Государственной думы и членов Совета Федерации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственной думы и членов Совета Федерации.



Депутат это лицо, которое в установленном законом порядке избранно в представительные коллегиальные органы государственной власти или местного самоуправления для осуществления нормотворческой деятельности и иных установленных законом функций. Депутат может иметь 2 статуса: свободного мандата или императивного мандата. Императивный мандат: 1)Формирует свою программу на основе наказов избирателей; 2) Обязан реализовать наказы избирателей; 3) Обязан регулярно отчитываться перед избирателем; 4) Может быть отозван избирателями, если его деятельность их не удовлетворяет. Свободный мандат: 1) Программу формирует по своему усмотрению; 2) Такой обязанности не имеет; 3) Не обязан; 4) Не может быть отозван. Депутат - это центральная фигура представительных органов власти. Депутаты Государственной Думы - это избранные народом представители, уполномоченные осуществлять законодательную власть в Федеральном Собрании от имени всего российского народа. В основе их депутатского мандата лежат отношения между депутатами и избирателями. Конституционный статус депутата законодательного органа Российской Федерации определяется прежде всего Конституцией РФ и Федеральным законом «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 8 мая 1994 г. Взаимоотношения между избирателями и избранным ими депутатом могут строиться на принципах «императивного мандата» и «свободного мандата». Понятие «императивный мандат» включает в себя совокупность трех элементов: обязательность наказов избирателей для депутата, обязательность отчетности депутата и право его отзыва избирателями. В данном случае депутат выступает мандатарием, представителем избирателей того округа, в котором он избран. Депутатом Государственной Думы может быть только гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и обладающий активным избирательным правом. Для депутатов Думы существуют ограничения: они не могут быть депутатами любого другого представительного органа, в том числе и Совета Федерации, а также не могут находиться на государственной службе и заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой. В течение всего срока своих полномочий депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе.

 

Вопрос 58. Порядок формирования Совета Федерации.

Конституция РФ провозглашает, что порядок избрания депутатов Государственной Думы и порядок формирования Совета Федерации устанавливаются федеральными законами Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Федеральное Собрание действует самостоятельно в пределах своей компетенции и олицетворяет законодательную ветвь власти. Поскольку в состав России входят 89 субъектов, всего членов Совета Федерации должно быть 178. Однако, поскольку отсутствуют представители Чеченской Республики, фактически Совет Федерации насчитывает 176 членов. Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» от 5 декабря 1995 г. установил, что представителями субъектов Российской Федерации в Совете Федерации являются по должности глава законодательного (представительного) и глава исполнительного органов государственной власти. Если законодательный орган субъекта РФ двухпалатный, то его представитель в Совете Федерации определяется совместным решением палат. Полномочия Совета Федерации не ограничены сроком, никто не вправе его распустить, но его состав постоянно обновляется. Избрание в субъектах РФ глав представительных и исполнительных органов государственной власти осуществляется в разное время, срок их полномочий колеблется в соответствии с законами субъектов Федерации, поэтому в течение года в Совете Федерации происходит ротация (замена выбывших членов вновь избранными).

 

 

Вопрос 59. Сферы и формы деятельности депутатов Государственной Думы РФ.

Сфера деятельности делится на деятельность в: а) представительных органах власти или местного самоуправления; б) избирательных округах, откуда избран депутат. в) исполнение поручений государственных органов власти. Формы депутатской деятельности: 1) Участие в пленарных заседаниях (это общее собрание депутатов представительных органов власти полномочное принимать юридические значимые общеобязательные решения). Для пленарных заседаний необходим кворум (это утвержденный законом минимум присутствующих депутатов при наличии которого орган считается работоспособным). 2) Участие в проведении слушаний (это собрание депутатов и иных лиц специалистов, экспертов, ученых для: а) предварительного изучения проблемы, подлежащей нормативному регулированию; б) для разработки и обсуждения проекта нормативного акта, либо иного решения органа власти; в) для обсуждения иных вопросов выносимых на рассмотрение органов власти. Кворум для слушаний не нужен. Депутат на пленарных заседаниях имеет право решающего голоса.

 

 

Вопрос 60. Полномочия депутата в Государственной Думе.

Формами депутатской деятельности депутатов обеих палат Федерального Собрания являются: а) участие в заседаниях палат, как раздельных, так и совместных; б) участие в выполнении поручений палат Федерального Собрания; в) участие в работе комитетов и комиссий палат; г) участие в парламентских слушаниях; д) обращение с депутатским запросом; е) работа с избирателями. Кроме того, депутат Государственной Думы имеет право также участвовать в работе депутатских объединений - фракций и депутатских групп, а также обращаться с вопросом к членам Правительства РФ на заседании Государственной Думы. Одним из важнейших полномочий депутата Совета Федерации и депутата Государственной Думы является право законодательной инициативы, которое осуществляется в форме внесения в Государственную Думу законопроектов, поправок к ним, законодательных предложений. Депутат или группа депутатов палат Федерального Собрания имеет право запроса к Правительству РФ, Генеральному прокурору РФ, Председателю Центрального банка РФ, руководителям федеральных органов исполнительной власти, руководителям исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по кругу вопросов, входящих в компетенцию этих органов, на который эти органы обязаны дать либо устный ответ на заседании палат Федерального Собрания РФ, либо письменный не позднее чем через 15 дней со дня его получения.

 

 

Вопрос 61. Полномочия депутата в избирательном округе.

Избирательный округ, формы работы: 1) Встреча с избирателями. 2) Отчеты депутатов перед избирателями. 3) Прием избирателей и иных граждан. 4) Взаимодействие с органами государственной власти и органов местного самоуправления, предприятиями, организациями и иными (не юридическими) лицами, на территории своего избирательного округа.

 

 

Вопрос 62. Гарантии депутатской деятельности.

Основные гарантии: 1) - неприкосновенность на территориальную юрисдикцию органа, куда избран депутат, он не может быть арестован, задержан, привлечен к административной ответственности и не может быть допрошен, не может подвергаться обыску без согласия соответствующего представительного органа власти, либо органов прокуратуры. Нарушение вышеперечисленных гарантий возможно, когда депутат задержан на месте преступления, либо производится личный досмотр депутата для обеспечения безопасности других людей. 2) оклад депутата; 3) гарантии трудовых прав. Без собственного согласия депутат не может быть уволен, взят в армию для прохождения срочной службы и т.д. Время депутатской деятельности засчитывается за все виды стажа. И его супруге, даже если она не работает, это время засчитывается в стаж. 4) По оставлению должности и сложении полномочий депутату оплачивает государство перевозку контейнера до 10 тонн. Утрируя, можно сказать, что депутаты приезжают на место исполнения обязанностей с несколькими чемоданами, а при возвращении домой, им уже для вещей необходим контейнер. 5) Предоставляется служебная жил. площадь или гостиница люкс (на 2 места). Можно назвать и другие гарантии депутатской деятельности, но они уже не относятся непосредственно к личности депутата, как вышеперечисленные. Все же остальные в определенной степени находятся в социальной, политической сфере и других сферах.

 

 

Вопрос 63. Президент и кандидат в депутаты Государственной Думы:

 конституционно-правовые требования.

Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий на территории Российской Федерации не менее десяти лет. Одно и то же лицо не может занимать пост Президента РФ более двух сроков подряд. Конкретный гражданин теоретически может стать главой российского государства и более двух сроков подряд при наличии интервала между периодами президентства (перерыв является обязательным, если президентство осуществлялось два срока подряд). Выдвигать кандидата на пост Президента России может избирательное объединение или блок, зарегистрированные в установленном порядке, а также инициативная группа российских граждан в количестве не менее 100 человек. От одного избирательного объединения (избирательного блока) может быть выдвинуто не более одного кандидата. В поддержку выдвинутой кандидатуры инициаторы должны собрать не менее 1 млн. подписей избирателей, причем на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более семи процентов от требуемого общего числа подписей.

 

 

Вопрос 64. Полномочия Президента РФ: начало и окончание.

Президент РФ избирается на 4-ре года на основе всеобщего тайного избирательного права. Президентом может быть гражданин РФ (независимо от способа приобретения гражданства), постоянно проживающий на территории РФ не менее 10-ти лет, и достигший 35-го возраста. Однажды на практике возник спорный вопрос - кандидат в президенты должен прожить 10-ть лет в РФ неважно когда, или непосредственно перед избранием? Он был правильно решен - кандидат должен прожить в РФ 10-ть лет непосредственно перед избранием (толкование п.2 ст.81: проживающий, а не проживший 10 лет, следовательно - говорится о настоящем моменте). Одно и тоже лицо не может занимать должность Президента РФ более 2-ух раз подряд. Но если у него будет перерыв, то может опять отбыть два срока. Вопрос о сроках был поставлен еще Хрущевым, о том что высшее партийное должностное лицо не может занимать должность более двух раз подряд, естественно, что партийному руководству данная инициатива не понравилась. Если мы сравним старую Конституцию и новую, то мы не найдём ещё одного ограничения - это высший предел возраста лица, балатирующегося на пост Президента РФ, ранее это был предел в 65-ть лет. В нынешней Конституции данного ограничения нет, это связано с известными событиями. Но надо отметить, что сегодня Конституционный суд признаёт неконституционными законы, в которых содержатся возрастные (верхние) пределы возраста (пример - ФЗ "О высшем образовании"). Избиратели сами должны решать, кандидата какого возраста им выбрать. Полномочия Президента РФ начинаются с момента его вступления в должность, а вступления в должность олицетворяется принятием Президентом торжественной присяги. Встала проблема, на чём Президенту приносить присягу, сначала хотели ввести американский способ - на Библии (но ведь у нас светское государство), тогда начали предлагать приносить присягу на религиозных книгах всех религий (Коран, Талмуд, Библия и т.д.), прикинули как это всё будет выглядеть, и поэтому решили, что лучше всего будет приносить присягу на Конституции РФ. П1. ст.82 содержит текст присяги Президента РФ: "..защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства…", по данной трактовке опять же, независимость в суверенитет не включается, тоже самое и относительно безопасности и целостности государства, видимо составители Конституции плохо себе представляли себе что же такое суверенитет. Присяга Президента приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда. Возникает вопрос, почему нет судей Высший судов и членов Правительства? Такая идея в проекте действительно была, но её исключили, поскольку Президент РФ должен присягать перед должностными лицами, которые постоянно занимают свою должность, а также потому, что Правительство напрямую зависит от Президента (он его назначает), а вот судей можно было бы всех пригласить. Почему нет представителей местного самоуправления, так как таких представителей очень много и пришлось проводить выборы - кто поедет на церемонию принятия президентской присяги. Президентские полномочия могут быть закончены: 1. В срок - после того, как Президент отработает тот период времени, на который он избран. Его полномочия считаются прекращёнными с момента принесения присяги вновь избранным Президентом. Если, к примеру, никого не избрали, то старый президент продолжает осуществлять свои функции, впредь до момента избрания, даже если окончился его срок. 2. Досрочно: а) добровольная отставка - отставка БНЕ положила прецедент, кому он объявил о своей отставке, он просто объявил это народу. Должна быть особая процедура выхода в отставку. Президент должен бы был направлять заявление об отставке в адрес Конституционного Суда, либо в Федеральное собрание с согласия Конституционного Суда. б) стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия - процедуры опять же нет. КПРФ пыталась принять в Государственной Думе постановление по этому поводу, но не получилось. Проект такого закона должен содержать: * какие заболевания дают основания для стойкой неспособности; * кто даёт заключение о том, что Президент не способен осуществлять полномочия; * кто заставит Президента пройти это медицинское освидетельствование. Не один психический больной себя больным никогда не признает. в) отрешение от должности - процедура отрешения (это покушение с негодными средствами), сегодня эта процедура практически не осуществима. Ст.93 Конституции РФ. Пока губернаторы и председатели законодательных собраний субъектов входят в Совет Федерации, навряд ли они поддержат такую инициативу. Есть такой принцип - не портить отношения с центром. Президент РФ отрешается от должности только при государственной измене или при совершении иного тяжкого преступления (а если преступление не тяжкое?). Предположим, Президент Х совершает на улице хулиганские действия (нападает на граждан) в любом другом государстве это было бы преступлением, достаточным для отрешения президента от должности. Государственная измена или совершение тяжкого преступления Президентом РФ должны быть подтверждены решением Верховного суда, но судебное решение по таким делам, выносится только после определенных следственных действий. А комиссия Государственной Думы (которая и ведет эти действия) не является органом представительного следствия, и на этом основании Верховный Суд РФ может отказать в приёме такого дела. Также совершенно невозможно получение одобрения Конституционным Судом РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Можно предложить два выхода из данной ситуации: а) Записать в УПК возможность принятия Верховным Судом таких дел к производству без предварительного следствия. б) При импичменте создаётся специальная группа в Государственной Думе, необходимо приравнять эту группу по статусу к органу, который может осуществлять предварительной следствие. Если Президент нарушает присягу, то это не является основанием для отрешения от должности, и это весьма странно. Необходим более широкий перечень оснований отрешения Президента РФ от должности.

 

 

Вопрос 65. Конституционно-правовые проблемы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 31; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.173 (0.011 с.)