Основы и сущность педагогического мастерства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы и сущность педагогического мастерства



Для осуществления ПД необходимо формировать и совершенствовать свое педагогическое мастерство. Термин «мастерство» трактуется как высокое искусство в какой-либо области.

По вопросу сущности педагогического мастерства нет единого подхода. Одни авторы считают, что это свойство, особенности личности педагога (Н.Н.Тарасевич, Куценко В.Г.,1985), комплекс свойств его личности. Другие – что это ЗУН, третьи объединяют то и другое вместе. В.А.Сластенин, 1997 – Мастерство учителя – это синтез личностно-деловых качеств и свойств личности, Теоретические знания и основанные на них умения – главное содержание педагогического мастерства. Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. («Введение в педагогическую профессию»,М, 1999) с учетом различных мнений относительно сущности педагогического мастерства определяют его как комплекс свойств и качеств личности, обеспечивающих высокий уровень педагогической деятельности и как умение обучать и воспитывать, владеть педагогическими средствами работы с воспитанниками.

Исследования показали, что основу педагогического мастерства составляют:

Ø личность педагога

Ø знания

Ø педагогический опыт.

Определение: педагогическое мастерство – это синтез личностно-деловых свойств и качеств педагога, определяющих высокую эффективность педагогического процесса.

Коротов В.М. («Общая методика учебно-воспитательного процесса. Уч. пособие, М,  1983, С.200-201) на основе проведенных исследований выявил, что педагогическое мастерство реализуется:

Ø в мастерстве организации коллективной и индивидуальной деятельности воспитанников

Ø в мастерстве убеждения (воздействия)

Ø в мастерстве передачи знаний и формирования опыта деятельности

Ø в мастерстве владение педагогической техникой.

Вопросы для повторения:

 

1. Что является содержанием педагогической деятельности?

2. Какие основные виды педагогической деятельности?

3. Какие основные функции педагогической деятельности?

4. Какие способы реализации основных функций педагогической деятельности?

5. Какова структура педагогического мастерства?

6. Что такое педагогическая техника и каковы ее слагаемые?

7. В каком соотношении находятся профессиональная компетентность и педагогическое мастерство?

8. Каковы основные педагогические способности?

Резюме по модульной единице 6: Педагогическая деятельность – это вид профессиональной деятельности, содержанием которой является обучение, воспитание, образование, развитие воспитанника. Сущность педагогической деятельности проявляется через ее совместный характер (деятельность педагога и воспитанника) и через ее коллективный характер. Для осуществления педагогической деятельности очень важно обладать педагогическими способностями – коммуникативными, академическими, перцептивными, дидактическими, речевыми, организаторскими, авторитарными. Для осуществления педагогической деятельности необходимо обладать профессиональными знаниями и педагогическими умениями. В целом, под педагогической деятельностью понимают особый вид социальной деятельности, направленный на передачу от старшего поколения младшему накопленного человечеством культуры и опыта, создание условий для личностного развития и подготовки к выполнению определенных социальных ролей в обществе.

Педагог осуществляет следующие функции (виды деятельности): диагностическую, прогностическую, проектировочную, организаторскую, информационно-объяснительную, коммуникативно-стимулирующую, аналитико-оценочную, исследовательско-творческую и гностическую.

Под педагогической компетентностью понимают личные возможности, позволяющие человеку самостоятельно и эффективно решать педагогические задачи, формулируемые им самим или администрацией учебного заведения. Структура педагогической компетентности включает различные педагогические умения, такие как аналитические, прогностические, проективные, рефлексивные. Содержание практической готовности педагога определяется во внешних действиях, которые проявляются через две группы умений – организаторские и коммуникативные.

Для осуществления педагогической деятельности необходимо формировать и совершенствовать свое педагогическое мастерство. Сущность педагогического мастерства определяется как комплекс свойств и качеств личности, обеспечивающих высокий уровень педагогической деятельности и как умение обучать и воспитывать, владеть педагогическими средствами работы с воспитанниками. Основу педагогического мастерства составляют личность педагога, знания и педагогический опыт.

МОДУЛЬНАЯ ЕДИНИЦА 7. Педагогическое общение

 

Аннотация: В лекции рассматривается природа и сущность педагогического общения, его место в профессиональной деятельности педагога, основные требования к профессионально-педагогическому общению, дается представление об основных функциях педагогического общения (коммуникативная, перцептивная, интерактивная), основных средствах педагогического общения (вербальные и невербальные), объясняется роль педагогического общения в организации взаимоотношений педагога и учащегося, коммуникативности как профессионально значимое качество педагога.

Ключевые слова:  педагогическое общение, вербальные средства общения, взаимодействие педагогическое, эмпатия, перцепция, рефлексия, коммуникативность.

Рассматриваемые вопросы:

 

1. Сущность педагогического общения.

2. Функции педагогического общения.

3. Стили педагогического общения.

4. Этапы педагогического общения.

5. Вербальное и невербальное общение.

6. Планирование и организация педагогического общения.

7. Индивидуальный стиль педагогического общения.

8. Коммуникативность как профессионально значимое качество педагога.

Цели и задачи изучения модульной единицы: Целью изучения модульной единицы является ознакомление студентов с природой и сущностью педагогического общения, его местом в профессиональной деятельности педагога, акцентировании на обучающем, развивающем и воспитывающем характере педагогического общения, выявлении основных требований, функций и стилей педагогического общения, представлении педагогического общения как средство решения педагогических задач и как систему социально-психологического обеспечения воспитательного процесса.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 30; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.185.180 (0.005 с.)