Общая и профессиональная культура педагога 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая и профессиональная культура педагога



Главной предпосылкой успешного выполнения педагогом его профессиональной функции является индивидуальная педагогическая культура. Педагогическую культуру рассматривают как синтез приобретенных и природных личностных качеств, обеспечивающих высокий уровень деятельности педагога. Педагогическая культура базируется на общей культуре педагога, является ее продолжением. Что же входит в содержание общей культуры педагога? Это – жизненные установки и приоритеты общечеловеческих ценностей – истины, добра, любви, красоты, свободы. Культура – это результат личностного развития, который демонстрирует степень освоения отдельным человеком культурного опыта человечества.

        Культурным называют человека с широким спектром духовных и физических потребностей – в труде, познании, искусстве, спорте; с большим научным, художественным и политическим кругозором, соблюдающего общепринятые нормы поведения в обществе.

Известные мастера-педагоги обладали широким научным кругозором, высокими духовными запросами.

Профессиональная (педагогическая) культура базируется на общей культуре. Основными показателями (компонентами) уровня сформированности педагогической культуры являются:

· культура педагогического мышления (способность к педагогическому анализу и синтезу, критичность, самостоятельность, широта, гибкость, активность, педагогическая память)

· мировоззрение (педагогические убеждения, ценностные ориентации)

· нравственная культура (включает в себя нравственное сознание (этические знания), нравственные чувства, нравственное поведение.

· культура педагогического общения (умение слушать и слышать, задавать вопросы, устанавливать контакт)

· культура речи (грамматически правильная, образная, выразительная)

· культура внешнего вида (аккуратность, сдержанность, умение управлять мимикой, пантомимикой).

Нравственная культура педагога проявляется в том, что педагог соблюдает нормы педагогической этики, следует этим нормам. (Этика – наука о нормах и правилах поведения, взаимоотношениях между людьми).

Этическими нормами для педагога является: заботливое, бережное отношение к воспитанникам, гуманное отношение (соблюдение прав и свобод), отношение к воспитаннику как к личности (уважение и развитие).

Педагогическая этика заключается:

в создании высоконравственных отношений в системе «педагог-обучаемый», «педагог-педагогический коллектив»

в самоконтроле за нравственной стороной своего поведения (укреплять моральный авторитет как человека и профессионала).

 

Педагогическая этика воплощается через педагогический такт. Такт проявляется в виде корректности, вежливости, уважения к личности. Педагогический такт зависит от личностных качеств и культуры педагога. Антиподы педагогического такта: бестактность(грубость), бесцеремонность, повышенный тон, оскорбления.

Подводя итоги можно сказать, что к профессионально значимым качествам педагога можно отнести: трудолюбие, работоспособность, ответственность, дисциплинированность, организованность, настойчивость, умение ставить и реализовывать цели, стремление к самообразованию, педагогическое мастерство, педагогический такт, техника общения.

Все эти качества могут быть развиты на основе таких личностных качеств как человечность, доброта, терпеливость, порядочность, честность, справедливость, ответственность, объективность, нравственность, общительность, доброжелательность, дружелюбие, патриотизм, принципиальность, отзывчивость, гуманизм.

Дидакт С.И.Архангельский считает, что преподаватель должен обязательно обладать шестью качествами, начинающимися на букву «Т»:

Творчество, Талант, Терпение, Трудолюбие, Такт, Темперамент.

                           Тест (шутливый)

Как человек сам оценивает свои способности (5-балльная система)

· Академические

· Дидактические (способность доходчиво объяснять материал)

· Перцептивные (видеть внутренний мир человека, «читать» по лицу)

· Речевые (риторика)

· Коммуникативные                                

· Организаторские

· Прогностические

· Диагностические (анализ)

· Суггестивные (внушение)

· Авторитарные

 

При сумме 20-25 баллов – надо бросать педагогическую деятельность

o - чтобы стать педагогом надо много работать над собой

o - работать может, но надо совершенствоваться

o - основной действующий педагог

o - надо не учиться, а лечиться

     

 

 

Вопросы для повторения:

 

1. В чем заключается роль педагога в современном обществе?

2. Каковы основные функции педагога профессионального образования?

3. В чем заключается своеобразие педагогической профессии?

4. Какие основные профессионально обусловленные требования к личности педагога?

5. Какие основные профессионально-значимые качества личности педагога?

6. Какое значение в практической деятельности педагога имеют педагогические способности?

7. В чем сущность и специфика общей и профессиональной культуры педагога?

8. Какие профессионально-значимые компоненты педагогической культуры?

Резюме по модульной единице 5: Требования, предъявляемые в настоящее время учителю, могут быть сформулированы следующим образом – педагог должен быть творческой личностью, должен обладать глубокими профессиональными знаниями, владеть современными педагогическими технологиями, владеть искусством общения как с обучаемыми, так и с коллегами и другими окружающими его людьми. Выделено четыре блока профессионально-значимых качеств личности педагога – гуманистическое мировоззрение, положительное отношение к своей деятельности, педагогические способности, профессиональные знания, умения и навыки (ЗУН). Требования, предъявляемые к педагогу представлены через модель его деятельности и модель его личности – профессиограмму.

Педагогический труд как специфическое общественное явление и как целесообразная деятельность состоит в формировании молодого поколения через педагогическое взаимодействие, во время которого происходит передача знаний, социального опыта, опыта нравственного поведения. Своеобразие педагогической профессии состоит в том, что по своей природе она имеет гуманистический характер, что диктует определенные требования к личности педагога, его профессиональному поведению. Главная функция педагога – управление процессами воспитания, обучения, развития и формирования личности. Главной предпосылкой успешного выполнения педагогом его профессиональной функции является индивидуальная педагогическая культура. Педагогическую культуру рассматривают как синтез приобретенных и природных личностных качеств, обеспечивающих высокий уровень деятельности педагога. Педагогическая культура базируется на общей культуре педагога – это жизненные установки и приоритеты общечеловеческих ценностей – истины, добра, любви, красоты, свободы. Компонентами педагогической культуры являются – культура педагогического мышления, мировоззрение, нравственная культура, культура педагогического общения, культура речи, культура внешнего вида. Нравственная культура педагога проявляется в том, что педагог соблюдает нормы педагогической этики – заботливое отношение к воспитанникам, гуманное отношение, отношение к воспитаннику как к личности. Педагогическая этика воплощается через педагогический такт – корректности, вежливости, уважения к личности. В целом, к профессионально-значимым качествам педагога можно отнести: трудолюбие, ответственность, дисциплинированность, организованность, настойчивость, умение ставить и реализовывать цели, стремление к самообразованию, педагогическое мастерство, педагогический такт, техника общения.

МОДУЛЬНАЯ ЕДИНИЦА 6. Педагогическая деятельность и мастерство

 

Аннотация: В лекции рассматривается понятие и сущность педагогической деятельности и ее основные компоненты: цель, объект и субъект деятельности, содержание и способы деятельности, результаты деятельности, дается понятие основным видам педагогической деятельности, ее функциям и особенностям для различных образовательных учреждений, рассматриваются педагогические умения, их роль и место в реализации педагогической деятельности, дается представление о сущности профессиональной компетентности педагога, основных компонентах педагогического мастерства, основных способах и приемах педагогической техники.

Ключевые слова: педагогическая деятельность, педагогические умения, профессиональная компетентность, теоретическая готовность, практическая готовность, педагогическое мастерство, педагогическая техника.    

Рассматриваемые вопросы:

 

1. Понятие педагогической деятельности.

2. Структура педагогической деятельности.

3. Функции педагогической деятельности.

4. Профессиональная компетентность педагога.

5. Творчество в работе педагога.

6. Понятие и сущность педагогического мастерства.

7. Основные компоненты педагогического мастерства.

8. Педагогические способности.

Цели и задачи изучения модульной единицы: Целью изучения модульной единицы является освоение студентами основ педагогической деятельности и ее сущности,  основных компонентов педагогической деятельности, основных видов педагогической деятельности, рассмотреть роль и место педагогических умений в реализации педагогической деятельности, раскрыть сущность профессиональной компетентности педагога, педагогического мастерства и педагогической техники.

6.1. Понятие «педагогическая деятельность», ее сущность, структура, цели и содержание.

Рассмотрим общее понятие «деятельность». Деятельность – это специфическая форма отношений к окружающему миру. Деятельность выступает как специфическая форма бытия человека и как целенаправленное преобразование окружающего мира.

Деятельность включает цель, средства, результат и сам процесс преобразования. Деятельность носит сознательный и целенаправленный характер. Основным видом деятельности является физический и умственный труд. Физический производительный труд направлен на создание материальных ценностей, умственный труд – на изучение действительности, создание научных теорий, литературных и духовных ценностей.

Развитие человека осуществляется через деятельность. Через нее человек приобретает опыт и познает мир. В деятельности развиваются психические процессы, формируются умственные, эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и характер.

 Выделяют деятельность духовную и практическую, репродуктивную (исполнительскую) и творческую, индивидуальную и коллективную и др.

Педагогическая деятельность – это вид профессиональной деятельности, содержанием которой являются обучение, воспитание, образование, развитие воспитанника.

Сущность педагогической деятельности проявляется через ее совместный характер (деятельность педагога и воспитанника) и через ее коллективный характер (педагог – педагогический коллектив – создание психологического климата, который воздействует на педагога и обучаемого в ту или иную сторону).

Для осуществления педагогической деятельности очень важно обладать педагогическими способностями – коммуникативными, академическими, перцептивными, дидактическими, речевыми, организаторскими, авторитарными...Эти способности являются предпосылкой к успеху. Для осуществления педагогической деятельности необходимо обладать профессиональными знаниями (психолого-педагогическими, предметными) и педагогическими умениями.

Человек, занимающийся профессиональной педагогической деятельностью, может называться по разному – воспитатель, учитель, преподаватель. Педагог – это родовое понятие по отношению к остальным.

Следует различать профессиональную педагогическую деятельность и общепедагогическую деятельность. Профессионально-педагогической деятельностью занимаются специально подготовленные люди в различных образовательных учреждениях, общепедагогическая деятельность осуществляется родителями, трудовыми коллективами, общественными организациями, СМИ.

Таким образом, под педагогической деятельностью понимают особый вид социальной деятельности, направленный на передачу от старшего поколения младшему накопленного человечеством культуры и опыта, создание условий для личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.

Существует два аспекта рассмотрения педагогической деятельности: внешний и внутренний.

Внешние компоненты ПД:

Ø цель деятельности

Ø средства достижения цели

Ø объекты педагогического воздействия (обучаемый, содержание учебного процесса и др.)

Ø субъект педагогической деятельности (учитель)

Ø результаты ПД

Внутренние компоненты ПД (психологическая структура деятельности):

Ø мотивационный компонент – то, что движет работой педагога (мотивы долга, самовыражения, стремление вызвать интерес к предмету, мотивы желания передать знания, приобщить к искусству...)

Ø содержательный компонент – необходимые для ПД знания: предмета, психологии обучаемых, их индивидуальные особенности, педагогически закономерности, методики обучения...

Ø операционный компонент – необходимые для достижения цели педагогические умения: гностические *познавательные), проектировочные, конструктивные, коммуникативные, организаторские.

 

Цель познавательной деятельности. Цель ПД формируется в связи с реализацией цели воспитания гармонично развитой личности, Это общая стратегическая цель достигается в процессе решения конкретизированных задач обучения и воспитания. Цель ПД формируется как совокупность социальных требований к человеку с учетом его духовных и природных возможностей.

В цели содержатся в свернутой форме, с одной стороны, потребности и стремления отдельной личности, с другой – интересы и ожидания общества. А.С.Макаренко выступал против аморфных определений цели ПД, как гармоническая личность, человек – коммунист. Цель ПД он видел в разработке и корректировке индивидуальной программы развития личности.

Средства деятельности – это научные знания, носители знаний (учебники, наблюдения учащихся), ТСО. ПК

Способы деятельности объяснения, показ, совместная работа, практика (лабораторная, полевая, производственная), тренинги.

Продукт деятельности формируемый у учащихся индивидуальный опыт: оценочный, предметный, ценностный (аксиологический), нравственно-этический, эмоционально-смысловой.

Результат ПД – развитие обучаемого: личностное, социальное, интеллектуальное.

Основные виды ПД:

1) преподавание – направлено на управление УПД

2) воспитательная работа (управление различными видами деятельности с целью решения задач гармонического развития)

3) деятельность по самообразованию и самовоспитанию самого педагога

4) управленческая- административная (руководители учреждений)

5) организаторская (организация юношеского движения...)

6) методическая (методисты – по изучению п. Опыта и н. Достижений)

7) внешкольная (работа во внешкольных учреждениях)

8) научно-исследовательская (педагоги-экспериментаторы)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.6.75 (0.028 с.)