Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности универсальной и региональной систем безопасностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Различают два вида международной безопасности: универсальную и региональную. Оба вида международной безопасности являются коллективной безопасностью,т.е. онимогут быть обеспечены только коллективными усилиями всех или большинства государств мира или региона. Универсальная безопасность создается в целом для планеты Земля. Она основана на системе международных договоров, направленных на обеспечение международной безопасности для всех субъектов международного права. Универсальная система обеспечения международной безопасности сформирована в рамках Организации Объединенных Наций. Главным органом такого обеспечения является Совет Безопасности ООН. Это единственный орган в мире, которому на основе Устава ООН дано право определять, существует ли в мире угроза агрессии, осуществляется ли таковая на деле, какие меры необходимо предпринять для того, чтобы сохранить мир и обеспечить в полном объеме международную безопасность. Региональная международная безопасность - безопасность в отдельном регионе. Во второй половине ХХ века сложилась система коллективной безопасности в Европе. Она основана на механизме функционирования ряда систем, в том числе Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и Организации североатлантического договора (НАТО). Коллективная европейская безопасность в рамках ОБСЕ начала формироваться в 1975 г., когда 33 европейских государства, а также США и Канада на высшем уровне подписали Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). В рамках СБСЕ/ОБСЕ удалось договориться о мерах военного доверия между государствами двух блоков, снизить военный потенциал обоих альянсов. Судьба распорядилась так, что один из двух военных союзов – Организация Варшавского Договора – распался в 1991 г. В настоящее время членами ОБСЕ являются 56 государств, в том числе все центрально-азиатские – бывшие республики СССР, а также США и Канада. В рамках ОБСЕ состоялось 6 встреч на высшем уровне и 10 встреч на уровне министров иностранных дел. Их результатом стало принятие большого числа документов, в том числе и в сфере обеспечения коллективной безопасности. Среди этих документов следует выделить Хартию европейской безопасности (1999 г.), в которой намечены пути, средства и методы обеспечения безопасности в Европе. Коллективная европейская безопасность обеспечивается также и в рамках НАТО. Эта система безопасности имеет одно неоспоримое преимущество перед ОБСЕ. НАТО располагает мощными вооруженными силами, которые могут быть приведены в действие в случае угрозы безопасности государств – членов НАТО либо, как показывает практика, возникновения регионов нестабильности в Европе. В НАТО входят 26 государств Европы, в том числе большинство тех, которые ранее были членами ОВД. Другой пример формирования региональной системы коллективной безопасности – в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Ее участниками являются шесть государств: Казахстан, Киргизия, Китай, Россия, Таджикистан и Узбекистан.ШОС ведет активную деятельность в области обеспечения безопасности в регионе расположения государств – участников. Еще одним примером обеспечения коллективной безопасности в определенном регионе является деятельность созданной в начале XXI века Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) государств – участников СНГ. В данную Организацию входят Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан. ОДКБ оказалась востребованной народами государств - участников, поскольку в период возрастания вызовов и угроз международной и региональной стабильности ее деятельность отвечает коренным интересам обеспечения военно-политической безопасности в евроазиатском регионе. 4 февраля 2009 г. на саммите Организации в Москве было принято Решение о создании Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) ОДКБ. Эти силы предназначены для защиты территориальной целостности, суверенитета и обеспечения безопасности, преодоления крупномасштабных кризисных ситуаций на территории стран ОДКБ. В 2009 г. прошли три этапа учений КСОР «Взаимодействие-2009». Первый этап учений прошёл в конце августа в Москве в объединённом штабе ОДКБ. Второй этап в рамках оперативно-стратегического учения «Запад-2009» – на территории Белоруссии. Третий этап учения КСОР ОДКБ был проведен в сентябре-октябре в Казахстане. За заключительной фазой третьего этапа учений 16 октября 2009 г. наблюдали главы государств Армении, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана. Следует отметить, что серьезным препятствием в формировании основ международной безопасности является инерция идеологии однополярного мира. Эта инерция проявляется везде, в том числе и в сфере принятия односторонних шагов в области противоракетной обороны и милитаризации космоса, попыток уйти от паритета в рамках режимов контроля над вооружениями, расширении военно-политических блоков, политизации вопросов доступа к энергоресурсам и их транзита. Иллюзия однополярного мира смутила многих. У некоторых же породила желание сделать на него безоговорочную ставку. В обмен на полную лояльность они рассчитывали получить карт-бланш на решение всех своих проблем любыми методами. Формировавшийся таким образом комплекс вседозволенности вышел из-под всякого контроля в ночь на 8 августа 2008 г., когда началась агрессия против Южной Осетии. Бомбардировки спящего города Цхинвал, убийство мирных жителей и миротворцев растоптали все соглашения об урегулировании и положили конец территориальной целостности Грузии. Россия помогла Южной Осетии отразить агрессию, выполнила свой долг по защите своих граждан и по выполнению своих миротворческих обязательств. Признание Россией Южной Осетии и Абхазии стало единственно возможной мерой обеспечения не только их безопасности, но и выживания их народов, учитывая весь опыт шовинистического отношения к ним грузинских руководителей – начиная с грузинского лидера З. Гамсахурдиа, который в 1991 году под лозунгом «Грузия – для грузин» потребовал депортировать осетин в Россию, отменил автономный статус Южной Осетии и Абхазии, а затем развязал против них войну. Тогда удалось остановить ее ценой многих человеческих жизней, создать миротворческие и переговорные механизмы, одобренные ООН и ОБСЕ. Однако нынешнее грузинское руководство последовательно проводило курс на подрыв этих механизмов, прибегая к постоянным провокациям, и в итоге растоптало мирный процесс, начав новую кровопролитную войну в ночь на 8 августа 2008 г. В настоящее время будущее народов Абхазии и Южной Осетии надежно защищено договорами Москвы с Сухумом и Цхинвалом, а с реализацией плана Д. А. Медведева - Н. Саркози обстановка вокруг этих двух республик должна окончательно стабилизироваться. Важно только, чтобы этот план неукоснительно выполнялся всеми. Настораживают предпринимаемые попытки переписать его задним числом в угоду Тбилиси. Сегодня необходимо проанализировать кавказский кризис с точки зрения его последствий не только для региона, но и для всего международного сообщества. Мир снова изменился. Стало предельно ясно, что проявленная всеми после 11 сентября 2001 года солидарность должна возродиться на очищенных от всякой геополитической конъюнктуры началах, на основе отказа от двойных стандартов в противодействии любым посягательствам на международное право – со стороны террористов, воинствующих экстремистов от политики и любых других. Кавказский кризис лишний раз показал, что решать проблемы современности в шорах однополярного мира не только невозможно, но и опасно. Слишком велика цена, которую приходится платить в человеческих жизнях и судьбах. Нельзя более допускать попыток решать конфликтные ситуации путем разрыва международных договоренностей и незаконного применения силы. Единожды простив подобную авантюру, мы все рискуем спровоцировать цепную реакцию. Нельзя абстрактно призывать к «ответственности по защите» и возмущаться, когда этот принцип применяется на практике, причем в строгом соответствии со статьей 51 Устава ООН и другими нормами международного права. В Южной Осетии Россия защищала высшую из наших общих ценностей, высшее из всех прав человека – право на жизнь. Существующая архитектура безопасности в Европе не выдержала испытания последними событиями. Попытки подстроить эту архитектуру под законы однополярности привели к тому, что она оказалась не в состоянии сдержать агрессора и предотвратить поставки ему наступательных вооружений вопреки имеющимся на сей счет кодексам поведения. Россия предлагает комплексно взглянуть на проблемы безопасности. Президент России Д.А. Медведев, выступая 5 июня 2008 г. в Берлине, выдвинул инициативу разработки Договора о евроатлантической безопасности, своего рода «Хельсинки-2». Начать эту работу можно было бы на общеевропейском саммите с участием как государств, так и всех действующих на этом пространстве организаций. Договор призван создать надежную коллективную систему, которая обеспечит равную безопасность для всех государств, в юридически обязывающей форме зафиксирует основы взаимодействия между всеми его участниками в целях укрепления мира и обеспечения стабильности, а в конечном счете – единства и управляемости развития обширного евроатлантического региона. Речь идет о процессе, в рамках которого все подтвердили бы свою приверженность основополагающим принципам международного права – таким, как неприменение силы, мирное урегулирование конфликтов, суверенитет, территориальная целостность и невмешательство во внутренние дела, недопустимость укрепления своей безопасности за счет ущемления безопасности других. Необходимо также сообща подумать о том, какие нужны механизмы, чтобы более эффективно обеспечить соблюдение этих основополагающих принципов. Разумеется, такой договор должен органично вписываться в правовые рамки Устава ООН и предусмотренных в нем принципов коллективной безопасности. 14 ноября 2008 г. в Ницце (Франция) состоялся 22-й саммит Россия - Европейский Союз. Принявший участие в саммите президент России Д. А. Медведев отметил, что нынешние механизмы безопасности, существующие в Европе, несовершенны, и напомнил, что Москва выдвинула инициативу подготовки нового договора в данной области. Новый договор о европейской безопасности или о присоединении всех сторон к такому панъевропейскому пространству безопасности мог бы стать принципом работы, сводом правил на будущее, сказал Президент. В настоящее время идея подготовки и проведения саммита европейских государств находит всё большую поддержку среди общественности и политических деятелей государств Европы. Её уже поддержали руководители Франции, Германии, Италии и ряда других стран. Есть всё большая вероятность в том, что в 2010 г. состоится большой форум, на котором будет дан старт подготовки проекта Договора о коллективной безопасности в Европе, имеющий юридически обязывающий характер.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.24.49 (0.008 с.) |