Возникновение и развитие педагогической профессии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возникновение и развитие педагогической профессии.



Профессия учителя является одной из самых древнейших в истории человечества. Необходимость передачи общественного опыта новым поколениям и подготовка этих поколений к жизни и труду привела к необходимости выделения обучения и воспитания в самостоятельную общественную функцию.

В первобытнообщинном строе воспитание детей проходило в совместной со взрослыми трудовой деятельности. По мере совершенствования орудий труда появилась возможность не привлекать опытных пожилых людей к добыванию пищи, им вменялось в обязанность присматривать за детьми. На поздних этапах развития первобытного общества появились дома молодежи - учреждения для воспитания мальчиков и девочек, где их готовили к посвящению во взрослую жизнь общества.

В рабовладельческом строе воспитателями были жрецы и наиболее умные и талантливые граждане. В Спарте (Древняя Греция) руководителями государственных воспитательных учреждений (школы кифаристов, грамматистов, палестры) были знатные аристократы. В Древнем Риме учителя были государственными чиновниками, которых назначал император. Школы в Древнем Риме давали широкое гуманитарное образование и готовили к политической и судебной деятельности. В риторских школах большое внимание уделяли развитию ораторского искусства. Императоры назначали учителям гонорары, давали им льготы и привилегии. Император Юлий Цезарь (7- -100 лет до нашей эры) давал всем учителям право на римское гражданство, еще раньше император Диоклетиан (285 – 305 лет до нашей эры) установил обязательных комплект учителей для разных типов школ.

В Древнем Китае еще за 2000 лет до нашей эры существовало министерство, ведающее делами просвещения и назначавшее наиболее уважаемых людей на должность учителя.

В Киевской Руси обязанности учителя совпадали с обязанностями родителя и воспитателя. В педагогическом памятнике «Поучение Владимира Мономаха» (11 век нашей эры) раскрыты основные правила жизни, которые должны были усвоить дети князей: забота о народе, любовь к Родине, милосердие к бедным, физическая закалка с юных лет. Ремеслам обучали мастера, в своих мастерских

В период раннего Средневековья (14 век) просвещением ведала церковь. В Европе существовали 3 типа школ – монастырские, соборные (кафедральные, епископские) и приходские. Учителями были священники и монахи. С развитием ремесел возникают цеховые школы, организуемые объединениями ремесленников и гильдейские школы – по инициативе купечества. Возникают городские (магистратские) школы, которые содержались городским самоуправлением. Часто гонорара учителям поступала от родителей учеников, часть от контролирующих их объединений. В 16 веке создается педагогическая система иезуитов (религиозный орден), цель которой – укрепить влияние католической церкви через новую систему воспитания. В иезуитских школах, которые были закрытыми (интернаты), учились дети господствующих классов. Им давали хорошую общеобразовательную подготовку, широко использовалась наглядность в обучении, школы были хорошо оборудованы (просторные светлые помещения, залы для физической подготовки). Учителями были исключительно члены Ордена, будущих учителей тщательно готовили из наиболее одаренных студентов, которые, завершая богословскую подготовку в этих школах (колеегиумах) становились преподавателями.

Систематическое обучение на Руси связано с Крещением Руси (988 год н.э.) Образование было частным делом. В 11 веке учреждается школа в Новгороде, позже при Киевском и Суздальском монастырях открываются женские училища. Дети простых горожан получали образование в семье. В 15 веке возникает школа на дому – у священника, школы мастеров грамотности.

В эпоху зарождения и развития капитализма (16-18 в.в.) профессия учителя становится массовой и это сразу сказалось на квалификации и оплате труда.

В это время в Европе создаются школы отдельно для детей буржуазии и детей рабочих. Учителя школ, где учились дети простого народа, находились в довольно бедственном положении, материальное обеспечение было нищенским, квалификация низкой. Как писали Маркс и Энгельс в работе «Немецкая идеология» «школьные учителя имеют ничтожную плату и могут лишь утешаться святостью того дела, которому они служат».

В России вплоть до конца 18 века учителя школ не имели специального педагогического образования. С начала 18 века в России создается сословная система образования. Начальная школа на селе в России была многотипной: сельские училища с 3 – 5 летним сроком обучения, церковноприходские школы и школы грамотности. В городах начальное образование дети получали в городских училищах. Повышенные школы были тоже многотипными: высшие начальные училища, мужские и женские прогимназии, духовные училища и семинарии, дворянские кадетские школы.

Средние школы были представлены мужскими и женскими гимназиями, реальными училищами, военными гимназиями, которые в 1882 г. были преобразованы в кадетские корпуса.

После 1918 года были изданы документы о школе «Положение о единой трудовой школе РСФСР» и «Основные принципы единой трудовой школы». Эти документы способствовали замене прежних школ на единые трудовые политехнические школы. Единое – означало тесную связь между всеми ступенями школьного образования. Эта школа давала знания всем детям, независимо от имущественного положения родителей, вероисповедания и национальной принадлежности. Обучение было тесно связано с производительным трудом и знакомило с основами производства (принцип политехнизма)

В начале 90-х годов ХХ столетия создается система альтернативных учебных заведений, отвечающих требованиям и построенных на основе новых педагогических идей и принципов. Создаются гимназии, лицеи, профильные школы, учебные комплексы, которые дают простор общественной самодеятельности и введению новшеств. Создаются экспериментальные педагогические площадки на базе учебных заведений и учебно-методические центры, которые стали проводниками дифференцированного, развивающего и других типов обучения.

 

3.2 Становление системы подготовки педагогических кадров.

В России государственная подготовка педагогических кадров началась в 1779 году, когда при Московском университете была открыта учительская семинария, где готовили учителей для начальной школы. В 1803 году в Петербурге открылась учительская семинария (бакалаврский институт) для подготовки учителей для городских училищ, в 1804 она преобразована в педагогический институт.

В начале 19 века в России создаются первые учительские институты для подготовки учителей средних классов общеобразовательных школ. В целом. В России преобладали учительские семинарии, где готовили учителей для начальной школы. На начало 1917 г. в России было 171 учительская семинария. Наряду с этим учителей готовили в церковно-учительских школах для церковно-приходских училищ, а также учителей готовили в педагогических классах женских гимназий. Существовали и краткосрочные педагогические курсы, куда принимали выпускников городских училищ.

Учителей средних учебных заведений готовили университеты, педагогические институты, духовные академии. В 60-70-х годах 19 века были открыты Высшие женские курсы университетского типа, готовили учителей женских гимназий и младших классов мужских гимназий. Многие учителя в провинции не имели педагогического образования и получали звание учителя после сдачи специальных экзаменов.

После 1917 года начались поиски новой системы педагогического образования, создавались новые типы средних и высших профессионально-педагогических учреждений. Так, учительские семинарии преобразовались в 3-хлетние педагогические курсы, затем в педагогические техникумы. Бывшие учительские институты преобразовались в педагогические институты или институты народного образования, где готовили учителей для старших классов средней школы. В университетах функционировали педагогические факультеты.

Сеть педагогических вузов в СССР сложилась к 30-м годам. Вузы имели свою специализацию. Агропединституты готовили учителей для сельских школ, индустриально-педагогические – для профессиональных училищ и городских средних школ. В этот же период стало широко развиваться среднее и высшее вечернее и заочное педагогическое образование (заочные курсы, факультеты, отделения при педагогических институтах и университетах.

С середины 80-х годов в педвузах стали вводиться различные дополнительные специализации. Современными стандартами высшего педагогического образования предусмотрена подготовка не только учителей-предметников, но и учителей, имеющих вторую педагогическую специальность. В Московском педагогическом университете будущие учителя биологии и химии, географии получают дополнительную специализацию по иностранному языку.

С переходом России к процессу демократизации и гуманизации системы образования произошли перемены и в подготовке учителей. Многие пединституты были преобразованы в педагогические университеты, появились педагогические колледжи.

В настоящее время подготовка учительских кадров ведется по 41 специальности. Появились новые специальности, в педвузах готовят сейчас экономистов, юристов, менеджеров, маркетологов, психологов, экологов, политологов, социологов, социальных педагогов и ряд других.

3.3 Становление профессионального образования.

  Длительное время в истории человечества начальную профессиональную подготовку осуществляли, как правило, мастера-ремесленники в форме ремесленного ученичества. По мере технического развития общества увеличивалась потребность в подготовке большого количества квалифицированных рабочих и специалистов. Постепенно происходила дифференциация уровней профессионального образования. Дифференциация профессионального образования завершилась в 80-е годы 19 столетия с выделением 5 уровней существующих и в настоящее время.

В России в конце 70-х годов 19 столетия в связи с развитием промышленности, транспорта и сельского хозяйства возросла потребность в квалифицированных рабочих, бригадирах, мастерах. К этому времени в стране наряду с высшим профессиональным образованием существовало небольшое количество учебных заведений различного типа (технические училища, ремесленные школы, дополнительные курсы при гимназиях), где готовили квалифицированные рабочие кадры. Не было единого руководства этими учебными заведениями, не было преемственности в организации и содержании профессионального обучения.

В это время в России была создана специальная комиссия под руководством известного ученого И.А.Вышнеградского по изучению вопроса о создании системы профессионально-технического образования. Комиссия пришла к выводу, что наряду с вузами необходимо создание системы профессиональных учебных заведений 2-х уровней:

Ø учебные заведения начального профессионального образования для подготовки квалифицированных рабочих

Ø учебные заведения среднего профессионального образования.

 

 При этом средний уровень профессиональной подготовки И.А.Вышнеградский подразделял на подготовку мастеров – непосредственных руководителей труда рабочих и подготовку ближайших помощников инженеров.

В соответствии с предложениями комиссии в 1888г. был принят закон «Основные положения о промышленных училищах», который законодательно закрепил 3 уровня профессионального образования – начальное, среднее, высшее и определил контуры современной российской системы профессионального образования. В настоящее время эта система включает 5 уровней профессионального образования – начальное, среднее, высшее и послевузовское (аспирантура и докторантура),что закреплено в законе «Об образовании» 1996г.

 

3.4 Становление профессионально-педагогического образования.

  По мере развития системы образования формировалась и система подготовки преподавателей как для общего, так и для профессионального образования.

Наряду с дифференциацией ступеней профессионального образования происходила дифференциация подготовки педагогических кадров для различных ступеней профессионального образования – начального, среднего и высшего.

Подготовка преподавателей для системы НПО и СПО включает подготовку преподавателей специальных и политехнических предметов и мастеров производственного обучения.

В середине 19 века – начале 20 века в России осуществлялась подготовка преподавателей НПО в небольшом масштабе. Такая подготовка осуществлялась по аддитивной схеме: профессиональное образование + педагогическая подготовка. В 1865г – 1-2-хгодичные курсы преподавателей и воспитателей во 2-ой Военной гимназии 1873г – курсы подготовки преподавателей для реальных училищ, 1905г –1-годичные курсы подготовки к педагогической деятельности лиц, имеющих университетское и высшее техническое образование.

Также подготовка преподавателей осуществлялась на рабочем месте- на преподавательские должности приглашались специалисты с профессиональным образованием, которые под наблюдением опытных преподавателей в практической деятельности осваивали профессию педагога.

 Второй путь – обучение на рабочем месте оправдал себя настолько, что и сейчас является одним из основных путей подготовки преподавателей не только для системы НПО, но и СПО и ВПО.

Достоинство такой подготовки в том, что эти преподаватели, являясь квалифицированными специалистами, хорошо знают производство и преподаваемые технологии.

Недостатком подготовки преподавателей на рабочем месте является отсутствие у них педагогической подготовки. Основы педагогических знаний им приходится долгое время добывать путем проб и ошибок, особенно в процессе воспитания и развития учащихся.

Возвращаясь к истории становления профессионально-педагогического образования надо сказать, что первая фаза создания системы организованной профессионально-педагогической подготовки пришлась на 20-е годы ХХ столетия. В 20-е годы по декрету Совета народных комиссаров стали создаваться специализированные узы и курсы, где обеспечивалась массовая двухступенчатая (аддитивная) подготовка преподавателей. В это время стали также создаваться первые 5-летние профессионально-педагогические факультеты – инженерно-педагогические, агропедагогические, зоопедагогические и другие.

Затем, с 30-х по 60-е годы наступил некоторый перерыв в массовой организованной профессионально-педагогической подготовке. Однако, в этот период осуществлялась, не прерываясь, подготовка преподавателей для с.х. техникумов в 6 вузах: на агропедагогических факультетах МСХА, Московского института механизации и электрофикации сельского хозяйства (сегодня МГАУ им. Горячкина), Московском зоотехническом институте (сегодня МВА им. Скрябина) и в Ленинградском, Омском и Харьковском сх. институтах.

В настоящее время в МСХА, МГАУ, МВА существуют 5-летние педагогические факультеты и подготовка преподавателей по 2-хступенчатой схеме (высшее профессиональное образование + 1 год педагогической подготовки).

5-летний вариант предполагает бипрофессмиональную подготовку – профессиональную технологическую подготовку специалиста в области производства и профессионально-педагогическую подготовку преподавателя спецдисциплины. Эти технологические и педагогические составляющие содержания обучения интегрированы и ориентированы на подготовку выпускника к педагогической деятельности.

В 1979 г. был создан первый профессионально-педагогический вуз (не факультет), Свердловский инженерно-педагогический институт. В 90-е годы ХХ века продолжается диверсификация организованной подготовки педагогов профессионального обучения, которая привела к следующим вариантам подготовки преподавателей профессионального обучения:

· профессионально-педагогические факультеты в отраслевых вузах (включая педагогические)

· профессионально-педагогические вузы

· профессионально-педагогические отделения на технологических факультетах отраслевых вузов

· кафедральная подготовка – открытие кафедр педагогики в отраслевых вузах, на которых осуществляется кафедральная педагогическая специализация

· индивидуальная подготовка на рабочем месте

· педагогическая подготовка с отрывом (дневная форма обучения) и без отрыва от производства (заочная форма) на базе высшего профессионального образования с присвоением второй – педагогической квалификации (дневная форма – 1-годичная подготовка, заочная форма – 2-хгодичная подготовка).

· повышение квалификации профессионально-педагогических кадров.

 

Система подготовки преподавателей для начального профессионального образования и среднего профессионального образования имеет много общего. Это обусловлено общей историей зарождения, становления и развития первых двух ступеней профессионального образования.

Имея общие корни, тем не менее НПО и СПО – это относительно самостоятельные системы со своими особенностями, требованиями к выпускникам и педагогическим кадрам.

Какие основные формы подготовки преподавателей СПУЗ?

Ø преобладающей формой подготовки преподавателей для СПУЗ была и остается педагогическая подготовка на рабочем месте: опыт собственного обучения в прошлом (в ПТУ, СПУЗе) + самоподготовка + опыт коллег (наставничество, кураторство)

Ø двухступенчатая подготовка – 5-летнее высшее профессиональное образование + 1 год педагогической подготовки (50% педагогов в СПУЗе с педагогической подготовкой)

Ø 5-летняя подготовка на педагогических факультетах отраслевых вузов

 

В чем специфика содержания подготовки преподавателя для СПУЗ?

Ø преподаватель техникума должен быть подготовлен для преподавания более широкого круга вопросов по сравнению с подготовкой учащихся в ПТУ

Ø выпускники техникума должны быть подготовлены ко 2-му уровню профессиональной деятельности,т.е. более сложной по сравнению с 1-м уровнем. Следовательно, к преподавателю СПУЗ в сравнении с преподавателем ПТУ предъявляются дополнительные требования в части его подготовки.

 

Вопросы для повторения:

 

1. Какие основные этапы развития и становления среднего специального образования?

2. В чем сущность методики теоретической и практической подготовки учащихся?

3. В чем особенности профессионального обучения на современном этапе?

4. В чем заключаются основные цели начальной, средней и высшей профессиональной школы?

5. Какие основные формы подготовки педагогов профессионального обучения?

Резюме по модульной единице 3: Профессия учителя является одной из самых древнейших в истории человечества. Необходимость передачи общественного опыта новым поколениям и подготовка этих поколений к жизни и труду привела к необходимости выделения обучения и воспитания в самостоятельную общественную функцию. В настоящее время создана система альтернативных учебных заведений, отвечающих требованиям и и построенных на основе новых педагогических идей и принципов. С переходом России к процессу демократизации и гуманизации системы образования произошли перемены в подготовке учителей. В настоящее время подготовка учительских кадров ведется по 41 специальности.

Становление профессионального образования и его дифференциация завершились в 80-е годы 19 столетия с выделением 5 уровней, существующих и в настоящее время и включает в себя начальное, среднее, высшее и послевузовское (аспирантура и докторантура) профессиональное образование.

По мере развития системы образования формировалась и система подготовки преподавателей как для общего, так и для профессионального образования. Наряду с дифференциацией ступеней профессионального образования происходила дифференциация подготовки педагогических кадров для различных ступеней профессионального образования – начального, среднего и высшего. В настоящее время продолжается диверсификация организационной подготовки педагогов профессионального обучения, которая привела к следующим вариантам подготовки преподавателей профессионального обучения – профессионально-педагогические вузы, профессионально-педагогические факультеты в отраслевых вузах, профессионально-педагогические отделения на технологических факультетах отраслевых вузов, кафедральная подготовка, педагогическая подготовка с отрывом и без отрыва от производства на базе высшего профессионального образования, повышение квалификации профессионально-педагогических кадров.

МОДУЛЬНАЯ ЕДИНИЦА 4. Содержание подготовки педагога профессионального обучения.

 

Аннотация: В лекции рассматривается содержание и особенности психолого-педагогической подготовки как часть целостного процесса формирования личности будущего специалиста в системе профессионального образования в вузе, дается представление о системе производственно-технологической подготовки как самостоятельный вид подготовки, дается общая характеристика и структура учебного плана по специальности, рассматриваются принципы построения учебных программ, индивидуальных учебных планов студентов, дается представление об организации учебного процесса в вузе, формах обучения в вузе, видах самостоятельной работы студентов.

Ключевые слова: психолого-педагогическая подготовка, производственно-технологическая подготовка, учебный план, учебная программа, нормативная база учебного процесса, общепрофессиональная подготовка, специальная подготовка, организационные формы обучения.

Рассматриваемые вопросы:

1. Цели и содержание психолого-педагогической подготовки

2. Цели и содержание производственно-технологической подготовки

3. Научная подготовка

4. Цели и содержание теоретической и практической подготовки

5. Основные требования к учебному плану и учебным программам как основным документам, отражающим содержание профессиональной подготовки.

 

Цели и задачи изучения модульной единицы: Целью изучения модульной единицы является изучение структуры и содержания педагогического процесса в профессиональных учебных заведениях, формирование профессионально-педагогических умений проектировать, осуществлять и анализировать педагогический процесс, а также воспитание профессионально значимых качеств будущего специалиста, дать общую характеристику учебного плана, рассмотреть структуру учебного плана, принципы построения учебных программ и организационные формы обучения в вузе, ознакомить с основными элементами учебного предмета.

4.1 Цели и содержание психолого-педагогической подготовки.

Психолого-педагогическая подготовка представляет собой часть целостного процесса формирования личности будущего специалиста в системе профессионального образования в вузе.

Целями психолого-педагогической подготовки будущих педагогов профессионального обучения является изучение структуры и содержания педагогического процесса в профессиональных учебных заведениях, формирование профессионально-педагогических умений проектировать, осуществлять и анализировать педагогический процесс, а также воспитание профессионально значимых качеств будущего специалиста.

Чтобы осуществить психолого-педагогическую подготовку необходимо изучить следующие области знаний:

Ø физиологию, гигиену и психофизиологию обучаемых

Ø иметь знания о личности педагога, знать какие требования предъявляются к педагогу профессионального обучения.

Ø знать технологию педагогического процесса в профессиональной школе

Ø знать организацию и управление профессиональным образованием

Ø знать экономику образования.

 

Эти знания приобретаются в процессе изучения дисциплин учебного цикла.

Психолого-педагогическая подготовка осуществляется по этапам.

1 этап – ориентирующий (пропедевтический). На этом этапе изучаются дисциплины, которые раскрывают сущность специальности и особенности профессионально-педагогической деятельности. При этом у студентов формируются мотивационно-ценностные отношения к избранной специальности, процессу овладения знаниями об объекте предстоящей деятельности (студенте), о себе и будущей деятельности.

На этом этапе студенты знакомятся с сущностью и содержанием предстоящей деятельности, процессом профессионально-педагогического образования на педагогическом факультете. На этом этапе происходит учебная и психологическая адаптация студентов к новым условиям, формируются их представления и ориентация в отношении процесса обучения в вузе.

На 1 этапе большое значение для реализации указанных целей имеют дисциплины «Введение в профессионально-педагогическую деятельность», «Возрастная физиология и психофизиология», а также ознакомительная педагогическая практика по указанным учебным предметам.

2 этап – формирующий, охватывает 2-3 курсы обучения. Основные цели этапа – приобрести фундаментальные знания по психолого-педагогическим наукам, отражающим сущность, особенности, технологию организации педагогического процесса в профессиональном учебном заведении.

На этом этапе формируются умения применять эти знания на практике (на лабораторно-практических занятиях и педагогической практике). Для реализации этих целей служат учебные курсы «Общая психология», «Профессиональная психология», «Общая и профессиональная педагогика», «ТСО» (использование технических средств и компьютера в обучении). На этом этапе студенты проходят педагогическую практику по учебным предметам «Общая и профессиональная педагогика», по психологическим дисциплинам и летнюю практику в летних оздоровительных лагерях.

3 этап –интегрирующий. Он приходится на 4 курс вуза и частично на 5 курс. Будущие специалисты приобретают и закрепляют умения и навыки выполнения профессионально-педагогических функций педагога профессионального бучения.

Особую роль при этом играют дисциплины «Методика профессионального обучения», «Методика воспитательной работы», а также дополнительные спецкурсы. На этом этапе проходят стажерская педагогическая практика и преддипломная практика.

5 этап – контрольно-корректирующий. Его основная цель – оказать помощь выпускникам в адаптации в системе профессионального образования, проверка эффективности их педагогической подготовки и корректировка содержания и структуры профессионально-педагогического образования при необходимости. Обычно работу с выпускниками проводит комиссия. Результаты: успешная профессиональная и психологическая адаптация, закрепление специалистов в системе профессионального образования.

 

4.2 Цели и содержание производственно-технологической подготовки.

Производственно-технологическая подготовка педагога профессионального обучения представляет собой самостоятельный вид подготовки, который позволяет выпускнику работать как специалисту в какой-либо отрасли народного хозяйства.

Производственно-технологическая подготовка занимает в структуре образования две трети учебного времени и является основной.

Производственно-технологическая подготовка обеспечивает (ее цели):

Ø формирование основ производственно-технологической деятельности

Ø содержательную основу обучающей деятельности

Ø основу организационно-управленческой деятельности

Система производственно-технологической подготовки включает теоретическое, практическое обучение и учебное проектирование (курсовое и дипломное). Производственно-технологическая подготовка также осуществляется поэтапно, но в виду большого количества изучаемых дисциплин эти этапы частично перекрываются. Производственно-технологическая подготовка осуществляется на основе изучения базовых общеобразовательных дисциплин: высшей математики, химии, физики, информатики, вычислительной техники. Эти дисциплины объединены в 2 блока: общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины и общие математические и естественно-научные дисциплины (1 этап).

На 2-м этапе производственно-технологической подготовки студенты изучают 2 блока (цикла) дисциплин: общепрофессиональные (психолого-педагогические) и специальные (отраслевые). В последний цикл входят также и дисциплины специализации. На этом этапе формируются производственно-технологические умения – во время ЛПЗ, учебной практики по предметам и курсового проектирования.

На 3-м этапе проводится производственно-технологическая практика в соответствующей отрасли народного хозяйства, где студенты работают на различных рабочих местах под руководством наставника и эпизодическом контроле преподавателей вуза.

На 4-м этапе проводится преддипломная практика, когда студенты осваивают обязанности педагога в профессиональных учебных заведениях. На этом же этапе осуществляется и дипломное проектирование. На этом завершается образовательная программа по освоению творческой профессиональной и производственно-технологической деятельности.

 

4.3 Научная подготовка.

Широкий профиль педагога профессионального обучения предполагает не только большой перечень дисциплин, которые специалист может преподавать, но также дает возможность работать в учебных и научно-исследовательских учреждениях в должности научного сотрудника.

Научная подготовка осуществляется через систему НИРС, НИР, при изучении спецкурса «Основы научных исследований», при подготовке и участии студентов в студенческих научных конференциях.

 

4.4 Цели и содержание теоретической и практической подготовки.

Освоение профессиональной деятельности может осуществляться теоретически и практически. В соответствии с этими способами образование подразделяется на теоретическое и практическое

4.4.1. Теоретическая подготовка.

В структуре теоретической подготовки педагога профессионального обучения выделяют следующие циклы учебных дисциплин: общие гуманитарные и социально-экономические, общие математические и естественно-научные, общепрофессиональные (психолого-педагогические) и специальные (отраслевые).

Изучение дисциплин первого цикла (иностранный язык, физтческая культура, отечественная история, правоведение, русский язык и культура речи, философия, экономика) играет важную роль в формировании профессионально значимых общекультурных качеств личности.

Во 2-й цикл входят дисциплины: математика, информатика, экология, физика, химия – это общеобразовательные дисциплины, которые являются основой высшего образования. Эти дисциплины изучаются на 1-2 учебных курсах.

В цикле «Общепрофессиональные дисциплины» изучаются психолого-педагогические дисциплины.

В блоке специальных дисциплин изучают дисциплины отраслевой подготовки, например, агрономы изучают ботанику, физиологию, биохимию растений, микробиологию, генетику и селекцию, почвоведение, растениеводство, агрохимию и др.

В цикле дисциплин специализаций изучают производственные технологии, экономику и организации производства.

4.4.2. Практическая подготовка.

Сущность практической подготовки заключается в практическом освоении специальности.

Практическая подготовка представлена в различных формах практического обучения: на ЛПЗ, учебные, технологические и преддипломные практики, индивидуальное практическое обучение по рабочей профессии, учебное проектирование.

На ЛПЗ формируются профессиональные практические умения и навыки.

На учебных практиках по ряду учебных предметов, в том числе и педагогическим, осваиваются профессиональные действия, которые носят более комплексный характер.

На технологических производственных практиках студенты осваивают функциональные обязанности на предполагаемых рабочих местах.

Для подготовки педагогов профессионального обучения обязательной является педагогическая практика на 4-м курсе.

Завершающей является преддипломная практика, когда студенты работают в должности преподавателя и собирают материал для дипломной работы.

Практическая подготовка осуществляется также через учебное проектирование. Цель – сформировать умения решать практические задачи. Различают курсовое и дипломное проектирование. Курсовое проектирование завершает изучение определенных дисциплин, дипломное  обучение в вузе.

Курсовые работы нацелены на выполнение типовых заданий большого объема, дипломные – на решение задач производственного и исследовательского характера. Следовательно, практическая подготовка осуществляется по 2-м направлениям: практическое обучение и учебное проектирование. Практическое обучение включает:

1. ЛПЗ

2. Технологические практики

3. Преддипломную практику

4. Индивидуальное практическое обучение для получения рабочей профессии.

 

4.5 Основные требования к учебному плану и учебным программам как основным документам, отражающим содержание профессиональной подготовки.

В ГОС по каждой специальности представлен типовой учебный план на весь срок обучения. На его основе профессиональное учебное заведение разрабатывает свои учебные планы по специальностям подготовки.

       Учебный план – это документ, который определяет содержание, виды и режим обучения, время изучения учебных дисциплин. В учебном плане в пределах установленного срока осуществляется распределение по годам обучения и семестрам различных видов обучения, сессий, каникул, дипломного и курсового проектирования.

       При разработке учебных планов исходят из модели специалиста, которая ориентирует учебный план на отражение в нем требований к специалисту через определенные учебные предметы и пути изучения предметов. Модель специалиста описана в квалификационной характеристике и определяет основные параметры учебного плана.

Основные требования к учебному плану (УП).

Комплексный характер УП, т.е. УП – это единый (комплексный) план, охватывающий все виды деятельности студента в профессиональном учебном заведении:

1. Учебно-познавательная деятельность по следующим разделам:

Ø практическая подготовка (учебная, производственно-технологическая и преддипломная практики)

Ø теоретическая подготовка

Ø творческие занятия (курсовое и дипломное проектирование, НИРС)

Ø занятия по выбору (элективные и факультативные)

Ø производственный труд (ССО, кооперативная деятельность)

Ø гражданское воспитание, общественная работа (работа в общественных - организациях, участие в общественной политической жизни города, района, области, страны, в органах самоуправления)

Ø физическое развитие (физическая культура, спорт)

Ø эстетическое воспитание (гуманитарное образование, культурно-массовая - работа, досуг, экологическая деятельность, культура речи и общения).

2. Оптимальный объем содержания и времени каждого вида деятельности

3. Дифференциация и интеграция предметного обучения на основе соответствующих процессов в науке, межпредметных связей

4. Индивидуализация обучения, воспитания и развития студентов на основе фундаментальной подготовки

5. Непрерывное образование как внутри системы профессионального образования, так и включая последующие формы самообразования и повышения квалификации.

Организационный аспект УП.

1. Общий объем времени, отведенного на выполнение учебного плана – рассматривается исходя из 54-часовой учебной недели (не более 28 часов на 1.3. курсах, 24 – на 4-5 курсах).

2. Остальное время идет на индивидуальные занятия – самостоятельную раб



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.18.220.243 (0.116 с.)