Автономной области в РФ: основные теоретические и практические проблемы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Автономной области в РФ: основные теоретические и практические проблемы.



В составе РФ в качестве ее субъектов находятся 1 автономная область и 10 автономных округов. Они являются национальными государственными образованиями, отличающиеся особым составом и бытом населения. До 1990 года автономные округа находились в составе краев и областей. Законом от 15 декабря 1990 года автономным округам была предоставлена возможность самостоятельно решать вопрос о вхождении в состав Федерации – через край, область или непосредственно. Этим правом успели воспользоваться Еврейская автономная область, входившая в состав Хабаровского края и Чукотский автономный округ, входивший в состав Магаданской области. Ныне действующая Конституция РФ такой возможности не предусматривает. Отношения автономных округов, находящихся в составе края и области, могут регулироваться федеральным законом и договорами между органами государственной власти автономного округа и, соответственно органами государственной власти края и области (часть 4 статья 66 Конституции РФ). Статус автономной области и статус автономного округа определяются Конституцией РФ, Федеративным договором от 31 марта 1992 года, включающим Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеративными органами государственной власти и органами государственной власти автономной области, автономных округов в составе РФ; другими федеральными актами. По представлению законодательных и исполнительных органов автономного округа (области) может быть принят федеральный закон об автономном округе (области). Автономные округа и область обладают элементами учредительной власти. Это проявляется в их праве принимать свои уставы, законы и иные нормативные правовые акты. Устав в соответствии с Конституцией РФ и Федеративным договором закрепляет за автономными округами и областью право решать все вопросы их компетенции, иметь символику, издавать нормативные правовые акты. Автономная область, а также каждый автономный округ имеют свой административный центр. Являясь субъектами РФ, автономные округа и область располагают территорией, которая не может быть изменена без их согласия. Границы между ними и другими субъектами РФ могут быть изменены только с их взаимного согласия (часть 3 статья 67 Конституции РФ). Статус автономных округов и области может быть изменен по взаимному согласию РФ и данных субъектов в соответствии с федеральным конституционным законом. Автономные округа и область образуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти, которые функционируют на основе Конституции РФ, Федеративного договора, уставов автономных округов и области. Конституция РФ обеспечивает непосредственное участие представителей автономии в решении вопросов, отнесенных к компетенции РФ. Для этого от автономий избираются депутаты в Государственную Думу и входят по два представителя в Совет Федерации. Представительные органы власти автономий пользуются правом законодательной инициативы в федеральном парламенте. Автономные округа и область являются самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических связей, соглашений с другими субъектами Федерации в соответствии с Конституцией и законами РФ. Координируют эту деятельность федеральные органы государственной власти РФ. Взаимоотношения между автономными округами, находящимися в составе краев и областей, определяются уставами этих краев, областей и уставами соответствующих автономных округов. Конституция РФ и Уставы автономий определяют предметы ведения автономных округов и области. Часть из них являются предметами совместного ведения Федерации и автономий в ее составе (определены в статье 72 Конституции РФ). Вопросы, находящиеся вне пределов совместного ведения и исключительных полномочий РФ, решаются автономиями самостоятельно (статья 73 Конституции РФ). В области государственного строительства в совместном ведении РФ и автономий находятся обеспечение соответствия уставов, законов и иных нормативных правовых актов автономных округов и области Конституции РФ и федеральным законам; защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон. К совместному ведению РФ и автономий в ее составе отнесен значительный круг вопросов законодательного регулирования. Это - административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды. Вопросами совместного ведения РФ и автономий также являются кадры судебных и правоохранительных органов, адвокатура, нотариат, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления. В области экономического и социально-культурного строительства к совместному ведению относятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; разграничение государственной собственности; природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ. РФ и автономии в ее составе совместно ведают общими вопросами воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; охраной памятников истории и культуры; защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей; координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение; осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий. По предметам совместного ведения РФ и автономии издают федеральные законы и принимают в соответствии с ними правовые акты. Законопроекты по предметам совместного ведения направляются федеральными органами государственной власти автономной области, автономными округами для обсуждения и представления ими своих предложений. Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти автономных округов и области могут передать этим органам осуществление части своих полномочий и наоборот.

 

Вопрос 39. Гарантии конституционно-правового статуса субъектов РФ.

Гарантии: 1. Особый порядок приоритета нормативного регулирования по разным сферам ведения. В федеральной сфере ведения приоритетом обладают федеральные законы, они имеют прямое действие на всей территории России. В сфере ведения субъектов приоритетом обладают законы субъектов РФ и теперь уже они действуют напрямую на территории субъекта. В совместной сфере ведения, федеральная власть издает федеральные законы, и в соответствии с этими законами принимаются нормативные правовые акты субъектов РФ. А если нет федерального закона, но регулирование необходимо, поскольку есть пробел в праве, то что же тогда необходимо делать субъектам, принимать нормативно-правовые акты при отсутствии федерального закона? Ст.76 Конституции РФ не дает ответа на этот вопрос, однако если же буквально ее толковать, то такого права у субъектов нет. Но надо отметить, что почти во всех договорах по совместному ведению, субъектам дается право осуществления правового регулирования на территории субъекта по сфере совместного ведения при отсутствии федерального закона, однако после принятия федерального закона субъект обязан привести свое законодательство в соответствии с этим федеральным законом. 2. Представительство субъекта на федеральном уровне. Осуществляется: а) В Государственной Думе по территориальным локальным округам в соответствии с численностью субъекта. б) В Государственной Думе по списку от избирательного объединения в части региональных списков (но это не обязательное условие). в) Представительство в кантональной палате, а именно в Совете Федерации. У нас это представительство равночисленное от каждого субъекта, по два представителя от каждого субъекта. 3. Особый порядок разрешения разногласий между субъектами РФ. 4. Изменение территории субъектов РФ возможно лишь по согласованию между субъектами (которые изменяют территорию), и с утверждения федеральной власти. 5. Участие субъектов РФ в обсуждении законопроектов и проектов иных федеральных решений затрагивающих их интересы. В обязательном порядке в субъект для согласования отправляются все законопроекты по совместной сфере ведения, и законопроекты по федеральной сфере ведения, затрагивающие интересы субъектов. 6. Возможность разрешения разногласий между субъектами и субъектами и федеральной властью через Конституционный суд.

 

Вопрос 40. Сфера федерального ведения РФ: понятие, состав,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 22; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.171.202 (0.005 с.)