Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: Психические процессы: мышление и воображение.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Цели занятия: 1. Обучающая: сформировать представления об основных характеристиках и феноменах познавательных психических процессов мышления и воображения, о требованиях учета закономерностей мышления и воображения в деятельности врача. 2. Развивающая: способствовать развитию и формированию общекультурных компетенций, развивать способности к применению мыслительных операций при решении профессиональных задач. 3. Воспитывающая: способствовать воспитанию морально-этических качеств личности обучающегося, системы его гуманистических ценностей. Цели занятия предполагают формирование и развитие следующих общекультурных компетенций: ОК-1. Способность к абстрактному мышлению, анализу и синтезу. ОК-5. Готовность к саморазвитию, самореализации, самообразованию, использованию творческого потенциала. ОК-8. Готовность к работе в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия. Для формирования указанных компетенций обучающиеся должны знать: - проявление основных закономерностей и особенностей мышления и воображения. Обучающиеся должны уметь: - раскрывать причинно-следственные связи в рассматриваемых процессах и явлениях; - анализировать различные точки зрения, вести дискуссию на актуальные темы. Обучающиеся должны владеть: - методами анализа, обобщения и эффективного восприятия информации; методами и средствами познания, обучения и самоконтроля. Контроль исходного уровня знаний Выполните тестовые задания № 65, 67, 82, 84, 85, 91, 92, 94 (приложение 1).
Глоссарий темы: мышление, формы мышления, виды мышления, логические операции, язык, речь, воображение, виды воображения.
Содержание основных понятий Мышление – процесс познавательной деятельности, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Формы мышления: - понятие – мысль, в которой отражаются общие, существенные и специфические признаки объектов; - суждение – форма мысли, в которой находит место отражение связей между объектами или их свойствами; - умозаключение – шаг логического вывода, заключение из одного или более высказываний в результате которого возникает новое суждение или понятие. Виды мышления классифицируются: 1) по характеру используемых средств: - наглядное – материал для мыслительной деятельности представлен в конкретной форме; - знаковое – материал для мыслительной деятельности представлен в знаковой (символической) форме. 2) по характеру протекания познавательных процессов: - интуитивное – непосредственное усмотрение решения без осознания путей его получения; - аналитическое – понимание закономерности и принципа решения путем логических операций. К ним относятся:
3) по характеру выполняемых задач: - практическое – решение задач, возникающей в конкретной ситуации с ее возможностями и условиями; - теоретическое – решение задачи в общем виде, поиск закономерностей вне зависимости от требований ситуации. 4) по уровню развития: - наглядно-действенное (доминирует до 3 лет) – познание посредством манипулирования конкретными предметами в конкретной ситуации; - наглядно-образное (до 7 лет) – мышление образами, а не понятиями; - словесно-логическое – функционирует на базе знаковых средств и оперирует понятиями, логическими конструкциями, выходит за пределы ситуации. Словесно-логическое мышление является эволюционно самым новым и свойственно только человеческому мышлению Язык – система знаков и правил оперирования ими. Язык в действии – это речь. Речь – процесс общения людей посредством составляющих языка, рассматривается как особый вид деятельности, познавательный психический процесс и высшая психическая функция человека. Речь имеет три функции: сигнификативную (обозначения), обобщения, коммуникации (передачи знаний, отношений, чувств). В психологии различают два основных вида речи: внешнюю (устную: диалогическую и монологическую; письменную) и внутреннюю (как фаза планирования в практической и теоретической деятельности). Внутренняя речь формируется на основе внешней. Воображение – психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте. Воображение присуще только человеку. Воображение может быть пассивным (сновидения, грезы) и активным, которое, в свою очередь, разделяют на воссоздающее (создание образа предмета по его описанию) и творческое (создание новых образов, требующих отбора материалов, в соответствии с замыслом). Мечта – вид творческого воображения, связанного с осознанием желаемого будущего. Близко к этим видам воображения находится эмпатия – способность понимать другого человека, проникаться его мыслями и чувствами сострадать, сорадоваться, сопереживать. Активное воображение всегда направлено на решение творческой или личностной задачи. Воссоздающее воображение – один из видов активного воображения, при котором происходит конструирование новых образов, представлений у людей в соответствии с воспринятой извне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, условных изображений, знаков и т.д. Антициптирующее воображение лежит в основе очень важной и необходимой способности человека – предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий и т.д. Творческое воображение – это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельносоздает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются в конкретные оригинальные продукты деятельности. Пассивное воображение – подчинено внутренним, субъективным факторам, оно тенденциозно. Синтез, реализуемый в процессах воображения, осуществляется в различных формах: - агглютинация – «склеивание» различных в повседневной жизни несоединимых качеств, частей; - гиперболизация – преувеличение или преуменьшение предмета, а также изменение отдельных частей; - схематизация – отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают четко; - типизация - выделение существенного, повторяющегося в однородных образах; - заострение – подчеркивание каких-либо отдельных признаков. Совокупность познавательных процессов и характер их протекания определяют интеллект человека. Контрольные вопросы: 1. Каковы этапы решения мыслительных задач? 2. Что общего и в чем различие между мышлением и воображением? 3. Что такое мысленный эксперимент? 4. Каким образом можно активизировать мыслительную и творческую деятельность? 5. Что такое интеллект? Работа на занятии Задание 1. Прокомментируйте приведенные определения мышления и выберите, на ваш взгляд, наиболее правильные. 1. Мышление – процесс, всегда опирающийся на данные чувственного опыта. 2. Мышление – это просто цепь ассоциаций, протекающих в сознании. 3. Мышление – это опосредованное и обобщенное отражение действительности вид умственной деятельности, заключающийся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними. 4. Мышление – это процесс переработки созерцания и представлений в понятия. 5. Мышление – это процесс переработки информации. 6. Мысль – это биотоки мозга. 7. История мысли – история языка. Задание 2. Решите следующие ситуационные задачи (ОК-1, ОК-5): « Наиболее распространенное деление стилей мышления – деление на «теоретиков» (или, в близкой типологии В. Оствальда, «классиков») и «эмпириков» («романтиков»). Ниже приведены характеристики тех и других. Определите, где речь идет о «теоретиках», а где - об «эмпириках». 1. Их отличают большая наблюдательность, любознательность, виртуозное использование сравнительного анализа. 2. Они считают, что открытия определяются яркими вспышками воображения. 3. С их точки зрения, то, что не наблюдаемо в опыте, нельзя использовать в научном рассуждении. 4. Ценность их в том, что сделанные ими открытия служат исходной информацией для научного прорыва, реализуемого другими. 5. Их сильная сторона - аналитичность, рациональность мышления, невысокая эмоциональность. 6. Они признают наукой только установление связей между непосредственно измеряемыми величинами. 7. Они устремляются в прорыв, обозначенный усилиями других, и делают результат доказательным и убедительным для других. 8. Когда в материале есть «белое пятно», они восполняют недостающие детали гипотезой, опирающейся на интуицию. 9. Слабость их - в излишней, часто необоснованной доверчивости к найденным закономерностям. 10. Они менее наблюдательны, чем другие, но и не столь доверчивы.» Задание 3. Вспомните материал по теме «Воображение» и решите следующую с итуационную задачу (ОК-1). «Известный советский психолог А.Р. Лурия описал человека, которому достаточно было что-нибудь представить себе, как можно было наблюдать удивительные перемены, происходящие в его теле. В специальных опытах наблюдали, как он повысить температуру правой руки на 2º и понизить температуру левой руки на 1,5º. Для этого ему было достаточно «увидеть», что его правая рука лежит на краю теплой плиты, а левой он держит кусок льда. Без большого труда он ускорял ритм работы сердца («видя» себя бегущим за трамваем) или замедлял его («видя» себя спокойно лежащим в постели). Чем можно объяснить этот факт? Объясните, почему, прочитав описание того или иного заболевания, не искушенный в медицине человек воображает, что он заболел именно этой болезнью, и у него развиваются соответствующие симптомы.» Задание 4. Найдите решениеследующим ситуационным задачам (ОК-1). Какие виды мышления «работают» при решении этих задач? 1. В книжном шкафу стоят 2 тома собрания сочинений. В 1 томе 300 страниц, во втором – 200. Книжный червь стал прогрызать книги. Прогрыз от первой страницы первого тома до последней страницы второго тома. Сколько всего страниц он прогрыз? 2. От города А до города Б 120 км. Из А вышел поезд по направлению к Б и шел без остановки 30 км/час. В то же самое время из Б по направлению к А вылетела ласточка со скоростью 60 км/час. Она долетела до поезда, повернула в сторону Б. Долетев до него, вновь повернула и полетела к поезду и, долетев до него, опять полетела к Б и т.д. Так она летала туда и обратно, пока поезд не прибыл в Б. Сколько километров пролетела ласточка?
Итоговый контроль. Выполните тестовые задания № 66, 68, 69, 76, 78, 79, 80, 81 (приложение 1). Литература Основная: 1. Лукацкий М.А., Остренкова М.Е. Психология. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. – 704 с. 2. Столяренко Л.Д. Психология и педагогика. Ростов н/Д: Феникс, 2016. – 636 с. Дополнительная: 1. Амиров А.Ф. и др. Психология и педагогика [Текст]: курс лекций для студ. мед.вузов: в 2-х ч. Уфа: Изд-во ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2013. 2. Амиров А.Ф. и др. Психология и педагогика [Текст]: практикум для студ. мед.вузов: в 2-х ч. Изд-во ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2013. 3. Амиров А.Ф. и др. Психология и педагогика [Электронный ресурс]: в 2-х ч.: практикум для студ. мед. вузов (Электрон. текстовые дан). - Уфа: Изд-во ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2013. 4. Большой психологический словарь / Сост. и общ.ред. Б.Г. Мещеряков, В.П.Зинченко. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://psychological.slovaronline.com/ СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. – 672 с. 5. Платонов К.К. Занимательная психология. – М.: РИМИС, 2011. -304с. 6. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 276 с. 7. Общая и социальная психология. Под ред. Н.Д. Твороговой. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 1997. – 374 с. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.75.247 (0.008 с.) |