Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Место и роль маркетинга в системе научного знания.

Поиск

Маркетинг и маркетология.

Первое упоминание Маркетинга в США (конец 19 в.). Marketing ~ что-то, связанное с рынком. На фоне быстрого развития хозяйственной деятельности появились проблемы с реализацией некоторых товаров => повышение конкуренции => детальное изучение рынка, ассортимента, конкурентов и проч.

Маркетинг (первоначальное понимание) – система изучения рынка.

Маркетинг (при решении более узких проблем) – система рациональной организации сбыта.

Маркетинг (Котлер, сер. 20 в.) – вид человеческой деятельности, напр. на удовлетворение нужд и потребностей людей посредством обмена. Это слишком абстрактное определение.

Маркетинг (лучшее определение по мнению Дубровского) – система рациональной организации рыночной деятельности.

Рациональная (организ.): 1) приносит доход (рациональность с позиций производства) 2) эффективно с точки зрения потребителей 3) отвечает общественным потребностям.

Таким образом, товар выгоден производителю, потребителю и обществу в целом.

Рыночная деятельность (используется в широком смысле, а не просто купля-продажа) – совокупность стадий жизненного цикла хозяйственных субъектов, коммерчески организаций в условиях рынка.

В 60хгг.20в. возникает наука маркетология, система упорядоченных и совокупных знаний, в результате накопленного опыта, развития экономики и усложнения рынка.

М-тология – научное направление, дисциплина, изучающая М.

М-тология изучает явления рынков, их закономерности, функции, и рыночную деятельность, дает практические рекомендации по оптимизации рыночного поведения экономических субъектов.

       Формировалась на базе др. экономических дисциплин: экономическая теория, основы менеджмента, анализ основы хозяйственной деятельности, математика, статистика, теория вероятности, психологии и др.

Маркетинг: как практическая деятельность – оптимизация деятельности в условиях рынка;

           как наука – аналитические процессы и рекомендации.  

Сущность М – рациональная организация рыночной деятельности.

Содержание М – совокупность конкретных хоз. мероприятий, обеспечивающих рацион. деятельностью.

Блоки содержания М:

-система М исследования;

-регистрация, реструктуризация фирмы;

-совокупность мер по ресурсообеспечению;

-рацион. организация производства товара;

-рацион. мероприятие по рацион. организации сбыта товара;

-инвестиционные мероприятия по капитализации полученного дохода;

Комплекс приемлем для всех субъектов М деятельности.

 


Виды и функции рынка.

Рынок — это совокупность экономических отношений между субъектами рынка по поводу движения товаров и денег, которые основываются на взаимном согласии, эквивалентности и конкуренции.В маркетинге, всегда особо выделяется совокупность потребителей, как неотъемлемой части рынка и цели маркетинга.

К функциям рынка относятся:

Информационная — рынок дает его участникам информацию о необходимом количестве товаров и услуг, их ассортименте и качестве;

Посредническая — рынок выступает посредником между производителем и потребителем, потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции;

Ценообразующая — цена складывается на рынке на основе взаимодействия спроса и предложения, с учетом конкуренции. Цена отражает полезность товара и издержки на его производство;

Регулирующая — рынок приводит в равновесие спрос и предложение;

Стимулирующая — рынок побуждает производителей создавать нужные обществу экономические блага с наименьшими затратами и получать достаточную прибыль;

Санирующая - рынок очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и поощряет развитие эффективных и перспективных фирм;

Социальная - рынок дифференцирует доходы участников рынка.

 

Виды рынков:

По территориальному признаку:

местный

региональный

национальный

мировой

 

По субъектам, вступающим в обмен:

рынок потребителей

производителей

промежуточных продавцов

государственных учреждений

 

По объектам обмена:

рынки факторов производства

рынок товаров и услуг

финансовый

труда

информации

 

По формам хозяйства:

государственный

кооперативный

товаров и индивидуально-трудовой деятельности

арендный рынок

рынок совместных предприятий

 

С учетом ассортимента:

замкнутый

насыщенный

смешанный

 

По степени соблюдения законности:

легальный (официальный)

нелегальный (теневой)

чёрный (в некоторых словарях «чёрный» = «нелегальный»)

 

По степени насыщенности:

равновесный (спрос = предложение)

дефицитный(спрос > предложение)

избыточный (спрос < предложение)

 

По степени развитости экономической свободы:

Свободный (регулируется на основе свободной конкуренции независимых товаропроизводителей)

Монополизированный (условия производства и обращений определяет группа монополий, между которыми сохраняется монополистическая конкуренция)

Регулируемый (важная роль принадлежит государству, которое использует экономические инструменты воздействия)

 

 

Товар, его виды и свойства.

Благо вообще — это способность предметов удовлетворять потребности человека. Неоклассическая школа подчеркивает, что товар — это экономическое благо, предназначенное для обмена, но в этом определении отсутствует указание на то, что товар должен обязательно быть продуктом труда — недаром на это обстоятельство обращает внимание К.Менгер, давая научное объяснение категории товара. Т - все, что может удовлетворить нужду или потребность и предлагается рынку с целью привлечения внимания, использования и потребления. Это могут быть физич. объекты, услуги, лица, места, организации, идеи.

Виды товаров:

1) Обобщенные (продукты питания), расширенные (мясные изделия), конкретные (колбаса определённого госта);

2) Белые, серые, черные;

3) Массовые и предметы роскоши;

4) Одним из удобных методов классификации товаров является разбивка их на группы на основе покупательских привычек потребителей:

a) Товары повседневного спроса ¾ товары, которые потреби­тель обычно покупает часто, без раздумий и с минималь­ными усилиями на их сравнение между собой. Примерами подобных товаров могут служить табачные изделия, мыло и газеты. Делятся на:

i) Основные товары по­стоянного спроса люди покупают регулярно. Например, так совер­шают обычные покупки кетчупа «Heinz», зубной пасты «Colgate» и хрустящего печенья «Ritz».

ii) Товары импульсной покупки приобрета­ют без всякого предварительного планирования и поисков. Обычно такие товары продаются во многих местах, а поэтому потребители почти никогда специально их не ищут. Так, шоколадные батончики или журналы выкладывают рядом с расчетным узлом, потому что иначе потребитель мог бы и не подумать об их приобретении.

iii) Товары для экстренных случаев покупают при возникновении ост­рой нужды в них, например зонтики во время ливня, сапоги и лопаты после первых снежных заносов. Производители товаров для экстренных случаев организуют их распространение через множест­во торговых точек, чтобы не упустить возможность продажи, когда потребителю вдруг понадобятся эти товары.

b) Товары предварительного выбора ¾ товары,которые потребитель в процессе выбора и покупки, как правило, сравнивает между собой по показателям пригодности, качества, цены и внешнего оформления. Примерами подобных товаров могут служить мебель, одежда, подер­жанные автомобили и основные электробытовые при­боры.

c) Товары особого спроса ¾ товары с уникальными характеристиками и/или отдельные марочные товары, ради при­обретения которых значительная часть покупателей гото­ва затратить дополнительные усилия. Примерами по­добных товаров могут служить конкретные марки и типы модных товаров, автомобили, фото­оборудование, мужские костюмы. Например, автомобиль «Mercedes-Benz» является товаром особого спроса, поскольку покупатели готовы преодолеть большие расстоя­ния, чтобы приобрести его.

d) Товары пассивного спроса ¾ товары, которых потребитель не знает или знает, но обычно не задумывается об их покупке. Новинки типа индикаторов дыма и кухонных машин для переработки пищевых продуктов пребывают в разряде товаров пассивного спроса до тех пор, пока реклама не обеспечивает осведомленность потребителя об их существовании. Классическими примерами всем известных и, тем не менее, не вызывающих спроса това­ров служат страхование жизни, могильные участки, над­гробия и энциклопедии.

5) По степени присущей им долговечности или материальной осязаемости товары можно разделить на следующие три группы:

a) Товары длительного пользования ¾ материальные изделия,обычно выдерживающие многократное использование. Примерами подобных товаров могут служить холодильники, станки, одежда;

b) Товары кратковременного пользования ¾материальные изделия, полностью потребляемые за один или несколько циклов использования. Примерами подобных товаров могут служить пиво, мыло, соль;

c) Услуги ¾ объекты продажи в виде действий, выгод или удовлетворений. Примерами подобных товаров могут служить стрижка в парикмахерской или ремонтные ра­боты.

6) Товары промышленного назначения можно класси­фицировать на основе того, в какой мере участвуют они в процессе производства, и по их относительной ценности:

a) Материалы и детали ¾ товары, полностью используемые в изделии производителя. Их можно подразделить на две группы:

i) Сырьё включает в себя сельскохозяйственную продукцию (пше­ница, хлопок, фрукты, овощи) и природные продукты (рыба, лес, сырая нефть, железная руда)

ii) Полуфабрикаты и детали представляют собой либо материальные компоненты (железо, пряжа, цемент, проволока), либо комплектующие изделия (небольшие моторчики, шины, отливки). Материальные компоненты обычно используются с последующей доработкой ¾ например, чушки передельного чугуна превращают в сталь, а пряжу ¾ в полотно.

b) Капитальное имущество ¾ товары,частично присутствующие в готовом изделии. Его можно подразделить на две группы:

i) Стационарные сооружения представляют собой строения (заво­ды, административные здания) и стационарное оборудова­ние (генераторы, вертикально-сверлильные станки, компьютеры)

ii) Вспомогательное оборудование включает в себя движимое завод­ское оборудование (ручной инструмент, автопогрузчики) и конторское оборудование (пишущие машинки, письменные столы)

c) Вспомогательные материалы и услуги ¾ объекты, вообще не присутствующие в готовом изделии. Бывают двух видов: рабочие материалы (смазочные масла, каменный уголь, писчая бумага, карандаши) и материалы для технического обслуживания и ремонта (краски, гвозди, щетки)

d) Деловые услуги подразделяются на услуги по техническому обслуживанию и ремонту (мытье окон, ремонт пишущих машинок) и услуги консультативного характера (правовые консультации, консультации для руководства, реклама).

Важнейшими характеристиками товара являются потребительная стоимость и меновая стоимость:

1. Полезность вещи, ее свойства, благодаря которым она может удовлетворять ту или иную потребность людей, делают вещь потребительной стоимостью. Потребительная стоимость может непосредственно удовлетворять личную потребность человека или служить средством производства материальных благ. Например, хлеб, масло, картофель и т.д. удовлетворяют потребность в пище, ткань — потреб­ность в одежде и т.д.

2. Меновая стоимость — это количественное отношение, в котором потребительные стоимости одного рода обмени­ваются на потребительные стоимости другого рода. Напри­мер, один топор обменивается на 20 кг зерна.

С другой стороны, стоимость товара = полные + усредненные затраты по производству товара

Полные – средства производства (не живые ресурсы -станки, здания)+ живой труд(затраты необходимого труда (з/п)+ затраты прибавочного труда (прибыль после реализации товара)

Стоимость = издержки + прибыль

Усредненные затраты – стимулируют снижение затрат. 1товар – 3 производителя =10,12,14 ед.затрат => усредненная стоимость =12. Имеет значение рыночная доля производителя (доля 14 больше =>усредненная =14)

3. цена - денежное выражение стоимости. Определяется не только затратами, но и соотношением спроса и предложения. Спрос большой – цена выше стоимости и наоборот.

 

Борьба с инфляцией

1) Манипуляции с денежной массой (денежные реформы). Пример, Чикагская шк. Монетаристы – Милтон Фридман.

2) Инвестиции в долгосрочные проекты, в реальное производство (повышение кол-ва реальной товарной массы)


Виды маркетинга.

Существует несколько видов классификации М:

  1. субъектный критерий классификации:

· предпринимательский – рационализация рын. деятельности с позиции предпринимателя =90%;

· потребительский – рационализация рыночной деятельности с позиции потребителя = деятельность с наименьшими затратами, экономичная, полностью удовлетворяет потребности потреб-ля;

· государственный – государство направляет, соц. программы, поддержание порядка, безопасности.

i. Гос-во в узком смысле само субъект рынка, подчиняется законам. В коммерческом режиме предоставляет в аренду гос. имущество, земли, приватизация, лицензии;

ii. в широком смысле – создает оптимальные условия для развития рын. экономики, зоны, выход на мировые рынки, налоги.

  1. в зависимости от степени охвата М деят-ти субъекта:

· комплексная (с целью стратегически и оперативно управлять всем циклом);

· локальная.

  1. Типология по цели М деят-ти:

· ориентированный на продукт – «рынок продавца» крупные монополии, корпорации стремятся произвести много продукции, давление на потреб-ля;

· ориентированный на потребителя – «рынок покупателя» средний и малый бизнес не может навязывать, идут за потребителем, развита конкуренция;

· интегрированный М – объединяет рынок продавца и покупателя, по отдельным товарам ориентируются.

  1. в зависимости от состояния спроса (?):

· конверсионный – при отрицательном или негативном спросе;

· стимулирующий –в условиях отсутствия спроса, потребители безразличны к товару;

· ремаркетинг – при снижающемся спросе;

· синхромаркетинг - при нерегулярном и колеблющемся спросе(сезонный сбыт);

· поддерживающий М - прим.при полноценном спросе;

· демаркетинг- применяется при чрезмерном спросе;

· противодействующий М-при иррациональном спросе, при создании угрозы обществу, благополучию, безопасности (алкоголь, оружие, табак).

 

Государственный маркетинг.

Рынок - сложное явление, развивающееся в соответствии с эко­номическими законами и обладающее сложной иерархически постро­енной структурой. Рынок вовлекает в свою сферу миллионы юридиче­ских и физических лиц, вступающих в отношения купли-продажи. Что сулит предпринимателю рыночная ситуация - выгоду или разорение, необходимо обеспечить "прозрачность" (информативность) рынка и предсказуемость его развития. Предприниматель заинтересован в ограничении стихийности рыночных про­цессов, в том, чтобы рынок был упорядочен, а рыночные операции базировались на определенных научных принципах, которые позволили бы оптимизировать затраты и планировать соответствующую прибыль. Когда преобладают высокие темпы инфляции и финансовое положение многих предприятий неустойчиво, попытки предприятий самостоятельно решить задачи исходя из колеблющийся конъюнктуры рынка спроса и предложения могут принести только вред. В силу этого является необходимым и оправданным регулирующее воздействие со стороны государства.

Формы воздействия государства на спрос и предложение:

· Косвенное воздействие. (политика протекционизма - поощрение государством развития нац. экономики и ее защита от иностранных конкурентов путем введения высоких пошлин на ввозимые товары, ограничение ввоза отдельных товаров, налоговые ставки, банковский процент).

· Прямое воздействие государства на спрос. (поддержка деловой активности – гос-во является заказчиком и потребителем отдельных товаров – военных, объекты общегос. инфраструктуры).

· Прямое воздействие государства на предложение. (непосредственное финансирование государством приоритетных направлений производства. Контроль.).

Государственный – гос-во направляет, соц.программы, поддержание порядка, безопасности. Гос-во в узком смысле само субъект рынка, подчиняется законам –гос. имущество, земли, приватизация, лицензии; в широком смысле – создает оптимальные условия для развития рын. экономики, зоны, выход на мировые рынки, налоги.

Для маркетинга в России существуют следующие сложности: - несовершенное законодательство; - отсутствие стандартов; - отсутствие информации; - плохо развита инфраструктура; - отсутствие специалистов.

 

Принципы маркетинга.

1. Целевая ориентация конечных результатов производства на удовлетворение насущных нужд потребителя и на интересы общества в целом. Производить товары удовлетворяющие потребность; воздействовать на рынок и потребительский спрос с помощью всех доступных средства в целях формирования потребностей.
Основная общая цель организации — четко выраженная причина ее существования — обозначается как ее миссия. Миссия детализирует статус фирмы и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегий на различных организационных уровнях. Формулировка миссии организации должна содержать следующее:

· Задача фирмы с точки зрения ее основных услуг или изделий, ее основных рынков и основных технологий.

· Внешняя среда по отношению к фирме, которая определяет рабочие принципы фирмы.

· Культура организации. Какого типа рабочий климат существует внутри фирмы? Какого типа людей привлекает этот климат?

2. Коммерческая выгода. Милтон Фридмен: Истинная роль бизнеса состоит «в использовании его энергии и ресурсов в деятельности, направленной на увеличение прибыли при условии, что он придерживается правил игры... (и) участвует в открытой конкурентной борьбе, не прибегая к мошенничеству и обману».

3. Социальная ответственность за результат своей деятельности, направленной на удовлетворение потребностей. Т.к. организация —является сложной частью окружения, включающего множество составляющих, от которых зависит самое существование организации.       
Согласно этой точке зрения, организации несут ответственность перед обществом, в котором функционируют, помимо и сверх обеспечения эффективности, занятости, прибыли и ненарушения закона. Организации должны поэтому направлять часть своих ресурсов и усилий по социальным каналам.
СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, подразумевает определенный уровень добровольного отклика на социальные проблемы со стороны организации. Этот отклик имеет место по отношению к тому, что лежит вне определяемых законом или регулирующими органами требований или же сверх этих требований.

4. Комплексность (маркетинговая деятельность должна охватывать всю жизнедеятельность рыночного субъекта: научные разработки => производство => реализация => сервис)

5. Динамичность, непрерывность маркетинговой деятельности - вовремя выходить на рынок с новой, особенно высокотехнологичной, продукцией; организовать доставку товаров в таких количествах, в такое время и такое место, которые больше всего устраивали бы конечного потребителя.

6. Интеграция маркетинговой деятельности в общую деятельность организации - все средства и усилия объединить в принятии решений; ориентировать стратегию маркетинга на перспективу, ставя конкретные задачи по завоеванию рынка, расширению объема продаж, особенно на перспективных секторах рынка.

7. Одновременный учет внешней и внутренней среды.

 

Каналы товародвижения.

Различают три вида каналов распределения: прямые, косвенные и смешанные.

К прямым каналам относятся такие, в которых перемещение товаров организовано на основе прямых договоров между производителями и потребителями, т.е. без привлечения посреднических организаций. К преимуществам таких каналов следует отнести возможность полного контроля со стороны производителя за движением товара. К недостаткам — ограниченность рынков сбыта.

Косвенные каналы предполагают использование посреднических звеньев, т.е. движение товаров от производителей идет сначала к одному из посредников, а от него либо к потребителю, либо к другому посреднику — мелкооптовому. Преимуществами таких каналов является расширение возможностей сбыта, границ рынка и т.п. Недостатки же выражаются в сокращении возможностей контроля за продвижением товара.

Смешанные каналы объединяют в себе признаки тех и других. Часть продукции сбывается по прямым поставкам, часть — через посреднические звенья.

Международный маркетинг

Нацелен прежде всего на получение дохода от продажи продукции в других странах.

Международный маркетинг – система рациональной организации рыночной деятельности на международном рынке (в сфере импорта / экспорта).

Главной задачей ММ является оптимизация деятельности хозяйствующих субъектов (импортера / экспортера) и их взаимоотношений.

Внешняя среда организаций, действующих на международном уровне, отличается повышенной сложностью. Последняя обусловлена уникальной совокупностью факторов, характеризующих каждую страну. Экономика, культура, количество и качество трудовых и материальных ресурсов, законы, государственные учреждения, политическая стабильность, уровень технологического развития разнятся от страны к стране.

Факторы международной среды

КУЛЬТУРА. Под культурой понимается господствующая в обществе система разделяемых всеми ценностей, верований, обычаев и преобладающих установок.

Язык — еще один аспект культуры — всегда создает трудности для организации, ведущей свои дела за границей. В силу расхождения значений, придаваемых сходным словам, а также проблем, связанных с переводом, могут возникать барьеры на пути обмена информацией.

ЭКОНОМИКА. Рассматривая экономические обстоятельства, мы указывали, что руководство обязано оценивать воздействие общей экономической обстановки на деятельность компании в случае ее изменения, фирмы, работающие в международной среде, должны анализировать экономические условия и тенденции и наблюдать за экономикой тех стран, в которых они ведут или намереваются вести дела.

ЗАКОНЫ И ГОСРЕГУЛИРОВАНИЕ. Фирмы, выступающие на международных рынках, вынуждены считаться со множеством законов и регулирующих актов. Последние относятся к таким вопросам, как налогообложение, патенты, трудовые отношения, стандарты на готовую продукцию, ценообразование и представление сведений государственным учреждениям.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА. Внутренний рынок находится под влиянием политических событий и решений, аналогично этому политические факторы могут сказываться на операциях в сфере международного бизнеса. Социальная напряженность может нарушать процесс производства или ограничивать сбыт, если волнения направлены против находящегося в иностранном владении завода или вида продукции. Политические действия против правительства или внезапная смена режима, как минимум, означают увеличение неопределенности для экспортера или иностранного инвестора.


Далее будем исследовать ММ в сфере экспорта / импорта товаров.

1) Доскональный анализ рынка:

· - экономические законы

· - юридические законы

· - уровень инфляции, инвестиционные риски

· - экономическая конъюнктура и т.п.

2) Выявление и оценка собственных возможностей. Определение товара для вывода на рынок.

3) Поиск партнеров, посредников (продаст / купит):

  • - посредники
  • - личные связи
  • - реклама, информационное пространство (интернет)
  • - продажа / покупка у самого себя (например, через оффшор) – получение дохода от освобождения от налогообложения на часть прибыли.

4) Переговоры с партнером:

  • - протокол о намерениях (носит полуофициальный характер)
  • - обмен офертами (commit offers)
  • - accept oferta (оферта - конспект контракта – предельно общий вид)
  • - официальная взаимная проверка сторон (обычно банковская)
  • - составление и подписание контракта.

Контракт обычно состоит из следующих частей:

Ø Преамбула (кто продает, у кого покупает, зачем происходит сделка)

Ø Предмет договора

Ø Объем товара

Ø Цена товара (при импорте обычно немного завышается, при экспорте - занижается)

Ø Поставка товара.

Термины условий поставок:

1) EXW (Ex Works – отгрузка на заводе).

2) FAS (Free Alongside Ship – outside корабля)

3) FOB (Free On Board –inside корабль)

4) CIP (Carriage and Insurance Paid to...).

5) DDP (Delivered Duty Paid).

Для импортера цена поставки товара растет от 1ой схеме к 5ой. Для экспортера наоборот.

Условия оплаты товара:

  • - по факту доставки товара
  • - предоплата за часть товара + остаток за оставшуюся по факту доставки
  • - товарные кредиты

Различные моменты, возникающие при оплате товара:

Ø Аккредитив – это условное денежное обязательство, принимаемое банком (банком-эмитентом) по поручению приказодателя (плательщика по аккредитиву), осуществить платеж в пользу бенефициара (получателя средств по аккредитиву) указанной в аккредитиве суммы по представлении последним в банк документов в соответствии с условиями аккредитива.

Ø Оплата по бартеру (товар на товар или услугу).

Ø Банковские гарантии, поручительство. - в международной торговле, в отличие от внутрироссийской практики, аккредитив используется в качестве средства финансирования сделки по аналогии с банковской гарантией.

Ø Установление гарантий по поставке и оплате товара (внесение залогов ~ 5-10%).

Ø Установление имущественной ответственности сторон и возложение санкций в случае неисполнения. Установление равной ответственности.

Ø Установление, в каком суде будут решаться имущественные споры (международном или чьем-то национальном).

Ø Форс-мажорные обстоятельства.

Ø Условия по реализации товара.

 

Маркетинг и маркетология.

Первое упоминание Маркетинга в США (конец 19 в.). Marketing ~ что-то, связанное с рынком. На фоне быстрого развития хозяйственной деятельности появились проблемы с реализацией некоторых товаров => повышение конкуренции => детальное изучение рынка, ассортимента, конкурентов и проч.

Маркетинг (первоначальное понимание) – система изучения рынка.

Маркетинг (при решении более узких проблем) – система рациональной организации сбыта.

Маркетинг (Котлер, сер. 20 в.) – вид человеческой деятельности, напр. на удовлетворение нужд и потребностей людей посредством обмена. Это слишком абстрактное определение.

Маркетинг (лучшее определение по мнению Дубровского) – система рациональной организации рыночной деятельности.

Рациональная (организ.): 1) приносит доход (рациональность с позиций производства) 2) эффективно с точки зрения потребителей 3) отвечает общественным потребностям.

Таким образом, товар выгоден производителю, потребителю и обществу в целом.

Рыночная деятельность (используется в широком смысле, а не просто купля-продажа) – совокупность стадий жизненного цикла хозяйственных субъектов, коммерчески организаций в условиях рынка.

В 60хгг.20в. возникает наука маркетология, система упорядоченных и совокупных знаний, в результате накопленного опыта, развития экономики и усложнения рынка.

М-тология – научное направление, дисциплина, изучающая М.

М-тология изучает явления рынков, их закономерности, функции, и рыночную деятельность, дает практические рекомендации по оптимизации рыночного поведения экономических субъектов.

       Формировалась на базе др. экономических дисциплин: экономическая теория, основы менеджмента, анализ основы хозяйственной деятельности, математика, статистика, теория вероятности, психологии и др.

Маркетинг: как практическая деятельность – оптимизация деятельности в условиях рынка;

           как наука – аналитические процессы и рекомендации.  

Сущность М – рациональная организация рыночной деятельности.

Содержание М – совокупность конкретных хоз. мероприятий, обеспечивающих рацион. деятельностью.

Блоки содержания М:

-система М исследования;

-регистрация, реструктуризация фирмы;

-совокупность мер по ресурсообеспечению;

-рацион. организация производства товара;

-рацион. мероприятие по рацион. организации сбыта товара;

-инвестиционные мероприятия по капитализации полученного дохода;

Комплекс приемлем для всех субъектов М деятельности.

 


Место и роль маркетинга в системе научного знания.

В 60хгг.20в. возникает наука маркетология, система упорядоченных и совокупных знаний, в результате накопленного опыта, развития экономики и усложнения рынка.

Маркетология – научное направление, дисциплина, изучающая М.

Маркетология изучает явления рынков, их закономерности, функции, и рыночную деятельность, дает практические рекомендации по оптимизации рыночного поведения экономических субъектов.

Маркетология это философия бизнеса, система научных знаний о законах функционирования рынка, принципах производственной и коммерческой деятельности фирмы по удовлетворению запросов потребителя

Маркетинг = практическая деятельность + наука.

Задача маркетинга заключается в том, чтобы держать курс на потребителя, постоянно следить за тем, что ему нужно, а также следить за деятельностью конкурентов, определять слабые и сильные их стороны, исходя из этого, определять направление совершенствования своей деятельности, доводить эту информацию до всех других подразделений предприятия.

Маркетинг является ведущей функцией, определяющей техническую, производственную политику хозяйствующего субъекта, стиль и характер управления всей предпринимательской деятельностью. Специалисты по маркетингу находятся в начале, а не только в конце производственного цикла.

Изначально маркетология ф ормировалась на базе др. экономических дисциплин:

· экономическая теория.

К примеру, модель общего экономического равновесия Л. Вальраса.

экономика – необычайно сложная и многогранная система, охватывающая различные сектора и рынки. Как они функци­онируют в наиболее общем виде? Насколько устойчивы многоаспект­ные параметры экономики?

На основе каких принципов устанавливается взаимодействие цен, издержек, объемов спроса и предложения на различных рынках? При­нимает ли это взаимодействие форму «равновесности» или рыночный механизм действует в обратном направлении?

Вальрас занялся не прикладной, а общетеоретической проблемой – проблемой общего экономического равно­весия. Ее основной смысл можно свести к трем вопросам:

1) достижимо ли рыночное равновесие на деле;

2) является ли это равновесие (если оно достижимо) устойчивым;

3) каковы условия устойчивости равновесия?

Вальрас исходил из того, что решение проблемы может быть до­стигнуто с использованием математического аппарата. Построив довольно сложную систему взаимосвязанных уравнений, он доказывает, что система «равновесности» может быть достижима как некий «идеал», к которому стремится конкурентный рынок.

Весь экономический мир Вальрас разделил на две большие груп­пы: фирмы и домохозяйства. Фирмы выступают на рынке факторов как покупатели и на рынке потребительских товаров как продавцы. Домашние хозяйства – владельцы факторов производства – выступа­ют в роли их продавцов и в то же время как покупатели потребитель­ских товаров (рис. 7).

В этой модели роли продавцов и покупателей постоянно меняют­ся. Все расходы производителей товаров превращаются в доходы до­машних хозяйств, а все расходы домашних хозяйств – в доходы про­изводителей (фирм).

Цены факторов зависят от объемов производства, от спроса, а зна­чит, от цен на производимые товары. В свою очередь, цены на товары зависят от факторных цен.

Для нормального функционирования системы должно устанав­ливаться соответствие между спросом и предложением (факторов и товаров). Цены факторов должны соответствовать издержкам фирм; доходы фирм – «сочетаться» с расходами домашних хо­зяйств.

Состояние равновесия предполагает наличие трех условий:

– во-первых, спрос и предложение факторов производства равны; на них устанавливается постоянная и устойчивая цена;

– во-вторых, спрос и предложение товаров (и услуг) равны и реа­лизуются на основе постоянных, устойчивых цен;

– в-третьих, цены товаров соответствуют издержкам производ­ства.

Первые два условия предполагают равенство пропорций обмена. Третье условие выражает равновесие в сфере производства.

· основы менеджмента.

Дают нам «Хоторнские эксперименты Мэйо» для производительности, рассматривает организацию как открытую систему

· управление персоналом

Дает нам схему мотивации и потребности, к примеру, А.Маслоу

· математика.

Дает мат модели, к примеру, «оптимум Парето», в которой

1. Критерием оптимальности служит не суммарная максимизация, а максимум пользы для каждого отдельного человека в соответствии с наличными ресурсами и экономическими возможностями.

2. Обеспечение экономического равновесия – необходимое усло­вие достижения оптимума. Оптимум означает, что достигнут резуль­тат, отклонение от которого вызывает увеличение выгоды для одних и уменьшение выгоды для других. Распределение ресурсов в обществе становится оптимальным, если любое изменение этого варианта ухуд­шает положение хотя бы одного участника экономической системы.

3. Увеличение производства одного блага, не вызывающее сниже­ния производства какого-либо другого блага, принято называть опти­мумом Парето.

· психология.

Движущие силы развития личности. Понятия: потребность, мотив, эмоции, личностный смысл.

· статистика.

· анализ основы хозяйственной деятельности.

· теория вероятности.

· и др.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.234.124 (0.054 с.)