Тема: Психические процессы: ощущения, восприятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Психические процессы: ощущения, восприятия



Цели занятия:

1. Обучающая: сформировать представления обучающихся об основных характеристиках и феноменах познавательных психических процессов ощущения и восприятия, а также о возможностях учета закономерностей и особенностей ощущения и восприятия в деятельности врача.

2. Развивающая: обеспечить развитие познавательной мотивации и формирование общекультурных компетенций.

3. Воспитывающая: способствовать воспитанию морально-этических качеств личности обучающегося, системы его гуманистических ценностей.

Цели занятия предполагают формирование и развитие следующих общекультурных компетенций:

ОК-1. Способность к абстрактному мышлению, анализу и синтезу.

ОК-5. Готовность к саморазвитию, самореализации, самообразованию, использованию творческого потенциала.

ОК-8. Готовность к работе в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.

Для формирования указанных компетенций обучающиеся должны знать:

основные закономерности и особенности  процессов ощущения и восприятия.

Обучающиеся должны уметь:

раскрывать причинно-следственные связи в рассматриваемых процессах и явлениях, анализировать различные точки зрения, вести дискуссию на актуальные темы, связанные с психологическими аспектами деятельности врача

Обучающиеся должны владеть:

методами анализа, обобщения и эффективного восприятия информации; методами и средствами познания, обучения и самоконтроля.

 

Контроль исходного уровня знаний

Выполните тестовые задания  № 58, 59, 73, 83, 86 (приложение 1)

 

Глоссарий темы: психические процессы, ощущения, классификация ощущений, общие свойства ощущений, общие психофизиологические закономерности ощущений, восприятие, свойства образа восприятия, классификация восприятий, организация восприятия.

Содержание основных понятий

Психические процессы –это способность центральной нервной системы организма отражать воздействие окружающего мира и формировать образ, побуждающий к деятельности. К основным познавательным процессам психики человека относятся ощущение, восприятие, мышление, воображение и память.

Ощущение – отражение отдельных свойств предметов и явлений материального мира при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы. Ощущение возникает как реакция нервной системы на раздражитель и имеет рефлекторный характер.

Классификация ощущений:

1. По модальности (принадлежность определенным органам чувств): зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые, обонятельные.

2. По месту расположения рецепторов:

- интероцептивные ощущения – сигнализируют о состоянии внутренних процессов организма и связаны с внутренними рецепторами, расположенными на стенках внутренних органов (ощущение голода, жажды, боли и т.д.);

- проприоцептивные ощущения(лат. proprius – собственный) – это ощущения, отражающие движение и положение тела в пространстве благодаря рецепторам, расположенным в мышцах, связках и вестибулярном аппарате;

- экстерорецептивные ощущения – ощущения, возникающие при воздействии внешних раздражителей на рецепторы поверхности тела. В свою очередь экстероцептивные ощущения делится на контактные (осязательные, вкусовые) и дистантные (зрительные, слуховые), обонятельные ощущения занимают промежуточное положение.

3. По взаимодействию рецепторов с раздражителем:

- дистантное – отражает качества объектов, находящихся на некотором расстоянии от органов чувств (слух, зрение);

- контактное – связано с непосредственным воздействием объекта на органы чувств (вкус, осязание, боль, тактильные, температурные ощущения).

Общие свойства ощущений:

1. Качество – особенность данного ощущения, варьирующая в определенных пределах.

2. Интенсивность – количественная характеристика, определяющаяся силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора. Основной психофизиологический закон Вебера-Фехнера: интенсивность ощущения пропорциональна логарифму силы раздражителя.

3. Длительность – временная характеристика, зависящая от времени действия раздражителя. При воздействии раздражителя ощущение появляется не сразу, существует латентный период, неодинаковый для различных ощущений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.255.134 (0.006 с.)