Особенности педагогической профессии, ее гуманистический характер. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности педагогической профессии, ее гуманистический характер.



Педагогический труд как специфическое общественное явление и как целесообразная деятельность состоит в формировании молодого поколения через педагогическое взаимодействие, во время которого происходит передача знаний, социального опыта, опыта нравственного поведения. Предмет труда – человек с неповторимыми индивидуальными качествами, которые формируются под воздействием всех внешних и внутренних факторов. Педагогический труд осуществляет корректировку всех этих воздействий, исходящих как от общества, так и от личности воспитанника.

Инструментом воздействия на воспитанника является личность педагога, его ЗУН, чувства, воля. Способы взаимодействия и воздействия на воспитанников зависят от уровня развития общества и целей обучения и воспитания. Конечным продуктом педагогического труда является развитый человек способный к саморазвитию.

Таким образом, важнейшей особенностью педагогического труда является то, что он с начала и до конца является процессом взаимодействия людей: предмет труда – человек, орудие труда – человек, продукт труда – человек.

Педагог постоянно общается с людьми, поэтому умение общаться является профессионально необходимым качеством.

Своеобразие педагогической профессии состоит и в том, что она по своей природе имеет гуманистический характер. Известный немецкий педагог 19 столетия А.Дистервег в качестве цели воспитания выдвигал служение добру, истине, красоте. Учитель является живым примером для ученика и «ценность школы равняется ценности учителя». Гуманистический характер педагогической профессии подчеркивали Я.А.Коменский, Ж.Ж.Руссо, И.Песталоцци, Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский, С.Т.Шацкий, В.А.Сухомлинский. Воспитание во имя счастья человека – таков лозунг гуманистической педагогической деятельности. Таким образом, гуманистический характер педагогического труда диктует ряд требований к личности педагога, его профессиональному поведению.

Прежде чем перейти к рассмотрению требований к личности педагога, рассмотрим его основные функции. Главная функция педагога – управление процессами воспитания, обучения, развития и формирования личности.

Для конкретизации функции управления П.И.Подласый использует понятие «педагогический проект». Педагогический проект – это любое задуманное и доведенное до конца дело – урок, занятие, классный час, изучение темы, любое досуговое внешкольное, внеучебное мероприятие – олимпиада, викторина, спартакиада и др. Всеми этими делами педагог должен уметь управлять, в этом реализуется функция управления. Комплексную функцию управления можно рассматривать как состоящую из ряда отдельных, последовательных функций.

Первая функция педагога, возникающая на стадии замысла проекта – целеполагание. Цель определяет всю педагогическую деятельность, она предвосхищает конечный результат труда учителя и учащихся. Чтобы правильно поставить цели обучения, воспитания и развития надо хорошо знать обучаемых, их уровень обученности, воспитанности, развития. Для этого проводится диагностика обучаемых. Следовательно, вторая функция – диагностирование. Диагностика уровня психического и физического развития, уровня умственного и нравственного развития, условий учебного заведения и семейного воспитания требуется для правильной постановки целей и выбора средств достижения целей.

Поэтому педагог должен владеть методами диагностирования, т.е. методами анализа педагогических ситуаций. Эти методы, в основном, повторяют методы научного исследования в педагогике (наблюдение, изучение документации, анкетирование, беседы и др.)

Неразрывно с диагностированием осуществляется прогнозирование (предвидение), т.е. умение предвидеть результаты своей деятельности. Функция прогнозирования очень важна, т.к. позволяет заранее увидеть конечный результат своей деятельности.

Проведя диагноз и опираясь на благоприятный прогноз, педагог начинает проектировать предстоящую деятельность обучаемых и свою собственную деятельность Проектировочная функция заключается в том, что педагог моделирует конкретное дело, мероприятие: определяет этапы достижения цели, выбирает способы и средства будущей деятельности, виды и формы оценки полученных результатов.

На основе диагноза, прогноза и проекта разрабатывается план учебно-воспитательной деятельности (функция планирования). В плане детально расписана деятельность педагога и обучаемых.

Диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование – основные педагогические функции педагога, выполняемые на подготовительном этапе каждого педагогического проекта.

На следующем этапе работы педагог выполняет информационную, организационную, оценочную, контрольную и корректирующие функции. Информационная функция – переработка и передача информации. Организационная функция – вовлечение обучаемых в деятельность и сотрудничество с ними во время деятельности. Оценочная, контрольная, корректирующая функции часто объединяют в одну, эти функции способствуют контролю, оценке и корректировке педагогического процесса.

На завершающем этапе педагогического проекта осуществляется аналитическая функция – анализ того, что получилось, что нет, почему, как избежать недочетов.

Все перечисленные функции относятся к профессиональным педагогическим функциям. Помимо них еще есть общественные, гражданские, семейные и др. функции, которые выполняет педагог.

Существуют и другие классификации функций педагога. А.И.Щербаков и Н.А.Рыков выделяют следующие функции педагога:

Ø информационная

Ø развивающая (развитие мышления, воображения, умений, речи...)

Ø ориентирующая (ориентация в многообразии информации, нравственных ценностей)

Ø мобилизационная (мобилизация внимания, на выполнение заданий...)

Ø конструирующая (конструирование урока, внеклассного дела, общения)

Ø коммуникативная (общение с обучаемыми, их родителями, коллегами)

Ø организационная (организация обучаемых, самого себя, урока, воспитательного мероприятия)

Ø исследовательская (исследования обучаемых, коллектива, их воспитанность, развитие)

 

Чтобы выполнять все функции педагог должен обладать определенными ЗУН. Однако просто наличие этих ЗУН недостаточно, много зависит от природных предпосылок (задатков личности), которые могут развиться в способности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.34.146 (0.006 с.)