Тема «предмет психологии как науки. Методы психологии» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема «предмет психологии как науки. Методы психологии»



Психология и педагогика

Практикум для студентов медицинских вузов

Часть 1

Уфа

2018


УДК 159.9 + 37.01 (07)

ББК 88 + 74. 58 я 7

П 86

Рецензенты:

профессор, доктор медицинских наук Ходжаян А.Б. – проректор по учебной деятельности ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» Минздрава России

 

профессор, доктор медицинских наук Рассохина Л.М. – проректор по учебной работе, внеучебной и воспитательной работе ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный медицинский университет» Минздрава России

 

профессор, доктор педагогических наук Дорофеев А.В. – профессор кафедры педагогики и психологии профессионального образования ФГБОУ ВО БГПУ им. М. Акмуллы

 

Психология и педагогика. Практикум для студентов медицинских вузов. В 2-х ч. Ч.1.Составители: Амиров А.Ф., Бехтерева А.В., Ивановский Ю.В., Коньшина Ю.Е., Кудашкина О.В., Липатова Е.Е., Мочалов С.М., Мурзагалина Л.В., Хусаенова А.А. – Уфа: БГМУ, 2018. – 116 с.

 

Практикум подготовлен в соответствии с рабочей программой «Психология и педагогика», разработанной на основе ФГОС ВО.

В пособии раскрываются современные  требования к организации практических занятий на основе идей управляемого самообучения студентов. Практикум включает большое количество заданий и ситуационных задач для обучающихся, дозировано распределенных по темам учебного курса и предназначенных для формирования и развития необходимых компетенций.

Практикум предназначен для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Лечебное дело», «Педиатрия», «Стоматология».

    Рекомендовано в печать Координационным научно-методическим советом и утверждено решением Редакционно-издательского совета ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России.

 

© Изд-во ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России, 2018


Введение

Практикум для обучающихся высших медицинских заведений подготовлен на основе образовательных  стандартов ФГОС ВО по специальностям: 31.05.01 – Лечебное дело, 31.05.02 – Педиатрия, 31.05.03 – Стоматология.

При написании учебного пособия авторы руководствовались Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании», Национальной доктриной образования в Российской Федерации, Федеральной программой развития образования, Концепцией модернизации российского образования, нормативными документами по стандартизации профессионального образования, Приказом МО и Н РФ №301 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по программам высшего образования», действующего с 1 сентября 2017 года.

Были использованы также материалы различных учебных пособий по психологии и педагогике, изданных в последние годы для высших профессиональных учебных заведений, а также целого ряда статей по вопросам учебной дисциплины «Психология и педагогика», опубликованных в печати, и результаты многих педагогических исследований.

Содержание практических занятий в контактной форме обучения связано непосредственно с содержанием лекционного курса в соответствии с объемом часов, выделенных на практические занятия по каждой теме. Освоение курса в практической его части предполагает организацию активной познавательной деятельности обучающихся и сочетание различных форм работы: индивидуальной, парной и групповой. Характер познавательной деятельности обучающихся варьируется в зависимости от содержания заданий и направленности на формирование и развитие тех или иных компетенций.

По каждой теме в широком перечне методических материалов представлены, наряду с кратким тематическим и информационным блоком, задания и ситуации для отработки целевых задач занятия, вопросы и задания для самопроверки с эталонами ответов, а также различные задания по итоговому контролю, позволяющему преподавателю оценить уровень достижения целей занятия каждым обучающимся.

По каждой теме представлен список основной и дополнительной литературы для самоподготовки к занятию и осуществлению студентами самостоятельного библиографического поиска необходимых информационных источников.

Практикум также предполагает возможность осуществления учебной связи обучающихся друг с другом и с преподавателем посредством электронной образовательной среды.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

Содержание основных понятий, персоналии

Вундт Вильгельм (1832–1920) — немецкий психолог, физиолог, философ и языковед. Выдвинул план разработки физиологической психологии как особой науки, использующей метод лабораторного эксперимента для расчленения сознания на элементы и выяснения закономерной связи между ними («Основания физиологической психологии», 1880–1881). Созданная Вундтом в 1879 г. первая в мире психологическая лаборатория стала международным центром экспериментальной психологии; в ней изучались ощущения, время реакции на различные раздражители, ассоциации, внимание, простейшие чувства человека. Именно эта дата положила начало психологии как официальной науки. Предметом психологии Вундт считал непосредственный опыт — доступные самонаблюдению явления или факты сознания («Введение в психологию», 1912). Согласно Вундту, высшие психические процессы (речь, мышление, воля) недоступны эксперименту, и потому они должны изучаться культурно-историческим методом.

Бехтерев Владимир Михайлович (1857-1927), российский невролог, психиатр и психолог, основатель научной школы. Фундаментальные труды по анатомии, физиологии и патологии нервной системы. Исследования лечебного применения гипноза, в т. ч. при алкоголизме. Исследовал личность на основе комплексного изучения мозга физиологическими, анатомическими и психологическими методами. Основатель рефлексологии. Организатор и руководитель Психоневрологического института (1908; ныне им. Бехтерева) и Института по изучению мозга и психической деятельности (1918).

Психика (от греческого psychikos – душевный) – свойство высокоорганизованной материи, являющееся особой формой отражения субъектом объективной реальности.

Психодиагностика (англ. psychodiagnostics; от греч. psyche – душа + diagnosis – распознавание, определение) – наука и практика постановки психологического диагноза, т. е. выяснения наличия и степени выраженности у человека определенных психологических признаков. 

Наблюдение (англ. observation) – один из основных эмпирических методов психологии, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определённых условиях и поиска смысла этих явлений, который непосредственно не дан.

Эксперимент (англ. experimentalmethod) – метод сбора эмпирических данных в специально спланированных и управляемых условиях, в которых экспериментатор воздействует на изучаемое явление и регистрирует изменения его состояния.

Тест (англ. test) – стандартизированная методика психологического измерения, предназначенная для диагностики выраженности психических свойств или состояний у индивида при решении практических задач.

Психология как научная дисциплина, предмет психологии. В сферу интересов современной психологии попадают внутренний мир и поведение человека, особенности индивидуальной жизни человека, его личностные устремления, специфика решения им жизненных и профессиональных проблем, стороны его социального бытия и даже не осознаваемые им самим процессы, происходящие в глубинах его психики.

Психология не обходит вниманием и вопросы прикладного характера, связанные с организацией процессов обучения и воспитания, профессиональной ориентации и становления профессионального мастерства, с устранением конфликтов и психологического дискомфорта в человеческих сообществах, с проблемой пола, семьи, психического здоровья и т.д. В рамках психологии выделяют общую психологию, социальную психологию, педагогическую психологию, юридическую психологию, патопсихологию,  психодиагностику, генетическую психологию, психологию рекламы, психологию управления и др. Так, если общая психология изучает общие свойства и закономерности психики человека, то предметом медицинской психологии являются многообразные особенности психики больного и их влияние на здоровье и болезнь, а также обеспечение оптимального психологического климата для обследования и лечения больного. Как синоним понятия «медицинская психология» в последние годы стал всё чаще использоваться термин «клиническая психология», включающая в себя обследование, постановку диагноза и лечение людей, испытывающих психологические затруднения (Майерс Д., 1998).

Установлено, что имеется тесная связь развития или обострения заболевания с психическими переживаниями: психологические особенности больных не существенны, когда имеются выраженные проявления какого-либо заболевания (например, больной находится в коме), но когда патология ослабевает, на первый план выходит «личностная окраска» того или иного расстройства, и роль психологических факторов, становящихся ведущими, резко возрастает.

Специфика профессиональной деятельности врача заключается в том, что он имеет дело не только с поражениями тех или иных органов (биологических систем), но и с личностью, имеющей неповторимый облик, «душу», а также многообразие социальных связей и изменение всего этого в результате болезни. Медицина хорошо «разбирает» человека на части и «чинит» каждую из них, но плохо «собирает» человека воедино: в лечебном процессе человек как бы «забывается».

Хронизация соматических заболеваний с нерезкими проявлениями, но длительным течением – одно из наиболее характерных явлений современной медицины. В современных условиях здравоохранения происходит своеобразная дегуманизация медицины: уменьшается время непосредственного общения врача с больным, а значит, это общение должно быть более качественным и эффективным, что требует дополнительных психологических знаний. Психология в медицине занимается широким кругом проблем, включающим важные для будущих врачей аспекты: психология больного и его семьи; психология врача; взаимоотношения в системе «врач – больной – семья».

Как и любая система научных знаний, психология имеет свою исто­рию, которую условно можно разделить на четыре этапа.

На первом этапе представления о психике человека носили анимистический (от лат. anima – дух, душа) характер, наделявший каждый предмет душой. В одушевленности видели причину развития явлений и движения. Аристотель распространил понятие психического на все органические процессы, выделяя растительную, животную и разумную души. Позже сложились две противоположные точки зрения на психику – материалистическая (Демокрит) и идеалистическая (Платон).

Демокрит считал, что психика, как и вся природа, материальна. Душа состоит из атомов, только более тонких, чем атомы, составляющие физические тела. Познание мира происходит через органы чувств. По мнению же Платона, душа не имеет ничего общего с материей и, в отличие от последней, идеальна. Познание мира – это не взаимодействие психики с внешним миром, а воспоминание души о том, что она видела в идеальном мире до того, как попала в тело человека.

На втором этапе развития психологии как науки с начала XVII в. были заложены методологические предпосылки научного понимания психики и сознания. Так, Р. Декарт считал, что животные не обладают душой, и их поведение является рефлексом на воздействия извне. По его мнению, человек обладает сознанием и в процессе мышления устанавливает наличие у себя внутренней жизни. В то же время, Д. Локк утверждал, что в разуме нет ничего, что не прошло бы через органы чувств, выдвинул принцип атомистического анализа сознания, согласно которому психические явления могут быть доведены до первичных, далее неразложимых элементов (ощущений) и на их основе сформированы через ассоциации более сложные образования. Позднее в XVII в. английские ученые Т. Гоббс и Д. Гартли развили детерминистское представление об ассоциациях, лежащих в основе функционирования психики, а французские исследователи П. Гольбах и К. Гельвеций разработали чрезвычайно важную концепцию о социальном опосредовании психики человека. Именно в этот период (1728 год) появляется термин «Эмпирическая психология», введенный в научный обиход немецким философом Х. Вольфом для обозначения направления в психологической науке, основной принцип которого состоит в наблюдении за конкретными психическими явлениями, их классификации и установлении проверяемой на опыте закономерной связи между ними.

На третьем этапе развития психологии как науки в XIX в. большую роль в превращении её в самостоятельную отрасль знаний сыграли разработка метода условных рефлексов в физиологии и практика лечения психических заболеваний людей, а также проведение непо­средственных экспериментальных исследований их психики. В начале XX в. основатель бихевиоризма американский психолог Д. Уотсон указал на несостоятельность деккарто-локковской концепции сознания и заявил, что психология должна отказаться от изучения сознания и должна сосредоточить свое внимание только на том, что доступно наблюдению, т. е. на поведении человека. Именно на третьем этапе произошло выделение психологии в самостоятельную науку и было связано с созданием в 1879 г. немецким психологом Вильгельмом Вундтом в Лейпциге первой в мире экспериментальной психологической лаборатории. В России подобная лаборатория была организована В.М. Бехтеревым в 1885 г.

На четвёртом (современном) этапе развития психологической науки, начиная с середины XX в., она стала превращаться в многоотраслевую прикладную область знаний, обслуживающую интересы практической деятельности людей и общества.

Зарубежная психологическая наука использовала различные подхо­ды к осмыслению психики человека: психоаналитический (3. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм и др.); бихевиористский (Д. Уотсон, Э. Толмен, К. Халл, Р. Бейлз, Б. Скиннер и др.); когнитивистский (У. Найссер, А. Пайвио, Ф. Хайдер, Ф. Фестингер и др.); гуманистический (Г. Олпорт, Г. Мюррей, Г. Мэрфи, А. Маслоу, К. Роджерс и др); трансперсональный (С.Гроф, Д.Рауэн и др.).

Российская психологическая наука придерживается диалектико-материалистического взгляда на происхождение психики. В конце XIX- начале XX вв. его активно разрабатывали И. М. Сеченов, И. П. Павлов, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, К. Н. Корнилов, С. Л. Рубинштейн, Д. Н. Узнадзе и др. Однако с началом массовых сталинских репрессий в 30-е гг. прошлого века эти исследования затормозились на тридцать лет и возобновились лишь в 60-е гг. Значительный вклад в этот период в разработку проблем отечественной психологической науки внесли Б. Г. Ананьев, А. В. Брушлинский, А. А. Бодалев, Е. С. Кузь­мин, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, В. Н. Мясищев, Б. Д. Небылицын, А. В. Петровский, К. К. Платонов, Б. М. Теплов и др.

Психология, как одна из наук о человеке, изучает факты, закономерности и механизмы развития психики. Проявления человеческой психики человека многообразны и взаимосвязаны между собой и образуют целостную психическую деятельность. Как наука, психология изучает три основные группы психических явлений: психические процессы (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение), психические состояния (эмоции, чувства, стресс и др.) и индивидуально-психологические свойства личности (способности, характер, темперамент, потребности, интересы и др.). В последние годы некоторые исследователи выделяют четвертую группу психических явлений – психические образования (знания, ценности, компетенции и др.). Психика человека проявляется, формируется и развивается в его деятельности, поэтому судить о психических процессах и о психических свойствах человека можно, только наблюдая и изучая его деятельность.

Место психологии в системе наук. Психология, как научная область и учебная дисциплина, находится на стыке многих наук. Она граничит с общественными и гуманитарными, естественными и техническими науками. Связь психологии с физиологией очевидна в исследовании проблем соотношения психических и физиологических процессов. В этом отношении значительную роль сыграли работы многих выдающихся отечественных учёных: И.П. Павлова, В.М. Бехтерева, А.А. Ухтомского, Н.А. Бернштейна, П.К. Анохина. Непосредственно с физиологией высшей нервной деятельности соотносится такая новая отрасль психологии, как психофизиология, изучающая психику в единстве с её материальным субстратом – мозгом.

Среди естественно-научных дисциплин прикладного плана выделяется медицина, прежде всего невропатология и психиатрия. Характерно, что многие выдающиеся психологи были и клиницистами (З. Фрейд, К.Г. Юнг, В.М. Бехтерев, В.Н. Мясищев, А.Р. Лурия и др.). Связь психологии и медицины обусловлена необходимостью определить специфику отношений между врачом и больным (лечить не болезнь, а больного).

Ряд отраслей медицины непосредственно соотносятся с психологией через общие вопросы, в частности, проблемы нарушений психической деятельности (нейропсихология) или патологии психического развития (специальная психология).

Наиболее тесно связана психология с такими науками, как философия и педагогика.

Психология долгое время развивалась в рамках философии, и выделение её в самостоятельную науку не могло означать полной автономии. Связь психологии с педагогикой непосредственна. Нельзя эффективно работать с ребёнком или взрослым, а также лечить человека, не зная закономерностей, по которым развивается его психика. Психология старается выявить психологические механизмы, лежащие в основе педагогических взаимодействий, изучить закономерности педагогического процесса, определить условия оптимальной организации (педагогическая психология). Неслучайно имена выдающихся теоретиков и практиков педагогики вошли в историю психологии (Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Я. Корчак, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.), а многие выдающиеся учёные-психологи были и педагогами (Л.С. Выготский, П.П. Блонский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин и др.).

Методы психологии. Психология располагает специальными методами познания внутреннего мира человека и его поведения. Чаще всего используются описательные методы и экспериментальные. В число таких методов входят наблюдение, эксперимент, тестирование.

Наблюдение, как широко распространённый в психологии метод, позволяет фиксировать поведение людей в той или иной конкретной ситуации. Существует несколько видов наблюдения: наблюдение в естественных условиях и наблюдение в искусственно созданных условиях; внешнее (наблюдение со стороны) и внутреннее (самонаблюдение); свободное и стандартизированное. Разновидностью наблюдения является психологический анализ продуктов деятельности; метод обобщения независимых характеристик, полученных при наблюдении личности в различных видах деятельности, а также метод анкетирования, и, в частности, метод клинической беседы.

Эксперимент является наиболее эффективным научным методом исследования психической реальности. Именно эксперимент позволяет выявить сущностные характеристики изучаемого феномена и причинно-следственные связи между событиями, определяющими бытие этого явления. Эксперимент можно проводить как в естественных условиях (естественный эксперимент), так и в искусственных условиях (лабораторный эксперимент).

Тестирование в психологии – метод диагностики психических возможностей индивида (тех или иных способностей, склонностей, навыков). Широкое распространение тестов началось с 1905 г., когда был предложен тест Бине-Симона для диагностики развития детского интеллекта.

Тесты разделяются на 2 основных типа: 1) собственно психологические тесты и 2) тесты достижений (испытания знаний, умений, навыков, уровня общей или профессиональной подготовки).

Психологические тесты классифицируются по различным основаниям. По предмету диагностики выделяют тесты способностей (в том числе – тест интеллекта) и тесты личности (в том числе – социально-психологические тесты), а по способу реализации – манипулятивные тесты, тест «карандаш-бумага», аппаратурные, ситуационно-поведенческие, компьютерные. Кроме того, различаются аналитические тесты и тестовые батареи; индивидуальные и групповые тесты. По цели применения выделяют тесты готовности к школе, клинические тесты, тесты профотбора и пр. По психометрическим основаниям тесты делятся на те, в основе которых лежат шкалы индивидуальных различий, и на критериально-ориентированные тесты.

Ценность тестов зависит от их валидности (пригодности для измерения исследуемых свойств) и надёжности (устойчивости по отношению к погрешностям измерения) – их предварительной экспериментальной проверки. Наиболее распространены стандартизированные тесты интеллекта (тест Кеттела и др.) и тесты личности (MMPI), TAT(тест тематической апперцепции), тесты Г. Роршаха, Г. Айзенка, Дж. Гилфорда, С. Розенцвейга (16-факторный личностный опросник) и др.

В последние годы в целях психологической диагностики стали широко использоваться продукты графической деятельности индивида – почерк, рисунки. Графический метод психологической диагностики, являясь модификацией проективного метода, позволяет исследовать особенности проецирования личностью действительности и её интерпретации. При этом используются разработанные в западной психологии стандартизированные приёмы и процедуры: «Рисунок человека» (тест Ф. Гудинафа и Д. Харриса), тест «Дом-дерево-человек» (Д. Бука), «Рисунок семьи» (В. Вульфа).

Биографический метод исследования состоит в выявлении ключевых факторов формирования индивида, его жизненного пути, кризисных периодов развития, особенностей социализации. Анализируются также текущие события в жизни индивида и прогнозируются возможные события в будущем, составляются графики жизни, производится причинный анализ межсобытийных отношений, анализ психологического времени личности, когда выявляются стартовые события отдельных периодов развития личности или её деградации.

В настоящее время в психологических исследованиях стал широко применяться метод психологического моделирования, выражающийся в знаковой имитации психических явлений или организации различных видов человеческой деятельности в искусственно сконструированной среде. С его помощью удаётся моделировать некоторые аспекты восприятия, памяти, логического мышления, а также создавать бионические модели психической деятельности (например, перцептроны – распознающие системы).

Наибольшее распространение в клинической психологии получили четыре метода: 1) наблюдение за поведением больного человека; 2) опрос больного (по возможности, и его родственников или близких). Если медицинский анамнез включает в себя анамнез жизни и анамнез заболевания, то задачей психологического анамнеза является установление сложившейся системы отношений больного к болезни, а также оценка того, как данные отношения сказываются на его поведении и личностных отношениях. Для сбора психологического анамнеза важно не только то, на что жалуется больной, но и как жалуется (слова, эмоции), а во многих случаях и о чём больной не говорит или, начав говорить, замолкает и отказывается дальше продолжать разговор; 3) экспериментальное исследование (психологическое тестирование ); 4) анализ результатов творчества отдельного человека (письма, дневниковые записи, рисунки, фотографии и др.).

Контрольные вопросы:

1. Что является предметом психологии как науки?

2. Перечислите и дайте краткую характеристику основных воззрений на психику и ее роль.

3. Каковы основные функции и проявления психики?

4. Как взаимосвязано развитие форм поведения и отражательной функции в процессе эволюции? Связано ли это с развитием нервной системы?

5. Какие методы исследования применяются в психологии?

Работа на занятии

Задание 1. Работая в паре, прокомментируйте следующие суждения о психологии.

Выберите наиболее правильные и полные.

1. Психология – наука, занимающаяся изучением переживаний и психических состояний, которые устанавливаются внечувственным путем, интроспективно.

2. Психология изучает процессы активного отражения человеком и животными объективной реальности в форме ощущений, восприятий, понятий, чувств и других явлений психики.

3. Психология – наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека и животных.

4. Психология – отрасль биологической науки, занимающаяся функционированием нервных процессов мозга.

5. Психология – наука о феноменальных (бестелесных) сущностях, которые образуют содержание отдельного «Я» (т.е. сознание индивида).

Задание 2. Работая в группе, определите, что из приведённого списка относится к психологическим фактам, что к психическим явлениям, а что не является ни тем, ни другим. Почему?

Мышление, эмоциональное переживание, память, поведение, вера, низкая адаптация к темноте, колики в желудке, бессонница, галлюцинация, творчество, любовь к чтению, дыхание, эмпатия, зубная боль, способности, обучаемость, идеалы, озноб, бесстрашие, потливость, голод, иллюзия, сон, некоммуникабельность, смерть, отчаяние, рефлексия, трудолюбие, одиночество, нетерпение, нравственность, многодетность, религиозность, представление, бедность, досада, обида, счастье, общение, воинственность.

Задание 3. О каких методах психологического исследования идёт речь в следующих фрагментах?

Ситуационная задача №1 (ОК-1). Психолог стремится собрать как можно больше информации по конкретному «случаю» для ответа на главный вопрос о генезисе и прогнозе психологических свойств, для определения статуса личности. Данный метод строится на основе ранее выдвигаемых гипотез.

Ситуационная задача №2 (ОК-5). Данный метод широко применяется в психологии личности. В качестве экспертов могут выступать лица, хорошо знающие испытуемых. Главная особенность метода заключается в том, что его используют не в виде описания количественных проявлений свойств, а в виде количественных оценок их проявления, а также выраженности тех или иных элементов поведения. Результаты данного метода фиксируют выраженность более или менее дробных частных элементов поведения, понятных и однозначных. Обобщение зафиксированных результатов осуществляет профессиональный психолог.

Ситуационная задача №3 (ОК-1). Специализированные методы психологического исследования, с помощью которых можно получить количественную или качественную характеристику изучаемого явления. От других методов исследования, эти методы отличаются тем, что предполагают стандартизированную выверенную процедуру сбора и обработки данных, а также их интерпретацию.

Ситуационная задача №4 (ОК-1). Другая разновидность метода предполагает оценку психики и поведения людей не на основе вербальных: ответов, а на базе выполненных заданий. С этой целью испытуемому предъявляется серия специальных заданий, по итогам выполнения которых делают вывод об изучаемом качестве.

Задание 4. Работая в паре, определите, какие отрасли психологии решают следующие задачи?

1. Оценить эффективность воздействия телепередачи на зрителей.

2. Установить психологические причины преступности среди молодежи.

3. Выявить условия эффективного запоминания информации.

4. Выявить психологические причины аварийности на производстве.

5. Разработать меры по устранению «дедовщины» в армии.

6. Разработать меры работы с пожилыми людьми в доме престарелых.

7. Установить уровень психического развития ребенка.

8. Выделить основные условия развития способностей.

9. Разработать систему методов и приемов повышения рейтинга политического лидера.

10. Выявить причины отставания в психическом развитии детей.

11. Выявить психологические особенности людей разного пола.

12. Установить влияние алкоголизма родителей на психическое развитие детей.

13. Установить эффективность рекламы.

14. Разработать программу профессионального отбора руководителей.

15. Оценить эффективность национальной политики правительства.

Задание 5. Расклассифицируйте методики следующего списка по основаниям: а) по цели применения; б) по процедуре проведения; в) по содержанию.

Тесты профессионального отбора; действенные тесты; тесты достижения; социометрические методики; групповые тесты; тесты профпригодности; вербальные тесты; графические тесты; тесты межличностных отношений; тесты интересов; тесты установок; тесты способностей; личностные тесты; тесты эмоциональной регуляции; аппаратурные методики; проективные тесты; диагностика готовности к школе; клинические тесты; индивидуальные тесты; тесты конформности; тесты психологической совместимости; опросники; тесты «карандаш – бумага»; интеллектуальные тесты; экспертные оценки; диагностика темперамента.

 

Практическая работа. Используя интернет-ресурсы, сделайте     тест «Способность самоуправления» (см. приложение №1).

 

Итоговый контроль

Выполните тестовые задания  № 1-3, 8, 9, 12, 15, 16, 18, 22, 23 (приложение 1)

Литература

Основная:

1. Лукацкий М.А., Остренкова М.Е. Психология: учебник. – 2-е изд., испр.и доп. / М.А. Лукацкий, М.Е. Остренкова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010.

2. Психология и педагогика в медицинском образовании: учебник / Н.В. Кудрявая, К.В. Зорин, Н.Б. Смирнова, Е.В. Анашкина; под ред. проф. Н.В. Кудрявой. [Электронный ресурс]: учеб.пособие – Режим доступа: http://docplayer.ru/26594012-Psihologiya-i-pedagogika-v-medicinskom-obrazovanii.html.

Дополнительная:

1.  Амиров А.Ф. и др. Психология и педагогика [Текст]: курс лекций для студ. мед.вузов: в 2-х ч. Уфа: Изд-во ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2013.

2.  Амиров А.Ф. и др. Психология и педагогика [Текст]: практикум для студ. мед.вузов: в 2-х ч. Изд-во ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2013.

3. Амиров А.Ф. и др. Психология и педагогика [Электронный ресурс]: в 2-х ч.: практикум для студ. мед. вузов (Электрон. текстовые дан). - Уфа: Изд-во ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2013.

4. Большой психологический словарь / Сост. и общ.ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://psychological.slovaronline.com/ СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. – 672 с.

5. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод. пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 276 с.

6. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие. –[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://gigabaza.ru/doc/80036.html СПб: Издательство «Питер», 2000. – 320 с.

7. Психологический словарь /Под общ.ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belogurova.ru/glossary?letter=29&word=2737 М., 1990.494 с.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2

Содержание основных понятий

Педагогика – рассматривается как упорядоченный набор знаний, раскрывающий сущность процессов обучения, воспитания и развития личности, и целенаправленный процесс передачи обучающимся и воспитанникам человеческого опыта.

Объект педагогики – это специфическая область педагогической действительности, изучающая конкретный раздел педагогики.

Предметом педагогики является реальный целостный педагогический процесс.

Медицинская педагогика область научных знаний и практики, в  которой реализуются различные программы работы с пациентами, основанные на педагогических методах обучения и воспитания пациентов, а также программы по внедрению медико-образовательной информации пациентов и населения.

Образование – это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, который является социально значимым и осуществляется в интересах человека, семьи, общества и государства. Это совокупность приобретенных знаний, навыков, ценностей, опыта и компетенции определенного объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Инклюзивное образование – педагогическое обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия потребностей и индивидуальных возможностей.

Воспитание – это целенаправленная деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

Обучение – это  целенаправленный процесс организации деятельности студентов по овладению знаниями, навыками и компетенциями, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у студентов внутренней мотивации к получению образования на протяжении  всей жизни.

Развитие – процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере студентов. Этот процесс обусловлен влиянием внешних (природная и социальная среда, воспитание, коллективная деятельность, общение) и внутренних (анатомо-физиологические предпосылки, собственная активность, реализуемая в деятельности), управляемых (воспитание и самовоспитание) и неуправляемых (стихийное влияние среды) факторов.

Усвоение является основным понятием всех теорий обучения (учения, учебной деятельности) независимо от того, выделяется оно как самостоятельный процесс или отождествляется с учением. В самом общем виде усвоение определяется как процесс приема, смысловой переработки, сохранения приобретенных знаний и их применение в новых ситуациях решения практических и теоретических задач, то есть использования этих знаний в форме умения решать новые проблемы на основе этих знаний.

Научение относится к процессу и результату накопления индивидуального опыта. В зарубежной психологии понятие «научение» часто употребляется как эквивалент «учения». В отечественной психологии и педагогике понятие «научение» раньше употреблялось только по отношению к животным, в последние годы стало применяться и к человеку. Научение подразумевает под собой приобретение опыта и  навыков во всех видах деятельности независимо от их природы.

Следует отметить ряд важнейших инструментальных понятий, которыми оперирует педагогическая наука.

Федеральный государственный образовательный стандарт – это совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, ответственным за разработку государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Образовательная программа – это комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, расписания,  рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.30.232 (0.105 с.)