Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Комментарий к первому тому «мертвых душ»
Гл.1 Место действия первого тома определить трудное слишком мало для этого фактов Дано в тексте поэмы, но совокупность их все же дает возможность хотя бы приблизительно решить этот вопрос. Встречающиеся при описании Коробочки и Собаке-вича севернорусские выражения, а также ремесла и отхожие промыслы крестьян того же Собакевича — строители, маляры, торговцы, ямщики — были обычны для северных губерний, особенно Ярославской и Тверской. Черты севернорусского быта сказываются в описании рабочего двора Плюшкина с необыкновенным количеством деревянных изделий, свойственных лесным губерниям. Фамилии купленных крестьян, приведейные в списках, все великорусские, как и фамилии помещиков. Несколько раз упоминается Весьегонск, бывший уездный город Тверской губернии (теперь районный центр Калининской области). При описании дома Коробочки и Собакевича Гоголь употребляет много севернорусских диалектных слов: «скородумка», «прягла», «припека», «кокурка», «курник». То же видим при описании двора Плюшкина и щепного двора в Москве: «губина», «лагун», «мыкальник». Многие читатели не понимали причины юмористического изображения крестьян. Так, славянофил Ф. В. Чижов, хороший знакомый Гоголя, писал ему (1847 г.) о впечатлении, произведенном «Мертвыми душами»: «Чувство боли началось со второй страницы, где Вы бросили камень в того, кого ленивый не бьет — в мужика русского»'. Зато Белинский видел в изображении мужиков с их разговором о колесе и «на все согласного» Се-лифана,и спившегося Петрушки, и нелепых дядей Миняя и Митяя правду жизни, вопиявшую о необходимости уничтожения крепостного права. В «Мертвых душах» Гоголь хотел нарисовать всю Русь, поэтому он прибегает к обобщению описываемых явлений, рисует типичную гостиницу, типичный город, вообще типичные явления русской жизни. Эпитеты обычный, вечный нередко повторяются: вечная желтая краска (гл. I), вечная красавица меньшая сестрица (гл. VI), вечный мезонин (гл. I), обычные в трактирах блюда. городской пейзаж, показанный юмористически, с обычным умением Гоголя дать в описании города широкую картину жизни его обитателей. История работы Гоголя над образом губернатора, «начальника губернии» раскрывает замысел писателя. Подготавливая окончательный текст «Мертвых душ», Гоголь в 1841 г. собирал материалы и в «Записные книжки» этих лет внес запись: «Дела, предстоящие губернатору». В ней Гоголь выписывает, от кого и как получает обычно
взятки губернатор: с откупов, со старообрядцев, с чиновников и т. д. (7,354).В сохранившихся главах второго тома «Мертвых душ», над которыми Гоголь работал в начале 1840-х г., рассказывается, что в «бесчестнейшее дело» о подложном завещании, «к стыду, замешались первые чиновники города, сам губернатор». Одной из особенностей гоголевского стиля было постоянное употребление распространенных сравнений, превращающихся в самостоятельные сценки бытового или пейзажного характера. Они усиливают сатирический характер изображаемого. Таково и сравнение черных фраков с мухами, обсыпающими лакомые куски сахара. В описании толстых и тонких чиновников Гоголь опять прибегает к обобщению этих образов, типичных, по его мнению, не только для губернских городов, но и для Петербурга. Гл.2 Гоголь юмористически описывает процесс чтения крепостного слуги Чичикова, его «страсть к чтению», но все же самый факт распространения грамотности среди крепостных важен уже сам по себе. Картины русской природы часто встречаются в «Мертвых душах». Гоголь, как и Пушкин, любил русские поля, леса, степи. «Гоголь развивает пушкинский принцип присоединительного сочетания слов и фраз, по смыслу далеких, но при неожиданном сближении образующих противоречивый и — вместе с тем — единый, сложный, обобщенный и в то же время вполне конкретный образ лица, события, кусочка действительности», — пишет о языке «Мертвых душ» В. В. Виноградов. В «Мертвых душах» Гоголь не изображает ни таинственных злодеев, ни античных красавцев — его задача изобразить «господ, которых много на свете», и он сам указывает на трудности ее выполнения и противопоставляет новую манеру портрета старой, романтической. Всегда описывается одежда — зеленый шалоновый сюртук Манилова, матерчатый капот бледного цвета его жены, архалук Ноздрева, спальный чепец и фланель на щее Коробочки, заношенный колпак и халат Плюшкина с прорехой пониже спины и т. д. Дается поза описываемого героя, его обычное положение или привычка: так Манилов постоянно заманчиво улыбался, Коробочка держала голову набок, Собакевич не ворочал головой и смотрел исподлобья, Ноздрев постоянно курил трубку и лез целоваться и т. д.
Система женского воспитания, пансионская и институтская, не соответствовала требованиям действительности, не подготовляла к жизни, и Гоголь направляет удары на воспитание, показывая его вредность и жизненную никчемность. Сыновей Манилова зовут Фемистоклюс и Алкид. Гоголь подсмеивается над стремлением отца, сентиментального мечтателя, возвысить себя и детей, давая им необыкновенные имена героев древней Греции. Гл 3 Одним из распространенных явлений поместной России, задерживавших развитие хозяйства, было то, что имения нередко управлялись женщинами. Необразованные, выращенные в отрыве от хозяйственных дел, дворянские девушки, выходя замуж, нередко становились во главе имения. На крестьян обычно смотрели как на рабочую скотину. «Чем знатнее, чем выше класс, тем он глупее. А доказательства — в наше время» Гл.4 Одной из черт, великолепно характеризующих Ноздрева, является его язык. Цель его жизни — бесшабашное, разгульное веселье в пьяной приятельской компании. Ему все друзья, кто пьет с ним. Гоголь с самого начала подчеркивает распространенность типа людей, подобных Ноздреву: «таких людей приходилось всякому встречать не мало». «Благодаря Гоголю мы, наконец, увидели их (дворянчиков), выходящими из своих дворцов и домов без масок, без прикрас, вечно пьяными и обжирающимися: рабы власти без достоинства и тираны без сострадания своих крепостных, высасывающие жизнь и кровь народа с той же естественностью и наивностью, с какой питается ребенок грудью матери» (7, 229). Эти замечательные слова А. И. Герцена кажутся написанными именно о Ноздреве. Характерно и побоище, в котором Ноздрев со своими «крепостными дураками» хотел избить Чичикова. В изображении этого помещика «с задором», как, впрочем, и дальше в изображении «страшного» Плюшкина и Собакевича, юмор Гоголя переходит в едкую и разоблачающую сатиру. По мере развития сюжета персонажи «Мертвых душ» делаются с каждой главой все более «мертвыми» и отталкивающими. Белинский В.Г Иван Андреевич Крылов В наше время народность сделалась первым достоинством литературы и высшею заслугою поэта. Назвать поэта "народным" значит теперь - возвеличить его. Причина этого явления та, что народность есть своего рода талант, который, как всякий талант, дается природою. После Пушкина, первого русского поэта, который был и велик и национален, - после Пушкина все пустились в народность, все за нею гонятся, а достигают ее только те, которые о ней вовсе не заботятся. Есть счастливые натуры, которым даже даром дается все то, чего другие, более бедные натуры, и трудом получить не могут.. К таким натурам принадлежал наш Крылов. между народностью поэзии Крылова и народностью поэзии Пушкина такая же огромная разница, как и вообще между поэзиею Крылова и поэзиею Пушкина. Один из так называемых критиков объявил же некогда, что если б ему нужно было унести с собою в кармане все, что есть лучшего в русской литературе, - он взял бы только басни Крылова и "Горе от ума".Многие в Крылове хотят видеть непременно баснописца; мы видим в нем нечто большее. Басня только форма; важен тот дух, который точно так же выражался бы и в другой форме. Взрослые люди не по басням учатся нравственной философии; в наше время и четырнадцатилетнего мальчика не очень убедишь такою баснею. Вот еще одна из лучших басен Дмитриева. басни Крылова - не просто басни: это повесть, комедия, юмористический очерк, злая сатира, словом, что хотите, только не просто басня.. Вот этим-то уменьем
Чисто по-русски смотреть на вещи и схватывать их смешную сторону в меткой иронии владел Крылов с такою полнотою и свободою. О языке его нечего и говорить: это неисчерпаемый источник руссизмов; басни Крылова нельзя переводить ни на какой иностранный язык. Есть люди, которые с презрением смотрят на басню, как на ложный род поэзии, и потому не хотят ценить высоко таланта Крылова. Грубое заблуждение! Вольтер прав, сказав, что все роды поэзии хороши, кроме скучного... и несовременного, прибавим мы. Можно сказать, что он создал русскую басню. Крылова басни можно разделить на три разряда: 1) басни, в которых он хотел быть просто моралистом и которые слабы по рассказу; 2) басни, в которых моральное направление борется с поэтическим; и 3) басни чисто сатирические и поэтические Но во время юности Крылова бросить службу и жить литературными трудами, весьма скудно вознаграждавшимися, завести типографию и быть вместе и автором и почти наборщиком своих сочинений - это означало не прихоть, а признак высшего призвания. Русский ум олицетворился в Крылове и выражается в творениях его. Басни его - живой и верный отголосок русского ума. Белинский
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.59.187 (0.006 с.) |