Профессиональное становление личности педагога. Педагогическая карьера. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профессиональное становление личности педагога. Педагогическая карьера.



Что такое профессиональное становление? Это достижение человеком профессионального мастерства т.е высокого искусства в профессиональной деятельности. Профессиональное мастерство характеризуется:

§ профессиональной целесообразностью

§ индивидуально-творческим характером

§ оптимальным выбором средств деятельности.

 

Для того, чтобы достичь этих высот, нужен навык самообразования. К.Д.Ушинский «Учитель живет до тех пор, пока он учится».

Самообразование – это познавательная деятельность педагога по овладению методологическими и специальными знаниями, профессиональными умениями и навыками, необходимыми для совершенствования педагогического процесса.

Самообразование лежит в основе саморазвития личности. Саморазвитие личности – это направленное, разумное формирование человеком различных сторон своего духовного Я. Уметь развивать себя – это, прежде всего, означает умение взять на себя личную ответственность за свою жизнь, уметь выстроить свою образовательную траекторию.

Образовательная траектория – это возможность личности на основе выбора определять свой образовательный путь, который удовлетворяет потребности в образовании, в получении определенной квалификации, в интеллектуальном, физическом и нравственном развитии. Управление своим развитием осуществляется посредством самовоспитания.

Самовоспитание – это сознательная работа педагога по развитию профессионально-значимых качеств своей личности.

Самовоспитание начинается с самооценки. Самооценка – это соизмерение своих результатов с идеалом деятельности и личности педагога. Этот идеал формируется при изучении педагогической литературы, знакомстве с жизнью и творчеством выдающихся педагогов. Большой интерес представляют дневники Л.Н.Толстого по вопросам самовоспитания – «Что назначено исполнить, то исполняй, несмотря ни на что. Что исполняешь – исполняй хорошо. Никогда не справляйся в книге, ежели что-нибудь забыл, а старайся сам припомнить. Заставь постоянно ум свой действовать со всею возможной силой».

В процессе самовоспитания можно выделить 3 этапа:

Ø самопознание

Ø самопрограммирование

Ø самовоздействие.

Профессиональному самопознанию будущего педагога поможет курс психологии. Разработаны психологические тесты для выявления уровня коммуникабельности (тест Ряховского), уровня сформированности перцептивных умений, умений слушать собеседника, тесты по выявлению умений управлять общением, выступать перед аудиторией (т.е. умений и навыков педагогической техники).

Также есть тесты на выявление особенностей развития волевой, эмоциональной сферы, темперамента, характера, особенностей познавательного процесса (восприятия, памяти, воображения, мышления), речи и внимания как свойств личности.

Профессиональное самопрограммирование – это построение программы самовоспитания. В основе программы самовоспитания лежат так называемые «правила жизни» Выработанные правила жизни постепенно превращаются в принципы поведения, например, никогда и никуда не опаздывай, никогда и никому не отказывай в помощи... «Посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу». Наряду с программой самовоспитания можно составить и план работы над собой: план – максимум (на большой отрезок времени) и план-минимум (на неделю, месяц).

Самовоздействие. К самовоздействию относятся:

1. Средства саморегуляции (средства управления своим психическим состоянием)

1.1. приемы отключения

1.2. приемы самоубеждения, самоконтроля, самоприказа

1.3. приемы расслабления мышц (релаксация)

2. Методы и приемы самовнушения с помощью специальных словесных формул – аутотренинг.

Через самовоспитание осуществляется не только профессиональное развитие, но и личностное развитие.

Личностное развитие и личностный рост.

Личностное развитие связано со стремлением человека стать более компетентным и способным, со стремлением человека к поиску и реализации собственного смысла жизни.

При постоянном личностном развитии происходит личностный рост человека. Американский психолог А.Маслоу рассматривает личностный рост как последовательное удовлетворение «высших потребностей» на основании достигнутых «базовых». Расти, по А.Маслоу, это значит не оставаться в «потенциальности». «Лучший выбор жизни всегда находится в нас».

  Личностный рост можно охарактеризовать как качественные изменения личностного развития, которые затрагивают основные жизненные отношения личности с миром и собой. Отношение к прошлой жизни как к прошлому и устремленность в будущее позволяет говорить о наличии личностного роста. Остановка в этой непрерывности может привести к застою и деградации личности.

Оптимальное развитие личности происходит в процессе успешного овладения профессиональной деятельностью. Существует двусторонняя зависимость – чем большего человек достигает в профессиональном становлении, тем больше он развивается как личность, и наоборот – личностное развитие и рост – обязательные условия достижения профессионализма.

Профессионализм – это степень овладения индивидом профессиональными навыками. Профессионализм как психологическое и личностное образование характеризуется не просто суммой профессиональных ЗУН, а и профессиональным творчеством, т.е. искусством постановки и решения профессиональных задач. Причем, условием для развития профессионализма является не только занятие одной профессиональной деятельностью, но и мощное развитие у человека общих способностей, развитие его нравственных качеств. Помимо этого в приобретении профессионализма важную роль играют и другие условия:

Ø личное отношение к профессии

Ø понимание своих личных ресурсов профессиональной деятельности

Ø личный опыт жизни

Ø видение своих целей, средств и методов профессиональной деятельности

Ø ориентация на взаимодействие с другими людьми..

 

В профессиональном становлении можно выделить два аспекта – становление личностное и становление статусное (внешнее, карьера).

Как правило, достижение определенного уровня в личностном плане влечет за собой и продвижение по карьерной лестнице.

Рассмотрим как происходит формирование профессионализма в личностномплане. Е.И.Рогов (Личность учителя: теория и практика.- Ростов-на Дону, 1996) выделяет здесь 3 направления:

I. изменение всей системы деятельности, т.е по мере развития профессионального мастерства совершенствуются способы деятельности, формируется личностный стиль деятельности

II. изменение личности субъекта – это проявляется как во внешнем облике (моторика, речь, эмоциональность, формы общения), так и в формировании профессионального самосознания (профессионального внимания, перцепции, памяти, мышления, воли, эмоций)

III. изменение отношений к объекту деятельности (уровень информированности об объекте – когнитивная сфера), меняется интерес к объекту, склонности к взаимодействию с ним (эмоциональная сфера), меняются реальные возможности воздействия на объект (практическая сфера).

 

Карьера педагога

Карьера – это активное продвижение человека в освоении и совершенствовании способа жизнедеятельности. Успешность карьеры зависит от того, насколько удачно человек сделал профессиональный выбор и как протекает его профессиональное самоопределение. Американский ученый Драйвер выделяет следующие виды карьеры:

Ø линейная карьера – у тех людей, кто целенаправленно делает карьеру, шаг за шагом поднимается по иерархической лестнице – преподаватель – руководитель методического объединения – завуч – руководитель учебного заведения – работник городского комитета по образованию – работник министерства (ступени вверх).

Ø стабильная карьера – человек также выбирает в молодости область своей деятельности и остается в ней. Он повышает свое мастерство, но не стремится к продвижению по служебной лестнице (врачи, инженеры, учителя), (ступень вверх– плато, снова небольшая ступень вверх).

Ø платообразная карьера. После выдвижения человек достигает уровня, где обнаруживается предел его компетентности. После чего его не повышают, и он остается на том же месте до ухода на пенсию (две ступени вверх – плато – без изменений).

Ø снижающаяся карьера. Человек сначала добивается неоднократного повышения, но какие-то события снижают его работоспособность (болезнь, семейные обстоятельства, алкоголь..) и он начинает снижаться по служебной лестнице (две ступени – плато - две ступени вниз).

Следовательно, профессиональная карьера – это профессиональное движение. А любое движение имеет свои цели, следовательно, надо определиться со своими целями. Чтобы понять свои цели, т.е. свое мироощущение, определиться с тем, что вы понимаете под жизненным успехом, попробуйте ответить на следующие вопросы:

1. Что вы хотите больше всего на свете?

2. Если бы у вас был миллион, как бы вы им распорядились?

3. Какие качества характера вы бы хотели иметь?

4. Чем бы вы хотели заниматься в жизни?

 

Ответы на эти вопросы помогут вам разобраться со своими жизненными целями. Затем надо подумать – как достичь этих целей. Важно уметь планировать свои действия, постепенно, шаг за шагом.

Для профессионального продвижения очень важно создать свой имидж, т.е. образ. Причем под образом понимается не только зрительный образ, но и образ мышления, действий, поступков. Имидж может быть положительным, отрицательным, личностным и профессиональным (в области профессиональныхкачеств). Имидж-мейкеры считают, что в создании имиджа очень важными являются личностные качества, т.к. степень доверия к специалисту напрямую зависит от того, насколько он нравственен. К порядочным и обязательным людям чаще обращаются за помощью и чаще следуют их советам.

Имидж может создаваться произвольно (какой есть, такой и есть), а может целенаправленно формироваться, Формировать имидж надо тогда, когда человек хочет соответствовать определенному образу, принятому в определенной социальной группе. Для формирования имиджа надо откорректировать свои целевые установки, свои действия, поступки, свой внешний облик. Главный вопрос при этом – какой имидж я имею и на кого хочу произвести впечатление?

 

Таким образом, путь профессионального становления будущего педагога может быть представлен следующим образом:

Ø овладение вузовскими предметами

Ø знание требований к будущей профессии, отраженных в ГОС и КХ

Ø знать свои профессионально-значимые личностные качества (протестировать их), наметить развитие тех, по которым имеются недостатки

Ø разработать требования к своему физическому и интеллектуальному развитию

Ø овладевать педагогической техникой, необходимыми педагогическими умениями и навыками

Ø изучать педагогический новаторский опыт

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.184 (0.011 с.)