Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Опыт функционирования систем обслуживания производства.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Совершенствование технологического оборудования в промышленности стран с развитой рыночной экономикой резко сократило время, затрачиваемое на непроизводственную обработку изделия. По мере развития техники и технологии машиностроительного производства, повышения степени его точности и массовости, с одной стороны, и расширения номенклатуры продукции – с другой возрастает значение инструментального и штампового обслуживания машиностроительного производства, так, например, в США производство инструментальной продукции сконцентрировано в четырех самостоятельных отраслях, специализирующихся на выпуске конкретного вида инструмента. Уровень централизации ремонта оборудования в США составляет около 20%. В области межзаводской специализации ремонтных работ в США сформировалось два главных направления: - Централизованный выпуск сменных и запасных узлов и деталей; - Выполнение отдельных видов ремонта некоторых групп оборудования специальными подрядными организациями или фирмами – изготовителями данного оборудования. В США к услугам специализированных предприятий по ремонту и обслуживанию машиностроительные предприятия прибегают лишь в особых случаях, связанных с необходимостью либо произвести ремонт в кратчайшие сроки, либо выполнить специальные или трудоемкие ремонтные работы. Считается, что наиболее эффективной является такая система организации ремонта, при которой успешно взаимодействуют заводские ремонтные бригады и группы рабочих, подчиненных специализированному предприятию. На машиностроительных предприятиях США все ремонтные работы строго специализированы и механизированы. Различают два вида внутризаводской специализации по обслуживанию оборудования: функциональная, характеризующаяся выполнением узкого круга работ на разнородном оборудовании, и предметная, при которой широкий круг ремонтных работ выполняется на определенном оборудовании. Кружок качества - небольшая группа рабочих, которые регулярно собираются для обсуждения проблем рационализации производства. Тематика работ кружков: 1. Повышение качества продукции (35%); 2. Снижение издержек производства (30%); 3. Охрана и безопасность труда, повышение его производительности (20%); 4. Улучшение использования оборудования (15%). Средняя численность кружка 6 чел., число собраний кружка 2-3 раза в месяц. Кружки качества пытались организовать во многих странах мира. Рабочие универсалы - это работники, способные выполнять любую из производственных операций на участке. Подготовка универсалов возможна в следующих условиях: 1. Сложность работы и требования к квалификации сравнительно невелики; 2. Работы (операции) регулярно повторяются и выполняются постоянно. Такими условиям соответствует поточное массовое производство. Идеальная цель подготовки универсалов: 100% рабочих должны овладеть 100% операций. Метод подготовки универсалов: Метод ротации (обращение) выполняется в три этапа: 1. Ротация руководителей (2-3 года). Цель: Доказать рабочим возможность достижения универсализации и оказывать соответствующую помощь в подготовке. 2. Ротация рабочих (2-3 года). Цель: каждый рабочий должен изучить и овладеть навыками выполнения большего числа операций. 3. Ежедневные ротации. В этот период рабочие переходят раз в неделю или ежедневно. Цель: закрепить навыки и обеспечить постоянную готовность к работе на любой операции.
Лекция №11. Тема: Основы планирования производства. Вопросы: 11.1.Сущность планирования. 11.2.Содержание и организация планирования на предприятии. 11.3.Тактический (годовой) план предприятия и его содержание. 11.1.Сущность планирования. Планирование является самой важной функцией управления и присуще всем видам деятельности. Планировать — значит искать различные варианты развития предприятия, сопоставлять их, оценивать, выбирать наилучшие. Планы определяют цели, которых нужно достичь, а планирование облегчает контроль за выполнением поставленных целей. В процессе разработки плана определяются проблемы, выявляются и используются резервы предприятия. Для предприятия план — это четко сформулированная и количественно выраженная цель. Сущность планирования состоит в обоснованном определении средств ее достижения. Эффективная деятельность предприятия в значительной степени зависит от того, насколько реально можно предвидеть перспективу развития, то есть прогнозирования. Внутренние возможности предприятия определяют его экономический потенциал: наличие производственных и финансовых ресурсов, нематериальных активов (патентов, лицензий, технологий), объектов социальной сферы; численность работающих, их образовательный и квалификационный уровень; уровень управления; возможности инновационной деятельности; информационное обеспечение о рынках, товарах и конкурентах. Планирование основывается на следующих принципах: научной обоснованности, информатизации, пропорциональности и комплексности. Научная обоснованность планов означает необходимость учета экономических законов, тенденций развития мировой и отечественной экономики, достижений науки, техники, передового опыта, плановых прогнозов и расчетов. Информатизация предполагает обеспеченность разработчиков компьютерами, программными средствами и базами данных, информационно-поисковыми системами, средствами связи, что позволяет разрабатывать несколько вариантов планов и выбирать оптимальный, особенно в условиях неопределенности внешней среды. Пропорциональность обеспечивает соблюдение пропорций в рациональном сочетании всех производственных ресурсов: трудовых, основных и оборотных средств. Комплексность означает взаимосвязанное планирование всех сторон деятельности предприятия. Основными элементами планирования являются: - прогнозирование, включающее перспективы развития отдельных отраслей или регионов, национальной экономики в целом, рыночную стратегию деятельности предприятия; - постановка задачи, предполагающая определение сроков ее выполнения и возможности ресурсного обеспечения; - корректировка плана, обусловленная необходимостью увязки отдельных стадий программы, производственных и сбытовых операций, поставок ресурсов и других факторов; - составление бюджетов выполнения программы: смет доходов и расходов, затрат на материалы, капитальных расходов и других; - конкретизация плана, предполагающая выработку конкретных установок и его реализацию. Процесс планирования включает анализ стратегических проблем, прогноз будущих задач и условий деятельности, выбор оптимального варианта плана. Главная задача планирования и прогнозирования — обеспечить долгосрочное конкурентное преимущество предприятия, в решении которой принимают участие все его службы. Объектами планирования и прогнозирования на предприятии являются: маркетинговые исследования как основа формирования стратегических планов и производственной программы, инновационная деятельность, ценовая политика, труд и кадры, финансы, материально-техническое обеспечение, социальное развитие, охрана окружающей среды и другие. Степень детализации планов зависит от того, на какой срок они разрабатываются. Результатом планирования является система стратегических (долгосрочных, среднесрочных), текущих и краткосрочных планов. Важнейшие цели, которые преследуются в планировании предприятия, как правило, состоят в увеличении объема продаж товарной массы, прибыли и доли рынка. Планы разрабатывают планово-экономический отдел и отдел маркетинга, а координирует всю работу директор по экономике или генеральный директор. 11.2. Содержание и организация планирования. Планированию деятельности предприятия предшествует разработка стратегии развития и философии его существования. Философия фирмы отражает способ ее функционирования во взаимодействии с клиентами, акционерами, государственными органами управления, общественностью. После осмысления и формирования философии предприятия следует разработать стратегию его развития. В стратегии предприятия должны найти отражение основные правила его поведения во взаимоотношениях с потребителями товара (услуг). Исходя из того, что планирование деятельности фирмы должно осуществляться с учетом законов экономической жизни, сущность его можно сформулировать следующим образом. Планирование — это процесс разработки планов, программ и проектов на основе использования экономических законов и передового опыта. Планирование деятельности предприятия — явление многогранное и может быть систематизировано в теории и на практике в зависимости от ряда факторов. Классификация планирования: - по видам — стратегическое и тактическое. (Последнее подразделяется на технико-экономическое и оперативно-производственное); - по времени — долгосрочное, среднесрочное, краткосрочное; - по объекту планирования - план предприятия, план цеха, отдела, участка, бригады, рабочего места; -по видам документов — план, программа, проект, прогноз, задание, заказ-наряд; -по методам планирования — балансовый, нормативный, сетевой, графический, программно-целевой, экономико-математический; -по предмету планирования — объем продаж в натуральном и стоимостном выражении, численность работающих и оплата труда, основной капитал и амортизация, оборотный капитал и материальные затраты; доходы, расходы и прибыль; финансирование инвестиций, кредитование и финансовые издержки; научные исследования и их эффективность. 11.3. Тактический (годовой) план предприятия и его содержание. Тактическое планирование занимает промежуточное положение между долгосрочным, стратегическим и краткосрочным (опе-Ративно-календарным). Стратегическое планирование рассчитано на длительный период (10-15 лет). Однако на многих предприятиях разработка стратегии основана на среднесрочном планировании. Поэтому стратегический план, как правило, охватывает пери-од не более 5 лет, тактический - 1-2 года, оперативный - менее 1 года. Составить тактический план на период более двух лет не представляется возможным, поскольку происходят частые изменения во внешней и внутренней среде предприятия. Тактическое планирование является средством реализации стратегических планов. Если основная цель стратегического плана заключается в том, чтобы определить, чего хочет добиться предприятие в перспективе, то тактическое планирование должно ответить на вопрос, как предприятие может достичь такого состояния. В тактическом плане должны быть приняты решения: по составу, содержанию, срокам проведения и ресурсному обеспечению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; созданию или перепрофилированию производственных мощностей; подготовке кадров; объемам продаж продукции; уровню и структуре издержек; материально-техническому обеспечению производства; источникам финансирования и т.п. Тактический план представляет собой развернутую программу всей производственной, хозяйственной и социальной деятельности предприятия, направленную на выполнение заданий стратегического плана при наиболее полном и рациональном использовании материальных, трудовых, финансовых и природных ресурсов. Особое внимание в тактическом плане должно уделяться показателям эффективности и качества работы: росту производительности труда; снижению себестоимости продукции; экономии материальных ресурсов; повышению качества и конкурентоспособности продукции; повышению в целом эффективности производства; соблюдению договорных и бюджетных обязательств. Тактический план имеет многофункциональное назначение. В целом он выполняет три основные функции, частично перекрываюшие друг друга: прогнозирования, координации и контроля. Разделы тактического плана. 1 Экономическая эффективность производства. 2.Нормы и нормативы. 3. План производства и реализации продукции. 5.План по персоналу и оплате труда. 6 План по издержкам производства, прибыли и рентабельности. 7. План инноваций-(технического и организационного разви тия предприятия). 8.План инвестиций и капитального строительства. 9. План по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов. 10. План социального развития коллектива. 11.План по фондам специального назначения. 12. Финансовый план. Лекция №12.Стратегическое планирование и бизнес-план. Вопросы: 12.1.Стратегическое планирование. 12.2.Бизнес-план предприятия. Структура, содержание и порядок разработки. 12.1. Стратегическое планирование Стратегический план представляет собой систему взаимосвязанных мер и подходов, направленных на достижение выбранного главного стратегического решения. Исходный принцип стратегического планирования — от будущего к настоящему. Большинство крупных зарубежных фирм включают стратегическое планирование в систему управления предприятием. Связано это с тем, что среди фирм, использующих такое планирование, практически нет банкротов и большинство имеют стабильную прибыль. Процесс стратегического планирования включает: формирование общих целей; определение детализированных целей на заданный, сравнительно короткий период времени (2, 5, 10 лет); определение путей и средств их достижения; контроль за выполнением поставленных целей на основе сопоставления фактических и плановых показателей. Для успешного стратегического планирования необходимо руководствоваться следующими принципами: в планировании должно участвовать как можно больше работников фирмы; процесс разработки стратегий должен быть постоянным; при разработке стратегии должна осуществляться тесная связь предприятия по различным уровням иерархии; необходимо постоянно сверять стратегию с реальным положением дел на предприятии, в отрасли и в экономике страны в целом и в соответствии с последними корректировать планы, а иногда пересматривать саму стратегию; предшествовать другим функциям управления — организации, мотивации, контролю, которые прямо или косвенно зависят от стратегии; быть экономичным и гибким, т.е. иметь возможность изменения основных ориентиров планирования при изменении внешних или внутренних условий. Стратегическое планирование — самая сложная задача в системе планирования. Для ее решения используются следующие методы: построение сценариев поведения, разработка планов на ситуационной основе, построение матриц оценки различных вариантов, экономико-математические, имитационные модели, деловые экономические игры, методы логического моделирования. Большинство известных западных фирм имеют в своем составе специальные отделы общекорпоративного стратегического планирования. Долгосрочное планирование в мировой практике является сферой деятельности наиболее крупных фирм. Например, в Японии это планирование присуще 70-80% крупных корпораций. Объектами долгосрочного планирования на предприятиях могут быть: расширение производства и снижение издержек; политика диверсификации; изменение организационной структуры; потребности в финансовых средствах; поиск новой стратегии «продукт — рынок» и другие. Среднесрочный план разрабатывается, исходя из принятого долгосрочного плана, и содержит конкретные цели и их количественные характеристики. Среднесрочные планы составляются обычно на двух- или трехлетний периоды. Процесс их принятия содержит три этапа. Первый этап предусматривает разработку каждым хозяйственным подразделением прогноза развития на основе собственной базы данных. На втором эти прогнозы сопоставляются и выявляются основные расхождения. На завершающем этапе разрабатывается окончательный вариант среднесрочного развития предприятия. Такой метод планирования учитывает возможности подразделений на основе их собственной оценки и является наиболее надежным. Краткосрочное планирование рассчитано на короткие периоды — год, полгода, квартал, месяц и т.д. Краткосрочный план включает планирование объема производства, прибыли и др. Он позволяет увязать планы различных партнеров и поставщиков. Эти планы могут согласовываться, а по отдельным разделам быть общими для производителя и ее партнеров. Взаимная увязка между стратегическим и текущим планированием достигается на основе бюджетного планирования. Бюджеты должны соответствовать всем статьям плана и охватывать все стороны хозяйственной деятельности. Надежность бюджета определяется в конце бюджетного периода, когда есть возможность сопоставить запланированные и результативные показатели. Однако в действительности показатели бюджета и его выполнение могут уточняться с учетом возникновения новой ситуации или корректировки стратегии. Детально разработанный и обоснованный план служит программой действия и способом контроля намеченных целей. 12.2. Бизнес-план предприятия. Структура, содержание и порядок разработки. Бизнес-план — это программа действий, направленная на достижение успеха в предпринимательской деятельности предприятия. Его разработка позволяет оценить возможные перспективы нового бизнеса, заранее предвидеть проблемы, найти способы их решения, выявить достоинства и недостатки различных стратегий развития предприятия, определить, какие нужны производственные ресурсы, обеспечить нужной информацией кредитора, рассчитать объем инвестиций и срок их окупаемости. Бизнес-план отражает курс развития предприятия на определенный период и служит основой для решения вопроса о выделении бюджетных инвестиций, предоставлении банковских кредитов. Содержанием бизнес-плана предприятия является проведение комплекса маркетингового и технико-экономических исследований, направленных на совершенствование и развитие производства. Оценка целесообразности выбора проекта осуществляется на основе критериев, отражающих главные аспекты и условия его реализации. В качестве критериев могут выступать маркетинговые, финансово-экономические, обеспеченность ресурсами, соответствие факторам успеха и другие. Бизнес-план предприятия может разрабатываться на один год, в котором детально рассматриваются вопросы хозяйственной деятельности предприятия или укрупненно, на 4-летний период. При подготовке инвестиционных проектов бизнес-планы разрабатываются на период их осуществления. Бизнес-план включает описание предприятия, его потенциал, оценку внутренней и внешней среды в бизнесе и времени, конкретные данные о стратегии маркетинга и развития бизнеса, отмечаются также возможности рисков. Объем бизнес-плана зависит от цели его составления. Для внутризаводского планирования он не регламентируется ни по объему, ни по структуре разделов. Бизнес-план может использоваться для проведения санации, реструктуризации, приватизации предприятия, получения внешних инвестиций. Основное требование к бизнес-плану — его реальность. Его составлению должны предшествовать анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия, рынка и технико-экономические исследования различных альтернатив развития предприятия на основе общепринятых международных стандартов. Источником средств для финансирования разработки бизнес-планов предприятий, научно-технических и инвестиционных проектов, а также проведения их независимой экспертизы могут быть: собственные средства предприятий; внебюджетные фонды министерств, ассоциаций, союзов; средства потенциальных инвесторов. Бизнес-план выполняет четыре функции. Первая связана с возможностью его использования для разработки концепции, стратегии бизнеса. Эта функция жизненно необходима как в период создания предприятия, так и при выработке новых направлений деятельности. Вторая — функция планирования, позволяющая оценить возможности развития нового направления деятельности, контролировать процессы развития предприятия, выполнение бизнес-плана. Третья позволяет привлекать денежные средства (ссуды и кредиты). Четвертая — позволяет привлечь к реализации планов предприятия потенциальных партнеров, которые смогут вложить собственный капитал или имеющиеся у них новейшие технологии. Бизнес-план должен убедить потенциального инвестора в возможности получить прибыль, вступив в коммерческие отношения с данным предприятием. Структура и объемы разделов бизнес-плана определяются разработчиком самостоятельно с учетом следующих факторов: особенности применяемой (осваиваемой) технологии, рынка, конкурентоспособности и новизны продукта (услуг), степени проработанности тех или иных вопросов. Структура бизнес-плана характеризуется следующими разделами. Резюме. В нем в сжатой форме излагается суть предлагаемого плана развития предприятия, его преимущества, приводятся основные итоги маркетинговых исследований и финансово-экономических расчетов: объем продаж, затраты на производство, прибыль и уровень рентабельности вложений и срок, в течение которого гарантируется возврат заемных средств; выводы и рекомендации, касающиеся всех основных аспектов реализации бизнес-плана. 1. Описание предприятия. В этом разделе указываются цель плана (инвестиционного проекта); перечисляются основные его параметры — номенклатура продукции, мощность предприятия и место его размещения, ориентация проекта (рынок или сырье), график осуществления проекта; предлагаются основные мероприятия по разработке проекта, включая научно-исследовательские и проектно-конструкторские работы, а также представляется информация об осуществленных исследованиях и изысканиях в этих направлениях. 2. Продукция. В этом разделе представляется информация о продукции, показывается новизна решения технических, технологических, потребительских и прочих проблем. Обязательно приводится сравнительный анализ изделий конкурентов, показываются преимущества производителя и потребителя предлагаемой продукции. 3. План маркетинга. Анализ рынка является ключевым мероприятием для определения масштабов инвестиционной и производственной программы, производственной мощности, требуемой технологии осуществления проекта. В данном разделе необходимо показать степень изученности рынка и принципиальные схемы сбыта продукции. Так как в условиях инфляции, общего спада производства все более реальным становится перепроизводство продукции, то необходимо показать не только как произвести данную продукцию, но и как ее эффективно реализовать на рынке, отметить принципиальные подходы к реализации стратегии сбыта. Для обоснования выбранной стратегии необходимо дать оценку внешней среде предприятия: рынку труда, технологиям, продукции, конкуренции, общую оценку рынка, насыщенности товарами-конкурентами, покупательной способности, ценовым ограничениям, спросу и его формированию, возможности изменения потребительских свойств товара, национальным особенностям, налоговому законодательству, влиянию других факторов внешней среды. На основе проведенного анализа и исследований в бизнес-плане формируется стратегия производства и сбыта продукции. 4. Научно-исследовательские и проектно-конструкторские работы. В этом разделе на основе анализа и учета всех внешних и внутренних факторов производства характеризуются оптимальные рамки проекта, обосновывается его выбор, приводится перечень компонентов проекта, (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ), определяются необходимые технологические процессы, виды и количество требуемого оборудования и машин. При выборе технологии учитываются следующие аспекты: характер требуемой технологии, источники и пути приобретения (лицензирование, закупки, совместные предприятия). 5.Производственный план. Данный раздел отражает экономический и технический потенциал предприятия, способный обеспечить производственную программу. Особое внимание уделяется материально-техническому обеспечению проекта, представляются альтернативные варианты поставки материальных ресурсов, оборудования. Кадровое обеспечение предприятия включает вопросы технологии набора, обучения и переподготовки кадров, в том числе уровень управленческих кадров, консультантов, экспертов данного бизнес-плана. Важное значение уделяется правовой защите производства: сертификации, патентованию, лицензированию, защите торговой марки и др. 6.Организационный план управления предприятием. В этом разделе кратко освещается проблема производственного менеджмента. Особое внимание обращается на гибкость системы управления в случае изменения рыночных условий, объема производства или сбыта продукции как в производственном, так и региональном отношениях. Здесь же представляется принципиальная схема принятия оптимальных решений по управлению. 7. Реализация проекта. Стадия осуществления проекта охватывает период от принятия инвестиционного решения до начала промышленного производства, включая такие этапы, как проведение переговоров и заключение контрактов, разработку документации проекта, строительство объектов и пуск производства. Главной целью этого раздела является определение финансовых последствий стадии реализации проекта с целью обеспечения его достаточными средствами как до начала производства, так и после него. Поэтому особое внимание уделяется выбору метода финансирования (собственные средства, акционерный капитал, кредит). В связи с тем, что в фазе осуществления проекта совершается ряд одновременных и взаимодействующих операций по инвестированию, имеющих различные финансовые последствия, для их оценки необходимо подготовить оптимальную программу и график сроков реализации проекта. 8. Финансовый план. Он является одним из важнейших разделов бизнес-плана, отражающий достоверные итоги его осуществления. В нем определяются как инвестиционные, так и производственные издержки, учитывая, что прибыльность у проекта в конечном счете будет зависеть от размеров и структуры этих издержек и графика его осуществления. В него включаются следующие подразделы: планы по прибыли, движению денежных потоков, анализ безубыточности, рентабельности, динамичности, финансовый анализ отдельных видов продукции, чувствительность проекта к различным изменениям, риск и намечаемые меры по его снижению. Финансовая оценка проекта осуществляется на основе таких критериев рентабельности, как чистая дисконтированная стоимость, внутренняя норма прибыли, период погашения задолженности, простая норма прибыли. Особое внимание уделяется показателям объема продаж и себестоимости продукции. 9. Юридические аспекты. Вданном разделе рассматриваются юридические аспекты осуществления проекта, права и обязанности сторон. Приложения.Это не регламентируемый по объему раздел, в который включаются все дополняющие основное содержание материалы (спецификации, техническое описание сертификата, патента, результаты маркетинговых исследований и т.д.), а также помещаются данные на руководителя предприятия (инвестиционного проекта), инвесторов, экспертов, консультантов проекта, рекламные материалы и прочее. Лекция №13. Тема: Управление и менеджмент.
Вопросы: 13.1.Сущность управления. 13.2.Принципы управления. 133.Функции управления. 13.1.Сущность управления. В русском языке слово "управление" имеет широкое смысловое значение. Оно применяется к органам государственной власти, к совокупности приборов, посредством которых управляют ходом машины, механизма (рычаги управления, автоматика управления), в названии административных учреждений или их подразделений (управление капитальным строительством, плановое или техническое управление и др.) и даже в грамматике (вид подчинительной синтаксической связи). Управлять — значит руководить, направлять ход, движение, деятельность или действие кого- или чего-нибудь. Управлять — значит воздействовать, отсюда управление — воздействие, но не стихийное, а целенаправленное. Управление — это элемент, функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей. Управление техническими средствами является объектом изучения преимущественно технических дисциплин, биологическими системами — естественных наук, людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ — социально-экономических. Процесс управления — особый вид человеческой деятельности, возникший из необходимости обеспечения целенаправленной и согласованной работы коллектива (машины), определяемой необходимостью, содержанием и задачами управления, достигаемыми в результате выполнения его функций, осуществление которых происходит на основе использования определенных принципов и системы методов управления. Управление экономикой имеется в каждом обществе, его цели и задачи зависят от политических и экономических основ, господствующих в той или иной общественной формации. Оно представляет собой сложный комплекс взаимосвязей и взаимодействий в процессе подготовки, принятия и реализации управленческих решений. Его материальной основой является наличие системы органов (аппарата), кадров (руководителей, специалистов, исполнителей), техники управления (средств сбора, передачи и обработки информации). Управление предприятием — это целенаправленные, упорядочивающие воздействия руководителя или органов управления, согласующие и объединяющие людей для совместного труда. Оно осуществляется в соответствии с его уставом на основе сочетании принципов управления и прав собственника по хозяйственному использованию своего имущества. Вид управления, необходимый экономически самостоятельному звену производства и представляющий собой систему гибкого, предприимчивого, экономического способа руководства, способного своевременно перестраиваться, чутко реагировать на конъюнктуру рынка, условия конкурентной борьбы и социальные факторы развития, называют менеджментом (английское management управление, заведование, организация, руководство). Он присущ рыночной экономике, означающей, что ее регулирует рынок и потребности потребителя. Это и особые навыки управленческой деятельности, основанные на высокой квалификации управленческих работников (менеджеров), их активной творческой работе, предприимчивости, умеющих работать с людьми и решать технико-экономические задачи, определяемые целью деятельности руководимого объекта. В переходный период к рынку в экономической литературе используются новые (часто зарубежные) термины и определения со своим толкованием (дефинициями), классификацией и т.п. Например, дисциплина "Менеджмент предприятия" может включать ряд следующих направлений (дисциплин, структурных элементов): q основы менеджмента — теория организации управления, разработка и принятие управленческих решений, др.; q стратегический менеджмент — прогнозирование, выбор направлений и управление реализацией стратегии предприятия в области развития производства, ресурсосбережения, конкуренции и т.д.; q производственный менеджмент — организация предприятий, производства и труда, внутрифирменного планирования и управления предприятием, включая и управление персоналом; q финансовый менеджмент — структуру, содержание, организацию формирования и развития финансово-кредитной системы предприятия в целом, по отдельным товарам, рынкам; q инвестиционный менеджмент — управление проектами и нововведениями (по созданию инноваций), например, вложениями средств в новую продукцию, технику, технологию, новые формы организации труда, производства и управления и т.д.; q экологический менеджмент — управление рациональным природопользованием и охраной окружающей среды; q внешнеэкономический менеджмент — управление внешнеэкономической деятельностью. Вместе с тем, каждый из них может быть предметом изучения других дисциплин, таких, например, как "Организация производства", "Внутрифирменное планирование", "Финансы предприятия" и др. Но, по-видимому, во всех случаях, как и управление, менеджмент должен охватывать прежде всего производство (на уровне предприятия, фирмы, цеха), финансы (финансовый менеджмент), сбыт или реализацию (маркетинговый менеджмент, включающий анализ потребностей, прогнозирование рынка, изучение конкуренции и т.д.) и другие его виды. В общем случае содержание управления предприятием включает: принципы, функции и методы, теорию управленческих решений, организационную структуру, технические средства и технологию, другие элементы, способствующие повышению эффективности его деятельности. Принципы управления. Принципы управления (менеджмента) — это основополагающие начала (система требований и руководящих положений, норм, правил), определяющие структуру и функционирование всей системы управления. Они отражают основные, существенные черты той экономической системы, в которой действуют, обусловлены производственными отношениями, господствующими в обществе. В переходный период к рынку изменяются условия функционирования предприятий (фирм, других хозяйствующих субъектов). От директивно-распорядительных методов управления с жестко определенной системой ограничений хозяйственной деятельности предприятия переходят к рыночным механизмам хозяйствования, которые основаны на различных формах собственности, спросе и предложении, конкуренции, и оказывают непосредственное влияние на уровень цен, условия кредитования и размер процентных ставок, валютные курсы и т.д. Именно эти факторы и обусловливают действие принципов менеджмента, среди которых зарубежные и отечественные авторы выделяют три группы: общие и социально-функциональные, определяющие взаимоотношения в коллективе, способствующие формированию руководителя. К первой группе относят маркетинговый менеджмент, принцип прибыльности, научности и плановости, а также научной организации управленческого труда, компьютеризации, инновации и др. Маркетинговый менеджмент направлен на изучение рынка сбыта и определяет современное состояние предприятия, возможность его существования в будущем. Научность менеджмента находит свое выражение в применении выработанных наукой методов и средств управления. Универсальным является принцип плановости, который в условиях рынка имеет несколько иное содержание. В отличие от централизованного планирования, присущего дорыночному периоду, в странах с развитой рыночной экономикой он основывается в большей мере на экономической самостоятельности производителя. Принципы компьютеризации, научной организации управленческого труда, инновации и другие определяют эффективность деятельности компании в будущем, основываются, прежде всего, на условиях конкуренции, необходимости обеспечения не только выживаемости, но и прибыльности, избежания банкротства. Принципы, определяющие взаимоотношения между членами производственного коллектива, между руководителями и подчиненными ориентированы на человека и связаны с понятием человеческого фактора (человеческих отношений). К ним относят: партнерство, означающее замену довольно жестких отношений подчиненности отношениями, построенными на уважительности и доверии руководителя к подчиненному, умеющему (как и менеджер) выполнять свои обязанности; делегиров
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.69.167 (0.013 с.) |