окончания президентских полномочий. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

окончания президентских полномочий.



Президентские полномочия могут быть закончены: 1. В срок - после того, как Президент отработает тот период времени, на который он избран. Его полномочия считаются прекращёнными с момента принесения присяги вновь избранным Президентом. Если, к примеру, никого не избрали, то старый президент продолжает осуществлять свои функции, впредь до момента избрания, даже если окончился его срок. 2. Досрочно: а) добровольная отставка - отставка БНЕ положила прецедент, кому он объявил о своей отставке, он просто объявил это народу. Должна быть особая процедура выхода в отставку. Президент должен бы был направлять заявление об отставке в адрес Конституционного Суда, либо в Федеральное собрание с согласия Конституционного Суда. б) стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия - процедуры опять же нет. КПРФ пыталась принять в Государственной Думе постановление по этому поводу, но не получилось. Проект такого закона должен содержать: * какие заболевания дают основания для стойкой неспособности; * кто даёт заключение о том, что Президент не способен осуществлять полномочия; * кто заставит Президента пройти это медицинское освидетельствование. Не один психический больной себя больным никогда не признает. в) отрешение от должности - процедура отрешения (это покушение с негодными средствами), сегодня эта процедура практически не осуществима. Ст.93 Конституции РФ. Пока губернаторы и председатели законодательных собраний субъектов входят в Совет Федерации, навряд ли они поддержат такую инициативу. Есть такой принцип - не портить отношения с центром. Президент РФ отрешается от должности только при государственной измене или при совершении иного тяжкого преступления (а если преступление не тяжкое?). Предположим, Президент Х совершает на улице хулиганские действия (нападает на граждан) в любом другом государстве это было бы преступлением, достаточным для отрешения президента от должности. Государственная измена или совершение тяжкого преступления Президентом РФ должны быть подтверждены решением Верховного суда, но судебное решение по таким делам, выносится только после определенных следственных действий. А комиссия Государственной Думы (которая и ведет эти действия) не является органом представительного следствия, и на этом основании Верховный Суд РФ может отказать в приёме такого дела. Также совершенно невозможно получение одобрения Конституционным Судом РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Можно предложить два выхода из данной ситуации: а) Записать в УПК возможность принятия Верховным Судом таких дел к производству без предварительного следствия. б) При импичменте создаётся специальная группа в Государственной Думе, необходимо приравнять эту группу по статусу к органу, который может осуществлять предварительной следствие. Если Президент нарушает присягу, то это не является основанием для отрешения от должности, и это весьма странно. Необходим более широкий перечень оснований отрешения Президента РФ от должности.

 

 

Вопрос 66. Виды полномочий Президента РФ.

Полномочия Президента можно подразделить на несколько групп: 1. Полномочия Президента как главы государства (см. выше). 2. Полномочия Президента по формированию других органов федеральной власти: а) Президент РФ представляет Государственной Думе кандидатуры Председателя Правительства РФ; б) Президент утверждает членов Правительства; в) Президент представляет Совету Федерации для утверждения кандидатуры судей высших федеральных судов, Генерального Прокурора; г) Президент назначает выборы в Государственную Думу; д) Президент может распустить Государственную Думу; е) назначает на высшие дипломатические и военные должности и т.д. 3. Полномочия Президента в сфере военного командования и военного строительства: а) Президент утверждает военную доктрину; б) присваивает высшие воинские звания; в) возглавляет Совет Безопасности; г) является главнокомандующим всех военных сил. 4. Полномочия Президента в области внешнеполитической деятельности: а) Президент возглавляет всю работу по организации внешней политики государства; б) он принимает верительные и отзывные грамоты, это документы которые иностранные послы вручают главе государства. Когда посол прибывает в страну, он вручает Президенту верительную грамоту (с этого момента он обретает свои полномочия), а когда посол покидает страну, то он вручает Президенту отзывную грамоту (соответственно, и теряет свои полномочия); в) назначает дипломатических представителей в иностранные государства; г) представляет РФ на международных переговорах. 5. Полномочия по нормотворчеству и утверждению законов: а) Президент обладает правом законодательной и конституционной инициативы; б) Президент РФ подписывает законы; в) Президент РФ обладает правом вето на законы принятые Федеральным Собранием; г) Президент РФ сам издаёт указы нормативного характера; д) Президент РФ имеет право обращаться в Конституционный Суд по вопросу о конституционности той или иной юридической нормы; е) Президент РФ организует согласительные процедуры при коллизии нормативных актов РФ и её субъектов. 6. Полномочия Президента РФ в сфере охраны общественного порядка, обеспечения прав и свобод граждан: а) Президент имеет право объявить чрезвычайное положение; б) осуществляет помилование; в) является гарантом прав и свобод граждан РФ.

 

 

Вопрос 67. Президент РФ – глава государства.

Президент как государственный орган в научной политической литературе получил самые разные оценки: 1. Президент - это высшее должностное лицо в государстве. Да, с этим можно согласиться, выше нет. 2. Президент - это ещё и глава государства. Да, это единоначальный глава государства. 3. Президент - глава исполнительной власти. Зачастую эти характеристики в разных формах правления верны, так в парламентской республике президент является высшим должностным лицом, а в президентской республике - главой исполнительной власти. У нас же республика смешанного типа, поэтому вряд ли можно назвать нашего президента главой исполнительной власти, так как у нас есть правительство, и есть председатель правительства, которой и является главой исполнительной власти, хотя президент и замыкает на себе силовые ведомства. По новой Конституции президент не является высшим должностным лицом или главой исполнительной власти (по старой Конституции он был высшим должностным лицом). Сегодня (п.1 ст.80 Конституции РФ) он именуется главой государства, а если так, то возникает вопрос - является ли он главой чисто номинальным (подписание различных официальных документов и представительство) или же он обладает особыми функциями? Конституция РФ даёт на этот вопрос вполне определённый ответ - особые функции Президента РФ как главы государства: 1. Президент РФ - это гарант Конституции РФ. Это значит, что в руках Президента сосредотачиваются все нити механизма обеспечения нашей Конституции. Он должен следить за реализацией Конституции. После памятных событий 93-го года, появилось утверждение, что Президент должен быть именно гарантом Конституции, а не её хозяином. Президент не должен её нарушать. Пример выступления Президента РФ гарантом Конституции - ст.65 Конституции РФ изменяется только указом Президента (он издаёт указ как гарант Конституции, чтобы подкорректировать её содержание). 2. Президент РФ - гарант прав и свобод человека и гражданина. То есть, если Президент обнаруживает, что какой-то закон нарушает права и свободы гражданина, то он должен использовать право законодательной инициативы, чтобы устранить это нарушение. Если Президент РФ узнаёт, что какой-то орган исполнительной власти нарушает права и свободы, то он должен принять меры по пресечению этих нарушений. Также Президент является инициатором по обращению в Конституционный Суд. 3. Президент РФ - обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов исполнительной власти. Это координационная функция президента (п.2 ст.80 Конституции РФ). Он также принимает меры по охране суверенитета РФ, её независимости и государственной целостности. Здесь надо отметить одну неточность - понятие "суверенитет" охватывает понятия "независимость и государственная целостность", это юридическая неграмотность составителей Конституции. 4. Президент РФ - в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Вроде бы все правильно, но дело в том, что Президент это только один человек (несмотря на его аппарат), и это не гарантирует его от ошибок, поэтому было бы правильнее осуществлять эти функции не только Президенту, а Президенту совместно с Федеральным Собранием РФ. Также определяя основные направления внешней и внутренней политики, он должен принимать эти решения не самостоятельно, а в согласовании с законодательным органом, так как эти решения всё равно потом получают в Федеральном Собрании законодательную форму. Есть еще одно замечание, проблема соотношения указа Президента и федерального закона, здесь она высвечивается очень ярко, знаменитый указ Президента №1400 от 93-го года - в соответствии с этим указом была прекращена деятельность законодательного органа. Лицам, которые высказали мнение, что данный указ неправомерен, сказали, что Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики, и поэтому его указы важнее. Сегодня эта ситуации также вполне может возникнуть, и если она возникает (указ противоречащий федеральному закону), надо ли подчиняться этому указу (в соответствии с п.3 ст.80) или всё-таки не стоит? Поэтому необходимо принять закон, касающийся основных направлений внешней и внутренней политики, и тогда вопрос был бы исчерпан. 5. Президент РФ - представляет РФ внутри страны и в международных отношениях (п.4 ст.80). Вторая часть понятна, это правильно, а вот как Президент РФ может представлять РФ внутри РФ. Было бы правильнее сказать - Президент РФ представляет федеральную власть внутри страны. Очередная неудачная редакции конституционного положения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 28; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.154.151 (0.006 с.)