Синектика как метод исследования систем управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Синектика как метод исследования систем управления



 

Синектика (в переводе с греч.) – это сочетание разнородных, а иногда даже несовместных элементов. Метод синектики как метод поиска новых решений предложил У. Гордон в США в 1961 г. в книге «Синектика: развитие творческого вооб­ражения» с целью увеличения вероятности успеха в процессе постановки и решения задач.

Основная идея данного метода состоит в том, что во время творческой активности при создании особых условий человек вы­двигает неожиданные аналогии и ассоциации относительно ис­следуемой проблемы. Под творческий активностью понимается умственная деятельность в процессе решения проблем, резуль­татом которой является художественное или техническое от­крытие. Другими словами, человек приходит к решению путем включения бессознательных механизмов в процесс сознательного исследования проблем. Идея метода синектики как метода исследования систем управления заключается в создании специальной, постоянной «группы синекторов» (5–7 человек) для выявления, постановки и решения проблем, возникающих при функционировании систем управления.

Метод синектики имеет следующие особенности:

1) подход к принятию решения состоит в том, что выдвинутая идея – законченная, целостная мысль, автором которой явля­ется индивид, который ее высказал. Целостная идея может быть принята окружающими или отвергнута, но никто другой не имеет права на ее авторство. Но другие члены группы могут прийти к иной мысли на основе данной идеи, высказывание которой может привести к проявлению в памяти метафор, об­разцов, смутных ощущений, действующих на чувства и интуи­цию человека;

2) творческая активность синекторов обеспечивается тем, что группа влияет на творческую активность каждого синектора таким образом, что в процессе выдвижения новых идей инди­виды пытаются превзойти самих себя, использовать нестан­дартные подходы принятия решений и взять на себя наиболь­шую часть трудностей;

3) отбор членов группы осуществляется при учете эмоционального типа индивида, который определяется следующими характери­стиками:

– пытается ли он сразу докопаться до сущности проблемы или же ходит вокруг да около;

– ведет ли он себя пассивно перед лицом неминуемого пора­жения или же настойчиво стремится добиться успеха;

– когда он не прав, связывает ли он это со своими действия­ми или оправдывается, ищет причины вовне;

– может ли он использовать эффективно свою интеллектуаль­ную энергию в трудных ситуациях или опускает руки в са­мый критический момент;

4) наличие «адвоката дьявола». В связи с тем что группа синек­торов складывается из профессионалов различных областей знаний с целью исследования проблемы с разных точек зрения, она не может знать все. Поэтому в зависимости от ха­рактера исследуемой проблемы в ее состав входит «адвокат дьявола» – эксперт в области исследуемой проблемы. К его функциям относится:

• перевод специфической терминологии своей области знаний в общедоступную;

• перевод выдвинутых идей в терминологию своей специ­альности;

• раскрытие и отклонение слабых сторон предложенных по­дходов;

• раскрытие особенностей его области знаний перед группой;

5) реализация выдвинутых идей. Идеи, выдвинутые синекторами в процессе исследования проблемы, должны быть практически реализованы. Синекторы также участвуют в процессе реализа­ции выдвинутых ими идей.

Метод синектики состоит из следующих этапов:

1) постановки задачи;

2) перевода задачи, «как она поставлена», в задачу, «как она пони­мается»;

3) выявления вопроса, вызывающего аналогии;

4) работы по поиску аналогий;

5) использования аналогий, среди которых:

– прямая аналогия;

– символическая аналогия;

– личностная аналогия;

– фантастическая аналогия;

6) поиск возможностей перевода найденных аналогий и образов в предложения по решению поставленной задачи.

Операторы синектики – конкретные психологические факторы, которые способствуют творческому процессу, они предназначе­ны для активизации вовлеченности, эмпатии, игры и т.д. Синектика состоит из двух основных процессов.

1. Превращение неизвестного в известное: решение каждой проблемы начинается с ее понимания, т.е. происходит сведение новой проблемы к уже известной с целью уменьшения ее угро­зы для человека (каждая новая вещь угрожает человеку в силу его консерватизма). Первоначально объяснение новой пробле­мы дается в рамках привычной модели.

2. Превращение известного в неизвестное, известное переосмысли­вается, искажается в зависимости от новой проблемы. В по­вседневной нашей жизни одни и те же предметы неодинаково представляются разным людям. Превращение известного в неиз­вестное осуществляется при помощи четырех механизмов:

– личной аналогии – личная идентификация исследователя с элементами проблемы, для которой исследова­телю необходимо обладать творческим воображением и искусством исследовательской деятельности. Такая аналогия помогает увидеть неизвестные ранее аспекты проблемы;

– прямой аналогии – перенос параметров сравнения с одного объекта на другой из параллельно существующих областей знаний, технологий. Прямая аналогия требует от исследователя наличия образования, многостороннего знания, разнопрофильной подготовки;

– символической аналогии – основана на описании проблемы при помощи использования объективных и неличных обра­зов, т.е. суть проблемы или ее решение описывается краткой метафорой, которая, с одной стороны, является характери­стикой проблемы, а с другой – противоречием. Например, выставка – организованная случайность; прохладительный напиток – прозрачный призрак; книга – немой собеседник;

– фантастической аналогии – свобода при употреблении символов. Используя фантастическую аналогию, исследователь может увидеть неожиданное решение проблемы, которое не может быть найдено в реальном мире в силу существования противоречащих объективных законов.

 

Метод «Дельфи»

 

Метод «Дельфи» – один из методов экспертных оценок, при помощи которого осуществляется быстрый поиск решений, сре­ди которых выбирается наилучшее. Другое его название – «Дельфийский оракул», которое он получил в Древней Греции. Данный метод был разработан О. Хельмером и его коллегами, первоначально он был создан с целью научно-технического прогнозирования будущего. В основе его лежит принцип по­вышения уровня достоверности информации, получаемой от группы экспертов, т.е. коллективных экспертных оценок.

Применение этого метода дает возможность избежать противоречий между экспертами в процессе работы и получить неза­висимые индивидуальные оценки.

Метод «Дельфи» разделен на следующие этапы:

1) формирование рабочей группы, которая занимается организационными вопросами:

- предоставляет информацию экспертам для оценки;

- собирает, обобщает оценки экспертов и др.;

2) организацию экспертной группы, когда определяется:

- количество;

- состав экспертов;

3) составление анкеты, вопросы которой должны допускать формулировку ответа в количественной форме. Анкеты состоят:

- из основных, вспомогательных вопросов;

- условий проведения экспертизы;

4) непосредственное проведение опроса. На данном этапе перед каждым экспертом формулируются задачи проведения экспер­тизы. Затем каждому эксперту раздаются анкеты, на вопросы которой им необходимо дать индивидуальную независимую и обоснованную оценку. Согласно заполненным анкетам выявля­ются: мнения каждого эксперта, преобладающие мнения, крайние суждения. Между экспертами всегда существуют рас­хождения, причины которых выявляются на данном этапе. Полученные результаты выданных каждым экспертом оценок и результаты обработки мнений доводятся до сведения каждо­го из экспертов. На основе полученных результатов эксперты могут поменять свою оценку, а могут сохранить прежнюю или высказать критику оценок других экспертов. Данная операция обычно проводится в 2–3 тура до тех пор, пока не будут на­блюдаться совпадения мнений, которые и будут являться ре­зультатами исследований. Повторный опрос проводится для того, чтобы опустить недоразумения и довести до сведения экспертов мнения их коллег;

5) обобщение полученных результатов и разработка рекомендаций по вопросам, касающимся объектов исследования.

Использование метода «Дельфи» определяется следующими его достоинствами:

– уменьшением влияния конформизма;

– исключением спора с авторитетами, так как оценки, аргументации и критика даются экспертами анонимно;

– устранением конфликтных ситуаций;

– анонимностью экспертов, которая достигается путем устранения взаимодействия между экспертами;

– обработкой оценок экспертов при помощи методов измерения: ранжирования, парного сравнения, последовательного сравнения и непосредственной оценки;

– информированностью экспертов на каждом последующем этапе о результатах предыдущего;

– наличием обратной связи, которая осуществляется благодаря проведению экспертизы в несколько туров;

– возможностью изменить свое мнение без риска критики этого факта.

 

Метод дерева целей

 

Метод дерева целей – метод, основанный на принципе разделения общей цели системы управления на подцели, которые, в свою очередь, делятся на цели нижележащих уровней. Данный метод играет важное значение при исследовании систем управления, так как деятельность организации сводится к достижению сформулированных целей. Необходимость использования данного метода обусловлена тем фактом, что дерево целей помогает получить устойчивую структуру целей, которая будет относительно стабильна на каком-то промежутке времени при происходящих изменениях.

Дерево целей строится при помощи осуществления двух операций:

– декомпозиции – это операция выделения компонентов;

– структуризации – это операция выделения связей между компонентами.

Процесс построения дерева целей разбит на следующие этапы:

1) разработку сценария;

2) формулировку цели;

3) генерацию подцелей;

4) уточнение формулировок подцелей (проверку независимости подцели);

5) оценку существенности подцелей;

6) проверку целей на осуществимость;

7) проверку элементарности подцелей;

8) построение дерева целей.

При построении дерева целей необходимо руководствоваться следующими правилами:

- каждая сформулированная цель должна иметь средства и ресурсы для ее обеспечения;

- при декомпозиции целей должно соблюдаться условие полноты редукции, т.е. количество подцелей каждой цели должно быть достаточным для ее достижения;

- декомпозиция каждой цели на подцели осуществляется по одному выбранному классификационному признаку;

- развитие отдельных ветвей дерева может заканчиваться на разных уровнях системы;

- вершины вышележащего уровня системы представляют собой цели для вершин нижележащих уровней;

- развитие дерева целей продолжается до тех пор, пока лицо, решающее проблему, не будет иметь в распоряжении все средства для достижения вышестоящей цели.

 

Морфологические методы

 

Основная идея морфологических методов – систематически находить все мыслимые варианты решения проблемы или реализации системы путем комбинирования выделенных элементов или их признаков. При этом система или проблема может разбиваться на части разными способа­ми и рассматриваться в различных аспектах.

В систематизированном виде морфологический подход разработан и применен впервые швейцарским астрономом Ф. Цвикки и долгое время был известен как метод Цвикки.

Отправными точками морфологического исследования Ф. Цвикки считает:

1) равный интерес ко всем объектам морфологического моделирования;

2) ликвидацию всех ограничений и оценок до тех пор, пока не будет получена полная структура исследуемой области;

3) максимально точную формулировку поставленной проблемы.

Кроме этих общих положений, Цвикки предложил ряд отдельных способов (методов) морфологического моделирования: метод систематического покрытия поля (МСПП), метод отрицания и конструирования (МОК), метод морфологического ящика (ММЯ), метод экстремальных ситуаций (МЭС); метод сопоставления совершенного с дефектным (МССД), метод обобщения (МО). Наибольшую известность получили три первых метода.

1. Метод систематического покрытия поля (МСПП) предполагает, что существует некоторое число так называемых опорных пунктов знания в любой исследуемой области. Этими пунктами могут быть теоретические положения, эмпирические факты, открытые законы, в соответствии с которыми протекают различные процессы, и т.д. Исходя из ограниченного числа опорных пунктов знания и достаточного числа принципов мышления, морфологическим мето­дом покрытия поля ищут все возможные решения поставленной проблемы.

2. Метод отрицания и конструирования (МОК), заключающийся в том, что на пути конструктивного прогресса стоят догмы и компромиссные ограничения, которые есть смысл отрицать и, следовательно, сформулировав некоторые предложения, полезно заменить их затем на противоположные и использовать при проведении анализа.

3. Метод морфологического ящика (ММЯ), нашедший наиболее широкое распространение. Идея ММЯ состоит в том, чтобы определить все мыслимые параметры, от которых может зависеть решение проблемы, представить их в виде матриц-строк, а затем определить в этом морфологическом матрице-ящике все возможные сочетания параметров по одному из каждой строки. Полученные таким образом варианты могут снова подвергаться оценке и анализу в целях выбора наилучшего. Морфологический ящик может быть не только двумерным.

Контрольные вопросы

 

1. Опишите организацию метода мозговой атаки.

2. Перечислите этапы метода сценариев.

3. При решении каких задач используют методы экспертной оценки?

4. Какие аналогии использует метод синектики?

5. Назовите этапы метода «Дельфи»?

6. Какими правилами необходимо руководствоваться при построении дерева целей?

7. В чем заключается основная идея морфологических методов?

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В соответствии с Европейской рамкой квалификаций высшего образования квалификация «магистр» по направлению подготовки «Менеджмент» присуждается студентам, которые в результате изучения дисциплины способны:

- демонстрировать углубленные знания и понимание содержания дисциплины, которые дают возможность для проявления оригинальности при разработке и применении идей в исследовательской деятельности;

- применять свои знания и понимание для решения исследовательских проблем в новых и незнакомых контекстах;

- сообщать специалистам и неспециалистам свои выводы и используемые знания для обоснования деятельности четко и непротиворечиво;

- продолжать обучение в области менеджмента в значительной мере самостоятельно и автономно.

Курс «Методы исследований в менеджменте» формирует не только научное представление об исследовательской деятельности, но и содержит практические рекомендации по ее методологическому обеспечению, организации и проведению, а также подготовке магистерской диссертации. Он опирается на целый ряд общеэкономических наук и дисциплин, но наиболее тесным образом связан с курсами управленческого плана, такими как «Теория организации и организационное поведение», «Менеджмент», «Социальное проектирование», «Логистика и маркетинг проекта» и др.

Построение этого курса предполагает первоначальное рассмотрение ключевых категорий, связанных с пониманием роли и значения, а также методологии исследовательской деятельности в управлении. Затем рассматриваются конкретные методы исследования, наиболее эффективные для изучения системы управления. Курс включает вопросы планирования, организации исследования, оценки и использования его результатов, разработки конкретных практических рекомендаций.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1. Александров, Д. В. Методы и модели информационного менеджмента. - М.: Финансы и статистика, 2007. – 336 с.

2. Папковская, П. Я. Методология научных исследований: курс лекций / П. Я. Папковская. - 2-е изд., изм. - М.: Информпресс, 2006. - 182 с.

3. Просветов, Г. И. Математические модели в экономике: учеб.-метод. пособие / Г. И. Просветов. - 2-е изд., доп. - М.: РДЛ, 2006. - 159 с.

4. Минько, Э. В. Методы прогнозирования и исследования операций [Текст]: [учеб. пособие для вузов] / Э. В. Минько, А. Э. Минько; под ред. А. С. Будагова. - М.: Финансы и статистика ИНФРА-М, 2010. - 473 с.

5. Глухов, В. В. Математические методы и модели для менеджмента: учеб. пособие / В. В. Глухов, М. Д. Медников, С. Б. Коробко. - Изд. 2-е изд., испр. и доп. - СПб.; М.; Краснодар: Лань, 2005. - 528 с.

6. Красс, М. С. Математические методы и модели для магистрантов экономики: [учеб. пособие по экон. специальностям] / М. С. Красс, Б. П. Чупрынов. - М.; СПб.; Н. Новгород: Питер, 2006. - 496 с.

7. Красс, М. С. Математика в экономике. Математические методы и модели: [учеб. для вузов по специальностям "Финансы и кредит", "Бухгалт. учет, анализ и аудит", "Мировая экономика", "Налоги и налогообложение"] / М. С. Красс, Б. П. Чупрынов; под ред. М. С. Красса. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 544 с.

8. Виханский, О. С. Менеджмент: учебник: [для вузов по экон. специальностям] / О. С. Виханский, А. И. Наумов, 2008. - 669 с.

9. Зайцев, М. Г. Методы оптимизации управления и принятия решений: примеры, задачи, кейсы / М. Г. Зайцев, С. Е. Варюхин. – М.: Издательство «Дело» АНХ, 2008. – 664 с.

10. Орехов, А. М. Методы экономических исследований / А. М. Орехов. - М.: ИНФРА-М, 2009. – 392 с.

11. Лысов, О. Е. Методы прикладных исследований в менеджменте / О. Е. Лысов. – ГУАП. СПб, 2006. – 164 с.

12. Сондерс, М. Методы проведения экономических исследований / М. Сондерс, Ф. Льюис, Э. Торнхилл. – Издательство ЭКСМО, 2007. – 640 с.

13. Роббинз, С. П. Менеджмент. - М.; СПб.; Киев: Вильямс, 2007. – 1044 с.

14. Веснин, В. Р. Менеджмент: [учеб. для вузов по специальности "Менеджмент орг."] / В. Р. Веснин, 2007. - 504 с.

15. Мескон, Майкл. Основы менеджмента. - М.: Дело, 2006. – 720 с.

16. Шифрин, М. Б. Стратегический менеджмент. - М.; СПб.; Н. Новгород: Питер, 2009. – 320 с.

17. Ильченко, А. Н. Экономико-математические методы: [учеб. пособие для вузов по специальности "Антикризис. упр." и другим экон. специальностям] / А. Н. Ильченко. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 287 с.

18. Шелобаев, С. И. Экономико-математические методы и модели: [учеб. пособие для вузов по экон. специальностям] / С. И. Шелобаев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2005. - 287 с.

19. Кундышева Е. С. Математическое моделирование в экономике: [учеб. пособие для вузов] / Е. С. Кундышева; под науч. ред. Б. А. Суслакова. - Изд. 3-е, перераб. и испр. - М.: Дашков и К, 2007. - 350 с.

20. Гришин, А. Ф. Статистические модели в экономике: учеб. пособие / А. Ф. Гришин, С. Ф. Котов-Дарти, В. И. Ягупов. - Ростов н/Д: ФЕНИКС, 2005. - 344 с.

21. Дрогобыцкий, И. Н. Системный анализ в экономике: [учеб. пособие для экон. специальностей вузов] / И. Н. Дрогобыцкий. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 508 с.

22. Емельянов, А. А. Имитационное моделирование экономических процессов: [учеб. пособие по специальности "Приклад. информатика (по обл.)" и другим компьютер. специальностям] / А. А. Емельянов, Е. А. Власова, Р. В. Дума; под ред. А. А. Емельянова. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 416 с.

23. Клячкин, В. Н. Статистические методы в управлении качеством: компьютерные технологии. - М.: Финансы и статистика: Инфра-М, 2009. – 304 с.

24. Шарашкина, Т. П. Статистические методы управления качеством. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2007. – 116 с.

25. Данилов, И. П. Статистические методы в управлении качеством продукции. - Казань: Познание, 2007. – 240 с.

26. Ефимов, В. В. Средства и методы управления качеством. - М.: КноРус, 2007. – 232 с.

27. Кане, М. М. Системы, методы и инструменты менеджмента качества. - М.; СПб.; Н. Новгород: Питер, 2008. – 560 с.

28. Королев, В. И. Основы менеджмента. - М.: МАГИСТР, 2008. – 620 с.


Приложение А

(справочное)

 

Перечень ключевых слов

 


1. Исследование.

2. Объект исследования.

3. Методология исследования.

4. Организация исследования.

5. Ресурсы исследования.

6. Тип исследования.

7. Потребность исследования.

8. Эффективность исследования.

9. Результат исследования.

10. Система управления.

11. Управленческое решение.

12. Исследование операций.

13. Модели производственно-экономических систем.

14. Модели управления производством.

15. Игровое моделирование.

16. Деловая игра.

17. Компоненты системы.

18. Независимые переменные.

19. Зависимые переменные.

20. Экзогенные переменные.

21. Эндогенные переменные.

22. Управляемые (управляющие) переменные.

23. Линейное программирование.

24. Предмет линейного программирования.

25. Нелинейное (выпуклое программирование).

26. Оптимизационная задача.

27. Симметричная задача линейного программирования.

28. Каноническая задача линейного программирования.

29. Математическая модель задачи использования сырья.

30. Система массового обслуживания (СМО).

31. Задачи анализа и синтеза СМО.

32. Одноканальные СМО.

33. Детерминированные одноканальные СМО.

34. Разомкнутые СМО с ожиданием.

35. Замкнутые СМО с ожиданием.

36. Однопродуктовая детерминированная задача управления запасами.

37. Задача управления запасами с учётом убытков из-за неудовлетворённого спроса.

38. Общая детерминированная многопериодная задача управления запасами.

39. Регрессионный анализ.

40. Уравнение регрессии.

41. Линия регрессии.

42. Коэффициент регрессии.

43. Линейная многофакторная модель.

44. Метод наименьших квадратов.

45. Коэффициент эластичности.

46. Коэффициент корреляции.

47. Индекс корреляции.

48. Мультикорреляция.

49. Коэффициент множественной корреляции.

50. Критерий Фишера.

51. Производственная функция.

52. Функция Кобба-Дугласа.

53. Экспертный метод.

54. Метод мозговой атаки.

55. Метод сценариев.

56. Метод экспертных оценок.

57. Синектика.

58. Метод «Дельфи».

59. Метод дерева целей.

60. Морфологические методы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.117.109 (0.098 с.)