Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 10. Организация объединенных нацийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1. ООН: создание, цели, принципы 2. Главные органы ООН 3. Проблемы реформирования ООН ООН: создание, цели, принципы Идея создания глобальной международной организации для предотвращения войн занимала умы человечества с давних пор. Предлагалось много проектов, один из которых был положен в основу Лиги Наций, созданной в 1919 г. Однако она не смогла предотвратить Вторую мировую войну и была распущена. Есть разные мнения о том, кто и когда первым предложил создание ООН. Западные ученые называют Атлантическую хартию президента США Франклина Делано Рузвельта и премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля от 14 августа 1941 г. Наши ученые таким документом считают Советско-польскую декларацию от 4 декабря 1941 г. Важную роль на пути создания ООН сыграла Декларация СССР, США, Великобритании и Китаяот 30 октября 1943 г., в которой эти страны провозгласили, что «признают необходимость учреждения в возможно короткий срок всеобщей международной организации для поддержания международного мира и безопасности, основанной на принципе суверенного равенства всех миролюбивых государств". Важнейшими этапами в создании ООН стали три конференции: 1) в Думбартон-Оксе - США (1944 г.), на которой были согласованы основные принципы и параметры деятельности будущей организации; 2) Крымская конференция в Ялте в феврале 1945 г. с участием лидеров СССР, США и Великобритании, где был рассмотрен подготовленный в Думбартон-Оксе пакет документов; 3) конференция в Сан-Франциско - начала работу 25 апреля 1945 г. и завершила ее 26 июня того же года подписанием 50 странами Устава ООН. От имени нашей страны Устав ООН подписал посол СССР в США 36-летний А.А. Громыко. 24 октября 1945 г. Устав ООН вступил в силу. Этот день ежегодно отмечается как День ООН. Устав ООН состоит из преамбулы и 111 статей, разбитых на 19 глав. В ст. 1 Устава изложены цели ООН: 1) поддерживать международный мир и безопасность; 2) развивать дружественные отношения между государствами на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов; 3) осуществлять сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера; 4) сотрудничать в поощрении уважения к правам человека и основным свободам; 5) быть центром для согласования действий государств в достижении указанных целей. В ст. 2 Устава названы принципы, на основе которых действует ООН: 1) уважение суверенитета государств; 2) добросовестное выполнение принятых по Уставу обязательств; 3) мирное разрешение международных споров; 4) неприменение силы или угрозы силой; 5) территориальная целостность государств; 6) всемерная помощь ООН в ее усилиях; 7) невмешательство во внутренние дела государств.
Главные органы ООН Уставом учреждены следующие главные органы ООН: 1) Генеральная Ассамблея; 2) Совет Безопасности; 3) Экономический и Социальный Совет; 4) Совет по опеке; 5) Международный Суд и 6) Секретариат. Генеральная Ассамблея состоит из представителей всех государств – членов (на 15 октября 2009 г. – 192 государства), каждое из которых при голосовании имеет один голос. Решения по важным вопросам, в том числе поддержания международного мира и безопасности, выборов непостоянных членов Совета Безопасности, приема новых членов ООН, бюджетным вопросам, требуют большинства в 2/3 голосов. Решения по другим вопросам принимаются простым большинством голосов. Решения Генеральной Ассамблеи носят, как правило, рекомендательный характер. Генеральная Ассамблея работает в сессионном режиме. Ежегодная очередная сессия начинает работу в третий вторник сентября и продолжаются до тех пор, пока не будут рассмотрены все вопросы повестки дня. В начале каждой сессии Генеральная Ассамблея проводит общие прения, где нередко выступают главы государств и правительств. Так, Президент России В. В. Путин выступал на сессиях Генеральной ассамблеи в 2000, в 2003 и в 2005 гг., Президент Д. А. Медведев - в 2009 г. В ходе таких выступлений каждое государство выражает свою позицию по актуальным международным вопросам. После общих прений, которые продолжаются около 10 дней, внесенные в повестку дня сессии вопросы (их, как правило, более 160) обсуждаются в шести комитетах: п ервый – политические вопросы и вопросы безопасности; в торой – экономические и финансовые вопросы; т ретий – социальные, гуманитарные и культурные вопросы; ч етвертый – специальные политические вопросы; п ятый – административные и бюджетные вопросы и ш естой Комитет – правовые вопросы. 16 сентября 2009 г. открылась 64-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН. Произошло это в непростое время: мир погрузился в затяжной экономический и финансовый кризис, который требует принятия коллективных адекватных мер по скорейшему выходу из кризиса. В первый день открытия общеполитической дискуссии на сессии выступил Президент России Д. А. Медведев. В своем выступлении он говорил о наиболее актуальных проблемах международного сообщества, которые необходимо решать всем государствам сообща. Речь шла, в частности, о путях скорейшего выхода из мирового экономического и финансового кризиса, обеспечения международной безопасности, решения таких глобальных проблем, как нераспространение ядерного оружия, борьбы с терроризмом и другими международными преступлениями, принятии более радикальных мер, препятствующих потеплению климата на планете. В выступлении российского президента был затронут ряд других актуальных международных проблем[14]. 64-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН рассматривает широкий круг вопросов, фигурирующих в повестке дня этой главной международной организации. Само собой разумеется, что в фокусе внимания будут такие актуальные мировые проблемы, как борьба с международным терроризмом и незаконным оборотом наркотиков, снятие напряженности вокруг иранской ядерной программы, урегулирование в Афганистане, Ираке и на Ближнем Востоке. Должен состояться серьезный разговор о путях преодоления кризисных ситуаций в странах Африки. Россия исходит также из того, что на сессии будут обстоятельным образом проанализированы вопросы достижения Целей развития тысячелетия и финансирования развития. Отдельного упоминания заслуживает то, что в последнее время расширился круг международных приоритетов, который теперь включает и вопросы защиты окружающей среды, и тему продовольственной безопасности, и проблематику межцивилизационного диалога. Всего в повестку дня 64-й сессии Генеральной ассамблеи ООН включено 168 вопросов. Кроме ежегодных, созываются специальные сессии Генеральной Ассамблеи. В повестку дня такой сессии выносится один вопрос, и сессия проходит в течение нескольких дней. За 64-летнюю историю ООН было созвано 28 таких сессий. Так, в 1988 г. специальная сессия была посвящена проблеме разоружения, в 1996 г. - охране окружающей среды и развитию; в 2001 г.- проблеме СПИДа; в 2002 г. - защите детей. Иногда созываются чрезвычайные специальные сессии. Всего таких сессий было созвано десять. Первая была созвана осенью 1956 г., когда Израиль, Англия и Франция совершили вооруженную акцию против Египта, который национализировал Суэцкий канал. В июне 1967 г., когда началась шестидневная война Израиля с арабскими странами, во второй раз была созвана чрезвычайная сессия ГА ООН. В апреле 1997 г. по инициативе Лиги арабских стран была созвана 10-я чрезвычайная сессия Генеральной Ассамьлеи ООН, которая с перерывами работает до сих пор. Следующий главный орган ООН - Совет Безопасности. Оннесет главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Состоит из 15 членов: пяти постоянных – Россия, Китай, Франция, Великобритания и США – и десяти непостоянных членов, избираемых Генеральной Ассамблеей на двухлетний срок из разных географических районов мира. Совет Безопасности работает в постоянном режиме. С этой целью каждый из его членов всегда представлен в ООН. С 1995 по 2004 гг. - Россию в ООН и в Совете Безопасности представлял Сергей Викторович Лавров, который сегодня является министром иностранных дел страны. В 2004 г. его сменил Виталий Иванович Чуркин. На 15 октября 2009 г. Совет Безопасности ООН провел 6202 заседания, принял 2009 решений. При голосовании каждый член Совета имеет один голос. Для принятия решения требуется 9 голосов из 15 при условии отсутствия вето постоянного члена Совета. За всю историю работы Совета безопасности ООН вето накладывалось около трехсот раз. Чаще всего правом вето пользовались США - свыше сотни раз - и СССР - около 90 случаев. Решения Совета Безопасности обязательны для всех членов ООН. На заседаниях Совета Безопасности ООН рассматриваются наиболее важные вопросы обеспечения мира и безопасности на Земле. Например, 24 сентября 2009 г. рассматривался вопрос о ядерном разоружении и нераспространении. Заседание проходило под председательством президента США Барака Обамы. В нем приняли участие главы пяти государств - постоянных членов Совета, а также глава правительства Японии. Кстати, главы государств всех пяти постоянных членов Совета Безопасности собрались вместе на заседание в четвертый раз за всю историю работы Совбеза ООН. В выступлениях участников заседания говорилось о необходимости принятия новых мер по повышению эффективности работы в разоруженческом направлении[15]. Совет Безопасности единогласно приял резолюцию по обсуждаемому вопросу. Третий главный орган ООН - Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС). Совет состоит из 54 членов и формируется на основании принципа географической представленности. 8 ноября 2007 г. на сессии Генеральной Ассамблеи ООН абсолютным большинством голосов Россия была переизбрана в состав ЭКОСОС на период 2008 – 2010 гг. Россия, являющаяся бессменным членом ЭКОСОС со дня его основания и всегда активно способствовавшая укреплению роли Совета в системе ООН, работает в Совете в целях принятия конкретных и ориентированных на результат решений, направленных на выполнение стоящих перед международным сообществом задач в области развития. ЭКОСОС – главный орган ООН в социально-экономической области и один из важнейших международных форумов для диалога и выработки политики по ключевым аспектам глобальной повестки дня в области развития, а также обеспечения выполнения решений крупных конференций и саммитов ООН в экономической, социальной и смежных областях. В рамках Совета проводятся ежегодные министерские тематические обзоры прогресса в достижении Целей развития тысячелетия. Совет является ключевым руководящим органом системы развития ООН, который координирует работу 9 функциональных комиссий и 5 региональных комиссий, 11 оперативных программ и фондов ООН, 13 специализированных учреждений ООН, взаимодействует с Бреттон-вудскими учреждениями. ЭКОСОС консультируется с соответствующими неправительственными организациями (НПО) по относящимся к его компетенции вопросам. Консультативным статусом при Совете обладают свыше 2700 НПО. Они могут посылать наблюдателей на открытые заседания Совета и его вспомогательных органов, представлять письменные заявления, относящиеся к работе Совета Четвертый главный орган по Уставу ООН - Совет по Опеке состоит из 5 постоянных членов Совета Безопасности ООН. Этот орган был создан для наблюдения за управлением подопечными территориями. С 1960 по 1990 гг. самоуправления добились 53 территории. Поскольку в 1994 г. последняя из 11 подопечных территорий - Тихоокеанские острова (Палау) - перестала быть таковой, Совет по Опеке собирается на свои заседания очень редко. Пятый главный орган ООН - Международный Суд является ее главным судебным органом. О нем было сказано в теме о мирном урегулировании международных споров. Наконец, последний шестой главный орган ООН - Секретариат. Э то международный персонал, работающий в учреждениях по всему миру и выполняющий разнообразную повседневную работу Организации. Он обслуживает другие главные органы ООН, осуществляет принятые ими программы и политические установки. Во главе Секретариата стоит Генеральный секретарь, который назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности сроком на 5 лет с возможностью переизбрания на новый срок. Обязанности, выполняемые Секретариатом, столь же разнообразны, как и проблемы, которыми занимается ООН, — от руководства миротворческими операциями до посредничества в международных спорах, от составления обзоров экономических и социальных тенденций и проблем до подготовки исследований по правам человека и устойчивому развитию. Кроме того, персонал Секретариата ориентирует и информирует мировые средства информации о работе ООН; организует международные конференции по проблемам мирового значения; следит за выполнением решений органов ООН и осуществляет перевод выступлений и документов на официальные языки Организации. По состоянию на 30 июня 2009 года, общая численность персонала Секретариата во всем мире составляла около 40 000 человек. В силу своего статуса международных гражданских служащих, сотрудники и Генеральный секретарь отвечают за свою деятельность только перед ООН. Принимая назначение, сотрудники обязуются исполнять свои функции и строить свое поведение, руководствуясь только интересами ООН, не запрашивая и не получая указаний от какого бы то ни было правительства или власти, посторонней для Организации. В соответствии с Уставом, каждый член Организации обязуется уважать строго международный характер обязанностей Генерального секретаря и персонала Секретариата и не пытаться оказывать на них влияние при исполнении ими своих обязанностей. Центральные учреждения ООН расположены в Нью-Йорке, однако Организация поддерживает значительное присутствие в Женеве, Вене и Найроби. Генеральный секретарь ООН назван в Уставе как «главное административное должностное лицо» ООН. На деле его функции выходят за рамки этого определения. Он выступает в равной мере как дипломат и активный политик, миротворец и защитник. С 1 января 2007 г. на очередной пятилетний срок избран восьмой по счету Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун (Корейская республика). Ранее пост Генерального секретаря ООН занимали: 1) Трюгве Ли (Норвегия) – 1946–1952 гг., 2) Даг Хаммаршельд (Швеция) – 1953–1961 гг., 3) У Тан (Бирма, ныне Мьянма) – 1961–1971 гг., 4) Курт Вальдхайм (Австрия) – 1971–1981 гг., Перес де Куэльяр (Перу) – 1982–1991 гг., Бутрос-Гали (Египет) - 1992–1996 гг., Кофи Аннан (Гана) - 1997 - 2006.
Проблемы реформирования ООН
Президент России Д. А. Медведев, выступая 24 сентября 2009 г. в Нью-Йорке на 64-й сессии Генеральной Ассмаблеи ООН, сказал, что считает потенциально очень важным всемерное укрепление потенциала самой Организации Объединённых Наций. ООН должна рационально адаптироваться к новым мировым реалиям, укрепить своё влияние, сохранив свою межгосударственную природу и незыблемость ключевых положений и принципов Устава. Важнейший компонент обновления Организации – это реформа её Совета Безопасности. Пришло время ускорить поиск компромиссной формулы расширения состава Совета Безопасности и, конечно, повышения эффективности работы Совбеза ООН. Необходимо крайне бережно относиться к ООН, продолжая настойчиво, терпеливо, без срывов процесс ее реформирования. Вполне понятно, что реформа не может быть одноразовым актом. Это постоянный процесс. Ни одна раз и навсегда созданная структура не может выжить, если не будет постоянно меняться, своевременно реагируя на вызовы современности. Проблема реформирования ООН действительно обсуждается не один год. Еще в 2005 г. в Итоговом документе саммита - 2005 была намечена программа дальнейшего движения вперед. По многим направлениям работа продолжается. В частности, созданы и успешно работают Совет по правам человека и Совет по миростроительству. Последний призван через взаимодействие с Советом Безопасности ООН и ЭКОСОС помогать странам выходить из разрухи после того, как достигнуто урегулирование конфликтов и т.д.
ТЕМА 11. ПРАВО СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
1. СНГ: правовые основы образования, цели и принципы, правовой статус, органы. 2. Концепция дальнейшего развития СНГ. 3. Стратегия экономического развития СНГ на период до 2020 года
1. СНГ: правовые основы образования, цели и принципы,
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.134.196 (0.009 с.) |