Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Международные стандарты в области прав и свобод человека
Указанные стандарты выработаны во второй половине ХХ века. Первым универсальным документом в этой сфере стала принятая 10 декабря 1948 г. на 3-й сессии ГА ООН Всеобщая декларация прав человека. В ее 30 статьях впервые был изложен комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод человека. Документ не обладает обязательной силой. Однако он оказал огромное влияние на международное право, международные отношения, законодательство государств в области прав человека. Следует отметить, что во Всеобщей декларации прав человека имелись недостатки, из-за которых СССР воздержался при голосовании по ней. В ней не было закреплено: права народов на самоопределение; права национальных меньшинств; запрет деятельности фашистских и иных антинародных организаций; запрет пропаганды войны. 16 декабря 1966 г. в рамках ООН были приняты и открыты для подписания с последующей ратификацией два важнейших документа в области прав человека. Первый - Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., вступил в силу в 1976 г. На 1 января 2006 г. в нем участвовали 148 государств, в том числе РФ. Пакт состоит из преамбулы и 31 статьи, в которых зафиксированы экономические, социальные и культурные права и свободы человека. Участвующие в Пакте государства обеспечивают равное для мужчин и женщин право пользования всеми экономическими, социальными и культурными правами. Второй документ - Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., вступил в силу в 1976 г. На 1 января 2006 г. в нем участвовало 151 государство, в том числе РФ. Пакт состоит из преамбулы и 53 статей. Взяв за основу содержание Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Пакт закрепил важнейшие гражданские и политические права и свободы человека. Пакт предусматривает, в частности, что всякое выступление в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию, должны быть запрещены законами государства. Международный пакт о гражданских и политических правах имеет два Факультативных протокола. Первый из нихпредусматривает, что государство, участвующее в Пакте и в данном Протоколе, признает компетенцию созданного на основе положений Пакта Комитета по правам человека принимать и рассматривать сообщения от лиц государства – участника Пакта и Протокола, утверждающих, что они являются жертвами нарушения данным государством каких-либо из прав, изложенных в Пакте. Первый протокол был открыт для подписания и ратификации одновременно с Пактом в 1966 г. и вступил в силу в 1976 г. На 1 января 2006 г. его участниками были 104 государства, в том числе РФ.
Второй Факультативный протокол направлен на отмену смертной казни. Онбыл открыт для подписания и ратификации в 1989 г. В нем участвуют несколько десятков государств. РФ в нем не участвует, хотя при вступлении в Совет Европы приняла на себя обязательство отменить смертную казнь, на которую до 2009 г. ввела мораторий. В отношении прав женщин в МП было принято несколько конвенций. Главная из них - Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г. (вступила в силу в 1981 г.). На 1 января 2006 г. в ней участвовали 175 государств, в том числе РФ. Согласно положениям Конвенции, запрещаются и пресекаются все виды торговли женщинами и эксплуатации проституции женщин; принимаются все меры, включая законодательные, по ликвидации дискриминации в отношении женщин в политической и общественной жизни страны; в приобретении, изменении или сохранении гражданства; в образовании; занятости; экономической и социальной жизни; в брачно-семейных отношениях. В 1989 г. была принята Конвенция о правах ребенка ( вступила в силу в 1990 г.). На 1 января 2006 г. в ней участвовали 192 государства, в том числе РФ. Конвенция провозглашает и защищает права детей. МП особо выделяет еще одну группу лиц, которые нуждаются в особой защите, - инвалиды. 13 декабря 2006 г. ГА ООН на 61-й сессии приняла Конвенцию о правах инвалидов. Документ стал результатом пятилетней кропотливой работы государств – членов ООН, в том числе РФ, в состав делегации которой входили и представители российских объединений инвалидов. Конвенция ориентирует государства на применение к лицам с ограниченными возможностями международных стандартов в области прав человека без какой-либо дискриминации. Учреждается международный Комитет по правам инвалидов, задача которого - обзор выполнения участниками Конвенции своих обязательств. Конвенция открыта для подписания в центральных учреждениях ООН в Нью-Йорке с 30 марта 2007 г. Согласно ст. 45 Конвенции, она вступает в силу на 30-й день после сдачи на хранение 20-й ратификационной грамоты или документа о присоединении, т.е. 20 государств должны стать участниками этого договора.
13 сентября 2007 г. на пленарном заседании 61-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН была одобрена Декларация ООН о правах коренных народов. За принятие документа проголосовало 143 государства, 4 делегации проголосовали против и 11 государств, включая РФ, воздержались. Декларация носит рекомендательный характер. Она содержит важные положения, касающиеся защиты прав и интересов коренных народов мира, а также взаимоотношений данной категории населения с государствами, на территории которых коренные народы проживают. У РФ, как и у многих других государств, в том числе голосовавших «за», возникли трудности с положениями документа, касающимися прав коренных народов на землю и на природные ресурсы, а также порядка компенсаций и возмещения. 24 сентября 2008 г. в штаб-квартире ООН в рамках «договорного мероприятия» 63-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, приуроченного к 60-летию принятия Всеобщей декларации прав человека, Министр иностранных дел С. В. Лавров от имени Российской Федерации подписал Конвенцию о правах инвалидов. Эта Конвенцияявляется первым международным договором в области прав человека, разработанным и принятым ООН в XXI веке. Сам факт подписания данного документа свидетельствует о пристальном внимании, которое уделяется в Российской Федерации вопросам обеспечения достойного уровня и качества жизни инвалидов, их реабилитации и интеграции в общество. Именно такой подход лежит в основе Конвенции. Тогда же, 24 сентября 2008 г. Генеральному секретарю ООН как депозитарию была передана на хранение грамота о ратификации Россией Факультативного протокола к Конвенции о правах ребенка, касающегося участия детей в вооруженных конфликтах. Ратификация Российской Федерацией Факультативного протокола к Конвенции о правах ребенка, касающегося участия детей в вооруженных конфликтах, является еще одним свидетельством нашей приверженности соблюдению в полном объеме прав несовершеннолетних граждан, всесторонняя забота о которых является одним из приоритетов проводимой российским руководством политики. Международные органы по защите прав человека делятся на конвенционные и иные. Первые созданы в соответствии с названными здесь конвенциями о правах человека. Вторые - действуют в рамках различных международных организаций, например, в рамках ООН. Следует отметить, что на протяжении многих десятилетий в рамках ООН действовала Комиссия по правам человека. Ежегодно Комиссия принимала более ста резолюций и решений по широкому кругу вопросов, причем число документов росло год от года. Большинство затронутых проблем вряд ли можно охарактеризовать как исключительно правозащитные. Можно привести несколько примеров: перевозка и захоронение токсичных отходов, разоружение, доступ к легкому стрелковому оружию, международная торговля и т.д. Подобные попытки ряда государств, а порой и неправительственных организаций «объять необъятное» и заставить Комиссию расширить свою компетенцию и выйти за рамки мандата нередко способствовали снижению авторитета этого органа, не говоря уже о потери им эффективности.
Кроме того, представление на рассмотрение Комиссии проектов резолюций и решений по заведомо конфронтационным вопросам неизбежно приводило к политизации дискуссии и росту недоверия среди государств. Таким образом, складывалась парадоксальная и неприемлемая ситуация, при которой обсуждение вопросов защиты и поощрения прав человека способствовало не объединению государств, а, скорее, их разобщению, т.е. на практике противоречило целям и задачам ООН, которые закреплены в Уставе ООН. Кроме того, это шло вразрез с мандатом и ролью самой Комиссии. В ходе встречи глав государств и правительств государств-членов ООН 14-16 сентября 2005 г. в Нью-Йорке было принято решение о реформировании правозащитного направления деятельности Организации. В развитие данного решения 15 марта 2006 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию 60/251. Стержневым элементом резолюции стало создание Совета ООН по правам человека (СПЧ), заменившего Комиссию ООН по правам человека (КПЧ). По сравнению с упраздненной Комиссией статус Совета был повышен до уровня вспомогательного органа Генеральной Ассамблеи ООН, количество государств-членов сокращено с 53 до 47, введены определенные критерии их участия в работе нового главного органа по правам человека. Все государства-члены ООН имеют право быть избранными в состав Совета.
В тексте резолюции в общих чертах определены контуры дальнейшего реформирования правозащитного измерения ООН – создание механизма универсального периодического обзора ситуации с правами человека в отдельных странах (УПО) и рационализация сложной системы специальных процедур в области прав человека, которые СПЧ унаследовал от своей предшественницы – КПЧ. В ходе состоявшегося 9 мая 2006 г. в Нью-Йорке на пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН голосования Российская Федерация была избрана в состав СПЧ на три года. Нашу кандидатуру поддержали 137 делегаций из 192 государств-членов ООН. В соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 60/251, Россия выдвинула свою кандидатуру на переизбрание в Совет на период 2009-2012 гг. по квоте Группы восточноевропейских государств.
За период с июня 2006 г. по октябрь 2009 г. состоялось 12 регулярных и 10 специальных сессий Совета (четыре по Палестине, одна по Ливану, одна по Судану, одна по Мьянме, одна по ДРК, одна по всемирному продовольственному кризису и одна по влиянию глобальных экономических и финансовых кризисов на всеобщее осуществление прав человека). Первые пять регулярных сессий СПЧ были, в основном, посвящены разработке институциональной структуры Совета и решению организационно-процедурных вопросов его функционирования. По итогам этой работы на 5-й сессии СПЧ был принят всеобъемлющий пакетный документ (A/HRC/5/1), который определил параметры дальнейшей деятельности Совета. В нем установлены модальности УПО, заложены основы работы Консультативного комитета СПЧ (преемника Подкомиссии ООН по поощрению и защите прав человека), определена стратегия реформирования системы специальных процедур, принят Кодекс поведения специальных докладчиков и независимых экспертов СПЧ, сохранена конфиденциальная процедура подачи жалоб на нарушения прав человека в отдельных странах, зафиксированы повестка дня, программа работы, правила процедуры и методы работы Совета. В ходе 6-й - 12-й сессий Совета пакетный документ показал свою жизнеспособность, был предпринят ряд шагов по его развитию. Продолжает работу УПО (в рамках этой процедуры уже рассмотрено положение с правами человека почти в 70 странах, включая Россию), завершен процесс обзора и рационализации мандатов специальных процедур Совета, проведена первая сессия Консультативного комитета. Рассмотрение доклада по положению с правами человека в Российской Федерации состоялось 4 и 6 февраля 2009 г. на 4-й сессии Рабочей группы СПЧ по проведению УПО. Дискуссия продемонстрировала искренний интерес к происходящим в России демократическим процессам со стороны большинства государств, которые приняли участие в интерактивном диалоге. 12 мая 2009 г. в ходе выборов, состоявшихся на пленарном заседании 63-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, Российская Федерация была переизбрана в Совет ООН по правам человека на второй трехлетний срок (2010-2012 гг.). В поддержку России проголосовали 146 государств – на 9 больше, чем на предыдущих выборах в 2006 г. В состав Совета ООН по правам человека были также избраны Бангладеш, Бельгия, Венгрия, Джибути, Иордания, Камерун, Киргизия, Китай, Куба, Маврикий, Мексика, Нигерия, Норвегия, Саудовская Аравия, Сенегал, США и Уругвай. Переизбрание Российской Федерации в Совет ООН по правам человека является свидетельством высокой оценки российского вклада в международное сотрудничество в области поощрения и защиты прав человека и признанием ключевой роли нашей страны в международных правозащитных структурах. 10 июня 2009 г. в Женеве в ходе 11-й сессии СПЧ был принят доклад Рабочей группы по проведению Универсального периодического обзора (УПО) по итогам рассмотрения ситуации с правами человека в России, которую на данном заседании представлял заместитель Министра юстиции Российской Федерации Г. О. Матюшкин.
Россия согласилась полностью принять порядка 40 тематических «блоков» рекомендаций, сформулированных в рамках Рабочей группы, или свыше 70 процентов от их общего числа, продемонстрировав таким образом свое конструктивное и ответственное отношение к процессу УПО, к сотрудничеству в рамках Совета ООН по правам человека и подтвердив приверженность делу поощрения и защиты прав человека. В частности, Россия готова выполнить рекомендации Рабочей группы, касающиеся продолжения политики в области защиты достоинства человека, свободы мысли, убеждений и религии, реализации экономических, социальных и культурных прав; укрепления национальных правозащитных институтов. Без ущерба для принципов международного права, касающихся международных договоров, будет продолжена работа по присоединению к международным договорам по правам человека. Надлежащее внимание по-прежнему будет уделяться борьбе с проявлениями расизма и экстремизма. Российская Федерация осуществляет плановую работу по реализации вынесенных в ее адрес рекомендаций. Информация о проделанной работе будет регулярно направляться в международные органы. 2 октября 2009 г. СПЧ в ходе своей 12-й сессии большинством голосов принял представленный Российской Федерацией от имени группы соавторов проект резолюции «Поощрение прав человека и основных свобод благодаря более глубокому пониманию традиционных ценностей человечества». В проекте подтверждается универсальность прав человека, обязанность всех государств выполнять свои обязательства по поощрению всеобщего уважения, соблюдения и зашиты прав человека и основных свобод для всех без какой-либо дискриминации в соответствии с Уставом ООН, Всеобщей декларацией прав человека, Венской декларацией и Программой действий, а также нормами международного права в области прав человека. В соответствии с принятой резолюцией, Управлению Верховного комиссара ООН по правам человека поручается в 2010 году провести семинар с широким участием с тем, чтобы обсудить пути и способы поощрения прав человека путем лучшего понимания традиционных ценностей человечества, которые подкрепляют международные нормы и стандарты в правозащитной сфере. Российская Федерация рассчитывает, что данное мероприятие будет способствовать лучшему пониманию основ прав человека, внесет вклад в их поощрение, развитие. Есть надежда в том, что данный диалог будет открытым и конструктивным, создаст площадку для обмена положительными наработками по данной проблематике, существующими во всех без исключений регионах мира, укрепит доверие в международных отношениях. Более глубокое понимание и осмысление прав человека, осознание того, что они базируются на традиционных ценностях человечества, должно стать консолидирующим фактором в работе ООН на правозащитном направлении.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 45; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.28.197 (0.025 с.) |