Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Признаки РФ и его субъектов.

Поиск

1) РФ - это государство федеративное. Федеративное оно потому, что состоит из субъектов имеющих право участвовать в решении общегосударственных вопросов. 2) РФ - это альтернативная федерация, поскольку РФ провозглашена федерацией в феврале 1918-го года. 3) РФ - это федерация договорного типа, т.к. распределение полномочий между центральной властью и субъектами РФ в нашем государстве осуществляется на основе договора между ними. 4) РФ - это федерация асимметричная, федерация с неравноправными субъектами. Однако, в литературе высказываются мнения, что субъекты все-таки равноправны. Это не правильно. Неравноправность субъектов указана в тексте самой Конституции: "Субъекты РФ равноправны между собой (лишь) в отношениях с центральной властью". Абдулатипов выдвинул такую точку зрения: РФ состоит из равноправных, но разноуровневых субъектов. Это, конечно же, тоже неправильно. 5) РФ - это федерация с не суверенными субъектами, так как они не обладают государственным суверенитетом. Возможно сохранение субъектами федерации государственного суверенитета, но только в том случае, если речь идет о договорной союзной федерации. Если федерация альтернативная, то о суверенитете нельзя говорить: суверенитет можно сохранить, но не приобрести. 6) РФ построена на принципе, сочетания национально-территориальной и административно-территориальной субъектности, т.е. если раньше, СССР была построена как национальная государственная федерация, то сегодня чисто национальный принцип не так важен. Субъекты РФ не обладают правом сецессии. Государственно-правовые признаки РФ: 1. РФ имеет свою территорию. Территория любого государства состоит из нескольких компонентов: суша (это поверхность территории государства не покрытая водой), внутренние воды (поверхность территории имеющей водную составляющую), территориальное море, воздушное пространство, недра. Недра не включены в состав территории РФ, это грубейшая ошибка. Континентальный шельф и исключительная экономическая зона (на территории 200 миль осуществляется охрана границы, лов рыбы). Территория РФ состоит из территорий её субъектов. 2) 2. Поскольку РФ обладает суверенитетом, у нее есть суверенная учредительная власть. Она проявляется в том, что РФ: а) устанавливает принципы взаимоотношения между государством, индивидом и населением в целом; б) устанавливает свое самоназвание; в) устанавливаются основы реализации государственного суверенитета на всей территории страны, т.е. режим государственной границы и т.д. Учредительный характер субъектов РФ вторичен по отношению к учредительному характеру власти РФ в целом. 3. Признак территориального верховенства. Территория РФ не может быть изменена без ее согласия. Внутренние же границы между субъектами РФ изменять можно, утверждение изменения таких границ происходит по согласию между субъектами и с разрешения Совета Федерации. А что делать при изменении внешних границ государства? Спрашивать ли у субъектов согласия? Согласно ст.71 Конституции РФ при изменении внешних границ РФ с изменением границ субъектов РФ это вопрос решается на федеральном уровне, т.е. здесь не требуется согласия субъектов. 4. Собственная система государственных органов. У нас есть система государственных органов: президент, федеральное собрание, правительство, прокуратура, суды и т.п. В субъектах федерации действуют: а) Региональные структуры федеральных органов государственной власти и действует собственная система органов государственной власти. В эту систему входят, там, где есть - президенты и губернаторы (не путать с главами администрации области), которые имеют глав правительства, свои органы законодательной власти, органы исполнительной власти (администрация, главы администрации, правительство), в 14 республиках есть свои конституционные суды. Эти органы можно назвать органами субъектов, т.к. эти органы формируются только на уровне субъектов. Органы субъектов федерации могут иметь различные ветви и структуру, но она должна соответствовать основам конституционного строя РФ и общим принципам организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленных федеральным законом. б) Своя система законодательства и самостоятельное нормативно-правовое определение собственного статуса. Это прежде всего федеральная Конституция, это основной закон, в соответствии с которым строится вся система государственных органов. Статус на международной арене определяется соглашениями с международными организациями. РФ имеет в своём ведении отраслевое законодательство. Отрасли законодательства находящиеся в федеральном ведении: гражданское, уголовное право, уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное, законодательство о федеральном судоустройстве, федеральное конституционное законодательство (в масштабах всей федерации), законодательство о коллизии (коллизионное право), законодательство о стандартах. Ст.71 Конституции указывает какие вопросы отнесены к ведению РФ, ст.72 к совместному ведению РФ и ее субъектов, ст.73 - к ведению субъектов федерации. Статус субъектов РФ определяется: Конституцией РФ, федеративным договором (договор о распределении компетенции между РФ и ее субъектами), конституцией или уставом самого субъекта РФ, договорами субъектов РФ и федеральной власти о распределении полномочий в сфере совместного ведения, может определяться договорами друг с другом и постановлениями Конституционного суда. 5. РФ имеет свою экономическую систему, налоговую систему, право денежной эмиссии и эмиссии ценных бумаг. 6. Вооруженные силы. У РФ есть общефедеральные военные силы и собственное федеральное командование. У субъектов такого нет. Вооруженные силы это (различные точки зрения): 1) Только те формирования, которые относятся к морским, воздушным, пехотным силам. Согласно этой точке зрения у субъектов нет вооруженных сил. 2) Не только армия и флот, но и пограничные войска, войска МВД, войска ФСБ и ФАПСИ. 3) Понимается не только вышеперечисленное, но и любые милитаризированные формирования. Если смотреть на этот вопрос широко, то субъекты обладают вооруженными силами в лице муниципальной милиции, однако командования у них нет. 7. Внешнеполитическая деятельность. Это важнейший суверенный признак любого государства. Фактором признания суверенитета государства является признание его мировой общественностью и складывается из внешнеполитической деятельности, наличия консульских связей с другими государствами. Субъекты РФ не обладают правом на внешнеполитическую деятельность, она осуществляется только под эгидой РФ. Дипломатические и консульские представительства субъектов федерации не признаются правомерными. 8. Гражданство РФ и право решать связанные с ним вопросы. Для любого государства важно иметь гражданство и право решать связанные с ним вопросы. Гражданство субъектов федерации связывается с постоянным проживанием гражданина федерации на территории этого субъекта. Не может быть отдельного гражданства у граждан субъектов РФ. В нашем государстве (в 1920-30 гг.) лицо в индивидуальном порядке могло сохранить гражданство субъекта федерации, если оно желало этого по своим национальным, культурным интересам. Сейчас в законодательстве РФ такого нет, если же появится такая норма, то ничего страшного не будет, а если нет - тоже. 9. Государственная символика. Она включает в себя государственный герб, государственный гимн, государственный флаг, столицу государства. У субъектов федерации также может быть своя геральдическая символика, у республик, краев и областей - гербы, в автономных округах - эмблемы. Также у субъектов федерации может присутствовать собственный гимн, флаг (некоторые субъекты имеют вымпел). Что касается столиц, то относительно республик, говорят, что у них есть столицы, а у остальных - административные и административно-политические центры. Субъекты РФ обладают определенными государственно-правовыми признаками: 1) Субъекты РФ не обладают суверенитетом. 2) У них есть своя территория, но она является частью территории РФ. Территория субъектов РФ изменяется с утверждения Совета Федерации. 3) Своя система законодательства, но эта система является подчиненной по отношению к РФ. Субъекты РФ не имеют права принимать ряд законов: уголовных, уголовно-процессуальных, гражданских, гражданско-процессуальных. Субъекты РФ не могут осуществлять правовое регулирование интеллектуальной собственности. Им нельзя принимать коллизионные законы и другие законы, относящиеся к сфере ведения РФ. 4) Учредительная власть производна от федеральной власти, так как все субъекты РФ стали таковыми из провинций унитарного государства. 5) У субъектов РФ существует своя система органов государственной власти: президент, законодательная власть, администрации и правительство. У них нет своих судов общей юрисдикции, арбитражных судов и исполнительных органов. Их функцию выполняют региональные подразделения органов государственной власти. Мнение субъектов учитывается при назначении на судейские должности в судах общей юрисдикции. 6) Есть собственность, но это часть государственной собственности. 7) Нет денежной единицы. 8) У субъектов РФ нет собственных вооруженных сил. 9) У них нет права на участие в международной (внешнеполитической) деятельности. 10) Есть свои символы. 11) У субъектов нет столицы (исключение составляют республики). 12) У всех субъектов есть гарантии конституционного статуса субъекта РФ - система представительства на федеральном уровне.

 

 

Вопрос 29. Территория РФ: понятие, состав. Принцип

территориального верховенства, его содержание.

РФ имеет свою территорию. Территория любого государства состоит из нескольких компонентов: суша (это поверхность территории государства не покрытая водой), внутренние воды (поверхность территории имеющей водную составляющую), территориальное море, воздушное пространство, недра. Недра не включены в состав территории РФ, это грубейшая ошибка. Континентальный шельф и исключительная экономическая зона (на территории 200 миль осуществляется охрана границы, лов рыбы). Территория РФ состоит из территорий её субъектов. Признак территориального верховенства. Территория РФ не может быть изменена без ее согласия. Внутренние же границы между субъектами РФ изменять можно, утверждение изменения таких границ происходит по согласию между субъектами и с разрешения Совета Федерации. А что делать при изменении внешних границ государства? Спрашивать ли у субъектов согласия? Согласно ст.71 Конституции РФ при изменении внешних границ РФ с изменением границ субъектов РФ это вопрос решается на федеральном уровне, т.е. здесь не требуется согласия субъектов.

 

Вопрос 30. Право РФ на собственные вооруженные силы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 43; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.156.91 (0.01 с.)