Эволюция товарного хозяйства и рыночных отношений. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эволюция товарного хозяйства и рыночных отношений.



Рыночная экономика, рынок, товарное хозяйство – такая организация экономики, когда продукты создаются отдельными, обособленными товаропроизводителями.

  1. Обособленность товаропроизводителя.

Экономическая свобода в принятии решений по всей системе: ресурсы – продукция-сбыт.

Сейчас экономическая свобода слабеет, чем выше уровень страны, тем правила больше ограничивают на рынке. На смену частным собственникам и корпоративам, пришли Холдинги, которые продвигают продукт от начала до конца. Есть опасность монополий.  Экономика развивается хаотично, может возникнуть дисбаланс на рынке, поэтому есть гос-во, которое призвано предотвратить это, нацелить каждого рыночного субъекта на принятие решений, выгодных для потребителя, производителя и общества в целом. Нац. проекты начинает развивать гос-во, продолжает частный инвестор. При высокой инфляции – бизнес вкладывается в краткосрочные инвестиции, не в инновации и развитие технологий, т.е. не в будущее.

  1. Специализации товаропроизводителя на каком-либо продукте – разделение труда на всех уровнях.

Рын. экономика – это хозяйство основанное на товарообмене. По мере развития и становления централизованного обмена (1.на само обеспечении, 2. децентрализованный обмен, 3. централизованный обмен с появлением рынка) происходит углубление специализации. (пример автомобиль)

 «+»повышает качество труда и продукции, профессионализм,

«-«узкая специализация порождает зависимость от вида деят-ти (В РФ–нефть! Гос-во должно иметь многофакторную экономику, наполняемость ВВП не только за счет ресурсов)

Последние 40-50лет наблюдается процесс диверсификации – проникновения узко-профильных фирм в др. сферы деят-ти, возникают многоотраслевые комплексы. Размеры диверсификации зависят от масштабов бизнеса, от первоначального вложения (бизнес может стать не рентабельным при большом кол-ве направлений). 2 вида: технологически детерминированная диверсификация (расширение кол-ва продукции на одной технологии - нефть, газ); конгломератная диверсификация (объединение разных секторов рынка – с/х, нефть, банк, при едином финансовом контроле- холдинг)

  1. Нацеленность на удовлетворение общественных потребностей.

Непосредственный ориентир на потребителя (получает доход только после удовлетворения потребителя)

Меняется с развитием товарного хоз-ва:

1. производитель подстраивался за потребителем - «рынок покупателя»! длительный этап – завершился в к.19 в.;

2. «рынок продавца» - производитель диктует волю потребителю - неизбежны монополии. Этап со 2 пол. 19 в.  по 1934г. - кризис – бесконтрольной монополии. Негативные последствия монополии: рост рын. цен – спад потребит. активности – спад объема произ-ва – спад нац. валюты – рост инфляции – спад предпринимательской активности участников рынка;

3. модель рационального расчета. После 2-ой мировой войны – изменения в отношениях производитель-потребитель.

Потребитель имеет более выс. доход; больше защищен законами; объединения в потребит. союзы, об-ва против монополий;

4. сейчас партнерские отношения, относительно равноправные.

И производитель иной – крупные компании, заинтересованы во влиянии на потребителя (маршруты к сердцам ищут = совершенствование технологий(реклама), пропаганда определенного поведения (здоровый образ жизни и все, что к нему нужно); воспитывается шопомания, товаромания. Производитель формирует зависимость субъекта – способствует росту платежеспособности – рост прибыли, быстрее процесс произ-ва.

  1. Обмен – наличие купли-продажи, наличие рынка.

Рынок – сис-ма отношений по поводу товарообмена между субъектами. Развивается:

· Изменяется и усложняется структура рынка:

1. рынок потребит. благ (обмен готовой прод-цией); 2. рынок средств произ-ва; 3.рынок раб. сила, труда; 4.финансовый рынок (деньги предмет купли-продажи); 5.рынок услуг; 6.фондовый рынок (элемент фиктивного капитала); 7. информационный рынок, ноу-хау.

· Повышение уровня манипуляций на рынке:

1. стихийно – никто не регулирует; 2. эк-кое и политич. регулир-е участниками рынка (корпорации) и гос-вом.

· Усложняются структуры сделок:

1.денежная сделка; 2. бартерная сделка;  3.сделка визуального хар-ра (на момент сделки нет денег или товара); 4. выпуск векселей (банк м.б. гарантом-СУ155); 5. факторинговые сделки – аванс больше потом, сейчас меньше денег взяли в банке.

· Сейчас рынок приобретает теневой характер сильнее. Масштабы сравнимы с легальным рынком.

 

Виды и функции рынка.

Рынок — это совокупность экономических отношений между субъектами рынка по поводу движения товаров и денег, которые основываются на взаимном согласии, эквивалентности и конкуренции.В маркетинге, всегда особо выделяется совокупность потребителей, как неотъемлемой части рынка и цели маркетинга.

К функциям рынка относятся:

Информационная — рынок дает его участникам информацию о необходимом количестве товаров и услуг, их ассортименте и качестве;

Посредническая — рынок выступает посредником между производителем и потребителем, потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции;

Ценообразующая — цена складывается на рынке на основе взаимодействия спроса и предложения, с учетом конкуренции. Цена отражает полезность товара и издержки на его производство;

Регулирующая — рынок приводит в равновесие спрос и предложение;

Стимулирующая — рынок побуждает производителей создавать нужные обществу экономические блага с наименьшими затратами и получать достаточную прибыль;

Санирующая - рынок очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и поощряет развитие эффективных и перспективных фирм;

Социальная - рынок дифференцирует доходы участников рынка.

 

Виды рынков:

По территориальному признаку:

местный

региональный

национальный

мировой

 

По субъектам, вступающим в обмен:

рынок потребителей

производителей

промежуточных продавцов

государственных учреждений

 

По объектам обмена:

рынки факторов производства

рынок товаров и услуг

финансовый

труда

информации

 

По формам хозяйства:

государственный

кооперативный

товаров и индивидуально-трудовой деятельности

арендный рынок

рынок совместных предприятий

 

С учетом ассортимента:

замкнутый

насыщенный

смешанный

 

По степени соблюдения законности:

легальный (официальный)

нелегальный (теневой)

чёрный (в некоторых словарях «чёрный» = «нелегальный»)

 

По степени насыщенности:

равновесный (спрос = предложение)

дефицитный(спрос > предложение)

избыточный (спрос < предложение)

 

По степени развитости экономической свободы:

Свободный (регулируется на основе свободной конкуренции независимых товаропроизводителей)

Монополизированный (условия производства и обращений определяет группа монополий, между которыми сохраняется монополистическая конкуренция)

Регулируемый (важная роль принадлежит государству, которое использует экономические инструменты воздействия)

 

 

Товар, его виды и свойства.

Благо вообще — это способность предметов удовлетворять потребности человека. Неоклассическая школа подчеркивает, что товар — это экономическое благо, предназначенное для обмена, но в этом определении отсутствует указание на то, что товар должен обязательно быть продуктом труда — недаром на это обстоятельство обращает внимание К.Менгер, давая научное объяснение категории товара. Т - все, что может удовлетворить нужду или потребность и предлагается рынку с целью привлечения внимания, использования и потребления. Это могут быть физич. объекты, услуги, лица, места, организации, идеи.

Виды товаров:

1) Обобщенные (продукты питания), расширенные (мясные изделия), конкретные (колбаса определённого госта);

2) Белые, серые, черные;

3) Массовые и предметы роскоши;

4) Одним из удобных методов классификации товаров является разбивка их на группы на основе покупательских привычек потребителей:

a) Товары повседневного спроса ¾ товары, которые потреби­тель обычно покупает часто, без раздумий и с минималь­ными усилиями на их сравнение между собой. Примерами подобных товаров могут служить табачные изделия, мыло и газеты. Делятся на:

i) Основные товары по­стоянного спроса люди покупают регулярно. Например, так совер­шают обычные покупки кетчупа «Heinz», зубной пасты «Colgate» и хрустящего печенья «Ritz».

ii) Товары импульсной покупки приобрета­ют без всякого предварительного планирования и поисков. Обычно такие товары продаются во многих местах, а поэтому потребители почти никогда специально их не ищут. Так, шоколадные батончики или журналы выкладывают рядом с расчетным узлом, потому что иначе потребитель мог бы и не подумать об их приобретении.

iii) Товары для экстренных случаев покупают при возникновении ост­рой нужды в них, например зонтики во время ливня, сапоги и лопаты после первых снежных заносов. Производители товаров для экстренных случаев организуют их распространение через множест­во торговых точек, чтобы не упустить возможность продажи, когда потребителю вдруг понадобятся эти товары.

b) Товары предварительного выбора ¾ товары,которые потребитель в процессе выбора и покупки, как правило, сравнивает между собой по показателям пригодности, качества, цены и внешнего оформления. Примерами подобных товаров могут служить мебель, одежда, подер­жанные автомобили и основные электробытовые при­боры.

c) Товары особого спроса ¾ товары с уникальными характеристиками и/или отдельные марочные товары, ради при­обретения которых значительная часть покупателей гото­ва затратить дополнительные усилия. Примерами по­добных товаров могут служить конкретные марки и типы модных товаров, автомобили, фото­оборудование, мужские костюмы. Например, автомобиль «Mercedes-Benz» является товаром особого спроса, поскольку покупатели готовы преодолеть большие расстоя­ния, чтобы приобрести его.

d) Товары пассивного спроса ¾ товары, которых потребитель не знает или знает, но обычно не задумывается об их покупке. Новинки типа индикаторов дыма и кухонных машин для переработки пищевых продуктов пребывают в разряде товаров пассивного спроса до тех пор, пока реклама не обеспечивает осведомленность потребителя об их существовании. Классическими примерами всем известных и, тем не менее, не вызывающих спроса това­ров служат страхование жизни, могильные участки, над­гробия и энциклопедии.

5) По степени присущей им долговечности или материальной осязаемости товары можно разделить на следующие три группы:

a) Товары длительного пользования ¾ материальные изделия,обычно выдерживающие многократное использование. Примерами подобных товаров могут служить холодильники, станки, одежда;

b) Товары кратковременного пользования ¾материальные изделия, полностью потребляемые за один или несколько циклов использования. Примерами подобных товаров могут служить пиво, мыло, соль;

c) Услуги ¾ объекты продажи в виде действий, выгод или удовлетворений. Примерами подобных товаров могут служить стрижка в парикмахерской или ремонтные ра­боты.

6) Товары промышленного назначения можно класси­фицировать на основе того, в какой мере участвуют они в процессе производства, и по их относительной ценности:

a) Материалы и детали ¾ товары, полностью используемые в изделии производителя. Их можно подразделить на две группы:

i) Сырьё включает в себя сельскохозяйственную продукцию (пше­ница, хлопок, фрукты, овощи) и природные продукты (рыба, лес, сырая нефть, железная руда)

ii) Полуфабрикаты и детали представляют собой либо материальные компоненты (железо, пряжа, цемент, проволока), либо комплектующие изделия (небольшие моторчики, шины, отливки). Материальные компоненты обычно используются с последующей доработкой ¾ например, чушки передельного чугуна превращают в сталь, а пряжу ¾ в полотно.

b) Капитальное имущество ¾ товары,частично присутствующие в готовом изделии. Его можно подразделить на две группы:

i) Стационарные сооружения представляют собой строения (заво­ды, административные здания) и стационарное оборудова­ние (генераторы, вертикально-сверлильные станки, компьютеры)

ii) Вспомогательное оборудование включает в себя движимое завод­ское оборудование (ручной инструмент, автопогрузчики) и конторское оборудование (пишущие машинки, письменные столы)

c) Вспомогательные материалы и услуги ¾ объекты, вообще не присутствующие в готовом изделии. Бывают двух видов: рабочие материалы (смазочные масла, каменный уголь, писчая бумага, карандаши) и материалы для технического обслуживания и ремонта (краски, гвозди, щетки)

d) Деловые услуги подразделяются на услуги по техническому обслуживанию и ремонту (мытье окон, ремонт пишущих машинок) и услуги консультативного характера (правовые консультации, консультации для руководства, реклама).

Важнейшими характеристиками товара являются потребительная стоимость и меновая стоимость:

1. Полезность вещи, ее свойства, благодаря которым она может удовлетворять ту или иную потребность людей, делают вещь потребительной стоимостью. Потребительная стоимость может непосредственно удовлетворять личную потребность человека или служить средством производства материальных благ. Например, хлеб, масло, картофель и т.д. удовлетворяют потребность в пище, ткань — потреб­ность в одежде и т.д.

2. Меновая стоимость — это количественное отношение, в котором потребительные стоимости одного рода обмени­ваются на потребительные стоимости другого рода. Напри­мер, один топор обменивается на 20 кг зерна.

С другой стороны, стоимость товара = полные + усредненные затраты по производству товара

Полные – средства производства (не живые ресурсы -станки, здания)+ живой труд(затраты необходимого труда (з/п)+ затраты прибавочного труда (прибыль после реализации товара)

Стоимость = издержки + прибыль

Усредненные затраты – стимулируют снижение затрат. 1товар – 3 производителя =10,12,14 ед.затрат => усредненная стоимость =12. Имеет значение рыночная доля производителя (доля 14 больше =>усредненная =14)

3. цена - денежное выражение стоимости. Определяется не только затратами, но и соотношением спроса и предложения. Спрос большой – цена выше стоимости и наоборот.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.70.157 (0.039 с.)