, - промолвил он, - но мне кажется, спешить ещё не к чему. Ты сам говоришь, что мне лучше.» Евгений понимал, что лучше ему уже быть не может, но очень ему хотелось утешить родителей. И когда отец делает последнюю попытку уговорить сына об исполнение долга перед Богом, в Базарове просыпается атеист. - «Нет, я подожду. Я согласен с тобой, что наступил кризис. А если мы с тобой ошиблись, что ж! Ведь и беспамятных причащают.» В этой сцене Базаров, по словам Писарева, поставлен на пьедестал. Он с честью выдержал невероятно трудное испытание и показал непреклонность своих материалистических убеждений. Большая заслуга Тургенева в том, что несмотря на сложность и противоречивость своего отношения к Базарову, он сумел показать его особенно в сцене смерти цельным, способным к глубокому чувству, человеком. Базаров, который величал женщин не иначе как «бабой» в предсмертные минуты хочет видеть Одинцову. Приезд любимой взволновал Евгения. Он любуется Одинцовой, восхищается ею. Базаров, который был равнодушен к красоте, теперь охваченный чувством любви, не скрывает своего восхищения и говорит красиво, чего не хотел делать раньше. Последние часы своей жизни он говорит с Одинцовой откровенно и искренне, как с очень близким человеком. «Я думал, обломаю дел много, не умру… я нужен России…нет, видно, не нужен!» в этом откровении в полубредовом состоянии, Базаров размышляет о смысле жизни. Очень ярко в этой сцене раскрывается любовь Базарова к родителям. Он просит Одинцову позаботиться о его стариках. «…и мать приласкайте…ведь таких людей, как они в нашем большом свете днём с огнём не сыскать». Человечность и откровенность чувств Базарова проявляются в его последних словах, обращенных к Одинцовой: «Прощайте! – проговорил он с внезапной силой и глаза его блеснули последним блеском. – Прощайте.. послушайте….ведь я вас не поцеловал тогда…..Дуньте на умирающую лампаду и пусть она погаснет» Эти слова в устах Базарова звучат как признание в большом и сильном чувстве. Совсем недавно он просил Аркадия «не говорить красиво», а теперь сам заговорил, как поэт. Таким образом, в сцене смерти Базарова особенно ярко Тургенев показал мужество, волю, глубину чувств, острый аналитический ум революционера-демократа. Писарев отмечал, что перед лицом смерти «Базаров становиться лучше, человечнее, что является доказательством богатства его натуры» не успевший реализовать себя в жизни, Базаров, перед лицом смерти понимает, что реальная жизнь гораздо шире и многообразнее его представлении о ней. В этом заключается главный смысл финала. Об этом же писал сам Тургенев: «Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная – всё-таки обречённая на гибель, - потому что оно стоит ещё в преддверии будущего». Нравственные муки Раскольникова (сомнение перед убийством, признание Раскольникова Соне, переоценка «идеи» Раскольникова). Достоевский – это замечательный писатель-психолог. В романе «Преступление и наказание» он раскрывает сложные человеческие характеры, мучительную борьбу главного героя с самим собой и внешними условиями. "Изуродованный нищетой" и несправедливостью, Раскольников постоянно размышляет над своей жизнью. Он умен, и его постоянно мучают веяные вопросы: почему одни, добрые, умные, благородные, должны влачить жалкое существование, в то время как другие, подлые, ничтожные, глупые, живут в довольстве и роскоши? Как это изменить? В ходе своих размышлений молодой человек приходит к выводу, что все человечество делится на две категории: обыкновенных людей, или "тварей дрожащих", и на сверхлюдей, которым все дозволено, которые, двигаясь к цели, не выбирают средств, готовы пойти даже на преступление, как, например, Наполеон. Причислив себя ко второй категории, Родион Раскольников решает убить старуху-процентщицу "глупую, бессмысленную, ничтожную, злую, больную, никому не нужную, а напротив, всем вредную старушонку", а взяв ее деньги, помочь любимым матери и сестре, заплатить за учебу, помочь бедным и вообще загладить свое "крохотное преступленьице" множеством добрых дел. Размышления Раскольникова о возможности убийства, стремление доказать, что он право имеет толкают его на претсупление. И помогают в этом и внешние обстоятельства. В трактире он слышит разговор 2 людей о том, что жизнь бедной старухи не кому не нужна, а её деньги могут помочь многим людям. Легко он нашёл топор, с которым пошёл на убийство, сумел быстро и легко приспособить под полой своей изодранной одежонки. Не трудно ему было и войти в дом к старухе. То есть всё складывалось как бы удачно. Решил, обдумал, пошёл, убил. Всё случилось быстро. И в романе об этом Достоевский говорит всего в первой части. Задумка исполнена, и вот тут начинается самое страшное: мучение, раскаяние, страдание, болезнь. То есть наказание за преступление. Вернувшись домой, Раскольников на несколько дней впадает в беспамятство, а придя в себя, обнаруживает, что уже не может жить по-прежнему. Он чувствует, что, словно "ножницами, отрезал себя от всего и всех". Пролитая кровь отгородила его от остальных людей. Стремясь помочь матери и сестре, он шел на преступление, а теперь ему трудно с ними разговаривать, страшно смотреть им в глаза. "Мертвенный холод" в душе становится для Раскольникова страшной расплатой за убийство. Мучительно раздумывает Раскольников над тем, что он совершил. Поначалу он тратит все свои душевные силы на то, чтобы оправдать своё преступление хотя бы в собственных глазах, но чувство вины становится всё мучительнее. Он впадает в беспамятство. И в бреду говорит о своём преступлении. Чувство вины заставляет его совершать необдуманные поступки. Так у него желание раскаяться, признаться во всём: «Войду, стану на колено и всё расскажу». Вскоре после этого он затевает странный разговор с попутчиком Замётовым, рассуждает о том как следует прятать награбленное. И вдруг задаёт такой вопрос: «А что если это я убил старуху и Елизавету?». Он возвращается в дом старухи-процентщицы сам даже не осознавая и непонимая зачем он это делает. Душевные муки всё больше терзают Раскольникова, он понимает, что не может больше общаться с людьми. Его тяготит общение с Разумихиным, он чувствует, что почти ненавидит мать и сестру, что жить как раньше не сможет уже никогда. Итогом его нравственной пытки становится отчаяние: «Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку!» Однако именно люди – любящие мать и сестра, верный Разумихин, Соня Мармеладова – помогают Раскольникову выйти из нравственного тупика. Благодаря любви, состраданию, заботе близких, Раскольников начинает понимать зло и бессмысленность своей теории. С этого момента начинается нравственное пробуждение героя. Он сознаётся в своём преступлении и его ссылают на каторгу. Страдания, перенесенные Раскольниковым в далекой Сибири, становятся для него очищающими, поскольку главный внутренний, духовный суд он уже совершил над собой сам. Но окончательно Раскольников освободился от пут своей теории только тогда, когда полюбил другого человека, готового разделять его печали, радости, муки и торжество: "они оба были бледны и худы, но в этих больных и бледных лицах уже сияла заря обновленного будущего, полного воскресения в новую жизнь". И мы понимаем, что своим состраданием и любовью Соня спасла сильного, умного, но заблудившегося человека. Идея, которую проповедует Достоевский в романе “Преступление и наказание”, в том, что нельзя прийти к благу через преступление, даже если добро во много раз превышает зло. Достоевский был против насилия, и своим романом он спорит с революционерами, утверждавшими, что единственный путь к всеобщему счастью — “призвать Русь к топору”. Билет №23
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 2893; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.237.246 (0.011 с.) |