Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Современные направления лингвистикиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Этнолингвистика – синтез двух наук – лингвистики и этнологии; занимается изучением взаимодействия языка и культуры. Интересуют вопросы: 1) с помощью каких средств, каким образом и в какой форме находят отражение в языке культурные представления; 2) какие формы и средства общения в языке являются специфическими. Гипотеза лингвистической относительности впервые представлена в работах Сепира Э. и Уорфа Б. Она заключается в том, что мы воспринимаем мир через призму языка. Учёные сопоставили языки и обнаружили закономерность (сочетаемость слов). Вывод: носители европейских языков по-другому воспринимают мир. Язык диктует разные восприятия действительности. А. Вежбицкая, Шмелёв, Апресян изучали вопрос о языковой картине мира с целью выявить универсальные черты разных картин мира и установить различия языковых картин мира. Следующее направление – социолингвистика. Она возникает в противовес структурализму. Социолингвистика занимается взаимодействием языка и общества. В центре внимания – внутреннее функционирование (возраст, пол говорящего, особенности ситуации). Данное направление возникло в 30-х годах, а термин был введён в 1952 году. Оно возникло на стыке социологии и лингвистики. Представителями данного направления являются: Виноградов, Винокур, Поливанов, Жирмунский, Мейе, Шарль Балли. Главными целями являются изучение: 1. Как люди используют язык. При чём люди, составляющие то или иное общество. 2. Как влияют на развитие языка изменения в обществе, в котором существует данный язык. Решаются проблемы: 1. Социальной дифференциации языка. 2. Социальной обусловленности языка. С развитием общества меняется язык. Социальные изменения первичны. 3. Вопросы языковой политики. Государство может регулировать нормы орфографии и пунктуации. Прагматика – изучает соотношение языкового знака и носителя языка. Данную науку интересует механизм речи. Она решает вопросы: 1. Кто говорит, кому, что и зачем. 2. Как человек строит высказывание и как это связано с ситуацией общения. Одним из ведущих направлений является теория речевых актов – авторы Остин, Сёрль, Грайс и др. Речевой акт – единица, которая включает три компонента: намерение говорящего (иллогуция), собственно сам речевой отрезок и достигаемый результат (перлокуция). Например, приказ, вопрос, благодарность, соглашение. Теория речевых актов строится на том: 1) цель коммуникации; 2) какие языковые средства используем, чтобы достичь цели. Существуют косвенные речевые акты. Например: Не передадите ли мне соль? Правила поведения Грайса (максимы): 1. Принцип количества: нужно говорить не более или менее того, что необходимо для достижения целей. 2. Правило качества заключается в том, что в диалоге мы должны говорить правдивую информацию. 3. Тематическая релевантность. Высказывание должно соотноситься с темой. 4. Максима манеры. Всё зависит от целей говорящего, от того, какой тип поведения у говорящего, способа изложения информации, от интерпретации этой информации. Психолингвистика возникла на стыке психологии и лингвистики. Она возникла около 40 лет назад в США. Объектом психолингвистики является язык как феномен психики. Её интересует вопрос, каким способом развивается способность говорить. Кроме того, интересует: 1. То, почему происходят проблемы речи (врождённые и приобретённые), как с ними бороться. 2. Симметричен ли процесс порождения и восприятия речи. 3. Одинаковы ли механизмы овладения родным и не родным языком. 4. Какие психические процессы обеспечивают чтение. 5. Какие особенности языковой личности мы можем выявить путём анализа языковой личности. Широчайшее распространение получили эксперименты (например, ассоциативный). Такие эксперименты помогают в изучении языков. Ментальный тезаурус – как понятия связаны в сознании носителя языка. Когнитивная лингвистика возникла в 70-е годы. Она имеет целью реконструировать языковую картину мира (в языке происходит отражение мировоззрения, восприятия). Выделяется логическая картина мира, наивная и научная картина мира. Лингвисты исходят из того, что у разных народов существуют разные языковые картины мира. Центральные понятия – концепт, фрейм, сценарий. Концепт отражает логическую информацию, субъективную информацию. Концепт определяется как ментальная единица, с помощью которой можно описать языковую картину мира. Исследуются сначала фольклорные тексты, потом художественные тексты, публицистические и разговорная речь. Все концепты собираются воедино и образуют языковую картину мира. Важный вопрос о взаимоотношении понятия и концепта. Важная составляющая когнитивистики – теория когнитивной метафоры. Изучая метафоры, можно выйти на проблемы сознания, языкового знания. Итак, центром изучения современной лингвистики является язык не только внешний, но и внутренний – ментальный лексикон. Лекция 10. Методы лингвистических исследований Метод – система исследовательских приемов и процедур, способствующих целенаправленному изучению чего-либо с определенной точки зрения. Невозможно все объекты действительности изучить с помощью одного какого-то метода. Поэтому стоит вопрос о том, сколько методов существует и каким образом их классифицировать. Метод – система, с присущей ей структурой. Метод как система состоит из его теорий, совокупности научно-исследовательских приемов, содержание которых определяется лингвистическими основами метода и комплекса технических приемов и процедур. Теоретическая база метода должна основываться на познании действительных, а не вымышленных свойствах объекта. Применение любого метода начинается с приема. Прием – определенное действие, операция, оперирование языковым материалом. Научные приемы – сравнение, выявление дифференциальных признаков. Технические приемы – конспектирование изученной литературы, занесение на карточки, создание анкет. Любые приемы используются не хаотично. Они подчиняются определенной методике (последовательности приемов). В современной науке методы классифицируются в зависимости от того, какую цель преследуют (описание языка, определение языка среди других в мире и т. д.). Выделяются методы: описательный, таксономический, лингвогенетический, типологический и ряд других методов. 1. Описательный метод. Цель: установление фактов и явлений, включение их в обиход научного исследования. Приемы: наблюдение с интуитивным выделением языковых единиц и сведением их в совокупности. Первые грамматики пользовались этим методом. Описательный метод находит применение в полиевой лингвистике – она описывает языки, которые не имеют своей письменности. Известные исследователи: Б. Уорф, Л. Блумфилд, Бодуэн де Куртенэ. Очень близок к описательному – метод лингвистического эксперимента (эксперименталных исследований). Эксперимент – форма научного опыта, представляющая собой систематизированное и многократно воспроизводимое наблюдение объекта. Отдельные стороны и связи этого объекта с другими выявляются в процессе контролируемых пробных действий наблюдателя. Одним из первых предложил использовать эксперимент Л.В. Щерба. В своей работе он выделяет 3 типа эксперимента: а) эксперимент как способ проверки адекватности теоретических построений фактов языка; б) можно произвольно сочетать слова и систематически заменяя одно другим, меняя порядок и интонацию, наблюдать получающиеся при этом различия; в) анализировать отрицательный языковой материал (неправильное употребление слов), чтобы увидеть сдвиги. Все эксперименты делятся на технические и собственно лингвистические (глокая куздра, ассоциативный эксперимент). 2. Структурные или таксономические методы (таксономия – совокупность принципов и правил классификации лингвистических объектов). Методы применяются там, где нужно классифицировать объекты, которые располагаются иерархично. Цель: описать структуру языка. Отличие от описательного метода: описательный метод имеет дело с реальными наблюдаемыми объектами, а структурные – выявляют и описывают систему языка, которая выводится из языкового материала путем сложных умозаключений. Прием: вычленение лингвистических единиц, обобщение их в классы, классифицирование, моделирование и т.д. Методы структурной лингвистики: 1. Дистрибутивный анализ – это метод исследования языка, основанный на изучении окружения отдельных единиц в тексте и не использующий сведений о полном лексическом или грамматическом окружении этих единиц. Дистрибутивный анализ состоит из нескольких этапов. Начинается с символической записи теста (сущ. – С, гл. – Г, им. п., личная форма - л.ф, инф.). Затем мы изучаем эти записи. Составляется дистрибутивная формула. 2-я ступень после составления формулы – идентификация – то есть объединение множества текстовых единиц в одну единицу языка. Методика дистрибуции собенно востребована в изучении фонем и морфем. Если 2 текстовые единицы никогда не встречаются в одном окружении, то они принадлежат одной и той же единицы языка. Если единицы языка встречаются в одних и тех же окружениях, но при этом в значении не меняется, то они принадлежат одной единице языка. Если текстовые единицы встречаются в окружении, но различаются значениями, то перед нами разные единицы языка. 3-я: объединение выделенных единиц в классы (н., кач. прилагательные). 2. Анализ по непосредственным составляющим. Предложение создается путем последовательного наслоения двучленных конструкций, которые и названы непосредственными составляющими. Мы можем разложить предложение на компоненты до того минимума, который окажется далее неделимым. Зависимые компоненты называются спутниками. 3. Трансформационный метод (предложен Харрисом). Цель: найти элементарную синтаксическую единицу. Опирается на то, что основной единицей синтаксического уровня является некоторый тип простого предложения, который называется ядерным (нераспр., повеств., утверд., изъяв. накл. и активном залоге). Из ядерного предложения путем преобразования грамматической структуры мы можем получить все остальные предложения большей или меньшей сложности. Те операции, которые производятся над ядерными, называются трансформациями. А предложения, которые получаются, называются трансформами. Предложения в общем сходны по структуре и значению. Зная правила трансформации можно построить трансформационную грамматику и можем построить предложение любой степени сложности. 4. Метод компонентного анализа. С его помощью мы можем изучить устройство лексического значения. В основе лежит представление о том, что выделяются компоненты или семы (архисема – ядерная, дифференциальные – позволяют отличить значения, реальные – выражены, потенциальные – присущи и т.д.). Суть компонентного анализа в том, чтобы выявить семы в структуре ЛЗ. Кроме того, он используется для того, чтобы сравнить ЛЗ разных слов: выявить общие и разные семы. 5. Метод шести шагов (Караулов). Цепочка, связывающая 2 любых слова в словаре, никогда в сумме не превышает шести шагов до общего элемента. 3. Лингвогенетический метод – основываются на диахронном подходе к языку и ставят целью изучение истории отдельного языка или группы языков. Два основных метода: а) исторический, б) сравнительно-исторический. База исторического – один язык, а база сравнительно-исторического – группа родственных языков. 1. Исторический – с его помощью изучается развитие одного языка. Сводится к методике сравнения одного явления, взятого на разных этапах языкового развития. Прием внутренней реконструкции – мы берём современную форму и можем описать, сравнивая с похожей. И, в итоге, можем предположить как выглядел прототип. 2. Сравнительно-исторический метод – это совокупность приемов, направленных на решение ряда задач: 1) установить генетическое родство между различными языками определенного ареала, объяснить эту генетическую общность, объяснить причины и условия распада праязыка, а также отдельных языков; 2) объяснить закономерности эволюции группы родственных языков. Приёмы: 1. Прием генетического отождествления фактов. 2. Прием внешней реконструкции – мы можем реконструировать более древнее состояние сравнивания языковые факты родственных языков. 3. Прием относительной хронологии позволяет установить какое явление предшествует другому. 4. Методика глоттохронологии, которая помогает ответить на вопрос: с какой скоростью происходят изменения в языке и как постоянно. 5. Прием лингвистической географии – как в пространственном отношении разделяются факты. 4. Сопоставительный метод или типологический – сравниваются языковые структуры в их сходстве и различии не зависимо от их генетической принадлежности. Основанием для возникновения метода стало то, что все языки мира имеют сходные принципы в структурной организации. Поэтому с помощью этого метода изучаются языки в синхронии. Задача исследования – увидеть сходства языков и установить различное, присущее каждому языку в отдельности. Необходимо соблюдение следующих условий: язык должен рассматриваться как система. Поэтому нужно опирается не на единичные факты, а исходить из системного противопоставления своего и чужого. Чтобы было сопоставление, нужно несколько разных языков. 5. Методы количественного анализа опираются на связь с математикой. С помощью этих методов мы можем обнаружить связь между количественными и качественными сторонами языка (например, между употребительностью слова и длинной слова). 6. Самая распространённая методика – статистическая. Этим методом устанавливается связь между разными явлениями: можно определить идеостиль какого-то автора, кроме того, он используется для определения авторства того или иного текста. Результатом часто становится создание частотного словаря (например, словарь Засориной). В частотном словаре в определённом порядке располагаются слова, которые наиболее часто используются в определённых жанрах. С помощью него можно выявить определённые закономерности словоупотребления. Для языкознания рубежа XX-XXI вв. характерна разработка индивидуально-авторских исследовательских программ. Методика семантических примитивов А. Вежбицкой – пример лексикоцентрического подхода к языку. С развитием когнитивного направления связана разработка концептуального анализа. В зарубежном и отечественном языкознании широко используются методики исследования концепта и этноконцепта. Семинары 1. Тема Язык как знаковая система. Литература 1. Кодухов В.И. Общее языкознание. 2. Сусов И. История языкознания 3. on line http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Sysov_Jazukoznzn/_Index.php 4. on line http://www.google.ru/#hl=ru&sugexp=pfwe&cp=26&gs_id=49&xhr=t&q=Patrz%C4%99+na+twoj%C4%85+fotografi%C4%99&pf=p&sclient=psy-ab&newwindow=1&biw=1360&bih=562&source=hp&pbx=1&oq=Patrz%C4%99+na+twoj%C4%85+fotografi%C4%99&aq=0L&aqi=g-L1&aql=f&gs_sm=&gs_upl=&bav=on.2,or.r_gc.r_pw.,cf.osb&fp=6b44acb61f96440c
Приложение
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.41.252 (0.013 с.) |