Функции педагогической деятельности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функции педагогической деятельности.



 В педагогике функция трактуется как обязанность, круг, вид деятельности, назначение, роль. Исследования Н.В.Кузьминоой, В.А. Сластенина, А.И.Щербакова показывают, что педагог осуществляет следующие функции (виды деятельности):

Ø диагностическая

Ø прогностическая

Ø проектировочная

Ø организаторская

Ø информационно-объяснительная

Ø коммуникативно-стимулирующая

Ø аналитико-оценочная

Ø исследовательско-творческая

Ø гностическая (познавательная).

Диагностическая деятельность ПД связана с изучением учащихся и определения уровня их развития, воспитанности. Для этого надо наблюдать за учащимися, владеть методиками диагностики уровня воспитанности, знать их интересы, характер их деятельности вне учебного заведения.

Прогностическая функция ПД связана с умением ставить цели и задачи ПД, т.е. чего педагог хочет добиться. Если диагноз – нет коллективистских отношений, то он организует работу, направленную на развитие коллектива, товарищества.

Проектировочная функция ПД связана с прогностической. Если педагог прогнозирует укрепление товарищеских отношений, то он проектирует и конструирует задачи, содержание воспитательной работы: совместная подготовка концерта, организация экскурсии, Реализуется эта функция следующим образом: педагог отбирает содержание работы, проектирует учебную деятельность по ее усвоению и свою собственную деятельность.

Организаторская функция ПД связана с вовлечение учащихся в намеченную работу и стимулирование их активности, Педагог распределяет задания, руководит деятельностью, стимулирует и вдохновляет учащихся. Эта функция реализуется через:

Ø отбор и структурирование содержания обучения и воспитания

Ø организация различных видов деятельности учащихся и собственной деятельности при взаимодействии с учащимися.

Информационно-объяснительная функция ПД. Для реализации этой функции педагог должен владеть учебным материалом, уметь его объяснить, владеть соответствующими умениями и навыками, что позволяет их выработать у обучаемых.

Коммуникативно-стимулирующая функция ПД связана с тем большим влиянием, которое оказывает на учащихся нравственная культура, доброжелательность педагога, его любовь, теплота и забота о воспитанниках. Сухость, черствость, отрицательно сказываются на отношениях педагога с обучаемыми. К.Д.Ушинский писал в статье «Три элемента школы» - в воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности...только личность может воздействовать на личность, только характером можно образовать характер (К.Д.Ушинский. Собр. Сочинений,т.2,с.63-64).

Коммуникативная функция предполагает: установление правильных взаимоотношений с обучаемыми, другими преподавателями, администрацией.

Аналитико-оценочная функция ПД – анализ достигнутых результатов, сравнение с исходными целями и задачами, сопоставление своей работы с опытом коллег.

Исследовательско–творческая функция ПД. Элементы ее есть в работе каждого педагога. Во-первых, применение теории требует от педагога творчества, т.к. педагогические и методические идеи отражают типичные педагогические задачи. Конкретные же условия обучения и воспитания очень разнообразны и неповторимы.

Гностическая (познавательная) функция ПД заключается в способности понять и оценить другого человека и провести самооценку. Например – анализ своего урока, педагогического процесса и его компонентов.

Исследовательская, познавательная функции успешно проявляются, ели педагог обладает потребностью к самообразованию. Эти функции предполагают умения анализировать, обобщать, классифицировать, оценивать педагогические явления. Все гностические действия человека – перцептивные, мыслительные, оценивания и др. Включаются в реализацию исследовательской функции педагога, Осуществление этой функции требует владения методами педагогической психологии – наблюдения, беседой, экспериментом, анкутированием, социо- и референтометрией и др.

Уровни педагогической деятельности

  1. Репродуктивный – умение делать все по образцу, шаблону, стандарту, Такому педагогу новое дается с трудом.
  2. Адаптивный – способность педагога приспособиться к новым требованиям жизни, учебного заведения, общества, изменить известные методы, способы.
  3. Творческий – нестандартные необычные действия педагога, которых нет в известном опыте.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 37; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.205.223 (0.004 с.)