Основные формы организационной структуры управления внешнеэкономической деятельностью международных компаний 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные формы организационной структуры управления внешнеэкономической деятельностью международных компаний



С расширением зарубежного предпринимательства в организации внешнеэкономической службы международных компаний наметилась тенденция к преобразованию экспортного отдела компании с аппаратом управляющих по отдельным странам и регионам в единый департамент внешнеэкономических связей, в функции которого входит распространение общих принципов предпринимательской деятельности компании по всем регионам, где функционируют предприятия ТНК. В функции этого департамента, как правило, входит согласование специализации, товарной номенклатуры зарубежных филиалов, масштабов их производства и сбыта продукции по странам и регионам.

Департамент внешнеэкономических связей обычно освобожден от контроля со стороны отделов, курирующих национальный рынок. В нем сосредоточены эксперты, знающие специфику деятельности предприятий в разных странах. В зависимости от специализации международной компании управление деятельностью ее зарубежных филиалов строится на следующих принципах.

1. Организация руководства по географическим направлениям бизнеса, т.е. страновой подход. Этот принцип используется компаниями с недиверсифицированным ассортиментом товаров и услуг. Такая структура управления, в частности, позволяет швейцарской корпорации «Нестле» проводить единую техническую политику при производстве ограниченного ассортимента пищевых изделий по всему миру с учетом специфики национального спроса в принимающих странах.

2. Ориентация на руководство выпуском разнородной продукции в разных странах, т.е. товарный подход. Этот более сложный принцип характерен для компаний с широко дифференцированным ассортиментом продукции. Такого принципа построения структуры управления зарубежными филиалами придерживается компания «Дженерал электрик» (США), чья рыночная капитализация (стоимость всех акций по последним рыночным котировкам) в конце 90-х годов оказалась самой высокой в истории компаний США — превысила 300 млрд. долл. Эта одна из самых многопрофильных компаний в мире производит на разных континентах широкий ассортимент продукции, включая авиационные двигатели, промышленные пластмассы, осветительные приборы, энергетические установки, медицинскую и железнодорожную технику. Управление международным производством и сбытом в корпорации «Дженерал электрик» осуществляется в направлении доминирования производственного аспекта. Ответственность за предпринимательскую деятельность в принимающих странах несут генеральные управляющие производственного департамента, за каждым из которых закреплена часть ассортимента готовой продукции, выпускаемой зарубежными предприятиями корпорации. В подчинении генеральных управляющих находятся управляющие зарубежных региональных и страновых производственных филиалов, задала которых — адаптация товарного ассортимента, выпускаемого зарубежными филиалами, к условиям принимающих стран.

3. Объединение этих принципов в матричную структуру. Организационная структура в форме матрицы в трех измерениях предусматривает неформальную организацию управления, при которой каждый менеджер зарубежного филиала имеет в головной компании трех руководителей: по линии производства соответствующего вида продукции; по линии управления регионом, в который входит страна расположения предприятия зарубежного филиала ТНК; по линии функционального отдела — финансового, юридического, НИОКР и т.д.

Этот принцип коренным образом отличается от классической формы управления — иерархии, когда менеджер зарубежного филиала ТНК подчиняется одному руководителю в головной компании — управляющему внешнеэкономическим департаментом или управляющему производственным департаментом, что мнению некоторых руководителей ТНК, матричная структура имеет существенный недостаток — ослабление централизованной власти головной компании.

4. Организация групп — стратегических бизнес-единиц — зарубежных предприятий, специализирующихся на однородной продукции, рынком для которых является весь мир. Этот принцип так же как и принцип матрицы, является отражением тенденции отхода от жесткого централизованного управления головной компании зарубежными филиалами, сковывающего инициативу зарубежных филиалов международных компаний. Примером управления в форме бизнес-единиц может служить структура контроля за деятельностью зарубежных предприятий, впервые введенная корпорацией «Вестингауз электрик» (США), которая рассредоточила производство и сбыт своей продукции на 18 бизнес-единиц с объемом товарооборота свыше 4 млрд. долл. каждая.

Бизнес-единица несет полную ответственность за свою деятельность. Для координации деятельности бизнес-единиц по всему миру у корпорации «Вестингауз электрик» функционирует Управление мировыми ресурсами и технологией, которое через региональные отделы оказывает содействие бизнес-единицам в вопросах юриспруденции, охраны окружающей среды, налогового законодательства, финансирования, информационных систем, транспорта, сбыта продукции, обеспечения сырьем, информации о научно-техническом прогрессе в отрасли, контроля за качеством продукции.

5. Транснациональным компаниям — промышленным, финансовым и коммерческим гигантам, которые настолько расширили свои деловые связи, что их стратегия включает деловую активность практически всего мира, свойственны глобальные формы управ ления. Для международных компаний, использующих такие формы управления, характерны следующие черты:

- продукция или услуги этих ТНК распространены на всех самых емких рынках мира — в Северной Америке, Европе и Азии;

- при подготовке к выходу на рынок с новой продукцией или услугами они рассчитывают на потребление во всем мире,

- их организационная структура управления всеми зарубежными предприятиями очень сложна, но при этом в ней можно чаще всего выделить товарный подход.

Эксперты выделяют четыре стратегические установки глобального типа.

1) обеспечение своего производства иностранным сырьем;

2) закрепление на иностранных рынках сбыта через свои зарубежные филиалы;

3) размещение промышленных предприятий в странах с наименьшими издержками производства;

4) использование инвестиций для расширения рынков сбыта в форме субподряда, долгосрочных партнерских соглашений с местными фирмами, проведения совместных НИОКР с исследовательскими центрами принимающих государств, спекулятивных операций на финансовых рынках.

Развивая эти стратегические установки, международные компании с глобальными формами управления функционируют на мировых рынках, демонстрируя следующие особенности:

1. Оперативное руководство зарубежными филиалам со стороны головных компаний осуществляется с учетом общепланетарного видения рынков и конкуренции (чаще всего олигополистического типа).

2. Любой крупномасштабной сделке предшествует тщательное изучение позиций соперников на мировых рынках.

3. На всех рынках сбыта предусмотрена гибкая тактика, направленная прежде всего против сокращения доли на рынке.

4. Наиболее оживленная деятельность наблюдается на рынках высокотехнологичных товаров и услуг.

5. Руководство головной компанией своими зарубежными филиалами все чаще связано с использованием информационных технологий и единого внутрифирменного бухгалтерского учета.

В головных компаниях ТНК с глобальной формой управления отделы департамента внешнеэкономических связей курируют одну или группу близких по техническим характеристикам изделий или услуг, производимых предприятиями ТНК в разных странах мира. Решения по проблемам стратегии компании относительно выбора продукции, финансирования производства и сбыта, обеспечения технологических процессов сырьем необходимого качества принимаются головной компанией. Зарубежным филиалам предоставляется самостоятельность в решении таких тактических вопросов, как виды и качество упаковки, маркетинг, организация рекламы.

Специалисты международных компаний с глобальной формой управления проходят обучение с таким расчетом, чтобы они могли работать на предприятиях в разных странах мира. Руководство этих компаний использует важнейшие средства коммуникации для управления предприятиями за рубежом и регулярно проводит телеконференции с участием администрации всех родственных фирм.

Дальнейшее развитие структуры управления международными компаниями, очевидно, будет происходить в направлении децентрализации, расширения инициативы зарубежных предприятий, активизации привлечения-национальных кадров принимающих стран к высшим эшелонам управления ТНК В частности, профессор Гарвардской школы бизнеса Кристофер Бартлетт и профессор Европейского института администрации бизнеса Самантра Гхошал в своем исследовании «Управление через границы — транснациональное решение» приходят к выводу, что усложнение и диверсификация международного предпринимательства к концу XX в достигли такой стадии, когда управление многонациональными предприятиями должно быть чрезвычайно чутким и гибким, не стесненным даже рамками матриц.

 

Вопросы для самопроверки

 

1. Что должна обеспечивать оптимальная структура управления зарубежными филиалами международной компании?

2. Где располагается штаб-квартира международной компании?

3. Назовите функции штаб квартиры международной компании.

4. Дайте характеристику этапам развития отношений головной компании с зарубежными филиалами.

5. Какими данными оперирует менеджер зарубежного филиала международной компании в своем отчете о степени развития связей руководимого им предприятия с фирмами принимающей страны?

6. Чем отличается экспортный отдел компании от департамента внешнеэкономических связей ТНК?

7. По каким принципам строится управление международной компаний, своими зарубежными филиалами?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.123.120 (0.01 с.)