Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: педагогика как наука, педагогические составляющие медико-профилактической деятельности врачаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Цели занятия: 1. Обучающая: сформировать представления о педагогике как неотъемлемой сфере деятельности врача и ознакомить обучающихся с основными категориями педагогики. 2. Развивающая: содействовать развитию универсальных компетенций на основе реализации общепедагогических действий на материале педагогической науки: сравнение, анализ, выделение главного, сопоставление и др. 3. Воспитывающая: способствовать воспитанию положительного отношения к знаниям, процессу учения, а также формированию нравственных взглядов и убеждений на материалах педагогики. Цели занятия предполагают формирование и развитие следующих компетенций: ОК-1. Способность к абстрактному мышлению, анализу и синтезу. ОК-5. Готовность к саморазвитию, самореализации, самообразованию, использованию творческого потенциала. ОК-8. Готовность к работе в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия. Для формирования указанных компетенций обучающиеся должны знать: - предмет, задачи и методы педагогики; - содержание основных педагогических категорий; - основы психолого-педагогической деятельности врача. Обучающиеся должны уметь: - анализировать педагогические явления; - осуществлять выбор эффективных педагогических подходов при решении профессиональных проблем. Обучающиеся должны владеть: - навыками логического и аргументированного анализа педагогических проблем и явлений; - навыками сравнения и выделения главного.
Контроль исходного уровня знаний Выполните тестовые задания № 25-28, 32, 33, 36, 38, 44, 47, 51- 54 (приложение 1)
Глоссарий темы: педагогика, объект педагогики, предмет педагогики, медицинская педагогика, образование, обучение, воспитание, развитие, усвоение, научение, ФГОС, образовательная программа, учебный план, педагогический процесс, методы педагогики, педагогические технологии, коррекционная (специальная) педагогика. Содержание основных понятий Педагогика – рассматривается как упорядоченный набор знаний, раскрывающий сущность процессов обучения, воспитания и развития личности, и целенаправленный процесс передачи обучающимся и воспитанникам человеческого опыта. Объект педагогики – это специфическая область педагогической действительности, изучающая конкретный раздел педагогики. Предметом педагогики является реальный целостный педагогический процесс. Медицинская педагогика – область научных знаний и практики, в которой реализуются различные программы работы с пациентами, основанные на педагогических методах обучения и воспитания пациентов, а также программы по внедрению медико-образовательной информации пациентов и населения. Образование – это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, который является социально значимым и осуществляется в интересах человека, семьи, общества и государства. Это совокупность приобретенных знаний, навыков, ценностей, опыта и компетенции определенного объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Инклюзивное образование – педагогическое обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия потребностей и индивидуальных возможностей. Воспитание – это целенаправленная деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. Обучение – это целенаправленный процесс организации деятельности студентов по овладению знаниями, навыками и компетенциями, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у студентов внутренней мотивации к получению образования на протяжении всей жизни. Развитие – процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере студентов. Этот процесс обусловлен влиянием внешних (природная и социальная среда, воспитание, коллективная деятельность, общение) и внутренних (анатомо-физиологические предпосылки, собственная активность, реализуемая в деятельности), управляемых (воспитание и самовоспитание) и неуправляемых (стихийное влияние среды) факторов. Усвоение является основным понятием всех теорий обучения (учения, учебной деятельности) независимо от того, выделяется оно как самостоятельный процесс или отождествляется с учением. В самом общем виде усвоение определяется как процесс приема, смысловой переработки, сохранения приобретенных знаний и их применение в новых ситуациях решения практических и теоретических задач, то есть использования этих знаний в форме умения решать новые проблемы на основе этих знаний. Научение относится к процессу и результату накопления индивидуального опыта. В зарубежной психологии понятие «научение» часто употребляется как эквивалент «учения». В отечественной психологии и педагогике понятие «научение» раньше употреблялось только по отношению к животным, в последние годы стало применяться и к человеку. Научение подразумевает под собой приобретение опыта и навыков во всех видах деятельности независимо от их природы. Следует отметить ряд важнейших инструментальных понятий, которыми оперирует педагогическая наука. Федеральный государственный образовательный стандарт – это совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, ответственным за разработку государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Образовательная программа – это комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, расписания, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов. Учебный план – это документ, определяющий перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся. В педагогике одним из ключевых понятий является «педагогический процесс». Данное понятие относится ко всему комплексу явлений, изучаемых наукой педагогикой, а также выражает сущность этих явлений. Педагогический процесс – процесс реализации целей образования. Главной характеристикой педагогического процесса является целостность как системное единство его компонентов, некая их автономность. Педагогический процесс осуществляется в специально организованных условиях, которые связаны, прежде всего, с содержанием и технологией педагогического взаимодействия. Таким образом, есть еще два компонента педагогического процесса и системы: содержание образования и средства образования (материально-технические и педагогические — формы, методы, приемы).
Содержание образования - система научных знаний, практических навыков и умений в структуре компетенций, а также идеологические, нравственные, эстетические, профессиональные и этические основы, которые осваиваются студентом в учебном процессе. Коррекционная (специальная) педагогика – это область педагогических знаний, предметом которой является разработка и внедрение в образовательную практику системы условий, обеспечивающих своевременную диагностику, профилактику и коррекцию педагогическими средствами нарушений личностного развития, социально-психологической адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья, трудностей в их обучении и освоении социальных ролей, соответствующих возрасту. Разделы специальной педагогики: 1. Сурдопедагогика – наука о закономерностях развития, воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции в общество детей с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих, оглохших). 2. Тифлопедагогика – наука о законах и механизмах развития, воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции в общество детей с нарушениями зрения (слепых, частично и слабовидящих). 3. Логопедия – наука о закономерностях развития, воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции в общество детей с речевыми нарушениями, но с сохранным слухом. 4. Олигофренопедагогика – наука о закономерностях развития, воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции в общество детей с умственной отсталостью. Педагогика и медицина. В настоящее время отношения между медициной и педагогикой расширяются. Нами выделены следующие основные аспекты взаимосвязи педагогики с медициной. Во-первых, медицина широко использует педагогические принципы, методы, накопленные знания в педагогической теоретической и практической деятельности. Педагогика обладает обширным методологическим арсеналом, имеющим существенное значение для медицины. Как и медицина, педагогика основана на анатомии, морфологии и физиологии человека. Особенности профессионального мышления у врача и педагога во многом схожи. И медицинские работники, и педагог исходят из общих законов: нормы и отклонений от них. Едины принципы целостного системного подхода к личности, индивидуального для каждого конкретного случая. Педагогическая диагностика, как и медицина, основана на учении о норме и патологии с учетом этиологических и патогенетических данных. Активно развивается медицинская педагогика. Эта область знаний формируется на основе медицины, педагогики и клинической психологии. Область практического применения обширна, что связано с представлением болезненных процессов в человеческой популяции. Врачи должны быть готовы оказать специализированную профессиональную помощь пациентам, а также провести профилактическую беседу со здоровым человеком с целью сохранения и поддержания его здоровья. Таким образом, существует реальная необходимость повышения уровня профессиональных знаний медицинского работника в области педагогики и психологии.
Контрольные вопросы: 1. Что изучает педагогика? 2. Что, по вашему мнению, должно считаться объектом педагогической науки - воспитание или образование? Аргументируйте ваш выбор. 3. Какие задачи решает педагогика? 4. Охарактеризуйте систему педагогических наук. 5. Каковы основные формы связи педагогики с другими науками? Проиллюстрируйте их примерами.
Работа на занятии Задание 1: 1) Раскройте в виде тезисов предназначение педагогики и поясните в чем заключается суть образования как социального феномена. 2) Используя методический материал и текст Федерального Закона № 273 «Об образовании» (статья 2), раскройте основные категории педагогики. 3) Используя материалы главы 1 и главы 11 (статья 82 ФЗ №273) сформулируйте основные принципы государственной политики в области образования вообще и медицинского образования в частности, а также раскройте права преподавателей и обучающихся высшего медицинского учебного заведения. 4) Какие обязанности в высшем медицинском учебном заведении определены для преподавателей и обучающихся? Задание 2. Составьте логико-смысловую схему связи педагогики с другими отраслями научного знания. Задание 3. Укажите, в каких государственных образовательных документах отражается содержание образования. Задание 4. Решите ситуационную задачу (ОК-1). «Ученые выяснили, что учителя непроизвольно стремятся обращаться к тем учащимся, которые видят на первых партах, эти студенты при прочих равных условиях оцениваются выше. Приведите другие примеры проявления учительской субъективности. Можете ли вы предложить методику борьбы с субъективностью?»
Итоговый контроль Выполните тестовые задания № 24, 29-31, 34, 35, 37, 39, 40-43, 45, 46, 49, 50 (приложение 1)
Литература Основная: 1. Лукацкий М.А. Педагогическая наука: история и современность. – М.: ГЭОТАР-МЕДИА, 2012. – 448 с. [Электронный ресурс]: учеб. пособие – Режим доступа: http: //www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970420874.html 2. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. – М.: Академия, 2012. – 491 с. Дополнительная: 1. Амиров А.Ф. и др. Психология и педагогика: в 2-х ч.: практикум для студ. мед. вузов Ч. 2. – 114 с. Изд-во ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2013. 2. Амиров А.Ф. и др. Психология и педагогика [Электронный ресурс]: в 2-х ч.: практикум для студ. мед. вузов (Электрон. текстовые дан). - Уфа: Изд-во ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2013 3. Крившенко Л.П., Юркина Л.В. Педагогика: учебник и практикум. Москва: Проспект, 2018. –240с. 4. Руденко А.М. педагогика в схемах и таблицах: учебное пособие/ А.М. Руденко. – Ростов н/Д: Феникс, 2016.-303с. 5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». – М.: Издательство «Омега-Л», 2013. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 285; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.89.197 (0.01 с.) |