Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Этапы педагогического общения
Структура педагогического общения соответствует общей логике педагогического процесса – замысел, воплощение замысла, анализ, оценка. По В.А.Кан-Калику структура педагогического общения включает 4 этапа. Эти этапы составляют общую коммуникативную структуру занятия. Этапы общения: 1. Моделирование предстоящего общения при подготовке к занятию (прогностический этап) 2. Организация непосредственного общения (начальный период общения) 3. Управление общением в педагогическом процессе 4. Анализ осуществленной системы общения и моделирование новой системы общения. На 1 этапе моделирования планируется коммуникативная структура занятия, способы решения коммуникативных задач, варианты взаимодействия с учетом: § педагогических целей и задач § сложившейся в аудитории ситуации § индивидуальности педагога § используемой системы методов обучения и воспитания. Этот этап надо хорошо продумать, представить свое коммуникативное поведение и эмоциональное состояние. Второй этап – это завоевание инициативы в общении, «коммуникативная атака», т.е. быстрый переход к деловому общению, мобилизация, заинтересование обучаемых, введение личностных аспектов во взаимодействие с обучаемыми. Педагог должен с первых мгновений уточнить общее настроение аудитории и возможность работы с помощью запланированных методов. Очень важно привлечь к себе внимание через: Ø вербальное общение Ø пауза с активным внутренним требованием внимания к себе Ø двигательно-знаковый способ (развешивание таблиц, запись на доске) Ø смешанный вариант. Задача педагога – настроить аудиторию на работу, создать эмоциональное единство. Третий этап – управление общением.. Основным условием управления является инициативность в общении. Добиться этого позволяет хорошее владение жестами, мимикой, голосом. Для ребят часто значима не информация сама по себе, а тот смысл, который вкладывает в нее педагог, его отношение к сообщаемым фактам. Для завоевания инициативы В.А.Кан-Калик предлагает соблюдать следующие условия: Ø оперативное достижение социально-психологического единства с обучаемыми, формирование чувства «мы» (мы обсудим, мы рассмотрим) Ø введение личностных аспектов во взаимодействие
Ø оперативный переход от приветствия к деловому и личностному общению Ø преодоление стереотипных и негативных установок по отношению к отдельным учащимся (пример с фотографиями) Ø организация контакта с обучаемыми Ø постановка учебных задач, мобилизующих обучаемых на работу Ø использование вербальных и невербальных средств общения (мимика, жесты, контакт глазами) Ø умение транслировать собственную расположенность, дружелюбие Ø находить яркие цели деятельности и показывать пути к их достижению Ø достижение общего взаимопонимания. Четвертый этап - анализ осуществленного общения – это этап обратной связи в общении. Педагог осуществляет анализ и коррекцию проведенного общения, прогнозирует будущее общение. Соотнесение целей, средств и результатов. Для того, чтобы сформировать у студентов навыки и умения педагогического общения проводят коммуникативные тренинги – задания на действия в типичных ситуациях (зачет, экзамен, семинар...). 7.4. Стили педагогического общения и педагогического руководства. Стиль педагогического общения – это индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога с обучаемыми. Стиль педагогического общения и тесно с ним связанный стиль педагогического руководства зависят от индивидуальности педагога, его компетентности, культуры, а также от особенностей воспитанников (возраст, пол, обученность, воспитанность). Согласно общепринятой классификации стили общения делят на авторитарный, демократический и попустительский (либеральный). При авторитарном стиле педагог единолично решает все вопросы, касающиеся как коллектива, так и отдельного обучаемого. Авторитарный стиль общения проявляется через диктат и опеку. Свои действия педагог не разъясняет, не комментирует, он чрезмерно требователен, категоричен, постоянно проявляет свое превосходство, не позволяет обучаемым проявлять самостоятельность и инициативу. У такого педагога приказной тон обращения, общение строится на дисциплинарных воздействиях и подчинении «Делайте как я говорю и не рассуждайте». Такой стиль тормозит развитие личности, подавляет активность и инициативу, приводит к искаженному пониманию ценностей – например, к высокой оценке властности.
Демократический стиль – это стиль сотрудничества, совместной деятельности, Педагог прислушивается к мнению обучаемых привлекает их к решению общих дел, поощряет их активность и инициативу. Педагог положительно относится к обучаемым, адекватно оценивает их успехи и неудачи. Основная форма обращения – совет, рекомендации, просьба. «Вместе задумали, вместе планируем, организуем, подводим итоги». Этот стиль способствует развитию обучаемых, стимулирует самоуправление, устанавливаются доверительные гуманистические отношения. Попустительский стиль (либеральный) – отсутствует система в организации деятельности и контроля. Педагог занимает позицию стороннего наблюдателя, не вникает в жизнь коллектива и отдельных учащихся. Он формально выполняет свои обязанности, ограничиваясь лишь преподаванием. Отсутствует контроль за деятельностью обучаемых и их развитием. Успеваемость и дисциплина в таких группах, классах обычно неудовлетворительные. Такой стиль ведет к панибратству или отчуждению, не побуждает у обучаемых к самостоятельности и инициативе. «Как все идет, так и идет», отчужденность, нет взаимодействия. В чистом виде эти стили встречаются редко. Обычно в практике встречаются смешанные стили. Например, педагог не может полностью исключить из своего арсенала приемы авторитарного стиля общения, которые бывают необходимы при работе с отдельными обучаемыми. Элементы либерального стиля допустимы при организации творческой деятельности, когда надо предоставить самостоятельность и активность, не вмешиваться. В целом, педагог должен быть ориентирован на диалог и сотрудничество со студентами. В.А.Кан-Калик установил и охарактеризовал такие стили общения как общение на основе: · увлеченности совместной деятельностью · общение на основе дружеского расположения · общение-дистанцию · общение-устрашение · общение-заигрывание (Учителю о педагогическом общении. Книга для учителя, м., 1987) Общение на основе общей увлеченности предполагает содружество, сотворчество. Общение на основе дружеского расположения проявляется в искреннем интересе к личности воспитанника, к коллективу. Общение-дистанция – наиболее распространенный стиль общения. Надо знать меру. Дистанция должна существовать, т.к. социальный статус разный, но она не должна превращаться в доминанту педагогического общения. Иначе она может перейти к авторитарному стилю. Общение-устрашение строится на подчинении, страхе, диктате. Общение-заигрывание – желание быстрее понравиться учащимся, завоевать авторитет, чаще проявляется у молодых педагогов без опыта коммуникативной культуры (разговоры на личные темы, злоупотребление поощрениями). Стили педагогического общения влияют на психологическую атмосферу и на результативность педагогической деятельности. Такие стили как устрашение, заигрывание и крайние формы общения-дистанции часто ведут к конфликтам. Педагогическое общение это наука и искусство. Для его осуществления надо знать научные основе общения: его структуру, виды, формы, средства, стили, технологии. Но в каждой конкретной ситуации действия педагога неповторимы (различный возраст, ситуация, условия, индивидуальные особенности педагога и студентов).
Общение является индивидуально-творческой сферой личности педагога. В этом проявляется искусство общения. Искусство общения проявляется в том, что педагог творчески использует научные основы общения, соотносит стили общения с конкретной ситуацией Искусство общения обусловлено следующими умениями: Ø управлять своим поведением, чувствами Ø уметь наблюдать, переключать внимание Ø понимать и учитывать душевное состояние воспитанников, мотивы их действий и поступков, уметь читать «по лицу» Ø подать себя в общении с другими Ø уметь устанавливать речевой и неречевой контакт. Ø Способы формирования общительности как профессионально значимого личностного качества: 1. самосовершенствование – определять собственные коммуникативные качества + и – в общении, самоанализ, программа действий 2. тренинг на развитие у себя общительности – выступать на собраниях, говорить с людьми по собственной инициативе, обращаться с вопросами к старшим коллегам, доброжелательно комментировать чьи-либо действия, быть внимательными к собеседнику, упражнять себя в умении анализировать внешнее поведение людей в транспорте и других общественных местах. При общении возникает: Ø эмоциональная общность переживаний – усиливает познавательную активность Ø при общении важно уметь оценивать эмоциональную реакцию обучаемых, быть физиономистом «по лицу узнавать душеное движение» (А.С.Макаренко) Ø при общении важно правильно понимать друг друга, роль эмпатии, идентифицировать себя с другим человеком, очень важна эмоциональная идентификация. Как повлиять на эффективность общения? · появляться перед группой бодрым, уверенным, энергичным · создавать эмоциональный настрой в группе · управлять общением: оперативность, гибкость, воздействие · управлять собственным самочувствием · яркая образная и культурная речь · педагогически целесообразная мимика, жестикуляция · приспособления в общении (приемы психологические, мимические, речевые, двигательные) · мускульная мобилизованность (общая собранность, подтянутость, это помогает занять активную позицию в общении). Вопросы для повторения:
1. В чем заключается природа и сущность педагогического общения?
2. Каковы основные требования к профессионально-педагогическому общению? 3. Каковы основные функции педагогического общения? 4. В чем заключается сущность вербального и невербального средства педагогического общения? 5. Каковы стили педагогического общения? 6. В чем сущность планирования и организации педагогического общения? 7. В чем заключается значение индивидуального стиля педагогического общения? 8. В чем заключается значение коммуникативности как профессионально значимого качества педагога? Резюме по модульной единице 7: Педагогическое общение – это профессиональное общение педагога с обучаемым на занятиях и вне их, имеющее определенные функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, а также на психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и обучаемым. Педагогическое общение характеризуется следующими особенностями – педагогическое общение всегда является обучающим, развивающим и воспитывающим, общение ориентировано на развитие личности как обучаемого, так и педагога, общение ориентировано на развитие взаимоотношений. Педагогическое общение осуществляется через личность педагога, его взгляды, мировоззрение, суждения, отношения к миру, людям, себе. Выделяют три взаимосвязанные функции педагогического общения: коммуникативную, перцептивную, интерактивную. Педагог передает информацию вербальными (речевыми) и невербальными средствами. Педагог является инициатором и руководителем процесса общения, суть которого составляют приемы, навыки взаимодействия педагога у учебного коллектива. Содержанием общения являются обмен информацией, воспитательное воздействие, организация взаимоотношений, трансляция личности педагога обучаемым. Структура педагогического общения соответствует общей логике педагогического процесса – замысел, воплощение, анализ, оценка, и включает в себя четыре этапа: моделирование предстоящего общения при подготовке к занятию, организация непосредственного общения, управление общением в педагогическом процессе, анализ осуществленной системы общения и моделирование новой системы общения. Стиль педагогического общения – это индививидуально-типологические особенности взаимодействия педагога с обучаемым. Стиль педагогического общения и тесно с ним связанный стиль педагогического руководства зависят от индивидуальности педагога, его компетентности, культуры, а также от особенностей воспитанников. Стили общения делят на авторитарный, демократический и попустительский (либеральный). Педагогическое общение это наука и искусство. Для его осуществления надо знать научные основы общения. Общение является индивидуально-творческой сферой личности педагога. В этом проявляется искусство общения, которое проявляется с творческом использовании научных основ общения, соотносит стили общения с конкретной ситуацией, и обусловлено в умении управлять своим поведением, чувствами, умении наблюдать, переключать внимание, умении понимать и учитывать душевное состояние воспитанников, умении подать себя в общении с другими, умении устанавливать речевой и неречевой контакт.
МОДУЛЬНАЯ ЕДИНИЦА 8. Профессиональное становление личности педагога. Педагогическая карьера.
Аннотация: В лекции дается представление о структуре подготовки педагогических кадров как системы общепедагогической, методической и практической подготовки, рассматривается система общепедагогических умений и навыков, место и роль дисциплин психолого-педагогического цикла, обеспечивающих общепедагогическую подготовку, методы и приемы самовоспитания и самообразования и возможности их использования в деятельности студента, анализируются условия формирования профессионализма, методы осуществления профессионального отбора, профессиональной ориентации и профессиональной адаптации студента к профессионально-педагогической деятельности, рассматривается сущность педагогической карьеры. Ключевые слова: общепедагогическая подготовка, профессиональное самовоспитание, самообразование, профессиональный отбор, профессиональная ориентация, профессиональная адаптация, профессиональное становление, карьера, непрерывное образование Рассматриваемые вопросы: 1. Общепедагогическая подготовка как основа непрерывного образования. 2. Система общепедагогических умений и навыков. 3. Место и роль дисциплин психолого-педагогического цикла в обеспечении общепедагогической подготовки. 4. Самовоспитание, самоменджмент и самообразование как элементы формирования педагога профессионального образования. 5. Условия и этапы профессионального становления. 6. Сущность профессионального отбора, профессиональной ориентации и профессиональной адаптации. 7. Педагогическая карьера. 8. Мотивационный аспект педагогической деятельности. Цели и задачи изучения модульной единицы: Целью изучения модульной единицы является анализ основных компонентов структуры подготовки педагогических кадров, выявлении места и роли дисциплин психолого-педагогического цикла в обеспечении общепедагогической подготовки, ознакомление студентов с методикой профессионального самовоспитания в студенческие годы, элементами самоменджмента и самообразования как пути формирования интеллекта специалиста, анализируются мотивационные аспекты педагогической деятельности, компоненты профессиональной ориентации, профессионального отбора и профессиональной адаптации, условия осуществления педагогической карьеры. 8.1. Система педагогического образования в стране. Направления обновления содержания педагогического образования. Система высшего педагогического образования представляет собой совокупность: Ø государственных образовательных стандартов высшего педагогического образования и соответствующих образовательных программ Ø высших учебных заведений Ø научных, культурно-просветительских предприятий, учреждений и организаций, ведущих научные исследования и обеспечивающих функционирование и развитие высшего педагогического образования Ø органов управления педагогическим образованием
Ø В настоящее время внедрена система многоуровневого педагогического образования. Целями многоуровневой структуры педагогического образования являются: Ø расширение возможностей учебных заведений в удовлетворении многообразных культурно-образовательных запросов личности и общества Ø повышение гибкости общекультурной, научной и профессиональной подготовки специалистов в сфере образования с учетом потребностей экономики и рынка труда.
К началу 21 столетия в РФ имелось 92 государственных педагогических вузов, 363 средних педагогических учебных заведений и 96 учреждений дополнительного педагогического образования (институты повышения квалификации). В педагогических учебных заведениях учится более 500000 человек. В деле развития системы педагогического и профессионально-педагогического образования важна деятельность учебно-методических объединений (УМО), которые функционируют по основным направлениям подготовки педагогических и профессионально-педагогических кадров. В настоящее время идет процесс обновления содержания педагогического образования по следующим направлениями: Ø Гуманитаризация и гуманизация образования, культурологический подход к воспитанию человека. Реализация этих подходов обеспечивается тем, что в учебном плане имеются гуманитарные предметы, изменяются содержание, формы и методы преподавания дисциплин. Ø Экономика в образовании – в учебном плане имеются экономические дисциплины, в ряде вузов созданы учебные курсы по экономическим проблемам в образовании Ø Информатизация образования В учебном плане большое место занимают дисциплины, формирующие компьютерную грамотность. В ГОСВО предусмотрены учебные курсы по информационным технологиям в образовании. Структура, содержание и методы подготовки будущих педагогов определяются требованиями общества, уровнем развития педагогической науки, особенностями педагогической деятельности в современных условиях.
8.2. Основные требования к специалисту в области образования. Общепедагогическая подготовка – понятие и содержание. 1. Иметь целостное представление о сфере образования как особой области гуманитарного знания 2. Знать основные закономерности развития природы, общества. 3. Знания о человеке как об индивидуальности и личности 4. Владение способами освоения исторической и современной действительности 5. Знание и владение современными системами поиска, обработки и применения информации 6. Умение применять управленческие решения в педагогической деятельности
Особое место в структуре подготовки преподавателя занимает общепедагогическая подготовка, целью которой является овладение педагогической теорией и практическими умениями и навыками в области образования. Следовательно под общепедагогической подготовкой понимают систему педагогических знаний, практических умений и навыков, необходимых для осуществления педагогических функций (Абдуллина О.А., 1984). Большинство исследователей в области педагогического образования (Абдуллина О.А., Кузьмина Н.В., Никандров, Н.Д., Сластенин В.А., Спирин Л.В.) в системе общепедагогических знаний выделяют следующие блоки: Ø методологические знания – методология педагогической науки, знание теории обучения, теории воспитания, основы педагогического менеджмента Ø теоретико-практические знания в области обучения и воспитания, передовой педагогический опыт по обучению, воспитанию и управлению учебными заведениями Ø методические знания о формах организации, методах и принципах обучения и воспитания. Система общепедагогических умений и навыков включает в себя: Ø организационно-педагогические умения, т.е. – умения по организации и руководству учебно-познавательной деятельности Ø умения по организации и руководству воспитанием и самовоспитанием Ø умения по управлению учебным заведением Ø умения по организации общественно-педагогической работы среди населения.
Совокупность общепедагогических знаний, умений и навыков лежит в основе педагогической деятельности. Содержание подготовки педагогических кадров реализуется через учебные планы. Учебные планы по специальности «Профессиональное обучение», включает ряд курсов, обеспечивающих общепедагогическую и профессионально-педагогическую подготовку. 1. «Введение в профессионально-педагогическую специальность». Дает общее представление о профессионально-педагогической специальности, ее особенностях, перспективах педагогической профессии. Рассматриваются вопросы, связанные со взаимоотношениями между обучаемыми и педагогом, понятие профессионально-педагогической деятельности и ее структуре, профессионально-значимых личностных качествах педагога (педагогическая направленность, профессиональная компетентность, педагогические способности). Рассматриваются пути овладения профессией, содержание, структура, формы и методы освоения квалификации педагога профессионального обучения, система профессионального и профессионально0-педагогического образования, профессиональное становление педагога. Данный курс позволяет убедиться в правильности выбора профессии и способствует адаптации студентов к условиях вузовского обучения. 2. Курс «Общая и профессиональная педагогика» Рассматривает педагогический процесс, его функции, структуру, движущие силы, основные направления развития. Изучаются основы педагогического проектирования, актуальные вопросы обучения и воспитания. 3. Курс «Педагогические технологии» - рассматриваются современные технологии обучения и воспитания, особенности проектирования педагогического процесса, формируются умения применять различные технологии обучения и воспитания. 4. Курсы «Методика воспитательной работы и «Методика профессионального обучения» освещают вопросы, связанные с основными компонентами процесса обучения и воспитания – содержание, методы, формы и средства, рассматриваются вопросы педагогического и дидактического проектирования, формируются умения и навыки по применению различных образовательных технологий. Большую роль в профессионально-педагогической и общепедагогической подготовке играют учебные курсы по психологии, возрастной психофизиологии, философии и истории образования. Большая роль принадлежит педагогической практике, которая является связующим звеном между теоретической и практической подготовленностью. Педагогическая подготовка строится в вузах на единых научно-организационных основах. Наряду с этим в соответствии с ГОСВО осуществляется дифференциация содержания обучения с учетом специфики вуза, факультета, региона. Личностный подход реализуется через включение в учебные планы различных спецкурсов и семинаров, индивидуальную работу над курсовыми и дипломными проектами, участие в СНО Общепедагогические знания и умения конкретизируются в частных методиках, т.е. методиках преподавания отдельных дисциплин. Методика преподавания предмета представляет собой частную дидактику, в которой, исходя из общедидактических закономерностей, раскрываются специфические цели, содержание, формы и методы обучения конкретному предмету.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.107.241 (0.053 с.) |