Основные теоретические и практические проблемы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные теоретические и практические проблемы.



Ст. 59 "О защите отечества...". П.1 - защита отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ. Обязанность предполагается из взаимоотношений государства и гражданина. А вот слово "долг" - напр., обязательство, которое индивид должен исполнить. В конкретном употреблении слово "долг" абсурдно, оно появилось в конституции или из-за недостаточной юридической техники или это просто заимствование из Конституции СССР. П.2 - гражданин несет военную службу в соответствии с федеральным законом. Отдельно субъекты федерации не могут создать свои правила несения военной службы. Например, Татарстан, а вернее его представитель заявил, что солдаты Татарстана в Чечню не поедут, хотя он не имел права на такое заявление. П.3 - гражданин имеет право на альтернативную гражданскую службу, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит служба в армии. Как доказать истинность своих убеждений? Необходимо обязательно предоставить доказательства своих убеждений, это зарубежная практика, в России же таких условий нет. Сегодняшняя проблема состоит в отсутствии закона "Об альтернативной службе". Этой проблемой занимается много учёных, подходы: 1. Альтернативную службу необходимо сделать равной с военной, но разрешить служить по месту жительства, разрешить уходить на ночь домой, род службы выбирать самому. 2. Срок альтернативной службы увеличить вдвое (это правильно, поскольку при военной службе интенсивность больше, существует постоянная угроза жизни), место службы по распределению, режим в любое время, в любом месте, что бы можно было использовать силы и умения призывника.

 

 

Вопрос 32. Государственный герб РФ: понятие, правовые основы.

Государственный герб - это официальный графический символ государства, олицетворяющий исторические корни государственности, территориальную целостность, национальное и народное единство, а в ряде случаев, форму государства и его социально-политическую сущность. Напр., государственный герб Австрии имеет одноголового орла с серпом и молотом. Государственный герб РФ на сегодняшний день не является конституционным, т.к. он не утвержден федеральным конституционным законом. Сегодня мы может говорить не о государственным гербе РФ, а только о графической символике, которая признается по традиции государственным гербом. Сегодня на графической символике изображен двуглавый орел. Он очень похож на герб Российской империи, а он взят из византийской геральдики. Двуглавое животное олицетворяло два начала. На протяжении всей истории России образ орла постоянно менялся. При установлении советской власти орла запретили, потом "причесали" перья, дабы он не выглядел слишком воинственно. Он существовал в двух редакциях: для России и для военных на парадах.

 

 

Вопрос 33. Государственный флаг РФ: понятие, правовые основы.

Описание и порядок официального использования государственного флага устанавливается Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 года № 1-ФКЗ «О Государственном флаге РФ». Государственный флаг России является официальным государственным символом РФ. Государственный флаг России представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цвета. Отношение ширины флага к его длине 2:3 (статья 1 закона). Федеральный закон предусматривает следующее использование Государственного флага России. Флаг поднят постоянно на зданиях: 1) Администрации Президента РФ; 2) Совета Федерации Федерального Собрания РФ; 3) Государственной Думы Федерального Собрания РФ; 4) Правительства РФ; 5) Конституционного Суда РФ; 6) Верховного Суда РФ; 7) Высшего Арбитражного Суда РФ; 8) Генеральной прокуратуры РФ; 9) Центрального банка РФ; 10) Счетной палаты РФ; 11) резиденции Уполномоченного по правам человека в РФ; 12) Центральной избирательной комиссии РФ. Государственный флаг России поднят постоянно (один или вместе с соответствующими флагами) на зданиях федеральных органов исполнительной власти, на резиденциях полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, а также на зданиях органов государственной власти субъектов Федерации. Государственный флаг России вывешивается на зданиях (либо поднимается на мачтах, флагштоках) органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, а также на жилых домах в дни государственных праздников России. Государственный флаг России поднимается на: а) зданиях дипломатических представительств, консульских учреждений, резиденций глав дипломатических представительств и консульских учреждений, когда это связано с исполнением указанными лицами служебных обязанностей, а также на зданиях иных официальных представительств РФ за ее пределами, в том числе официальных представительств России при международных организациях, - в соответствии с нормами международного права, правилами дипломатического протокола и традициями страны пребывания; б) судах, внесенных в один из реестров судов России, - в качестве кормового флага; в) буксирных судах, ведущих другие суда или плоты, - на носовом флагштоке или гафеле. Судно, плавающее под государственным или национальным флагом иностранного государства, должно при плавании во внутренних водах России, либо во время стоянки в порту РФ в дополнение к своему флагу поднимать и нести в соответствии с международными морскими обычаями также Государственный флаг России; г) судах, зарегистрированных в реестре судов иностранного государства и предоставленных в пользование и во владение российскому фрахтователю по договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартеру), которым в соответствии с Кодексом торгового мореплавания РФ временно предоставлено право плавания под Государственным флагом России; д) военных кораблях и судах - в соответствии с Корабельным уставом; е) вспомогательных судах Военно-Морского Флота, используемых как российские суда загранплавания для выполнения работ за пределами России, - в качестве кормового флага. Государственный флаг России установлен постоянно:* в залах заседаний Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, в залах судебных заседаний;* в рабочем кабинете Президента РФ и в иных помещениях, предназначенных для проведения торжественных мероприятий (церемоний) с участием Президента РФ, в рабочих кабинетах Председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Председателя Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Председателя Правительства РФ, Руководителя Администрации Президента РФ, полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, Председателя Конституционного Суда РФ, Председателя Верховного Суда РФ, Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ, Генерального прокурора РФ, Председателя Центрального банка России, Председателя Счетной палаты РФ, Уполномоченного по правам человека в РФ, Председателя Центральной избирательной комиссии РФ, руководителей федеральных органов исполнительной власти, федеральных судей, прокуроров, а также руководителей органов государственной власти субъектов Федерации, глав муниципальных образований, глав дипломатических представительств, консульских учреждений и иных официальных представительств России за ее пределами, в том числе официальных представительств РФ при международных организациях. Государственный флаг России размещается на транспортных средствах Президента РФ, Председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Председателя Государственной Думы Федерального Собрания России, Председателя Правительства РФ, руководителей государственных и правительственных делегаций, глав дипломатических представительств, консульских учреждений и иных официальных представительств РФ за ее пределами, в том числе официальных представительств России при международных организациях. Государственный флаг России поднимается (устанавливается) во время официальных церемоний и других торжественных мероприятий, проводимых федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Государственный флаг России может быть поднят (установлен) во время торжественных мероприятий, проводимых общественными объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности, а также во время семейных торжеств. Государственный флаг России ежедневно поднимается в местах постоянной дислокации воинских частей и отдельных подразделений Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований. Ритуал подъема Государственного флага России в воинских частях и отдельных подразделениях устанавливается Президентом РФ. Во всех случаях, предусмотренных общевоинскими уставами Вооруженных Сил РФ для выноса Боевого Знамени воинской части, одновременно выносится прикрепленный к древку Государственный флаг России. Порядок совместного выноса и размещения Государственного флага России и Боевого Знамени воинской части определяется Президентом РФ. В дни траура в верхней части древка Государственного флага России крепится черная лента, длина которой равна длине полотнища флага. Государственный флаг России, поднятый на мачте (флагштоке), приспускается до половины высоты мачты (флагштока). Во время траурных церемоний, предусматривающих отдание воинских почестей умершему (погибшему) гражданину РФ, гроб с телом покойного накрывается полотнищем Государственного флага России. Перед погребением полотнище Государственного флага России сворачивается и передается родным (близким) покойного. Флаги субъектов РФ, муниципальных образований, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности не могут быть идентичны Государственному флагу России. Государственный флаг России не может использоваться в качестве геральдической основы флагов субъектов РФ, муниципальных образований, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности. При одновременном подъеме (размещении) Государственного флага России и флага субъекта РФ, муниципального образования, общественного объединения либо предприятия, учреждения или организации Государственный флаг России располагается с левой стороны от другого флага, если стоять к ним лицом; при одновременном подъеме (размещении) нечетного числа флагов Государственный флаг России располагается в центре, а при подъеме (размещении) четного числа флагов (но более двух) - левее центра. При одновременном подъеме (размещении) Государственного флага России и других флагов размер флага субъекта РФ, муниципального образования, общественного объединения либо предприятия, учреждения или организации не может превышать размер Государственного флага России, а высота подъема Государственного флага России не может быть меньше высоты подъема других флагов. Изображение Государственного флага России наносится на воздушные суда РФ, зарегистрированные в Государственном реестре гражданских воздушных судов РФ, на военно-транспортные воздушные суда, используемые для полетов за пределы РФ, а также на космические аппараты, запускаемые Россией, в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Изображение Государственного флага России используется в качестве бортового отличительного знака кораблей, катеров и судов Пограничной службы РФ, а также в качестве знака государственной принадлежности скоростных судов, внесенных в Государственный судовой реестр РФ или судовой реестр Государственной речной судоходной инспекции, на которые выданы судовой патент, соответствующее судовое свидетельство или судовой билет. Изображение Государственного флага России может быть использовано в качестве элемента или геральдической основы государственных наград РФ, а также геральдических знаков - эмблем и флагов федеральных органов исполнительной власти. Использование Государственного флага России с нарушением настоящего Федерального конституционного закона, а также надругательство над Государственным флагом России влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

 

 

Вопрос 34. Государственный гимн РФ: понятие, правовые основы.

Согласно статье 70 Конституции РФ, государственные флаг, герб и гимн РФ, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом. Государственный гимн РФ представляет собой музыкально-поэтическое произведение, исполняемое в случаях, предусмотренных федеральным конституционным законом. Государственный гимн РФ может исполняться в оркестровом, хоровом, оркестрово-хоровом либо ином вокальном и инструментальном варианте. При этом могут использоваться средства звуко- и видеозаписи, а также средства теле- и радиотрансляции. Государственный гимн РФ должен исполняться в точном соответствии с утвержденными музыкальной редакцией и текстом. Согласно приложению 2 федерального конституционного закона «О внесении изменений и дополнения к ФКЗ «О Государственном гимне РФ»» от 22.03.2001г. утверждена новая музыкальная редакция и текст на слова Михалкова С. В. Согласно положению о Государственном гимне РФ, утвержденному Указом Президента РФ от 25.12.2000 года: 1) Государственный гимн РФ исполняется во время торжественных церемоний и иных мероприятий, проводимых государственными органами; 2) При поднятии Государственного флага РФ; 3) После принесения присяги вновь избранным президентом РФ; 4) При открытии и закрытии сессий палат Федерального Собрания; 5) При открытии памятников и памятных знаков; 6) При вручении государственных наград РФ; 7) При встрече и проводах глав государств и правительств зарубежных стран, посещающих Российскую Федерацию с официальным визитом; в этом случае Государственный гимн РФ исполняется после исполнения государственного гимна соответствующей страны; 8) При открытии и закрытии торжественных собраний, посвященных государственным праздникам РФ. Государственный гимн РФ транслируется государственными телерадиокомпаниями; в новогоднюю ночь после боя часов, отмечающего наступление нового года; при телевещании перед выходом в эфир новой телепрограммы – в дни государственных праздников РФ; при радиовещании – ежедневно перед выходом в эфир первой и по окончании последней радиопрограммы, а при непрерывном вещании – в 6 часов и в 24 часа московского времени. Исполнение Государственного гимна РФ в воинских частях, на военных кораблях и судах регламентируются воинскими уставами. Иные случаи обязательного исполнения Государственного гимна устанавливаются Президентом РФ. При проведении официальных мероприятий за границей исполнение Государственного гимна РФ осуществляется в соответствии с правилами, установленными Министерством иностранных дел РФ с учетом практики пребывания. Допускается исполнение Государственного гимна при проведении спортивных соревнований с учетом существующей практики спортивных организаций. Государственный гимн может исполняться и в иных случаях с разрешения Правительства РФ. Использование Государственного гимна РФ в других музыкальных произведениях и иных произведениях искусства допускается в случаях и в порядке, устанавливаемых Президентом РФ. При публичном исполнении Государственного гимна присутствующие выслушивают его стоя, мужчины – без головных уборов. Согласно статье 9 федерального конституционного закона «О государственном гимне РФ» от 25.12.2000г, исполнение и использование Государственного гимна РФ с нарушением настоящего Федерального конституционного закона, а также надругательство над Государственным гимном РФ влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

 

 

Вопрос 35. Столица РФ: понятие, основы статуса.

Столица государства - это административно-политический центр государства, в котором располагаются высшие органы государственной власти, дипломатические и консульские представительства иностранных государств. Согласно ст.70 Конституции РФ столицей РФ является город Москва. Статус столицы устанавливается федеральным законом "О статусе столицы РФ" от 15 апреля 1993 года.

 

Вопрос 36. Особенности конституционного статуса республик РФ.

Сегодня в РФ в качестве её субъектов находится 21-на республика. Эти республики существенно отличаются друг от друга по размеру территории, численности населения и т.д. Но все эти республики имеют равный конституционно-правовой статус в составе РФ. Согласно Конституции РФ (ст.66) статус республики определяется федеральной Конституцией и конституцией республики. Государственно-правовые признаки республик в составе РФ: 1. Республика является государством в составе Федерации, обладающим всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые находятся в ведении федеральных органов государственной власти. Но республики в составе РФ не имеют государственного суверенитета. 2. Каждая республика имеет свою территорию. Пределы территории республики определяются государственной границей республики. Республика имеет внутреннюю границу, отделяющую её от других субъектов РФ. Республика может иметь и внешнюю границу, отделяющую её от иностранных государств. Органы государственной власти республики распространяют свою власть на всю её территорию. Изменение территории субъектов РФ возможно лишь по согласованию между субъектами (которые изменяют территорию), и с утверждения федеральной власти. 3. Каждая республика имеет свою конституционно-правовую систему, которая включает в себя конституцию республики, республиканские законы и другие нормативные правовые акты, договоры и соглашения республики с РФ, с другими субъектами РФ. Конституционно-правовая система республик не может (не должна) противоречить Конституции РФ и федеральным законам, принятым в пределах полномочий РФ. 4. Республики в составе РФ самостоятельно определяют систему своих органов государственной власти. Каждая республика имеет свой законодательный орган - парламент; главу исполнительной власти или главу республики (Президента); своё правительство; Верховный суд и Высший арбитражный суд. Многие республики имеют также свой Конституционный суд. Систему органов прокуратуры в республике возглавляет прокурор республики, подчинённый Генеральному прокурору РФ. 5. Наличие республиканской собственности. Она включает в себя землю, её недра, леса, воды, растительный и животный мир, другие природные богатства, находящиеся на их территории, а также памятники истории и культуры и иные ценности национального достояния. Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами регулируются законодательством РФ и законодательством республик в её составе. 6. Согласно Конституции РФ (ст.68) республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с русским языком - государственных языком РФ. 7. Республики обладают международной правосубъектностью. Они вправе выступать в качестве участников международных отношений и внешнеэкономических связей, подписывать договоры и соглашения с иностранными государствами, открывать зарубежные представительства, участвовать в деятельности международных организаций. Однако международная правосубъектность республик ограничена. Она не может противоречить Конституции и законам РФ, Федеративному договору. Международная деятельность республик координируется федеральными органами государственной власти совместно с республиками (ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" от 13 октября 1995-го года). 8. Республики в составе РФ имеют право на государственную символику (герб, гимн, флаг, столица). Республики в составе РФ не вправе в одностороннем порядке изменять свой статус. Вместе с тем статус республики не может быть изменен и без её согласия. В соответствии с Конституцией РФ (ст.66) статус республики может быть изменён по взаимному согласию РФ и республики в её составе в порядке, установленном федеральным конституционным законом. Республики не имеют собственных вооруженных сил, денежных единиц (кроме ценных бумаг).

 

 

Вопрос 37. Особенности конституционного статуса краев,

областей, городов федерального значения в РФ.

В составе РФ насчитывается шесть краев, сорок девять областей, два города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург). Они являются государственно-территориальными образованиями в составе Федерации, которым, в соответствии со статьей 65 Конституции РФ, придан статус ее субъектов. Согласно статье 66 Конституции РФ, статус края, области и приравненных к ним городов федерального значения определяется Конституцией РФ (глава 3), Федеративным договором от 31 марта 1992 г., включающим в себя Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга РФ; другими федеральными актами. Являясь субъектами РФ, края, области, города федерального значения обладают определенной учредительной властью. Они вправе принимать свои уставы, законы и иные нормативные правовые акты. Устав закрепляет конституционно-правовой статус края, области, города федерального значения; организацию государственной власти; порядок нормотворческой деятельности; административно-территориальное деление и организацию местного самоуправления. Края, области, города федерального значения располагают своей территорией, которая не может быть изменена без их согласия. Границы между ними и другими субъектами РФ могут быть изменены с согласия края, области, города федерального значения. Каждый край, область, город федерального значения образуют органы законодательной, исполнительной, судебной власти, которые действуют на основе Конституции РФ, а также уставов края, области, города федерального значения. Органы власти краев, областей, городов федерального значения являются органами государственной власти субъектов Федерации. Края, области имеют свои административные центры. Края, области, города федерального значения являются самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических связей, соглашений с другими краями, областями, а также республиками, автономной областью, автономными округами, если это не противоречит Конституции РФ и законам РФ. Края, области, города федерального значения вправе иметь свою символику. Статус края, области, города федерального значения может быть изменен только по взаимному согласию РФ и соответствующего края, области, города федерального значения, согласно федеральному конституционному закону. Конституция РФ обеспечивает участие представителей краев, областей, городов федерального значения в решении вопросов, отнесенных к компетенции РФ. Для этого от краев, областей, городов федерального значения избираются депутаты в Государственную Думу и входят по два представителя в Совет Федерации. Они обладают правом законодательной инициативы в федеральном парламенте. Кроме того, они вправе вносить на рассмотрение Президента и Правительства РФ проекты актов, принятие которых относится к компетенции Президента и Правительства РФ. Согласно Конституции РФ и Федеративному договору, в совместном ведении Федерации и краев, областей и городов федерального значения находятся: 1) в сфере государственного строительства - обеспечение соответствия уставов, законов и иных нормативных правовых актов края, области, города федерального значения Конституции РФ и федеральным законам; защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон; 2) широкий круг вопросов законодательного регулирования, включающий административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды; 3) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура и нотариат; установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления; 4) в области экономического и социально-культурного строительства – вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами и другими природными ресурсами; разграничение государственной собственности; природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экономической безопасности; особо охраняемые природные территории; установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ. По взаимной договоренности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга определяется статус федеральных природных ресурсов; 5) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; охрана памятников истории и культуры; защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей; координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая и социальное обеспечение; осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидацией их последствий; 6) издание федеральных законов, в соответствии с которыми органы государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга осуществляют собственное правовое регулирование в пределах своей компетенции, принимая свои нормативные правовые акты. Все полномочия, не относящиеся к ведению федеральных органов государственной власти и к совместному ведению федеральных органов государственной власти и органов государственной власти краев, областей и городов федерального значения, осуществляются органами государственной власти краев, областей, городов федерального значения самостоятельно в соответствии с Конституцией РФ (ст. 73 Конституции РФ). Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти края, области, города федерального значения могут передавать этим органам осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции и законам РФ. Определенными особенностями характеризуется статус такого субъекта РФ, как Москва. Согласно Закону РФ от 15 апреля 1993 г. «О статусе столицы РФ», в связи с осуществлением городом Москвой функций столицы РФ органы государственной власти города Москвы: а) предоставляют в установленном законом порядке федеральным органам государственной власти РФ, представительствам республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также дипломатическим представительствам иностранных государств в РФ земельные участки, здания, строения, сооружения и помещения, жилищный фонд, жилищно-коммунальные, транспортные и иные услуги; б) обеспечивают необходимые условия для проведения общегосударственных международных мероприятий; в) участвуют в разработке и осуществлении программ федерального развития города Москвы; г) участвуют в содержании и развитии систем связи, федеральных автомобильных дорог общего пользования и иных транспортных систем на территории города Москвы; д) согласовывают проект генерального плана развития города Москвы с федеральными органами государственной власти РФ. Земельные участки, находящиеся в собственности города Москвы, предоставляются органами государственной власти города Москвы для размещения зданий, строений и сооружений, необходимых для выполнения полномочий федеральными органами государственной власти РФ, в соответствии с перечнем, формируемым Правительством РФ. Эти земельные участки в установленном законом порядке приобретаются федеральными органами государственной власти в федеральную собственность или предоставляются им в аренду в соответствии с Генеральным планом развития города Москвы и программами развития отдельных городских территорий. Здания, строения, сооружения и помещения, находящиеся в собственности города Москвы, предоставляются органами государственной власти города Москвы федеральным органам государственной власти, представительствам субъектов Федераций в аренду в порядке, установленном законодательством РФ.

 

Вопрос 38. Особенности конституционно-правового статуса автономных округов и



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 27; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.95.38 (0.022 с.)