Эластичность спроса и предложения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эластичность спроса и предложения.



Эластичность спроса и предложения - чувствительность величины спроса и предложения товаров к изменению цен на эти товары. Эластичность измеряется относительным (в процентах, долях) изменением величины спроса и предложения, при изменении, как правило, увеличении цены на один процент.

Эластичность спроса позволяет измерить степень реакции покупателя на изменение цен, уровня доходов или других факторов.

Виды эластичности. Различают перекрестную эластичность, эластичность спроса по цене и эластичность спроса по доходу.

Коэффициент перекрестной эластичности – отношение изменения спроса на товар i к вызвавшему его изменению спроса на товар j. Работает при товарах комплементах (кофе-чай).

ЕijP=∆Qi/Qi:∆Pj/Pj

При изменении цены на товар субститут - Еij>1 (рост цен на кофе вызовет рост спроса на чай), При изменении цены на товар комплемент - Еij<1 (рост цен на пленку вызовет падение спроса на фотоаппараты)

Эластичность спроса по цене показывает на сколько процентов изменится величина спроса при изменении цены на 1%:: ЕDP=∆Q/Q:∆P/P

Когда снижение цены в точности компенсируется соответствующим ростом спроса, так что общая выручка остается неизменной, мы говорим о единичной эластичности спроса (ЕD=1). Когда снижение цены вызывает меньший рост спроса, спрос неэластичен (ЕD<l). Когда снижение цены вызывает больший рост спроса, мы говорим об эластичном спросе (ЕD>1).

 

На эластичность спроса по цене влияют следующие факторы:

  • Наличие товаров субститутов (чем их больше, тем больше возможность найти замену подорожавшему товару, т.е. выше эластичность);
  • Незаметное для покупателя изменение уровня цен;
  • Консерватизм покупателей во вкусах;
  • Фактор времени (чем больше у потребителя времени на выбор товара и обдумывание - тем выше эластичность);
  • Удельный вес товара в доходах потребителя (чем больше доля цены товара в доходах потребителся, тем выше эластичность).

Эластичность спроса по доходу показывает на сколько процентов изменится величина спроса при изменении дохода на 1%. ЕDI=∆Q/Q:∆I/I.

Спрос падает на повседневные товары, но растет на продолжительного пользования.

Она зависит от следующих факторов:

  • Значимость товара для бюджета семьи.
  • Является ли товар предметом роскоши или предметом необходимости.
  • Консерватизм во вкусах.

 

Эластичность предложения — показатель относительного изменения предлагаемого на рынке количества товара в соответствии с относительным изменением конкурентной цены. Коэффициент эластичности предложения представляет собой отношение изменения предложения к вызвавшему его изменению цены: ЕSP=∆Q/Q:∆P/P

Эластичность предложения зависит от:

  • от дифференциации индивидуальных затрат на разных предприятиях,
  • степени загрузки производственных мощностей,
  • наличия свободной рабочей силы,
  • быстроты перелива капитала из одной отрасли, в дру­гую и т. д.

Проблема эластичного спроса (предложения): способность спроса (предложения) пропорционально изменяться при изменении цены.

Товары с неэластичным спросом: цены растут, а спрос не изменяется (товары первой необходимости, бензин и др.).

Эффект Гиффена (Англ). – рост цены ведет к росту спроса (это низшие товары – картофель, макароны и проч.). Это связано с тем, что люди отказываются от других еще более дорогих товаров в пользу низших товаров.

Эффект Веблена (США) – рост цены на товар => рост потребления. (Роскошь).

 

11. Основы ценообразования в товарном (рыночном) хозяйстве.

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ — процесс образования, формирования цен на товары и услуги, характеризуемый прежде всего методами, способами установления цен в целом, относящимися ко всем товарам. Различают две основные системы ценообразования: рыночное ценообразование на основе взаимодействия спроса и предложения и централизованное государственное ценообразование на основе назначения цен государственными органами. При затратном ценообразовании в основу формирования цены кладутся издержки производства и обращения. Гос. ценообразование - цены устанавливаются и контролируются “сверху” — органами управления народным хозяйством, при рыночном — “снизу” — самими хозяйствующими субъектами.

Определение цены продукта является одной из важнейших составляющих маркетинга. Исходная, или начальная, цена обычно называется базовой ценой. При ее определении производители принимают во внимание три основных фактора: затраты, эффективный потребительский спрос и конкуренцию.

Расчет цены. Стоимость производства товара и его продвижения на рынок определяет минимальный уровень цены на данный товар, ибо, если цена падает ниже себестоимости, производитель терпит убытки. При анализе стоимости принято различать две большие категории: постоянные и переменные издержки. Постоянные издержки — это расходы, которые остаются неизменными, каково бы ни было количество производимой продукции. К ним относятся плата за аренду помещения, затраты на оборудование, оплата управленческого и административного персонала и т. п. Переменные издержки меняются в прямой зависимости от объема производства. Они связаны с затратами на покупку сырья и рабочей силы. Динамика переменных издер­жек (VC) неравномерна: начиная с нуля, по мере роста производства они первоначально растут очень быстро; за­тем, по мере дальнейшего увеличения объемов производ­ства, начинает складываться фактор экономии на массовом производстве, и рост переменных издержек становится уже более медленным, чем увеличение продукции. В дальней­шем, однако, когда вступает в действие закон убывающей производительности, переменные издержки снова начина­ют обгонять рост производства. Полная себестоимость представляет собой сумму постоянных и переменных затрат.

Следует обратить внимание, что кривая сред­них издержек непосредственно зависит от кривых средних постоянных издержек (AFC) и средних переменных издержек (AVC). Неравномерное изменение валовых издержек приводит к тому, что меняются по мере роста объема производства и издержки на единицу продукции, или средние издержки. Средние издержки равны валовым издержкам, деленным на произведенное количество товара (AC=TC: Q). Этот вид издержек имеет особое значение для понимания рыночно­го равновесия, поскольку предприниматель стремится их минимизировать. Кривая средних издержек обычно имеет U-образную форму. Сначала средние издержки весьма высокие. Это связано с тем, что большие постоян­ные издержки распределяются на незначительный объем продукции. По мере роста производства постоянные издержки приходятся на все большее число единиц продукции, и средние издержки быстро падают, доходя до минимума в точке M.

Существует три возможных варианта положения фирмы на рынке. Если линия цены P лишь касается кривой средних издержек AC в минимальной точке M, то мы имеем дело с так называемой предельной фирмой. Она при данном уровне цены в состоянии лишь покрыть свои минимальные средние издержки и ей, так сказать, безразлично, остаться в данной отрасли или нет. Точка M в данном случае является точкой нулевой прибыли.

Следует особо подчеркнуть, что, говоря о нулевой при­были, мы не имеем в виду, что предельная фирма вообще не получает никакой прибыли. В издержки производства включаются не только затраты на сырье, оборудование, рабочую силу, но и процент, который фирмы могли бы получить на свой капитал, если бы вкладывали его в другие отрасли.

Если средние издержки ниже цены, то фирма, находясь в положении равновесия, получает в среднем прибыль более высокую, чем нормальная прибыль, т. е. получает сверхприбыль, или квазиренту.

Наконец, если средние издержки фирмы при любом объеме производства выше рыночной цены, то данная фирма терпит убытки и разорится, если не будет реорганизована или не уйдет с рынка.

 

Компании используют ряд простых методов для определения цены на товар, впервые поступающий на рынок.

Метод формул. В некоторых отраслях сферы услуг, например, принята формула базовой цены, приравнивающая ее к утроенным переменным затратам: одна треть приходится на постоянные затраты и еще одна треть — на прибыль.

Метод "издержки плюс прибыль". Для определения минимальной цены единицы товара (покрывающей расходы на производство) требует деления суммы общих затрат на количество единиц товара. Затем к полученному результату добавляется определенный процент прибыли.

Наценка. На пути от производителя к потребителю товары проходят через определенные промежуточные этапы, и цены устанавливаются на каждом из этих этапов.

Спрос. Захотят ли потенциальные покупатели платить цену, рассчитанную с помощью этих арифметических операций? Если цена окажется слишком высокой, то уровень продаж будет низким. Если цена будет слишком низкой, продавец упустит возможность получить дополн прибыль.

При установлении цены необходимо также учитывать стоимость товаров-субститутов (заменителей), которым потребители могут отдать предпочтение. Эти товары обычно, хотя и не всегда, производятся конкурентами, и каждый производитель старается сделать все возможное, чтобы создать продукты, максимально отличающиеся от других товаров или услуг, что уменьшает эффект сопоставления цен на его продукцию и субституты. Индивидуализация товаров помогает ослабить воздействие ценовой конкуренции.

Скидки. После того как базовая цена определена, продавцы могут, в зависимости от обстоятельств, корректировать ее, предоставляя скидки и кредиты. Скидка — это снижение базовой цены. Существует несколько различных типов скидок: скидки при оплате наличными, т. е. снижение цены при немедленной оплате выставленного счета; количественные скидки, которые способствуют продаже большего количества товаров; сезонные скидки, стимулирующие покупку товаров, не соответствующих сезону; скидки торговцам и посредникам по продвижению товара на рынок.

Кредит. Предоставление кредита потребителям внешне выглядит как скидка, так как полная стоимость не оплачивается в момент покупки товара. Но в конечном счете кредит скорее повышает, чем снижает цену товара. Принимая решение приобрести товар в кредит, покупатели обычно учитывают величину процентной ставки по кредиту, стоимость кредитных карт, размер первоначального платежа (если он требуется), размер и число ежемесячных платежей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.111.85 (0.011 с.)