Ритма давала смелый переход к стихотворениям «Торгуя 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ритма давала смелый переход к стихотворениям «Торгуя



Совестью пред бледной нищетою» и «И путник усталый

На бога роптал», которые, на наш взгляд, только после этого

И были включены в общий цикл. Работа же над двумя первыми

(по окончательному счету) стихотворениями цикла

Велась, вероятно, в не дошедшей до нас тетради, но не случайно

Пушкин переносит беловые редакции этих стихотворений

В тетрадь ПД, № 835 (собирая весь цикл в одной

Тетради): на полях л. 13 и 9 записываются соответственно

«Клянусь четой и нечетой» и «О, жены чистые

Пророка».

Когда произошло переоформление цикла? Думается,

В апреле—мае 1825 г. Хотя «Подражания Корану» и числятся

В перечне произведений из Тетради Капниста,

отосланной для издания 15 марта 1825 г.

Апогей прижизненной славы Пушкина падает на первые

Годы после возвращения поэта из ссылки. Во второй

Половине 1820-х гг. выходит девятнадцать пушкинских

изданий из тридцати четырех, вообще опубликованных

При его жизни. Многие пушкинские произведения появились

в это время вторым изданием (а поэма «Бахчисарайский

Фонтан» даже третьим). В своем творчестве Пушкин

Уходил стремительно вперед, а в литературном сознании

Того времени он оставался романтиком, и в пору окончательного

Упрочения романтических тенденций русской

Литературы, связанных с духовным кризисом, который

Переживало русское общество последекабристской эпохи,

В Пушкине видят безусловного лидера литературного

Движения. Это единодушие, впрочем, было недолговечным.

По мере выхода из печати произведений, обнаруживших

Новое эстетическое качество, таких как «Полтава», «Граф

Нулин», последние главы «Евгения Онегина», «Борис

Годунов », — отрицательные их оценки в критике пошли

По нарастающей, и вскоре мнение о совершеннейшем падении

таланта Пушкина воспринималось в обиходе уже как

прописная истина. Вполне очевидно, что такова была

Реакция на пушкинский реализм со стороны тех, кто разделял

Романтические эстетические представления.

Каким бы ни был всеобъемлющим гений Пушкина,

Как бы далеко вперед ни заглядывал он в своих художественных

исканиях, какое бы непреходящее значение

В истории русской культуры ни имело его творчество,

Как бы высоко оно ни было оценено позднейшими литературными

Эпохами, даже Пушкин, несомненно, не исчерпывал

В своей эволюции путей национальной русской литературы.


В сущности, развитие любых общественных явлений

Подразумевает множество конкретных воплощений,

Лишь в конечном счете подчиняющихся общим закономерностям.

Так и в истории национальной литературы —

Наряду с главным имеются и, так сказать, «запасные пути»,

Которые — в определенных условиях — могут стать магистральными.

Иначе объективных законов попросту не существовало

Бы. Изменяемость общественных явлений подчинялась

Бы сонму случайностей и в конечном счете

Зависела бы от субъективных причин. Реализм был предопределен

Всем предшествующим развитием русской

Литературы, и возник он прежде всего в творчестве Пушкина,

Но не только здесь: еще при жизни Пушкина и во

Многом независимо от него — в творчестве Крылова, Грибоедова,

Гоголя.

Однако важно и другое. Художественный опыт Пушкина

Был настолько огромен и разнообразен, что ближайшими

Его последователями не был освоен в полной мере.

По мере расцвета русского реализма обнаруживалось, как

Далеко за пределы своей эпохи заглянул Пушкин в своих

Творческих исканиях; недаром впоследствии он оказался

Так близок Достоевскому, Л. Толстому, Чехову. И в этом

Отношении творческая эволюция Пушкина сопоставима

С движением всей русской реалистической литературы

XIX в.

В. Г. Белинский

Несколько сл ов о поэме Г ого ля: Похож дени я Чичикова или мертвые души

Дело, видите ли, такого рода: перенесенный из Греции на Запад, древний эпос мелел постепенно и, наконец, совсем высох, низойдя до романов и, наконец, до крайней степени своего унижения -- до французской повести... Но Гоголь спас древний эпос -- и мир имеет теперь новую "Илиаду", то есть "Мертвые души" и нового Гомера, то есть Гоголя!.. Бедный Гоголь!



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 24; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.68.14 (0.005 с.)