Международное морское право: понятие, источники и принципы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Международное морское право: понятие, источники и принципы



Международное морское право – это отрасль международного публичного права, принципы и нормы которой определяют правовой статус и порядок использования морских пространств и их ресурсов в мирных целях[33]. По мнению А. Л. Колодкина, международное морское право – это часть международного права, представляющая собой совокупность норм, направленных на установление режима морских пространств и регулирование отношений между субъектами международного права в связи с их деятельностью в Мировом океане[34]. Это одна из древнейших отраслей международного права, которая долго развивалась как обычное право.

В наше время международное морское право представляет собой кодифицированную отрасль международного публичного права. В 1958 г. были приняты четыре Женевских конвенции по морскому праву: об открытом море, территориальном море и прилежащей зоне, континентальном шельфе, рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря. Однако ряд актуальных вопросов остались нерешенными. Это потребовало созыва новой конференции, которая продолжалась 10 лет. В 1982 г. принята Конвенция по морскому праву, которая вступила в силу в1994 г. Россия ратифицировала ее в 1997 г.

Кроме этой Конвенции, действуют еще много международных соглашений, которые являются источниками международного морского права. Среди них: Конвенция о предупреждении столкновений судов в море 1972 г; Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 г.; Международная конвенция по поиску и спасанию на море 1979 г.; ряд конвенций по предотвращению загрязнению моря. К источникам международного морского права относится также ряд региональных конвенций по Балтийскому, Черному и другим региональным морям.

В государствах существуют свои национальные законодательные акты по морскому праву. Так, в России приняты Закон о континентальном шельфе Российской Федерации 1995 г., Закон о внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации 1998 г., Закон об исключительной экономической зоне Российской Федерации 1999 г., Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации 1999 г.

В международном морском праве действуют все принципы jus cogens общего международного права. Вместе с тем в этой отрасли имеются и свои присущие только этой отрасли специальные принципы.

Наиболее важным и общепризнанным является принцип свободы открытого моря. Он сформировался еще в Средние века. Теоретически его обосновал Гуго Гроций в своем знаменитом труде «Свобода морей» (1609 г.). Указанный принцип закреплен в ст. 87 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Он означает, что открытое море открыто для всех государств, - как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю. 

Следующим принципом международного морского права является принцип использования открытого моря в мирных целях. Основная задача этого принципа – исключить применение силы или ее угрозы в морской деятельности государств. В общей форме принцип закреплен в ст. 88 Конвенции 1982 г.

Третий специальный принцип рассматриваемой отрасли – принцип рационального использования морских ресурсов. Этот принцип закреплен в статьях 118 и 119 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.

Четвертый принцип международного морского права – принцип предотвращения загрязнения морской среды. Он закреплен в ряде специальных конвенций, в том числе в Международной конвенции по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954 г., Женевской конвенции об открытом море 1958 г, Конвенции по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г., Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 г., Протоколе о вмешательстве в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению веществами и ными чем нефть 1973 г., Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 г., а также в более чем 20 конвенциях по предотвращению загрязнения региональным морей.

Пятый принцип – принцип свободы морских научных исследований - впервые закреплен в ст. 87 и в части XIII Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Согласно ст. 283 все государства независимо от их географического положения и компетентные международные организации имеют право проводить морские научные исследования при условии соблюдения прав и обязанностей других государств, предусмотренных в Конвенции 1982 г.

В науку международного морского права внесли существенный вклад отечественные ученые, среди которых К.А. Бекяшев, В.Н. Гуцуляк, А.А. Ковалев, А.Л. Колодкин, М.И. Лазарев, С.В. Молодцов. Из зарубежных исследователей можно отметить работы ученых У. Берке, Д. Коломбоса, А. Лове, Ш. Ода, Р. Хиггинс, С. Хилла.

 

Внутренние морские воды

Внутренние морские воды – это водное пространство, расположенное между береговой линией и исходными линями, от которых отсчитываются ширина территориального моря. Внутренние морские воды – это часть государственной территории и на них распространяется суверенитет прибрежного государства без каких-либо изъятий.

К внутренним морским водам относятся воды: 1) портов; 2) заливов, бухт, лиманов, берега которых принадлежат данному государству до линии естественного входа в залив, если эта ширина не превышает 24 морские мили; 3) заливов, морей и океанов, исторически принадлежащие прибрежному государству (например, залив Петра Великого в Охотском море (Россия) – ширина входа 102 морские мили; Гудзонов залив (Канада) – 50 морских миль и др).

Правовой режим внутренних морских вод – это совокупность правил захода в эти воды и порты, пребывания в них и выхода из них. Этот режим устанавливается национальным законодательством при соблюдении норм международного морского права.

3. Территориальное море

 

Территориальное море - полоса морского пространства определенной ширины, примыкающая к берегу или начинающаяся у границы внутренних морских вод, на которую распространяется суверенитет прибрежного государства. Территориальное море - это часть государственной территории, его территориальные воды. Эти воды выделяются в особую категорию в силу специфики их режима. Суверенитет прибрежного государства в отношении территориального моря осуществляется с соблюдением норм международного права, определяющих их режим.

Конвенция 1982 г. установила предельную ширину территориального моря в 12 морских миль. Большинство государств приняло максимальную ширину. Однако вопреки положениям Конвенции 1982 г. свыше десяти государств установили ширину своего территориального моря в 200 морских миль. Закон о Государственной границе РФ 1993 г. подтвердил традиционную для России 12-мильную ширину. Если расстояние между берегами противолежащих государств менее 24 морских миль, то территориальное море разграничивается равноотстоящей линией.

Через территориальное море разрешен мирный проход иностранных судов. Мирный проход означает возможность: 1) пересечь территориальное море, не заходя во внутренние воды; 2) пройти во внутренние воды; 3) выйти из внутренних вод.

Условия мирного прохода: 1) он должен быть быстрым и непрерывным; 2) подводные транспортные средства должны следовать в надводном состоянии.

Ст. 19 Конвенции 1982 г. приводит перечень действий, которые рассматриваются как нарушение мира, доброго порядка или безопасности прибрежного государства: 1) любые маневры или учения с оружием любого вида; 2) сбор информации или пропаганда в ущерб обороны и безопасности прибрежного государства; 3) подъем в воздух, посадка или принятие на борт любого летательного аппарата или военного устройства; 4) погрузка или выгрузка товара или валюты, посадка или высадка любого лица вопреки правилам прибрежного государства 5) рыболовная, исследовательская, географическая и иная деятельность, не имеющая прямого отношения к мирному проходу; 6) создание помех системам связи. 

Уголовная юрисдикция государства распространяется на иностранное судно, проходящее через его территориальное море, только в том случае, если преступление затрагивает интересы этого государства, его граждан. Основанием может служить также просьба капитана, дипломатического представителя либо консула об оказании помощи. Особо выделяется такое основание, как пресечение незаконной торговли наркотиками. Если же иностранное судно проходит через территориальное море после выхода из внутренних вод государства, то последнее может принимать любые меры для ареста или расследования на борту судна.

Что касается гражданской юрисдикции, то она возможна в случае, если речь идет об обязательствах или ответственности, связанных с проходом через воды прибрежного государства.

Военные корабли, как и другие государственные суда, не эксплуатируемые в коммерческих целях и обладающие иммунитетом, при нарушении ими законов прибрежного государства по его требованию обязаны немедленно покинуть территориальное море. Ответственность за причиненный ими ущерб несет государство флага.

Правовой режим территориального моря России определен Федеральным законом «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» от 31 июля 1998 г.

4. Специальные зоны

 

Прилежащая зона – это пространство открытого моря, расположенное за внешним пределом территориального моря, в котором прибрежное государство осуществляет контроль в отдельных, специально предусмотренных областях отношений и в ограниченном объеме. Ширина прилежащей зоны определяется прибрежным государством, но не может быть больше 24 морских миль, которые отсчитываются от тех же исходных линий, что и для территориального моря. Россия и еще 66 стран определили ширину прилежащей зоны не более 24 морских миль, а одно государство – Сирия - в 41 милю.

Необходимость создания прилежащей зоны вызвана тем, что быстроходность современных судов не дает возможность обеспечить надежный контроль за ними в пределах территориального моря. Поэтому прибрежному государству предоставлено право контроля в дополнительной полосе для предотвращения нарушений его таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных норм.

Правовой режим прилежащей зоны РФ определен Федеральным законом «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» от 31 июля 1998 г.

Рыболовная зона – это примыкающая к территориальному морю прибрежного государства морская полоса, в которой это государство в отношении охраны, изучения, эксплуатации и регулирования промысла живых ресурсов моря имеет те же права, что и в своем территориальном море. В международном морском праве нет нормы относительно рыболовной зоны. Государства устанавливают их в одностороннем порядке. Ширина этих зон колеблется от 12 до 200 миль [35].

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 41; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.114.142 (0.008 с.)