Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Психические процессы: мышление и воображение.

Поиск

Цели занятия:

1. Обучающая: сформировать представления об основных характеристиках и феноменах познавательных психических процессов мышления и воображения, о требованиях учета закономерностей мышления и воображения в деятельности врача.

2. Развивающая: способствовать развитию и формированию общекультурных компетенций, развивать способности к применению мыслительных операций при решении профессиональных задач.

3. Воспитывающая: способствовать воспитанию морально-этических качеств личности обучающегося, системы его гуманистических ценностей.

Цели занятия предполагают формирование и развитие следующих общекультурных компетенций:

ОК-1. Способность к абстрактному мышлению, анализу и синтезу.

ОК-5. Готовность к саморазвитию, самореализации, самообразованию, использованию творческого потенциала.

ОК-8. Готовность к работе в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.

Для формирования указанных компетенций обучающиеся должны знать:

- проявление основных закономерностей и особенностей мышления и воображения.

Обучающиеся должны уметь:

- раскрывать причинно-следственные связи в рассматриваемых процессах и явлениях;

-  анализировать различные точки зрения, вести дискуссию на актуальные темы.

Обучающиеся должны владеть:

- методами анализа, обобщения и эффективного восприятия информации; методами и средствами познания, обучения и самоконтроля.

Контроль исходного уровня знаний

Выполните тестовые задания  № 65, 67, 82, 84, 85, 91, 92, 94 (приложение 1).

 

Глоссарий темы: мышление, формы мышления, виды мышления, логические операции, язык, речь, воображение, виды воображения.

 

Содержание основных понятий

Мышление – процесс познавательной деятельности, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.

Формы мышления:

- понятие – мысль, в которой отражаются общие, существенные и специфические признаки объектов;

- суждение – форма мысли, в которой находит место отражение связей между объектами или их свойствами;

- умозаключение – шаг логического вывода, заключение из одного или более высказываний в результате которого возникает новое суждение или понятие.

Виды мышления классифицируются:

1) по характеру используемых средств:

- наглядное – материал для мыслительной деятельности представлен в конкретной форме;

- знаковое – материал для мыслительной деятельности представлен в знаковой  (символической) форме.

2) по характеру протекания познавательных процессов:

- интуитивное – непосредственное усмотрение решения без осознания путей его получения;

- аналитическое – понимание закономерности и принципа решения путем логических операций. К ним относятся:

 

3) по характеру выполняемых задач:

- практическое – решение задач, возникающей в конкретной ситуации с ее возможностями и условиями;

- теоретическое – решение задачи в общем виде, поиск закономерностей вне зависимости от требований ситуации.

4) по уровню развития:

- наглядно-действенное (доминирует до 3 лет) – познание посредством манипулирования конкретными предметами в конкретной ситуации;

- наглядно-образное (до 7 лет) – мышление образами, а не понятиями;

- словесно-логическое – функционирует на базе знаковых средств и оперирует понятиями, логическими конструкциями, выходит за пределы ситуации. Словесно-логическое мышление является эволюционно самым новым и свойственно только человеческому мышлению

Язык – система знаков и правил оперирования ими. Язык в действии – это речь.

Речь – процесс общения людей посредством составляющих языка, рассматривается как особый вид деятельности, познавательный психический процесс и высшая психическая функция человека. Речь имеет три функции: сигнификативную (обозначения), обобщения, коммуникации (передачи знаний, отношений, чувств). В психологии различают два основных вида речи: внешнюю (устную: диалогическую и монологическую; письменную) и внутреннюю (как фаза планирования в практической и теоретической деятельности). Внутренняя речь формируется на основе внешней.

Воображение – психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте. Воображение присуще только человеку.

Воображение может быть пассивным (сновидения, грезы) и активным, которое, в свою очередь, разделяют на воссоздающее (создание образа предмета по его описанию) и творческое (создание новых образов, требующих отбора материалов, в соответствии с замыслом). Мечта – вид творческого воображения, связанного с осознанием желаемого будущего.

 Близко к этим видам воображения находится эмпатия – способность понимать другого человека, проникаться его мыслями и чувствами сострадать, сорадоваться, сопереживать.

Активное воображение всегда направлено на решение творческой или личностной задачи.

Воссоздающее воображение – один из видов активного воображения, при котором происходит конструирование новых образов, представлений у людей в соответствии с воспринятой извне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, условных изображений, знаков и т.д.

Антициптирующее воображение лежит в основе очень важной и необходимой способности человека – предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий и т.д.

Творческое воображение – это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельносоздает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются в конкретные оригинальные продукты деятельности.

Пассивное воображение – подчинено внутренним, субъективным факторам, оно тенденциозно.

Синтез, реализуемый в процессах воображения, осуществляется в различных формах:

- агглютинация – «склеивание» различных в повседневной жизни несоединимых качеств, частей;

- гиперболизация – преувеличение или преуменьшение предмета, а также изменение отдельных частей;

- схематизация – отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают четко;

- типизация - выделение существенного, повторяющегося в однородных образах;

- заострение – подчеркивание каких-либо отдельных признаков.

Совокупность познавательных процессов и характер их протекания определяют интеллект человека.

Контрольные вопросы:

1. Каковы этапы решения мыслительных задач?

2. Что общего и в чем различие между мышлением и воображением?

3. Что такое мысленный эксперимент?

4. Каким образом можно активизировать мыслительную и творческую деятельность?

5. Что такое интеллект?

Работа на занятии

Задание 1. Прокомментируйте приведенные определения мышления и выберите, на ваш взгляд, наиболее правильные.

1. Мышление – процесс, всегда опирающийся на данные чувственного опыта.

2. Мышление – это просто цепь ассоциаций, протекающих в сознании.

3. Мышление – это опосредованное и обобщенное отражение действительности вид умственной деятельности, заключающийся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.

4. Мышление – это процесс переработки созерцания и представлений в понятия.

5. Мышление – это процесс переработки информации.

6. Мысль – это биотоки мозга.

7. История мысли – история языка.

Задание 2. Решите следующие ситуационные задачи (ОК-1, ОК-5): « Наиболее распространенное деление стилей мышления – деление на «теоретиков» (или, в близкой типологии В. Оствальда, «классиков») и «эмпириков» («романтиков»). Ниже приведены характеристики тех и других. Определите, где речь идет о «теоретиках», а где - об «эмпириках».

1. Их отличают большая наблюдательность, любознательность, виртуозное использование сравнительного анализа.

2. Они считают, что открытия определяются яркими вспышками воображения.

3. С их точки зрения, то, что не наблюдаемо в опыте, нельзя использовать в научном рассуждении.

4. Ценность их в том, что сделанные ими открытия служат исходной информацией для научного прорыва, реализуемого другими.

5. Их сильная сторона - аналитичность, рациональность мышления, невысокая эмоциональность.

6. Они признают наукой только установление связей между непосредственно измеряемыми величинами.

7. Они устремляются в прорыв, обозначенный усилиями других, и делают результат доказательным и убедительным для других.

8. Когда в материале есть «белое пятно», они восполняют недостающие детали гипотезой, опирающейся на интуицию.

9. Слабость их - в излишней, часто необоснованной доверчивости к найденным закономерностям.

10. Они менее наблюдательны, чем другие, но и не столь доверчивы.»

Задание 3. Вспомните материал по теме «Воображение» и решите следующую с итуационную задачу (ОК-1).

 «Известный советский психолог А.Р. Лурия описал человека, которому достаточно было что-нибудь представить себе, как можно было наблюдать удивительные перемены, происходящие в его теле. В специальных опытах наблюдали, как он повысить температуру правой руки на 2º и понизить температуру левой руки на 1,5º. Для этого ему было достаточно «увидеть», что его правая рука лежит на краю теплой плиты, а левой он держит кусок льда. Без большого труда он ускорял ритм работы сердца («видя» себя бегущим за трамваем) или замедлял его («видя» себя спокойно лежащим в постели). Чем можно объяснить этот факт?

Объясните, почему, прочитав описание того или иного заболевания, не искушенный в медицине человек воображает, что он заболел именно этой болезнью, и у него развиваются соответствующие симптомы.»

Задание 4. Найдите решениеследующим   ситуационным задачам (ОК-1). Какие виды мышления «работают» при решении этих задач?

1. В книжном шкафу стоят 2 тома собрания сочинений. В 1 томе 300 страниц, во втором – 200. Книжный червь стал прогрызать книги. Прогрыз от первой страницы первого тома до последней страницы второго тома. Сколько всего страниц он прогрыз?

2. От города А до города Б 120 км. Из А вышел поезд по направлению к Б и шел без остановки 30 км/час. В то же самое время из Б по направлению к А вылетела ласточка со скоростью 60 км/час. Она долетела до поезда, повернула в сторону Б. Долетев до него, вновь повернула и полетела к поезду и, долетев до него, опять полетела к Б и т.д. Так она летала туда и обратно, пока поезд не прибыл в Б. Сколько километров пролетела ласточка?

 

Итоговый контроль.

Выполните тестовые задания № 66, 68, 69, 76, 78, 79, 80, 81 (приложение 1).

Литература

Основная:

1. Лукацкий М.А., Остренкова М.Е. Психология. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. – 704 с.

2. Столяренко Л.Д. Психология и педагогика. Ростов н/Д: Феникс, 2016. – 636 с.

Дополнительная:

1. Амиров А.Ф. и др. Психология и педагогика [Текст]: курс лекций для студ. мед.вузов: в 2-х ч. Уфа: Изд-во ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2013.

2. Амиров А.Ф. и др. Психология и педагогика [Текст]: практикум для студ. мед.вузов: в 2-х ч. Изд-во ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2013.

3. Амиров А.Ф. и др. Психология и педагогика [Электронный ресурс]: в 2-х ч.: практикум для студ. мед. вузов (Электрон. текстовые дан). - Уфа: Изд-во ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2013.

4. Большой психологический словарь / Сост. и общ.ред. Б.Г. Мещеряков, В.П.Зинченко. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://psychological.slovaronline.com/ СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. – 672 с.

5. Платонов К.К. Занимательная психология. – М.: РИМИС, 2011. -304с.

6. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 276 с.

7. Общая и социальная психология. Под ред. Н.Д. Твороговой. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 1997. – 374 с.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.75.247 (0.008 с.)