Тнк - наиболее эффективная форма международного предпринимательства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тнк - наиболее эффективная форма международного предпринимательства



Распространение ТНК в мире и их влияние на мировую экономику весьма существенно. К началу XXI в. зарегистрировано уже свыше 60 тысяч головных компаний, контролирующих около 500 тысяч своих зарубежных филиалов. Под контролем ТНК находится приблизительно 30% частных производственных фондов, около 50% международной торговли. Почти вся торговля сырьем на мировых рынках контролируется транснациональными корпорациями, в том числе 90% мировой торговли пшеницей, кофе, кукурузой, лесоматериалами, табаком, джутом, железной рудой, 85% — медью, бокситами, 80% — чаем, оловом, 75% — бананами, натуральным каучуком, сырой нефтью. На них приходится 80% патентованных нововведений во всех областях науки и техники.

Совокупные валютные резервы ТНК в несколько; раз больше резервов всех центральных банков мира, вместе взятых. Перемещение 1 - 2% массы денег, находящихся в частном секторе, способно изменить взаимный паритет любых двух национальных валют.

Международные компании рассматривают весь мир как единый рынок, осуществляют предпринимательскую деятельность во многих странах, выступают локомотивами иностранных инвестиций и принимают стратегические решения вне зависимости от национальных границ.

В конце 90-х годов на первом месте среди ТНК по стоимости зарубежных активов стоял англо-голландский концерт «Ронял Датч Шелл». В первую десятку крупнейших ТНК входили пять американских компаний, две — японские, одна — ФРГ, одна — швейцарская. В 1995 г. впервые в списке 100 наиболее могущественных ТНК мира появились две из развивающихся стран — «Дэу Корпорейшн» (Южная Корея) и «Петролеос де Венецула» (Венесуэла).

Крупнейшие ТНК чаще всего сосредоточивают свою деятельность в быстро развивающихся отраслях промышленности, определяющих научно-технический прогресс. Весьма активный интерес проявляют они и к электронной промышленности, на которую в конце 90-х годов приходилось свыше 15% зарубежных активов компаний, фигурирующих в списках 100 крупнейших ТНК. Видное место в этих списках занимают корпорации химической, добывающей и автомобильной промышленности.

Осуществляя беспрецедентный размах международных экономических сделок, ТНК выступают в них как:

1) торговцы коммерсанты,

2) прямые и портфельные инвесторы;

3) распространители эффективных технологий;

4) стимуляторы международной трудовой миграции.

Укрепляя связи между национальными рынками, ТНК организуют процесс интернационализации производства, размещая предприятия по всему миру под единым руководством. Они объединяют технологические циклы предприятий, расположенных в разных странах, осуществляют внутрифирменное разделение труда.

Каждое предприятие, входящее в ТНК, функционирует в рамках согласованной политики и единой общей стратегии. В различных ТНК имеются один или более центров, принимающих решения. Активы ТНК связаны общей собственностью. В рамках каждой ТНК согласовано распределение результатов НИОКР, ресурсов и ответственности между родственными предприятиями.

Эффективность деятельности ТНК базируется на трех источниках:

1) владении природными ресурсами в разных странах, крупным капиталом и абсолютным большинством патентов на нововведения в науке и технике;

2) использовании преимуществ расположения предприятий по всему миру с оптимальной комбинацией природных ресурсов, плодородных земель, благоприятного климата и дешевой рабочей силы;

3) опыте международного менеджмента в организации интернационального производства, разработке новых, пользующихся спросом во всем мире товаров и услуг с использованием концепции международного маркетинга.

В финансовом аспекте ТНК с сетью филиалов в разных странах находятся в выгодном положении по сравнению с национальными компаниями, поскольку:

- аккумулируют капитал всей своей международной системы и перемещают его в ту страну, где это наиболее выгодно;

- обладают информацией о состоянии мировых финансовых рынков 24 часа в сутки, действуя в направлении с востока на запад Например, в конце дня головная компания в Нью-Йорке передает по электронной связи ситуацию на мировом финансовом рынке своему родственному предприятию в Гонконге. На следующее утро головная компания получает из Гонконга информацию о событиях на рынке за предыдущие 12 часов и анализ ситуации. Таким же образом в непрерывном режиме в рамках одной ТНК организуется функционирование НИОКР, программирование и т.д.;

- распределяют инвестиционные риски между своими филиалами в зависимости от колебаний паритетов валют в принимающих странах и степени либерализации инвестиционного климата. Так, снижение паритета валюты в принимающей стране создает выгодные условия для ТНК приобретать в этой стране недвижимость. Либерализация в усло­виях приватизации также привлекает капиталы ТНК в принимающую страну;

- пользуются заемными средствами национальных и международных финансовых институтов на наиболее выгодных условиях в странах расположения зарубежных филиалов.

Одним из основных конкурентных преимуществ зарубежных филиалов ТНК перед национальными фирмами является использование результатов НИОКР, проводимых исследовательскими центрами головной компании. Около 70% платежей за пользование патентами и лицензиями в мире осуществляется в рамках ТНК между головными компаниями и их зарубежными филиалами. При этом в последние годы ТНК все чаще переносят свои исследовательские центры в принимающие страны с целью сокращения издержек проведения НИОКР.

Если раньше исследовательские работы и конструкторские разработки традиционно осуществлялись, как правило, в стране расположения головной компании, то к концу XX столетия с расширением объемов международного обмена технологиями исследовательские центры ТНК стали обосновываться в странах, располагающих ресурсами и научным потенциалом для проведения научно-исследовательских работ и конструкторских разработок с минимальными издержками.

Для проведения НИОКР ТНК выбирают принимающие страны, где имеется производственная инфраструктура, функционируют университеты и национальные исследовательские центры, невелика заработная плата ученых и достаточно высок уровень развития средств коммуникации. Кроме того, привлекательными факторами для расположения исследовательских центров ТНК являются хорошо налаженные связи между научными учреждениями и промышленными предприятиями, поддержка правительством принимающей страны национальных НИОКР и надежная правовая основа охраны интеллектуальной собственности.

В 90-е годы не только в развитых, но и в развивающихся странах получили распространение научные и технологические парки, где ТНК охотно размещают свои исследовательские центры. Для успешного функционирования таких парков необходимо, чтобы там располагался базовый научный и учебный центр с привлекательными для ученых условиями работы и быта, а также чтобы там имелись возможности для расширения и совершенствования научных исследований.

К одному из основных источников эффективного функционирования предприятий ТНК следует отнести интернациональное производство, которое головные компании организуют, используя оптимальную комбинацию месторасположения ресурсов и рынков. В этом случае производственные мощности международной компании располагаются в разных странах в соответствии с общей стратегией ТНК. Для удовлетворения потребностей мирового рынка международные компании используют внутрифирменные и межфирменные кооперационные связи. При этом применяется комбинация различных форм международных экономических отношений. Чаще всего используется внешняя торговля в сочетании с прямыми иностранными инвестициями и осу­ществление экспорта за счет вывоза продукции зарубежных филиалов ТНК.

Интегрированное международное производство представляет собой выпуск продукции за рубежом под контролем головной компании, объединяющей через государственные границы в одну систему капитал, технологические процессы, миграцию квалифицированного персонала и сбытовую сеть Инструмент управления интегрированным международным производством - глобальный менеджмент, обеспечивающий выпуск продукции с более низкими, чем у национальных компаний, издержками производства, более высокого качества и разнообразного ассортимента В этом проявляются конкурентные преимущества пред­приятий ТНК при расширении рынков сбыта.

Опыт функционирования международных предприятий показывает существование трех видов структур организации производства, горизонтальной, вертикальной и диверсификации (рис 3 2).

Горизонтальная интеграция производства предусматривает выпуск однородной продукции в разных странах, когда определенный вид готовых изделий выпускается в одной стране для регионального рынка.

Горизонтальная интеграция обладает такими преимуществами, как увеличение объемов рынка сбыта, расширение масштабов производства и продукцию в одной принимающей стране международная компания переводит ресурсы своему предприятию в другой стране, где сохраняется или расширяется спрос на эту продукцию. Степень международной горизонтальной интеграции приближенно может быть определена как объем экспорта филиалов ТНК другим, независимым от нее фирмам.

Вертикальная интеграция производства в рамках ТНК представляет собой объединение в одну технологическую цепочку производственных процессов в разных странах: добычу сырья в одной стране, его обработку и выпуск полуфабрикатов или комплектующих - в другой, сборку готовых изделий - в третьей и т.д. Такая структура организации международного производства предусматривает возможность сокращения зависимости от субпоставщиков, сосредоточение внимания на удовлетворении нужд основных потребителей, включая покупателей сырья и полуфабрикатов, модернизацию производственных мощностей в разных странах единому плану для всего технологического цикла, повышение технического уровня на отдельных производственных операциях по усмотрению головной компании.

Географическое отделение сборки готовой продукции от выпуска компонентов и НИОКР ставит международное производство по принципу вертикальной интеграции в определенную зависимость от организации поставок и службы логистики — налаживания и совершенствования связей и в


I. Горизонтальная интеграция производства

A                               B                             C

 

                    продукт                 продукт               продукт

                         X                 X                          X

 

А, В, С - принимающие страны, где организовано производство продукта Х

 

II.  Вертикальная интеграция производства

А -             Продукт Z - сборка готовых изделий

 

В -             Продукт У - полуфабрикаты

 

С -            Продукт Х - сырье

A,В,С - принимающие страны, где в А - сборка готовых изделий,

в В - производство полуфабрикатов, в С - добыча сырьевых материалов

 

III.  Диверсификация международного производства

 

А -                Продукт X

 

Продукт Q                D   О                 В -             Продукт Y

 

С -                 Продукт Z

А, В, С, D - принимающие страны, где в А  выпускается готовая продукция X, в В - готовая продукция У, в С - готовая продукция Z, в D - готовая продукция Q

Рис 3.2. Основные виды структур организации международного производства


зависимостей системе обеспечения производства исходными материалами и комплектующими, оптимизации самого производства и рационализации системы сбыта готовой продукции. Степень международной вертикальной интеграции производства может быть определена путем подсчета объема экспорта филиалов одной ТНК в филиалы этой же корпорации в других странах.

Диверсификация производства — выпуск разнообразной продукции в разных принимающих странах. Целесообразность налаживания производства определенной продукции в той или иной стране вместо экспорта этой продукции определяется величиной импортных пошлин в принимающей стране на этот вид продукции. При высоких импортных пошлинах и растущем спросе международная компания может принять решение вместо экспорта этой продукции перейти к ее производству в стране-импортере. Кроме того, организация производства одного вида продукции в этой стране, другого — в другой позволяет международной компании выходить на новые рынки, страхуя себя тем, что в других странах другая продукция пользуется устойчивым спросом и в случае неудачи с освоением нового рынка компания может возместить свои потери за счет увеличения выпуска и сбыта других товаров в разных странах.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.199.243 (0.023 с.)