Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Профессиональная компетентность педагогаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Компетентность – это личные возможности должностного лица, его квалификация (опыт, знания), позволяющие ему решать профессиональные задачи. Под педагогической компетентностью понимают личные возможности, позволяющие человеку самостоятельно и эффективно решать педагогические задачи, формулируемые им самим или администрацией учебного заведения. Для решения этих задач необходимы знания педагогической теории и умение и готовность применять их на практике. Словом, под педагогической компетентностью педагога понимают единство его теоретической и практической готовности к осуществлению ПД. Структура профессиональной компетентности включает различные педагогические умения. Что представляет собой содержание теоретической готовности? Теоретическая готовность проявляется в обобщенном умении мыслить, что, в свою очередь, предполагает наличие 1.аналитических, 2.прогностических, 3.проективных и 4.рефлексивных умений. 1.Аналитические умения состоят из: Ø умения разделять педагогические явления на составляющие элементы (условия, причины, мотивы, стимулы, средства) Ø осмысливать педагогическое явление во взаимосвязи с другими Ø находить закономерности, теоретические основы (идеи, концепции, выводы) в рассматриваемом педагогическом явлении Ø диагностировать педагогическое явление, Диагностические умения необходимы для изучения педагогического явления, обучаемого с целью эффективной организации учебно-воспитательного процесса. Диагностические умения проявляются в умении всесторонне изучать учащегося, определять их уровень развития, обученности, воспитанности. 2. Прогностические умения (предвидение) – умения предвидеть результаты своей деятельности, и исходя их этого, определить стратегию своей деятельности. В основе прогностических умений лежит знание сущности педагогического процесса, закономерностей возрастного и индивидуального развития учащихся. Эти знания позволяют предвидеть, как учащиеся воспримут учебный материал, оценят определенные педагогические действия. Педагогическое прогнозирование позволяет увидеть те качества учащихся и особенно коллектива, которые д.б. сформированы за определенный промежуток времени. Следовательно прогностические умения – это:
Ø умение прогнозировать развитие коллектива и взаимоотношений Ø умение прогнозировать развитие личности и ее качеств Ø умение прогнозировать ход педагогического процесса – трудности учащихся, результаты применения педагогических средств. 3. Проективные умения. Проведя диагноз и опираясь на благоприятный прогноз, педагог приступает к проектированию ПД. Проективные умения – это умения конструировать модель предстоящей деятельности (своей и обучаемых), умение выбрать способы и методы деятельности для достижения цели, сформулировать частные задачи достижения цели и этапы достижения цели, определить виды контьроля и оценки. Диагноз, прогноз, проект – это основания для разработки плана педагогической деятельности. 4. Рефлексивные умения связаны с контрольно-оценочной деятельностью педагога, направлены на себя – осмысление и анализ своих педагогических действий. При этом педагог проверяет: Ø правильность сформулированных целей Ø соответствие содержания деятельности учащихся поставленным целям Ø эффективность применяемых методов, средств педагогической деятельности Ø соответствие применявшихся форм обучения возрастным особенностям обучаемых Ø причины успеха и неудач.
Содержание практической готовности педагога можно увидеть (определить) в наблюдаемых (внешних) действиях, которые проявляются через 2 группы умений – организаторские и коммуникативные. Организаторские умения: 1. мобилизационные умения – умения привлечь внимание, возбудить интерес к учебной и другим видам деятельности, формировать творческое отношение, потребность учиться, формировать учебные навыки 2. информационно-дидактические умения – умения изложить материал, дидактически его переработать, умение вести беседу, рассказ, проблемную лекцию, эффективно использовать ТСО, средства наглядности... 3. развивающие умения – это умение определить «зоны ближайшего развития» (Л.С.Выгодский), т.е. умение вовлекать учащихся в деятельность на повышенном уровне трудности, умение создавать проблемные ситуации для развития учащихся, стимулировать познавательную самостоятельность, умения проявлять индивидуальный подход к обучаемым.
4. ориентационные умения – умения формировать ценностные установки обучаемых (отношение к труду, учебе, природе, обществу, привитие учебных, профессиональных интересов) 5. коррекционные и контрольно- оценочные умения – умения создать стимулы для развития учебно-воспитательного процесса.
Коммуникативные умения. Сюда входят – перцептивные умения, умения общения и уменияи навыки педагогической техники. Перцептивные умения – умение понимать других, их особенности, ценностные ориентации. Умения общения – умение распределять внимание, выбирать правильные формы общения, управлять инициативой в общении. Педагогическая техника – это комплекс умений и навыков, необходимых для взаимодействия с обучаемыми (речевые умения, мимика, пантомимика, умение управлять собой. Педагогическая техника включает 2 группы умений: Ø умение управлять собой Ø умение взаимодействовать. Умение управлять собой – своими словами, поступками, поведением в целом, психическим состоянием, движениями, уметь снять психическое и мышечное напряжение. Умение взаимодействовать – умение войти в контакт, высказать просьбу, требование, пожелание, дать совет, задать вопрос, расположить к себе собеседника, уметь образно передавать учебную информацию. Помимо перечисленных умений ряд авторов выделяют такие умения как дидактические, воспитательные, методические, исследовательские.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.13.192 (0.01 с.) |