Сравнительно-историческое языкознание 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сравнительно-историческое языкознание



В 1 половине 19 века языкознание выделилось как особая отрасль знаний, уточнило свой предмет и метод. приобрело современное строение. Основными разделами лингвистики стали:

– общее языкознание, понимаемое как философия языка и общая грамматика;

– сравнительно-историческое языкознание;

– частное языкознание: изучение отдельных языков, составление нормативных грамматик и словарей.

Но наибольшее развитие в это время получило сравнительно-историческое языкознание. Объектом его исследования являлись родственные языки:

- устанавливалось соотношение между ними;

- описывалась их эволюция во времени и пространстве.

Основной инструмент исследования - сравнительно-исторический метод. Принцип историзма обозначал развитие языка во времени, осуществляющегося естественным образом, а не божественной волей. В трактовке языковых фактов видели уже не лестницуформ, а цепь развития. Другая сторона сравнение – это средство, способ исследования нескольких языков или одного языка (внутреннее сравнение более ранних фактов с более поздними).

Обычно возникновение сравнительно-исторического языкознания связывают со знакомством европейских лингвистов с санскритом в конце 18 века. Но при этом недооценивают роль идейно-интеллектуального контекста, который складывался в научно-философской жизни Европы того времени.

Болгарский лингвист Вл. Георгиев делит историю сравнительно-исторического языкознания на 3 периода: 1816 – 1870; 1871 – 1916 и 20 век.

Считается, что начало первого периода связано с появлением работ германского лингвиста Франца Боппа. К этому же периоду относятся труды Расмуса Кристиана Раска, Якоба Гримма, Александра Христофоровича Востокова и др. Завершает его германский лингвист Август Шлейхер. В это время устанавливается родство изученных языков с санскритом. В Калькутте организуется Бенгальское азиатское лингвистическое общество, которое делает вывод об общем источнике языков. Таким образом, было преодолено разобщение европейского и азиатского языкознания и поставлен вопрос о единстве лингвистики.

Крупнейшие представители 2-го периода Карл Бругман, Бертольд Дельбрюк, Филипп Федорович Фортунатов, Фердинанд де Соссюр, Иван Александрович Бодуэн де Куртене и др. В этот период было обнаружено много новых языковых фактов и сделано большое количество открытий. Компаративисты 2-го периода в значительной степени обратили внимание на уточнение предмета исследования лингвистики, расширили проблематику исследований, пересмотрели некоторые гипотезы.

3 период – 20 век – ставит новые задачи и проблемы. Чешский ассиролог Бедржих Грозный расшифровал клинописные таблички 18 – 13 в.в. до нашей эры с надписями на хеттском языке. Американский лингвист Эдгар Стертевант составил Сранительную грамматику хеттского языка. Изучается тохарский язык и крито-микенская письменность. Все это привело к пересмотру многих вопросов индоевропеистики. Были поколеблены теория деления индоевропейских языков на 2 группы и признание древности греческого языка и санскрита. Представители этого периода Герман Хирт /Германия/, Ежи Курилович /Польша/, Эмиль Бенвинист /Франция/, Франц Шпехт /Германия/, Витторе Пизани /Италия/, Вл. Георгиев /Болгария/. В нашей стране – Мирра Моисеевна Гухман, Агния Васильевна Десницкая, Виктор Максимович Жирмунский, Соломон Давидович Кацнельсон, Энвер Ахмедович Макаев, Юрий Владимирович Откупщиков и др.

Франц  Бопп как основоположник сравнительно-исторического языкознания (1791 – 1867). В 1816 году Ф. Бопп выпустил книгу «Система спряжения в санскрите в сравнении с греческим, латинским, персидским и германским языками». Ей суждено было заложить основы компаративистики. За основу сравнения языков он берет грамматический строй, анализирует законы и происхождение форм, выражающих грамматические отношения. Рассматривает глагольную флексию. Сравнивая глагольные формы, он показывает, что они в основном общие. Например: сопоставление парадигмы санскритских глаголов с аналогичными формами других индоевропейских языков. Бопп приходит к признанию единства их грамматической системы. Он объясняет формы одного языка сравнением с формами другого. Это было то новое, что Бопп внес в сравнительно-историческое языкознание. Он использовал сравнение как метод для определения происхождения грамматических форм.

Заслуга Боппа перед языкознанием и в том, что он отобрал и систематизировал генетически родственные элементы в морфологической структуре индоевропейских языков и составил схему морфологических соответствий. Кроме того, Бопп высказал предположение, что в образовании глагольных форм наряду с глаголом БЫТЬ используются другие вспомогательные глаголы. Например, происхождение отдельных форм прошедшего времени он объяснил, как результат сочетания глагольной основы с формами прошедшего времени глагола ДЕЛАТЬ. Система взглядов Боппа на происхождение флексий получила название теории агглютинации.

Возникновение славистики. Непосредственным толчком к возникновению славистики послужило изучение памятников старославянского языка и сравнение с ним языков других славянских народов. Основы сравнительной грамматики славянских языков заложили работы Йозефа Добровского/1753 – 1829; Чехословакия. Основы древнеславянского языка /1822/ - первая научная грамматика старославянского языка. Много внимания Добровский уделил происхождению славянского письма и первого письменного языка славян /Глаголитика – 1807г. и Моравские легенды о Кирилле и Мефодии – 1826/.

Александр Христофорович Востоков начал свою деятельность с опубликования лирических стихотворений и работы о системе русского тонического стихосложения. В 1815 г. он поступил на службу в Публичную библиотеку помощником хранителя рукописей. Там он целиком посвятил себя исследованию славянских языков, особенно русского. Широко известным его имя сделала работа Рассужденеие о славянском языке /1820/. Позже были изданы работы «Русская грамматика», «Описание русских и славянских рукописей Румянцевского музея», «Словарь церковнославянского языка», «Остроумово евангелие».

Работы Востокова опирались на новый богатый фактический материал, они оказали большое влияние на развитие славянского языкознания, способствовали утверждению сравнительно-исторического метода. Сравнительно-исторический метод Востокова основывается на том, что каждый из новославянских языков сохранил какие-нибудь особенные, потерянные другими, слова, окончания и звуки общего их прародителя, древнего славянского. Сравнивая данные русского, польского и старославянского языков, Востоков выделил 3 группы славянских языков и установил 3 периода в их истории. Возражая Добровскому, он кроме северной /западной/ и южной групп славянских языков, выделяет восточнославянскую /русскую/. Она отличается следующими признаками:

– полногласием /город - град/;

– звуками Ч и Ж /ночь - нощ; вожь - вождь;

– Русские не имели звуков, выражаемых Ѫ и Ѧ /юс большой, юс малый/ кирилловской азбуки, вместо них были звуки /У и Я/.

Востоков сделал открытие большого методологического значения, когда установил, что звуки, сохранившиеся в польском языке, существовали в языке древнеславянском  (старославянском): в польском ЗѪБЪ, ПѪТЬ; в русском: зуб, пять.

Кроме того, взяв за основу древнейший памятник славянского языка и письма "Остроумово евангелие", методом сравнения Востоков изложил грамматику древнего славянского языка. Исторический подход к языку, впервые примененный для славянских языков Востоковым, был поддержан Федором Ивановичем Буслаевым и Измаилом Ивановичем Срезневским.

Франц Миклошич (словенец) создал сравнительную грамматику славянских языков, которая свидетельствовала о выделении этой отрасли знаний. Во 2-ой половине 19в. и начале 20в. развитие славистики продолжалось: организуются славистические журналы, проводятся международные съезды славистов.

Славянские языки получают сравнительно-историческое и типологическое освещение, изучаются их связи с неславянскими языками, всесторонне характеризуются восточнославянская, западнославянская и южнославянская группы. Достижения славянского языкознания имеют важное значение не только в индоевропеистике, но и в теории общего языкознания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.51.241 (0.006 с.)