Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Язык и сознание. Язык и мышлениеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Мышление – это психические процессы отражения объективной реальности, составляющие высшую степень человеческого познания. Мышление дает знания о существенных свойствах, связях и отношениях объективной реальности. Оно существует в процессе познания как переход от явления к сущности. Трудности определения взаимоотношения языка и мышления: 1) мышление – это явление одновременно и социальное, и биологическое, 2) природа языка и мышления двойственна: их единицы статичны и динамичны одновременно. Они являются, с одной стороны, средством закрепления общественного познания и с другой стороны – представляют мыслительно-речевую деятельность, 3) мышление многокомпонентно, язык тоже сложен, многоярусен и многофункционален. Исследователи выделяют разные виды мышления: 1. Чувственное мышление – отражение действительности, возникающее в результате полученной человеком информации с помощью чувств. 2. Наглядно-образное – отражение действительности в виде образов внешней действительности, сцен. 3. Поисковое (техническое) – усилие, направленное на поиск какого-либо решения. 4. Словесное (вербальное) – самый развитый тип, так как созданию слова предшествует опыт, знание предметов и классифицирующая работа ума. Проблемы: 1. Есть или нет связь между мышлением и языком. Наиболее четко ответили на этот вопрос физиологи. За мышление в целом отвечает весь мозг, а разными формами речевой деятельности заведуют отдельные участки коры головного мозга. Можно выявить мозговые механизмы, которые отвечают за использование каких-либо компонентов языка. 2. Каков характер связи между языком и мышлением. Существуют две точки зрения: а) язык и мышление разделяются. Язык – способ передачи мысли, но не средство ее формирования. Мышление – экстралингвистический фактор, находящийся за пределами языка. Языки носят чисто национальный характер. Аргументы: 1) скорость мышления выше скорости говорения; 2) всем знаком факт в затруднении выражения той или иной мысли; 3) примеры с глухонемыми. Они не могут говорить, но нисколько не уступают говорящим в умственном развитии. б) иная точка зрения, согласно которой взаимосвязь языка и мышления присутствует. На это указывал еще Гумбольдт. Важнейшим элементом системы язык-мышление является внутренняя речь. Внутренняя речь – речь, без звука, которая сопровождает процесс мышления. Внутренняя речь – основное и универсальное средство умственной деятельности и сознания человека. Во внутренней речи язык и мысль объединяется в целостный комплекс. Внутренняя речь имеет два вида: а) беззвучное проговаривание, по структуре совпадает со звучащей речью и предшествует ей, б) редуцированная, максимально сокращенная, фрагментарная, не совпадающая по своей структуре (синтаксической и смысловой) с речью. Более сложные задачи, которые требуют напряженной работы мысли усиливают речедвигательные процессы. Внешняя речь – связующее звено между отвлеченной мыслью и материальной формой языка. Благодаря внутренней речи мы можем легко закрепить мысль, обобщить и запомнить какую-либо информацию. Язык и мышление тесно связаны с помощью внутренней речи. С другой стороны взаимоотношение языка и мышления проявляется во взаимоотношении единиц языка и мышления (слово и предложение; понятие и суждение). Понятие – мысль о классе предметов или явлений действительности, это совокупность познанных в практике общения и деятельности людей отличительных, существенных признаков, по которым выделяются и отождествляются предметы, их качества, признаки, свойства, связи, отношения и т.д. Слово – знак, с помощью которого обозначается понятие. Отношение тождества между словом и понятием не всегда возможно. Так как не все слова не обозначают понятия (служебные, междометия), разные слова обозначают одно понятие (на уровне развития семантической структуры слова). Единицы языкаи мышления: предложение и суждение. Суждение – мысль, в которой что-то либо утверждается, либо отрицается. Суждение может быть либо истинным, либо ложным. Суждение соответствует в языке предложению повествовательному. Суждение всегда имеет двучленную структуру: субъект и предикат. Субъект – то, о чем говорится, сам предмет мысли. Предикат – то, что утверждается / отрицается о предмете речи. Универсальным средством выделения субъекта и предиката является интонация. 1. Суждение всегда проявляется в форме предложения, но предложение не всегда является субъектом. 2. Суждение двучленно, а предложение не всегда. 3. Влияет ли язык на мышление и мышление на язык. Этим занимается этнолингвистика: язык влияет на мышление. Гипотеза Уорфа и Сепира. Гирпотеза языковой относительности: избирательность языка, различная сегментация мира в языках, тирания языка по отношению к мышлению. Язык не определяет характер мышления в целом. Мы не можем утверждать, что язык обусловливает мышление, и мы должны разграничить логическую и языковую картину мира. Языковая картина мира национальна, не одинакова. Язык влияет не на содержание мышления, а лишь на технику мышления.
Лекция 6.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.153.232 (0.006 с.) |