Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: Возрастная психология, предмет и методы. Психология развития, факторы и законы.
Цель занятия: 1.Обучающая: создать у обучаемых по названой теме занятия целостные представления о феноменах возрастной психологии и сформировать необходимые психолого-педагогические знания, являющиеся неотъемлемой частью профессиональной компетентности врача-педиатра. 2. Развивающая: содействовать развитию используемых компетенций на основе реализации общепедагогических действий с использованием педагогико-психологических приемов: сравнение, анализ, выделение главного, сопоставления и других. 3. Воспитывающая: способствовать воспитанию положительного отношения к знаниям, процессу учения, а также формированию нравственных взглядов и убеждений на материалах дисциплины. Цели занятия предполагают формирование и развитие следующих компетенций: ОК-1 – способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу, ОК-5 –готовность к саморазвитию, самореализации, самообразованию, использованию творческого потенциала; ОК-8 –готовность к работе в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия. Для формирования указанных компетенций обучающиеся должны по данной теме знать: - содержание ее основных категорий; - обрести знания об особенностях и сущностных характеристиках основных возрастных этапов развития человека; - посредством этих знаний создать практические основы для реализации психолого-педагогической деятельности врача. Обучающиеся должны уметь: - давать точное соответствие содержания и уровня психического развития и возраста человека; - осуществлять выбор эффективных психолого-физиологических подходов при решении профессиональных проблем. Обучающиеся должны владеть: - навыками сравнения и выделения главного в анализируемых психических явлениях; - навыками логического и аргументированного анализа психолого-педагогических проблем и явлений.
Контроль исходного уровня знаний. Выполните тестовые задания № 129-139 (приложение 1).
Глоссарий темы: психология возрастная, онтогенез, объект возрастной психологии, предмет возрастной психологии, детская психология, возраст, возрастная периодизация, возраст психологический, рост, развитие индивидуальное, развитие психики, психология развития.
Содержание основных понятий Психология возрастная – раздел психологии, в котором изучаются вопросы развития психики в онтогенезе, закономерности перехода от одного периода психического развития к другому на основе смены типов ведущей деятельности и возникновения психических новообразований. Онтогенез – развитие психики от рождения до конца жизни человека или животного. Объект возрастной психологии – развитие или возрастная изменчивость психических явлений. Предмет возрастной психологии – человек, в процессе его перехода из одного возраста в другой. Детская психология – отрасль психологии, изучающая факторы и закономерности психического развития ребенка в начальные периоды онтогенеза от рождения до подросткового возраста. Предметом детской психологии являются изучение условий и движущих причин онтогенеза человеческой психики, развития отдельных психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных), а также различных видов детской деятельности (игры, труда, учения), формирования качеств личности, возрастных и индивидуальных психологических особенностей детей, их социального развития. Возраст – конкретная ступень в развитии и жизни человека, имеющая свои хронологические рамки. Каждый возраст характеризуется совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений (не связанных с индивидуальным различием), являющихся общими для всех нормально развивающихся людей. Возраст психологический – это относительно замкнутый цикл развития, имеющий свою структуру и динамику, указывает на то, насколько человек адаптирован к требованиям среды. Психологический возраст включает в себя уровень интеллекта, способность к научению, двигательные навыки, а также такие субъективные факторы, как чувства, установки и мотивы. Развитие индивидуальное (онтогенез) – совокупность последовательных морфологических, физиологических и психологических изменений, претерпеваемых индивидом от момента его зарождения и до конца жизни. Развитие психики – закономерное изменение психических процессов и свойств человека во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.
Возраст характеризуется теми специфическими задачами освоения форм культуры, которые решаются человеком, а также качественно новыми типами деятельности и соответствующими им психологическими новообразованиями, которые возникают на данной ступени развития и определяют сознание человека, его отношение к себе и окружающему миру в целом. Каждый возрастной период изучается с учетом общих тенденций развития, особенностей предыдущего и последующего возрастов. Хронологические рамки и специфика каждого возраста не статичны – они определяются действием общественно-исторических факторов. Ребенок в любом возрасте имеет резервы развития, которые могут быть мобилизованы в процессе специально организованной деятельности. Основными параметрами каждого возраста являются: 1) социальная ситуация развития – та ситуация отношений, в которую ребенок вступает в обществе; 2) ведущий тип деятельности; 3) основные психологические новообразования; 4) возрастные психологические кризисы. Ведущий тип деятельности и та социальная среда, в которой растет и развивается человек, очень быстро начинают вступать в противоречия с новыми потребностями и старыми условиями их удовлетворения. Именно эти противоречия являются движущими силами развития психики. Традиционно принято разделять жизненный цикл на следующие периоды: 1) пренатальный (внутриутробный); 2) детство; 3) отрочество; 4) зрелость (взрослое состояние); 5) преклонный возраст, старость. В свою очередь каждый из периодов состоит из нескольких стадий, имеющих ряд характерных особенностей. В настоящее время большинством психологов принята следующая возрастная периодизация (по Д.Б. Эльконину; критерий – ведущий тип деятельности): - период новорожденности (до 1 месяца); - период младенчества (1-12 месяцев) – непосредственно-эмоциональное общение; - период раннего детства (1-3 года) – предметно-манипулятивная деятельность; - дошкольный период (3-7 лет) – сюжетно-ролевая игра; - младший школьный период (7-11 лет) – учебная деятельность; - подростковый период (11-15 лет) – интимно-личностное общение; - ранняя юность (16-19 лет) – учебно-профессиональная деятельность; - поздняя юность (19-21) – приобретение конкретной профессиональной идентичности; - молодость (ранняя зрелость) (21-35 лет) – становление профессионала; - зрелость (35- 55 (60) лет) – работа на благо общества; - пожилой возраст (55(60)-75 лет) – «поиск себя» в новом качестве; - старость (75-90 лет) – досуговое увлечение; - долгожительство – (старше 90 лет) – лечение. Психология развития – область психологии, изучающая закономерности возникновения и развития психических процессов. Предметом психологии развития является собственно генез, процесс развития с его феноменологией. Психическое развитие человека в онтогенезе имеет свою специфику. Чем оно характеризуется? Рост – это количественное изменение данного объекта, в том числе и психического процесса. Рост протекает во времени и изменяется в координатах времени. Развитие, прежде всего, характеризуется качественными изменениями, появлением новообразований, новых механизмов, новых процессов и структур.
Различают два типа развития (по Л.С.Выготскому): - преформированный тип – это такой тип, когда в самом начале заданы, закреплены стадии, которые явление (организм) пройдет, а также результат, который явление достигнет. Например, пренатальное развитие; - непреформированный тип – это тип процесса, который не предопределен заранее. Развитие психики в онтогенезе – это непреформированный тип развития, который детерминирован не снизу, а сверху той формой практической и теоретической деятельности, которая существует на данном уровне развития общества. Психическое развитие человека идет в двух направлениях: 1) развитие познавательных процессов (памяти, мышления, восприятия и других процессов); 2) развитие личности (интересы, суждения, взгляды, мотивы, поведение). Рассматривая процесс психического развития, следует рассматривать следующие факторы: - биологический фактор – генетическое наследство; - социальный фактор – культурная среда; - активность самого субъекта. Факторы непрерывно взаимодействуют и результатом является неповторимость и уникальность каждого из нас.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.125.219 (0.014 с.) |