Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Научение. Основные теории научения.

Поиск

Цель занятия:

1.Обучающая: создать целостные представления о феномене научения и его механизмах, а также способствовать формированию у обучающихся   знаний по теме занятия как неотъемлемой сфере деятельности врача.

2. Развивающая: содействовать развитию используемых компетенций на основе реализации общепедагогических действий с использованием педагогико-психологических приемов: сравнение, анализ, выделение главного, сопоставления и других.

3. Воспитывающая: способствовать воспитанию положительного отношения к знаниям, процессу учения, а также вызвать интерес к педагогическим аспектам деятельности врача.

Цели занятия предполагают формирование и развитие следующих компетенций:

ОК-1 – способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу,   сопоставлению.

ОК-5. Готовность к саморазвитию, самореализации, самообразованию, использованию творческого потенциала.

ОК-8. Готовность к работе в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.

Для формирования указанных компетенций обучающиеся должны знать:

- предмет, задачи и актуальные проблемы, связанные с педагогическими аспектами деятельности врача;

- основные теории и положения феномена научения, теории и виды научения;

Обучающиеся должны уметь:

- анализировать психолого-педагогические явления, приближенные к практике врача, в аспектах темы занятия;

- анализировать и рефлексировать свою деятельность и ее результаты.

     Обучающиеся должны владеть:

- навыками логического и аргументированного анализа психолого-педагогических явлений в процессах научения;

- навыками  отношения к пациенту как к уникальной, целостной личности, обладающей не только физическим телом, но и сложной душевной организацией;

- навыками по выявлению, анализу и учету индивидуально-психологических особенностей личности больного в зависимости от возраста.

 

Контроль исходного уровня знаний

Выполните тестовые задания  № 140-144, 145-148, 150 (приложение 1).

 

Глоссарий темы: научение, привычка, подкрепление, условия научения.

Содержание основных понятий

Научение:

1) процесс и результат приобретения человеком  индивидуального опыта, навыков и новых форм поведения;

2) деятельность, направленная на формирование у обучающихся конкретных практических навыков, привычек и расширения их индивидуального опыта.

Привычка – сложившийся способ поведения, осуществление которого в определенной жизненной ситуации приобретает для человека характер важной потребности.

Подкрепление – педагогическое или психологическое воздействие, направленное на повторение  и закрепление у обучающихся (воспитанников, пациентов) желаемой поведенческой реакции.

Условия научения – обстоятельства, без создания которых научение не состоится.

Жизнь человека – это, прежде всего, непрерывная адаптация к условиям столь же непрерывно меняющейся среды, это выработка новых форм поведения, направленных на достижение определенных целей, это разнообразное научение.

Есть три ключевых понятия, характеризующих процесс усвоения человеком опыта: обучение, воспитание, научение.

К понятию «научение» близко соотносятся еще два понятия «привычка» и «привыкание.

У. Джеймс – психолог, основатель первой (1881 г.) в США экспериментальной лаборатории писал, что «привычки упрощают наши движения, делают их более точными, уменьшают усталость мозга». За счет чего? У. Джеймс дает ответ – «привычка уменьшает сознательное внимание, которым сопровождаются наши действия». Привычка является основой навыка.

Мышечное сокращение движения вызывается в определенном порядке вслед не за актом мысли или восприятия, а вслед за предшествовавшим мышечным сокращением. Значимость привычки в жизни человека велика: достаточно упомянуть о значении гигиенических привычек. Тренировки, упражнения – важнейшие средства выработки привычки. Привычки бывают двигательные, умственные, эмоциональные. В целом, до 18-20 летнего возраста закрепляются привычки, связанные с интонацией голоса, произношением, жестикуляцией, телодвижениями. Затем, до 30-летнего возраста, формируются интеллектуальные и профессиональные привычки.

Возвращаясь к трем, изученным нами, понятиям: обучение, воспитание, научение, зададим  себе вопрос: какой процесс в становлении личности является более значимым в различные периоды жизни человека?

В дошкольном возрасте – научение это основной способ приобретения опыта! Затем (школьный возраст) идет обучение, которое сопровождается процессом воспитания. В профессиональном образовании – обучение и научение неразрывно связаны. Научение имеет важное значение в плане формирования практических навыков, в частности у врача.

Виды научения

В теории бихевиоризма, которую мы уже рассматривали, декларируется единый механизм научения у животных и человека: научение рассматривается как процесс ассоциирования (соединения) стимулов и реакций. Другими словами, целенаправленный процесс научения бихевиористы рассматривают как натаскивание или дрессуру.

Многие российские психологи придерживаются, такой же позиции, однако выделяют некоторые различия. Например: у животных в ходе научения изменяются врожденные программы поведения и приобретаемый опыт приспосабливается к конкретным условиям. У человека же научение сопровождается усвоением также и социального (общественного) опыта. Однако, чтобы разобраться в этом вопросе нужно изучить существующие виды научения. Они различаются на основании того, что некоторые виды могут происходить на уровне рецепторов или спинного мозга, другие требуют участия всего организма, включая головной мозг.

Именно на этом основании выделяют три вида научения:

1. Выработка реактивного поведения (лат.reactia – противодействие).

2. Выработка оперантного поведения (лат. operatio – действия).

3. Когнитивное научение (когниции – знания).

В первых двух случаях поведение меняется в результате происходящего взаимодействия индивида со средой. Выбор реакции зависит от последствий в плане удовлетворения потребностей. При реактивном научении организм пассивно испытывает внешние воздействия, а при оперантном – организм активно действует. При когнитивном научении индивид оценивает ситуацию, учитывает прошлый опыт и возможные последствия.

I. Рассмотрим первый вид научения – научение реактивным формам поведения.

Что такое реактивное поведение? Это реакция организма на раздражитель.

1. Привыкание и сенсибилизация

Организм на уровне рецепторов научается игнорировать какой-либо повторный или постоянный раздражитель (привыкание) или повышать чувствительность к данному стимулу (сенсибилизация). В случае сенсибилизации у человека повышается чувствительность не ко всем стимулам, а только к определенным, связанным с событиями или ситуациями жизни. 

2. Импринтинг это наследственно запрограммированное и необратимое формирование привязанности новорожденного к первому движущемуся объекту, который попадает в поле его зрения в первые часы жизни. Этим объектом может быть человек, животное, электронная игрушка.

3. Условные рефлексы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.89.130 (0.006 с.)