Периодизация детского развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Периодизация детского развития



 

Овладение  Кризис социальной     Овладение         Кризис отношений

отношениями ситуации развития   предметами      «ребенок-взрослый»

 

   

 


Стратегии изучения психического развития – общий принципиальный путь организации исследования:

- стратегия наблюдения – для накопления фактов и расположения их во временной последовательности;

- стратегия естественно-научного констатирующего эксперимента для установления изучаемого явления при определенных контролируемых условиях;

- стратегия формирования психических процессов;

- стратегия поперечных срезов;

- лонгитюдинальная стратегия (стратегия продольного изучения) – это изучение одних и тех же людей на протяжении длительного времени;

- экспериментально-генетический метод для выявления качественных особенностей развития высших психических процессов.

Сегодня существуют несколько идей осуществления последней стратегии, которые в сжатом виде можно представить следующим образом:

1. Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского: превращение межличностной во внутриличностную функцию управления.

2. Теория деятельности А.Н. Леонтьева: всякая деятельность выступает как сознательное действие, затем как операция и по мере формирования становится функцией.

3. Теория формирования умственных действий П.Я. Гальперина: формирование психической функции происходит на основе предметного действия и идет от материального выполнения действия, а затем через его речевую форму переходит в умственный план.

4. Концепция учебной деятельности Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, учитывающая особенности психического развития ребенка в образовательном процессе.

Контрольные вопросы:

1. Что такое жизненный цикл человека?

2. Что такое возрастные кризисы? Охарактеризуйте наиболее важные критические периоды.

3. Проведите сравнительный анализ психологических концепций развития личности.

4. Сопоставьте теории Пиаже и Валлона о когнитивном развитии ребенка.

5. Охарактеризуйте этапы нравственного развития.

Работа на занятии

Задание 1.

а) работая в паре, дайте развернутое определение понятиям  «психология развития» и «возрастная психология». Обозначьте главные элементы сходства и различия этих понятий;

б)  считается, что возрастная психология акцентирует внимание на психических особенностях людей разного возраста, а психология развития содержит информацию о законах и механизмах возрастного преобразования психики при переходе с одной ступени развития на другую. Согласны ли вы с данным утверждением или эти понятия можно считать синонимичными? Обоснуйте свою точку зрения.

Задание 2. Решите ситуационные задачи (ОК-1, ОК-5, ОК-8).

Работая в группе, определите, доказательством каких факторов являются следующие примеры?

а) в Индии доктор Сингкх нашел в волчьей стае двух девочек. Их назвали Амала (3,5 года) и Камала (5,5 года). Они не умели говорить, ходить на двух ногах, передвигались на четвереньках и т.д.;

б) в роду Бахов было 17 музыкантов в течение 4 поколений. Из них один гений И.С. Бах, четверо – выдающиеся музыканты, остальные – профессиональные.

в) вы можете ответить себе, почему боитесь темноты, змей, пауков, крыс? Почему Вам нравится, что в фильме про Годзиллу побеждает человек?

г) можно ли сказать, что многие современные фильмы формируют у детей агрессию и насилие?

Задание 3.  Дискуссия «Факторы развития».

Цели: актуализация знаний по теме; развитие умений: умения излагать свое мнение и аргументировать его, развитие умения слушать и воспринимать чужую позицию, взаимодействовать с другими; развитие навыков саморегуляции и формирование адекватной самооценки; развитие критичности мышления.

Процедура проведения:

1. Участники делятся на подгруппы по числу факторов психического развития. Используя материалы занятия, конспекты лекций, учебники и другое, каждая группа составляет выступление, доказывающее, что выбранный группой фактор является основным, а другие являются лишь условием его действия. Кроме того, группы готовят деструктивные вопросы другим командам.

2. Поочередное выступление групп и ответы на вопросы.

3. Жюри из двух человек оценивает в баллах каждое выступление, каждый вопрос и каждый ответ. За нетактичное ведение дискуссии (крики, перебивание) могут быть поставлены штрафные баллы.

Задание 4. Приведите примеры различных критериев периодизации психического развития. Все ли они являются обоснованными с точки зрения современной возрастной психологии? Аргументируйте свое мнение.

Задание 5. Изучите содержание раздела 16.2 «Развитие» (Лукацкий М.А., Остренкова М.Е. Психология) и составьте таблицу по предложенной схеме. В таблице укажите название периода и кратко опишите его характерные особенности

 

Итоговый контроль

Выполните тестовые задания  № 152-160 (приложение 1).

Литература

Основная:

1. Лукацкий М.А., Остренкова М.Е. Психология: учебник. – 2-е изд., испр.и доп. / М.А. Лукацкий, М.Е. Остренкова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010.

Дополнительная:

1. Амиров А.Ф. и др. Психология и педагогика [Текст]: курс лекций для студ. мед.вузов: в 2-х ч. Уфа: Изд-во ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2013.

2. Амиров А.Ф. и др. Психология и педагогика [Текст]: практикум для студ. мед. вузов: в 2-х ч. Изд-во ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2013.

3.  Амиров А.Ф. и др. Психология и педагогика [Электронный ресурс]: в 2-х ч.: практикум для студ. мед. вузов (Электрон. текстовые дан). - Уфа: Изд-во ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2013

4. Коньшина Ю.Е. Практикум по дисциплине «Возрастная и педагогическая психология»: Учебно-методическое пособие.- Уфа: Изд-во ГОУ ВПО «БГМУ Росздрава», 2006.-77с.

5. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. Краткий курс. – СПб.: Питер, 2008. -208с.

6. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999.-672с.

7. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – Тривола, 1995.-360с.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 9



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.161.222 (0.007 с.)