Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Менеджеры исследовательского типа

Поиск

 

Исследование – это не только функция современного менеджмен­та, но и стиль функционирования всей системы управления, опреде­ленный тип организации деятельности персонала (требования, от­ветственность, мотивация, нормативы).

В деятельности менеджера исследования означают научность уп­равления и искусство, понимание которого немыслимо без творче­ства, а творчество нельзя отделить от понятия «исследование».

Самостоятельность тоже может проявляться по-­разному – в ис­полнении, целенаправленном развитии, проявлении инициативы; бывает самостоятельность, ограниченная определенной концепцией делового поведения, самостоятельность опыта, самостоятельность поиска.

Сегодня возникает понятие «менеджер исследовательского типа», или «креативный менеджер».

Каждый менеджер проявляет в своей работе черты индивидуаль­ности. Но всегда существует нечто общее, которое определяется осо­бенностью деятельности и условиями, в которых она осуществляет­ся. Современное управление испытывает потребность в исследовани­ях. Эта потребность реализуется в самых различных проявлениях – организации управления, методологии разработки управленческих решений, реструктуризации фирмы, формировании человеческого капитала и пр. Одним из последствий реализации этой потребности является возникновение «менеджеров исследовательского типа», или «креативных менеджеров». Их особенность – обостренное внимание к исследовательскому подходу в оценке внешних и внутренних ситу­аций, решении проблем, разработке управленческих решений.

Можно выделить следующие черты менеджера исследовательско­го типа:

1) проблемное видение мира, способность распознавать проблемы там, где, кажется, их нет;

2) умение превентивно (т. е. когда они еще зарождаются) формули­ровать проблемы;

3) системное и панорамное восприятие действительности, процес­сов функционирования и развития управляемого объекта;

4) антиномичность – умение воспринимать, понимать и использо­вать точки зрения, отличные от собственных или даже противопо­ложные им;

5) экспрезентность – способность делать верные заключения при дефиците информации;

6) развитая психологическая саморегуляция, определяющая от­ношение к проблемам и их оценку;

7) способность к имитации функций различных членов коллекти­ва;

8) психологическая проницательность, позволяющая распознавать сущность людей. Компенсатором проницательности является пси­ходиагностика;

9) инновационность и безынерционность мышления, способность выйти за границы формального, привычного, проверенного, тради­ционного;

10) аттрактивность – способность привлекать людей к совместной деятельности, не прибегая к средствам материального или админис­тративного принуждения;

11) способность быстро перестраиваться психологически при изме­нении условий деятельности или переходе к решению принципиаль­но новых задач;

12) умение делегировать не только власть и ответственность, но и свой авторитет лидера;

13) способность к латентному (скрытому) руководству, предполага­ющему включение людей в деятельность не на формальной суборди­национной основе, а путем «ухода в тень», умение обратиться за со­ветом и помощью.

Все эти свойства существуют не разрозненно, а в совокупности.

Именно это и характеризует особенность менеджера исследовательс­кого типа.

Сам процесс написания и исследования ситуации способствует формированию менеджера исследовательского типа. Так сбор инфор­мации из различных источников позволяет глубже видеть пробле­мы, раньше других осознавать сложность и многообразие взаимоот­ношений людей в организациях; изложение ситуации в письменном виде способствует системному восприятию действительности, пони­манию различных точек зрения; анализ ситуации развивает иссле­довательские навыки, формирует интерес к управленческой деятель­ности, мотивирует развитие карьеры, формулирование выводов и ре­комендаций развивает аналитические способности, умение обобщать и т. д.

 

Система управления

 

Понятие «система» чаще всего определяется как совокупность взаимосвязанных элементов, определяющих целостность образова­ния благодаря тому, что его свойства не сводятся к свойству состав­ляющих его элементов. Главные черты системы: наличие разнооб­разных элементов, среди которых обязательно есть системообразую­щий, связи и взаимодействие элементов, целостность их совокупно­сти (внешняя и внутренняя среда), сочетание и соответствие свойств элементов и их совокупности в целом.

В практическом использовании понятия «система» есть некото­рая двойственность. С одной стороны, оно используется для обозна­чения некоего реально существующего явления (технического уст­ройства, биологического организма, предприятия, общества и др.), с другой – оно используется как метод изучения и представления этого явления (техническая система, биологическая система, экономичес­кая система и пр.).

В первом случае понятие «система» используется как конкретно­ предметное, предназначенное для обозначения реально существую­щего явления, которое нас интересует и которое лишь условно, лишь в первом приближении можно назвать системой

Во втором случае понятие «система» используется как комплекс подходов, принципов и методов выделения, оценки и исследования этого явления.

Система управления – совокупность действий, необходимых для согласования совместной деятельности людей; эта совокупность дол­жна обладать всеми перечисленными свойствами системы.

При управлении в сравнительно крупных масштабах все действия группируются по функциям, которые для успешного их осуществле­ния организационно обособляются в звенья, связанные потребнос­тью иметь определенный результат и достигать определенной цели.

Исходя из этого можно дать следующее определение: система управления – это совокупность звеньев, осуществляющих управление, и связей между ними.

Первое определение системы управления относится к малому пред­принимательству, где есть только менеджер и небольшая группа про­изводственных работников, или к отдельному подразделению (уп­равление отделом, бригадой, лабораторией, кафедрой и пр.). Второе определение отражает процесс управления, осуществляющийся в достаточно крупных масштабах, при наличии разделения управлен­ческой деятельности между должностными лицами и специализиро­ванными подразделениями. Звенья системы управления выделяют­ся по специфике, объему и масштабу полномочий, трудоемкости ра­боты, равномерности распределения нагрузки, квалификационным требованиям к персоналу, информационному обеспечению, возмож­ностям территориального размещения сотрудников.

Звенья, составляющие систему управления, различаются, глав­ным образом, комбинацией функций и полномочий управления. Они определяют и важнейшие связи соподчиненности, координации, со­гласования, консультаций, информирования и пр. Звенья системы управления могут быть линейными, функциональными, линейно­-функциональными, функционально-­линейными.

В зависимости от того, из каких звеньев строится система управ­ления, и как строятся связи между ними, можно выделить следую­щие типы системы управления: линейный, функциональный, линей­но-функциональный, функционально-­линейный.

Особой формой сочетания функций и полномочий в деятельности звена системы управления, допускающей двойную, но раздельную, подчиненность звена являются матричные системы управления.

Система управления должна быть предметом специального про­ектирования, которое надо осуществлять на основе исследования ее характеристик, изменяющихся условий и потребностей управления.

При исследовании систем управления желательно пользоваться показателями ее состояния, функционирования и развития. Не все показатели могут иметь строгую расчетную форму. Наиболее общи­ми показателями системы управления являются состав и структура функций управления, звенья и их распределение по ступеням иерар­хии, структура системы управления, величины звеньев, распределе­ние полномочий, информационное обеспечение, квалификационные требования, использование технических средств, равномерность на­грузки. Эти характеристики системы управления являются объек­тами исследования.

 

Контрольные вопросы

 

1. Дайте определение термина «исследование».

2. Какие типы исследования выделяют в зависимости от его цели?

3. Назовите типы исследования в зависимости от научной методологии.

4. Исследования в зависимости от использования ресурсов?

5. Исследования по критерию информационного обеспечения?

6. Определите типы исследований по степени организованности и участию персонала в их проведении.

7. Что такое объект исследования?

8. Какие действия исследователя предполагает постановка проблемы?

9. Перечислите характерные черты менеджера исследовательско­го типа.

10. Дайте определение термина «система управления».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.101.51 (0.006 с.)