Н. А. Некрасов. Мороз, Красный нос 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Н. А. Некрасов. Мороз, Красный нос



Николай Алексеевич Некрасов — великий русский поэт XIX века. Он продолжал традиции поэтов-декабристов, Пушкина и Лермонтова, был другом и соратником Чернышевского и Добролюбова. Он писал о народной жизни, думал о простых людях и посвящал им свои произведения. «Я лиру посвятил народу своему», — с полным правом говорил поэт о себе. Его лира укрепляла в народе веру в лучшее будущее, призывала к борьбе за свободу.В 1863 году Некрасов создает одно из самых замечательных своих произведений — поэму «Мороз, Красный нос». Эта поэма о женской доле, о нелегкой крестьянской жизни, однако она проникнута оптимизмом, верой в народ, в его силы, в духовную мощь русского человека вообще и русской женщины в частности.Вызывает восхищение красота Дарьи, ее ловкость и сила в работе, ее отзывчивость, самоотверженность, душевная стойкость и способность к самопожертвованию. В ней проявились лучшие черты национального русского характера.Особенно привлекает в этом образе то, что внешняя красота героини гармонично сочетается с ее внутренним нравственным богатством и чувством собственного достоинства.Судьба Дарьи в поэме «Мороз, Красный нос» вызывает у меня чувство глубокого сострадания, а поэт подчеркивает, что такая судьба далеко не редкость, это типичная участь русской женщины-крестьянки:

Три тяжкие доли имела судьба,

И первая доля — с рабом повенчаться,

Вторая — быть матерью сына раба,

А третья — до гроба рабу покоряться,

И все эти грозные доли легли

На женщину русской земли.

Правда, Дарья, какой она изображена в произведении, избежала одной из «тяжких доль» — «до гроба рабу покоряться». Муж ее очень любил сдержанной мужской любовью, характерной для крепких крестьянских семей.Дарья мужественно и стойко борется с несчастьями и лишениями: заботится о семье, о достатке, пусть самом скромном, воспитывает детей, работает и дома, и в поле. На ней лежит самый тяжелый труд, но она не согнулась, не сломилась под этой непосильной тяжестью, и это также достойно восхищения.Хотя сама Дарья изображена правдиво и жизненно, образ ее — образ собирательный, обобщенный. Я восхищаюсь этой женщиной: при такой тяжелой жизни ей все же удалось не пасть духом! Наша современная жизнь совсем не такая беспросветная, и то мы умудряемся сетовать на нее!С раннего возраста, имея в числе лучших друзей обычных крестьянских ребятишек, наблюдая за упорным и тяжелым трудом их родителей, замечательный русский поэт Н. А. Некрасов писал, что ему «выпало на долю с детства видеть страдания русского мужика от холода, голода и всяких жестокостей». Вот почему весь свой великий, удивительный талант этот писатель «посвятил народу своему». Подтверждением тому является и поэма о сложной крестьянской жизни «Мороз, Красный нос».Читая ее, испытываешь противоречивые чувства. С одной стороны, это безнадежная и беспросветная тоска от понимания, как много нужно было еще приложить усилий, чтобы как-то изменить существующее положение крепостных крестьян. Тяжелый труд и полная неуверенность в завтрашнем дне усугубились абсолютной зависимостью от помещика-барина. И многие «господа» относились крестьянам как к рабочей силе. Внимательному читателю о многом может поведать речь деревенского старосты над гробом доброго, хозяйственного, трудолюбивого Прокла:

Жил честно, а главное — в сроки,

Уж как тебя бог выручал,

Платил господину оброки

И подать царю представлял.

Мне кажется просто возмутительным тот факт, что живя в свое удовольствие в богатстве и роскоши, состоятельные помещики ничуть не переживали об ужасающе бедственном положении народа. Чудесный муж и отец, хороший хозяин, Прокл умирает, не вынеся непосильного труда и тяжелой нужды. Пытаясь справиться с той же нуждой, умирает и его жена Дарья, отправившись за дровами в морозный зимний лес и замерзнув там.Однако помимо черной стороны трудовой крестьянской жизни, Н. А. Некрасов обращает наше внимание и на удивительные душевные качества крестьян, их серьезное, ответственное отношение к труду. Поэта восхищает, что при всех переживаемых трудностях эти люди сохранили способность радоваться жизни, любить друг друга и свою землю, воспитывать детей. Их трудолюбие и обязанности, самоотдача и несгибаемость вызывают уважение и у нас читателей поэмы.Н. А. Некрасов — истинный певец своего народа. Его бессмертные произведения — это памятная летопись, история жизни русского народа времен крепостного права.

8. Идейно-художественный анализ произведения

Каждый писатель вырабатывает своеобразный стиль исходя из своих художественных задач. В зависимости от темы и идеи произведения ведется отбор средств выразительности. В поэме «Мороз, Красный нос» очень большую роль играет народно поэтический пласт. Поэма посвящена описанию жизни крестьян, их быту, воссозданию народного духа. Поэтому в ней органически появляются фольклорные образы, художественные средства, свойственные фольклору. Большую роль играют природные метафоры. Умерший муж Дарьи подобен соколу в представлении горюющих родных:

Сплесни, ненаглядный, руками,

Сокольим глазком посмотри,

Тряхни шелковыми кудрями,

Сахарны уста раствори!

Передаче истинного, глубокого горя служит и особый ритм стиха, схожий своей мелодикой с народной песней, и использование народно поэтических эпитетов: «горючие слезы», «сизокрылый», «желанный». Прием лирического параллелизма – сравнения человека, его чувств с явлением природы – используется для описания безутешной вдовы:

Береза в лесу без вершины –

Хозяйка без мужа в дому.

Идея поэмы – прославление «величавой славянки». Образу Дарьи придается обобщенно лирический характер. Она представляет собой национальный женский тип. Некрасову важно выделить основные ее качества – внешнюю красоту и душевную силу, жизненную стойкость и мудрость. Эпитеты, которыми наделяется Дарья, эмоционально оценочные:

Красавица, миру на диво,

Румяна, стройна, высока…

В ее описании сочетаются моменты реалистические с моментами во многом романтическими: сила, ловкость, мужество женщины гиперболизируются:

В игре ее конный не словит,

В беде – не сробеет, – спасет:

Коня на скаку остановит,

В горящую избу войдет!

Поэма Некрасова очень эмоциональна, в ней присутствуют метафорические эпитеты, гиперболические сравнения, свойственные легендарно сказочным жанрам устной народной поэзии. Во сне Дарьи колосья ржи сравниваются с «бусурманской ратью», что вышла воевать с женщиной. Природа у Некрасова во всей поэме предстает чем то враждебным, с ней воюют, ее покоряют. Лютый холод губит Прокла, голоса животных сливаются в тревожный шум нечистой силы:

Слышу я конское ржанье,

Слышу волков завыванье,

Слышу погоню за мной…

 

Символика зимы, непогоды очень важна в поэме, явления природы служат знаками грядущих бед, люди будто окружены мраком, неподвластной им губительной силой:

Черная туча, густая густая,

Прямо над нашей деревней висит,

Прыснет из тучи стрела громовая,

В чей она дом сноровит?

Появление Мороза воеводы сопровождается изменением ритма стиха, изменяется характер повествования, что указывает на приближение кульминации произведения. Поэт пользуется приемом анафоры – повторения начальных частей стихов в строфе. Этот единый зачин делает поэтическую речь более экспрессивной:

Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи,

Мороз воевода дозором

Обходит владенья свои.

Образ Мороза воеводы далеко не однозначен. Это вовсе не сказочный Морозко, который должен одарить девушку за ее стойкость. Он изначально враждебен тем жизненным устоям, к которым привыкла Дарья. Он уговаривает ее стать царицей в его ледяном царстве. То, что Некрасов – поэт в первую очередь реалистический, то, что вся его поэма посвящена изображению тяжелого быта крестьян, не приукрашенного ничем, указывает читателю на то, что Мороз воевода нужен автору совсем не для подражания сказке. Это символ – многозначный и глубокий по смыслу образ, он обозначает идею иносказательно. Мороз воевода – это символ всего того, что губит человека, всего, чему он не в силах противостоять в одиночку: изматывающего труда, порабощающих человека властителей, по вине которых он оказывается в тяжелейших жизненных обстоятельствах, враждебной природы и даже холодной смерти, не жалеющей никого. Мы увидели, что поэт заимствует изобразительные средства из народно поэтического творчества, вплетает их в авторский текст. Н. А. Некрасову не свойственно многообразие собственно авторских поэтических приемов, сложных метафор, но от того еще более значимыми становятся созданные им символы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 1095; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.120.109 (0.007 с.)