Принцип «разделения властей». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принцип «разделения властей».



Органы государственной власти: 1) это одна из структур государственного аппарата; 2) это обособленная структура государственного аппарата; 3) это подразделение государственного аппарата, наделенное специфическими функциями; 4) это подразделение государственного аппарата обладающее собственной компетенцией. Для нас органом государственной власти будет часть механизма государства выступающая в виде обособленного подразделения государственного аппарата, наделенная собственной компетенцией. Органы государства отличаются от органов государственной власти тем, что они осуществляют конкретные государственные функции. Различаются и тем, что органы государственной власти принимают решения общеобязательного характера (они обязательны для всех лиц находящихся на подведомственной этому органу территории), и органы государства кроме органов государственной власти подразделяются на другие органы, например, местное самоуправление, руководители государственных предприятий и учреждений. Виды органов государственной власти: 1) по способу формирования: избираемые населением и назначаемые другими органами. Выборы происходят на основе прямого или косвенного или многоструктурного избирательного права, назначаемые в порядке подчиненности и в порядке “координации”, когда орган непосредственно не подчиняется назначаемому органу. 2) По территориальному принципу: органы общегосударственные, региональные и местные. 3) По временной деятельности: органы сознанные на неопределенный срок (например, Совет федерации) и на определенный срок (например, Президент, Гос. Дума). Органы с определенным сроком делятся на постоянные (по истечение срока деятельности их упразднения не происходит, просто меняется их состав) и временные (по истечение срока деятельности самоупраздняются). 4) По форме деятельности: органы предусмотренные конституцией, федеральными законами и подзаконными актами. 5) По функциям: законодательные, исполнительные, судебные и иные органы государственной власти. Дробление власти ведет к ее уничтожению. Надо говорить о разделении сфер государственной власти (это явление объективное). Сегодня нет на свете ни одного государства, где бы ни было принципа разделения сфер государственной власти и первое проявление - это выделение судебной системы. В разных государствах разные модели разделения сфер: 1) В парламентарной монархии. Она отличается тем, что монарх осуществляет координационные функции, законодательная власть в руках парламента, исполнительная в руках правительства. 2) В дуалистической монархии исполнительную власть возглавляет монарх, а законодательную – осуществляет парламент. 3) В президентской республике законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная – президенту, который возглавляет правительство. 4) Парламентарная республика. Законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная – правительству. Фигура президента имеет номинальных характер, он является главой государства. 5) Полу президентская республика. У президента функция координатора, законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная – правительству. В некоторых смешанных республиках президент лично осуществляет отдельные исполнительные полномочия. Разделение властей является одной из форм разделения труда в управленческом процессе и в этой связи является закономерным явлением. Властные функции каждого вида и каждого уровня должны осуществляться обособленно или относительно автономно системы государственных органов. Каждая сфера и уровень реализации государственной власти должны иметь собственные предметы ведения и полномочия. Государственные органы разных ветвей и уровней власти должны оказывать влияние друг на друга с целью создания системного единства власти и предотвращения ее узурпации. Идеальной схемы разделения властей нет. В нашей стране можно выделить также более 3-х сфер власти: 1) по функциям, каждая функция осуществляется своей группой государственных органов (законодательной, исполнительной и судебной). В 17 в. говорили именно об этих 3-х сферах, сегодня говорят о 4-х, а, например, в Португалии выделяют 8-9 сфер. Юридические знания развиваются как в общем, так и в частности. Например, к какой сфере отнести прокуратуру. У нас в конституции ее отнесли к судебной власти, это было заимствовано их предыдущих конституций. Нерсесянц говорит, что прокуратура относится к исполнительной власти, но она не подчинена государству, т.е. занимает не правовое положение. 2) Органы прокурорского надзора являются обособленной сферой реализации государственной власти. 3) Президент – глава государства, но он не является в чистом виде главой исполнительной власти, а скорее всего имеет функции координационные. 4) Центробанк, однако в систему правительства он не входит, не подчиняется главе исполнительной власти. Центробанку принадлежит сфера деятельности денежно-эмиссионная. 5) Избирательные комиссии. Это обособленные государственно-общественные органы. Но это название происходит из способа формирования, а по функциям у них своя сфера отдельная или полу отдельная. 5) Пресса. Очень трудно назвать отдельной сферу реализации политической и государственной власти, т.к. она не принимает юридически значимых предписаний. СМИ (средства массовой информации) обеспечивают деятельность государственных органов или зависят от государства (дотации, договор о совместной деятельности). Но, все-таки, СМИ считать отдельной сферой деятельности нельзя.

 

 

Вопрос 51. Конституционный принцип «местного самоуправления» в РФ.

(Ст. 12) Местное самоуправление (МС) – принципы его самостоятельности провозглашены в конституции. Органы МС не входят в систему органов государственной власти. Федеральный уровень – сфера государственной власти. Города, подчинения субъектов федерации и ниже – муниципальные территории, сфера МС. МС имеет свой бюджет. МС осуществляется через 2-е основные формы: а) местный референдум (прямая); б) муниципальные органы управления (представительная). МС обладает исключительными полномочиями: 1) право на муниципальную собственность; 2) право на формирование, утверждение, исполнение местного бюджета; 3) право установления налогов и сборов; 4) право охраны и обеспечения порядка, и другие вопросы местного значения. В некоторых случаях они обладают дополнительными полномочиями. МС пользуется правом на судебную защиту + право на компенсацию вреда и дополнительных расходов, которые возникли как следствие реализации государственной власти на территории запретом деятельности. Границы муниципальных образований могут измениться с учетом мнения соответствующей территории.

 

 

Вопрос 52. Виды конституций.

Можно выделить следующие виды Конституций: I) Прежде всего, можно выделить фактическую и юридическую Конституцию. Фактическая Конституция – это реальное соотношение социально-политических сил в обществе на момент принятия Конституции. Юридическая Конституция – это акт высшей юридической силы, который отражает фактическую Конституцию в обществе. В конституционном праве, говоря о видах Конституций, принято иметь в виду именно юридическую Конституцию. II) По степени соответствия фактической Конституции юридические Конституции делятся на реальные и фиктивные. Реальные Конституции адекватно отражают фактическую Конституцию, в отличие от фиктивных. Конституция может быть фиктивной полностью, когда она совсем не отражает реальное соотношение социально-политических сил, или частично, когда она отражает это соотношение лишь отчасти. III) В зависимости от способа принятия все Конституции делятся на гибкие и жесткие. Гибкие Конституции принимаются и изменяются в том же порядке, что и остальные законы государства (как правило, простым большинством голосов). Жесткие Конституции принимаются и изменяются в особом порядке. IV) В зависимости от формы выделяют писаные и неписаные Конституции. Писаная Конституция существует в виде единого кодифицированного нормативно-правового акта. В большинстве государств Конституции писаные. Неписаная Конституция не существует в виде единого кодифицированного нормативно-правового акта. Она состоит из:* отдельных федеральных или конституционных законов;* договоров;* конституционных судебных прецедентов;* конституционно-правовых обычаев. Классический пример неписаной Конституции – это Конституция Великобритании. Вместе с тем. Существуют отрицательные стороны данных видов Конституций. Так, например, деятельность Конституционных Судов возможна только при наличии писаной Конституции, таким образом, в Великобритании существенно затрудняется охрана прав граждан. V) По форме государственного единства данного вида государства выделяют конституции унитарных государств, конституции федеративных государств, конституции субъектов федерации, конституционные акты автономных образований в унитарных государствах. VI) В зависимости от формы правления выделяют конституции республик и монархий. VII) По политическому режиму могут быть конституции демократических, либерально-демократических, авторитарных и тоталитарных государств. VIII) По способу принятия все конституции подразделяются на:* принятые с помощью референдума;* принятые высшим законодательным органом власти;* принятые специальным законом;* порядок введения в действие изложен в самой конституции.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 30; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.173.227 (0.005 с.)