Власти федерации и органами государственной власти субъектов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Власти федерации и органами государственной власти субъектов



Федерации: способы, сферы, значение.

Способы распределения полномочий в сферах совместного ведения: 1) на основе закона; 2) на основе договора; 3) на основе закона и договора. Статьи 71, 72, 73 Конституции РФ распределяют компетенции. Реализация по полноте разделения власти: а) на федеральном уровне удовлетворительная, ость органы законодательной, исполнительной и судебной власти; б) у субъектов РФ собственной является только законодательная, исполнительная власть (в рамках предмета своего ведения), только в 14 республиках собственными являются органы судебной власти.

Вопрос 41. Федеративный договор РФ 1992г.: понятие, состав, значение, достоинства и недостатки.

Федеративный договор РФ сегодня применяется в части не противоречащей конституции РФ. Федеральный договор не является союзным договором, он не превратил РФ в союзное государство, т.к. РФ как субъект международного права существовала задолго до заключения союзного договора и федерацией она провозглашена еще в 1918 г. Союзный федеративный договор единый, это многосторонний договор и его стороной не могут быть органы центральной федеральной власти, т.к. на момент заключения договора ее ну существовало. В РФ имеется три двухсторонних договора. Одной из сторон, в каждом из них, является центральная федеральная власть, другой стороной являются граждане субъектов РФ определенного статуса: в первом договоре стороной являются республики; во втором договоре стороной являются края, области, города федерального значения; в третьем договоре стороной являются автономная область и автономные округа. Эти договоры не создали государства, в них речь шла о новом распределении полномочий в рамках существовавшего государства. На момент подписания федеративного договора ряд субъектов не подписал данный договор. Так Чечня не подписала договор, полагая, что тем самым она вышла из-под эгиды РФ. Однако в альтернативной федерации субъект продолжает сохранять свой прежний статус, если не подписал новый договор. Федеративный договор 1992 г. не обеспечивает равноправного статуса субъектов федерации и вдобавок к договорам существует два протокола, которые содержат определенные льготы для отдельных субъектов федерации и в этой связи принятие конституции унифицировало статус субъектов РФ, сделало их более равными.

 

Вопрос 42. Теоретические основы представительной системы в РФ,

Их отражение в литературе.

Представительная система это система органов государства предназначенных для непосредственного выражения интересов населения. Воплощение воли народов в государственной воле и формируемые путем реализации избирательные права. Представительные органы бывают законодательными, исполнительными (например, глава администрации Новосибирской области) и даже судебными (избрание народных судей). Представительная система формируется путем реализации избирательного права на основе избирательной системы.

 

 

Вопрос 43. Избирательное право и избирательная система: понятие, состав, взаимосвязь.

Понятие избирательного права существует в 2-х аспектах: (1) нормативный или позитивный аспект – это часть отрасли государственного права, которая регулирует отношения в ходе избирательной компании; (2) Это подотрасли государственного права, которая регулирует отношения: по реализации субъектом избирательного права и по организации и подготовке и проведения выборов. Субъект избирательного права – это мера поведения принадлежащая конкретному лицу, разделяется на 2 части: активная (право избирать в органы представительного права) и пассивная (право быть избранным в органы представительного характера). Активное и пассивное избирательное права принадлежит не всем, существуют некоторые общие требования для обладания ими: 1) наличие гражданства (в виде исключения выбирать могут иностранные граждане, но только с разрешения местной администрации и в ее рамках). 2) Достижение определенного возраста (для реализации пассивного права на выборах в местные органы – 18 лет, в федеральные органы – 21 год и т.д.) 3) Дееспособность, которая определяется по 2-м критериям: медицинский и юридический. Ограниченная дееспособность избирательного права не ограничивает. 4) Ценз оседлости при реализации пассивного права (не более 1 года, исключение для президента - 10 лет). 5) Не могут реализовать свое избирательное право лица, осужденные к лишению свободы, по вступлению в законную силу приговора суда. Но даже до снятия судимости после отбытия наказания может баллотироваться на любую должность. В определении понятия избирательной системы единства мнений нет. Избирательная система это: 1) то же самое, что и избирательное право, т.к. избирательная система закреплена в юридических нормах; 2) общественные отношения, а избирательное право – это нормы, которые закрепляют данные общественные отношения. Вторая позиция, по мнению лектора, более правильная, т.к. она показывает отражение предмета и сам предмет. Специалисты по государственному праву зарубежных стран считают избирательную систему способом подсчета голосов и определения результатов выборов. Лектор с этим мнением также согласен. Самое правильное определение на основе теории целостности социальных систем будет следующим – избирательная система это взаимосвязанная интегративная совокупность элементов (механизм по реализации субъектами избирательного права), возникающие между ними отношения и регулирующие эти отношения нормы. Избирательное право это элемент избирательной системы.

 

 

Вопрос 44. Элементы избирательной системы РФ.

Одни авторы считают, что избирательная система равна избирательному праву. Другие считают, что избирательная система – это общественные отношения избирательного права, то есть нормы, которые закрепляют данные общественные отношения. Есть мнение, что избирательная система – это способ подсчета голосов (это несколько неверно). Избирательная система – это взаимосвязанная интегративная совокупность элементов (механизм реализации субъективного избирательного права), возникающие между ними отношения и регулирующие эти отношения нормы – совокупность всех норм, регулирующих порядок прохождения выборов. Элементы избирательной системы. 1-я группа организационно-территориальная: Избирательные округа: 1) подразделяются по количеству мандатов: а) одномандатные; б) многомандатные; 2) по охвату территории: а) общефедеральные (выборы президента, депутатов Государственной Думы от избирательных объединений); б) региональные (выборы депутатов законодательного органа или высшего должностного лица субъекта федерации); в) территориальные (выборы законодательного органа или высшего должностного лица города); г) локальные (выборы законодательного органа или высшего должностного лица местного самоуправления); 3) производственные (создаются на предприятиях). Другим территориальным субъектом является избирательный участок – это часть избирательного округа, в пределах которого осуществляется голосование и первичный подсчет голосов. Избирательные участки создаются на территории округов органами местного самоуправления. По избирательным участкам формируются списки избирателей. 2-я группа – непосредственные участники избирательных кампаний связана с выдвижением кандидатов на выборные должности: 1) сами кандидаты (должны отвечать активному и пассивному избирательному праву); 2) субъекты выдвигающие кандидатов на выборные должности: а) избирательные объединения (возможно политическая партия или общественные объединения в программах которых записано, что оно является избирательным объединением); б) группа избирателей (лица, которые ставят свои подписи под избирательными списками); в) инициативные группы по выдвижению претендентов; г) доверенные лица кандидатов на выборы – это лица, оказывающие поддержку и помощь кандидату в ходе избирательной кампании (необходимо от помощника депутата); 3) наблюдатели за ходом ИК и подведением итогов выборов.

Вопрос 45. Принципы избирательной системы и избирательного права.

Основные принципы избирательного права это всеобщность, равенство и прямое избирательное право. К этим принципам иногда прибавляют тайное голосование. Менее значимыми считаются: 1) принцип гласности; 2) принцип проведения выборов избирательными комиссиями; 3) территориальный принцип организации выборов (выборы проводятся по территориальным избирательным округам); 4) принцип государственного финансирования выборов (в РФ смешанное финансирование [помимо финансов, которые дает кандидатам на предвыборную агитацию государство, они могут тратить собственные деньги или деньги фонда кандидата или партии], при допущении смешанного рефинансирования). Краткая характеристика каждого из принципов. Принцип всеобщего избирательного права - в соответствии с ним участвуют в голосовании, может участвовать все дееспособное население государства с минимальными цензами. Принцип равного избирательного права - все участвуют в выборах наравне с другими. Этому принципу противоречит раздельное финансирование выборов, т.к. при нем преимущество получает тот, у кого больше денег. Этот принцип нарушают те, кто избирается с государственной должности. Нередко лица в таком положении воздействуют на избирательную компанию, т.к. у них больше организационных возможностей (недавний пример, выборы президента РФ). Прямое избирательное право - это такое право, когда избиратели голосуют непосредственно за кандидата. Непрямое избирательное право многоступенчато (вышестоящие органы представительного характера формируют нижестоящие органы представительного характера). Например, так в годы советской власти формировались советы, сейчас - так формируется Совет федерации. Существуют и косвенные выборы, когда голосуют за выборщиков. Принцип тайного голосования - за волеизъявлением избирателей запрещается любой контроль (нарушения могут быть самыми разными, например: предложение проголосовать за определенного кандидата обещая за это деньги, выпивку и т.д.; предложение плохо видящему человеку помочь в выборе кандидата в избирательном бюллетене и вместо желаемого кандидата ставится кандидат нужный “помощнику”; могут просто проставить карандашом на избирательных бюллетенях номер, при помощи которого будет легко определить, кто голосовал за того или иного кандидата, по избирательным спискам).

 

Вопрос 46. Республиканская форма правления – конституционный

 принцип РФ: понятие, особенности, достоинства и недостатки.

В Конституции РФ установлена республиканская форма правления. Ее главным признаком является выборность и сменяемость главы государства. Республиканской форме правления имманентно присуща демократия, а демократия – республиканская форма правления. Демократия как равная для всех свобода дополняет республиканскую форму правления. Республика служит этой равной свободе, способствует ее подъему и развитию, включая равномерно распределяемые социальные блага, равные выборы, равный доступ к государственным должностям, к образованию, собственности, к участию в формировании политической воли.

 

Вопрос 47. Виды избирательных систем РФ.

I. По способу подсчета голосов и определения итогов выборов: 1) мажоритарные избирательные системы (система подсчета голосов по одномандатным округам: а) абсолютного большинства (более 50% от числа голосовавших); б) относительного большинства (побеждает у кого больше голосов); 2) пропорциональные избирательные системы (применяются на выборах по одному мандату от избирательных объединений, которые получают в парламенте количество мест пропорциональное количеству голосов избирателей: а) с установленным мин голосов; б) учитываются все голоса избирателей). Мажоритарная система не позволяет полностью учитывать соотношение политических сил в стране. Пропорциональная учитывает соотношение разных политических сил, но не обеспечивает гласности выборов. 3) Система единого не передаваемого голоса (избиратели голосуют не только за список, но персонально за каждую фигуру представленную в списке. Проходит та которая набрала наибольшее количество голосов). II. По степени альтернативности: а) альтернативные (несколько кандидатов); б) безальтернативные. III. По характеру избирательных округов: а) с территориальными округами; б) с экстерриториальными. IV. По количеству мандатов: а) на основе только одномандатных округов; б) одно и более мандатных округов; в) смешанные.

Вопрос 48. Понятие и виды представительных систем и представительных органов власти в РФ.

Представительная система это система органов государства предназначенных для непосредственного выражения интересов населения. Воплощение воли народов в государственной воле и формируемые путем реализации избирательные права. Представительные органы бывают законодательными, исполнительными (например, глава администрации Новосибирской области) и даже судебными (избрание народных судей). Представительная система формируется путем реализации избирательного права на основе избирательной системы.

 

Вопрос 49. Стадии избирательной кампании.

Избирательная компания – это урегулированная Конституцией и законами деятельность органов и групп избирателей по подготовке и проведению выборов в государственные органы и органы местного самоуправления. Будучи нормативно урегулированной, эта деятельность устойчива и состоит из определенных, расположенных в установленной последовательности элементов – стадий. В соответствии с ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 19.09.97г. можно выделить следующие стадии. 1. Назначение выборов (эта стадия заключается в установлении дня голосования, который может быть только календарным выходным днем). 2. Составление списков избирателей (это избирательные документы, определяющие круг граждан, обладающих активным избирательным правам и проживающих на территории конкретного избирательного участка). 3. Образование избирательных округов (это территория, которая образована согласно соответствующему избирательному законодательству и от которой непосредственно гражданами избираются депутаты представительных органов и выборные должностные лица). 4. Образование избирательных участков (эти территориальные единицы объединяют избирателей общим местом голосования). 5. Образование избирательных комиссий (это коллегиальные органы, на которые возлагается организационное руководство подготовкой и проведением выборов). 6. Выдвижение кандидатов (на этой стадии определяется круг лиц, из числа которых будут избраны депутаты, губернаторы, президенты). 7. Предвыборная агитация (главный смысл этой стадии в том, что граждане РФ, избирательные объединения имеют право законными методами и в допускаемых законом формах вести агитацию за или против любого кандидата или избирательного объединения). 8. Голосование (это самая главная стадия избирательного процесса, так как именно на этой стадии совершается народное волеизъявление). 9. Подсчет голосов и установление результатов выборов (поданные голоса подсчитываются сначала на избирательных участках, затем пересылаются в вышестоящие избирательные комиссии. Определяется прежде всего число действительных голосов, то есть избирательные бюллетени должны быть установленной формы и по ним можно установить волеизъявление избирателей).

 

 

Вопрос 50. Органы государственной власти в РФ: понятие и виды.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.125.171 (0.015 с.)