Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Логическое направление в языкознании
Логический подход к языку характерен для воззрений греческих философов V-I вв. до н.э., для концепций схоластической науки средневековья. Логизация грамматики усилилась в эпоху П.Абеляра, когда стал доступен полный свод логических сочинений Аристотеля. Но после Томаса Эрфуртского в течение примерно двух столетий теоретический подход к языку не получил значительного развития. В эпоху гуманизма начали активно изучаться древнегреческий и древнееврейский языки, а уже в XVI в. появляются первые миссионерские грамматики «экзотических» язы-. ков, в том числе индейских. В XVI в. после некоторого перерыва вновь начинает развиваться теория языка. Выдающийся французский ученый Пьер де ла Раме (Рамус) (1515— 1672, убит в Варфоломеевскую ночь) завершил создание понятийного аппарата и терминологии синтаксиса, начатое модистами; именно ему принадлежит дожившая до наших дней система членов предложения. Теоретическую грамматику, написанную еще на латыни, но уже учитывающую материал различных языков, создал Ф. Санчес (Санкциус) (1550—1610) в Испании в конце XVI в. У него уже содержатся многие идеи, потом отразившиеся в грамматике Пор-Рояля. В XVII в. еще более активно ведутся поиски универсальных свойств языка, тем более что расширение межгосударственных связей и трудности, связанные с процессом перевода, оживляли идеи о создании «всемирного языка», общего для всех, а чтобы создать его, надо было выявить свойства, которыми обладают реальные языки. На развитие универсальных грамматик влиял и интеллектуальный климат эпохи, в частности, популярность рационалистической философии Рене Декарта (Картезия) (1596—1650), хотя известное благодаря Н. Хомскому наименование «картезианские грамматики» в отношении грамматики Пор-Рояля и подобных ей не вполне точно, поскольку многие «картезианские» идеи присутствовали у Ф. Санчеса и др. еще до Рене Декарта. Языкознание XVII в. в основном шло в области теории двумя путями: дедуктивным (построение искусственных языков) и индуктивным, связанным с попыткой выявить общие свойства реально существующих языков. Не первым, но самым известным и популярным образцом индуктивного подхода стала так называемая грамматика Пор-Рояля, впервые изданная в 1660 г. без указания имен ее авторов Антуана Арно (1612 –1694) и Клода Лансло (1615 –1695).
Грамматика строилась на основе латинского, древнегреческого и французсского языков и на логических основаниях. «Обиход не всегда согласуется с разумом. Поэтому в греческом языке артикль часто употребляется с именами собственными, даже с именами людей... У итальянцев же такое употребление стало обычным... Мы не ставим никогда артикля перед именами собственными, обозначающими людей». Одно из самых известных мест книги – фрагмент раздела об относительных местоимениях, где анализируется фраза Dicu invisible а сгёё le monde visible «Невидимый бог создал видимый мир». По его поводу А. Арно и К. Лансло пишут: «В моем сознании проходят три суждения, заключенные в этом предложении. Ибо я утверждаю: 1) что Бог невидим; 2) что он создал мир, 3) что мир видим. Из этих трех предложений второе является основным и главным, в то время как первое и третье являются придаточными... входящими в главное как его составные части; при этом первое предложение составляет часть субъекта, а последнее — часть атрибута этого предложения. Итак, подобные придаточные предложения присутствуют лишь в нашем сознании, но не выражены словами, как в предложенном примере. Но часто мы выражаем эти предложения в речи. Для этого и используется относительное местоимение». Авторы «Грамматики Пор-Рояля» здесь четко различают формальную и семантическую структуру, которые фактически не различали модисты, но не всегда четко разграничивали и многие лингвисты XIX и XX вв. Другой, дедуктивный подход к языку нашел в XVII в. отражение в попытках конструирования искусственного «идеального» языка, долгое врем популярных. Интерес к этим вопросам проявляли многие крупнейшие мыслители этого века: Ф. Бэкон, Р. Декарт, Я. А. Коменский, позже Г. В. Лейбниц. Особенно активно этим занимались в Англии. Много работал в этой области первый председатель Лондонского Королевского общества Дж. Уилкин (Вилкинс) (1614—1672), а одно из сочинений такого рода принадлежит Исааку Ньютону, который написал его в 1661 г. в возрасте 18 лет. Авторы исходили из двух постулатов. Во-первых существование множества языков — большое неудобство, которое необходимо преодолеть. Во-вторых, каждой вещи от природы соответствует правильное имя, отражающее ее сущность.
Развитие языкознания в 60 – 80 г.г. 19 века проходило под знаком – преодоления односторонних логических и натуралистических концепций; – утверждения принципа историзма; – понимания языка как культурно-психологического явления. Философское /теоретическое/ языкознание в 19 веке развивалось как противоборство логического и психологического направлений. Оба эти направления подчеркивали 2 аспекта изучения грамматики – формальный и семантический. Но понимание языковой формы и особенно семантики у них было различным. Лингвистический логизм – категория исторически развивающаяся. – В «Логике» Аристотеля были в основном поставлены такие проблемы, как: 1/ соотношение языковых форм и логических категорий; 2/соотношение предложения и частей речи. – Грамматика Пор-Рояля подчеркнула универсальность логико-грамматических категорий. – Логико-грамматическое направление 19 века обращало большее внимание: 1/ на национальную специфику языковой формы; 2/ на единство логического и исторического. Оно было по преимуществу логико-синтаксическим /морфология понималась как этимология, а лексическое значение как понятие/. Логическое направление в языкознании – неоднородно. Его можно определить как совокупность течений и отдельных концепций, изучающих язык в его отношении к мышлению /и знанию/ и ориентированных на определенные школы в логике и философии. Для логического направления в целом характерно: – обсуждение проблем гносеологии /теория познания, раздел философии, изучающий возможности познания, исследующий источники, формы и методы познания, условия его достоверности и истинности/; – тенденция к выявлению универсальных средств языка в ущерб его национальным особенностям; – выработка единых принципов анализа языка, независимых от реальных языковых форм; -предпочтение синхронного анализа диахроническому; – преимущественная разработка синтаксиса /теории предложения/ и семантики; – определение грамматических категорий по их отношению к универсальным категориям логики: слова – к понятию /концепту/, части речи – к выполняемой ею логической функции, предложения – к суждению, сложного предложения – к умозаключению; – допущение скрытых \имплицитных/ компонентов предложения, экстраполируемых из его логической модели. Но в рамках логического направления 19 века – уже указывалось на возможность несовпадения категорий логики с категориями грамматики; – предпринимались попытки модицицировать логические принципы, чтобы снять их противоречие языковым данным. Самыми известными представителями логического направления в 19 веке были Карл Фердинанд Беккер /Германия/, Федор Иванович Буслаев /Россия/. Философия грамматики К.Беккера /»Организм языка», 1827/ была применением законов логики к материалу современного немецкого языка. – Язык понимался как система органических полярных противоположностей, то есть таких противоположностей, которые не уничтожают друг друга, а напротив, взаимно обусловливаются и являются необходимыми друг для друга в развитии организма как целого.
– Учение о предложении было перенесено Беккером из логики и стилистики в грамматику. Беккеровская схема, как писал Федор Иванович Буслаев, «правильно определила части речи и члены предложения». Логико-семантический принцип выделения частей речи и членов предложения надолго стал ведущим в грамматиках современных языков. – Беккер рассматривал соотношение языковых форм и логических категорий и считал, что логические категории исчисляемы: в логике есть 12 элементов и 81 отношение. «…Беккер, – писал Буслаев, – не умел определить границ между грамматикою и логикою по той причине, что не имея достаточного запаса исторических сведений о языках, он нечувствительно сошел с прямого пути в развитии общих понятий о языке, с пути, предначертанного В. Гумбольдтом, и принял ложное направление старинных, так называемых общих грамматик, имевших целию решение весьма странной задачи оправдать язык логически, т.е. доказать что параграфы схоластической логики удобно применяются к грамматическим фактам. Ограничившись общими понятиями о выражении мысли в формах языка, Беккер все внимание обратил на синтаксис, коснувшись этимологии /морфологии/ слегка, только для полноты системы. Вследствие того, его синтаксис, не будучи основан на этимологическом /морфологическом/ разборе форм, оказался не наукой о языке, а отвлеченным рассуждением о применении законов логики к готовому материалу языка». И тем не менее, сам Буслаев считал, что грамматика должна опираться на логические начала. Федор Иванович Буслаев /1818 – 1897/. Основы грамматики ему преподавал в гимназии В.Г.Белинский. В университете Буслаев знакомится с исследованиями немецкого языковеда Якоба Гримма, который оказал большое влияние на молодого лингвиста, с сочинениями В. Гумбольдта. С 1847 года Буслаев читает лекции в Московском университете. Он впервые в России начал преподавать сравнительную грамматику индоевропейских языков и историческую грамматику русского языка. В 1860 году Буслаев становится академиком. Лингвистическая концепция Буслаева развивала отечественные традиции М.Ломоносова, А. Х. Востокова и в тоже время опиралась на европейские традиции В. Гумбольдта, Ф. Боппа и особенно Я. Гримма. Основные работы «О преподавании отечественного языка» /1844/, «Опыт исторической грамматики русского языка» /1858/. – Ф. Буслаев понимал язык как непрерывный творческий процесс. «Речь, теперь нами употребляемая есть плод 1000-летнего исторического движения и множества переворотов».
– Под влиянием идей Я. Гримма он считал, что «язык есть выражение не только мыслительности народной, но и всего быта, нравов и поверий страны и истории народа». Поэтому основной тезис, который проходит через все научное творчество Буслаева, - В языке выражается вся жизнь народа. – Ф. Буслаев исходил из единства теории и практики. Центральным вопросом в разработке логических /философских/, нормативных /филологических/ и исторических основ грамматики было соотношение филологических и лингвистических традиций. Филологический способ исследования направлен на изучение мертвых языков, причем «для филолога язык есть только средство к познанию древней литературы» Практическая филологическая грамматика ограничивалась речью только писателей образцовых, была справочником и учила правилам, развивая память и навыки. Филологический способ изучения и преподавания языка, по мнению Буслаева неудовлетворителен по педагогическим и научным соображениям. Недостаточно помнить и знать правила и исключения, их надо «разуметь». Это «разумение» дает лингвистический способ изучения языка. Современный язык представляет собой совокупность грамматических форм самого разнообразного происхождения и состава. Понять это можно только при условии, если части будут рассматриваться в связи с их целым в соответствии с законами исторического развития. Принцип историзма /историческая грамматика/, по мнению Буслаева, соединяет оба способа изучения языка и устанавливает ТОЧНЫЕ ГРАНИЦЫ МЕЖДУ ЛОГИКОЙ и ГРАММАТИКОЙ, утверждает СВЯЗЬ ЯЗЫКА И МЫШЛЕНИЯ. – В центре ГРАММАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ Буслаева стоит ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Во второй части работы «Опыт исторической грамматики русского языка» /»Синтаксис»/ он рассматривает проблемы взаимоотношения ЯЗЫКА и МЫШЛЕНИЯ. С одной стороны, Буслаев указывает на связь языка и мышления; с другой стороны, отрывает мышление от языка, допуская параллелизм между ними; с третьей, - отвергает всякое качественное различие между языком и мышлением. Некоторые положения учения Буслаева не потеряли значения и до нашего времени. 1. Ф.Буслаев утверждал СИСТЕМНЫЙ ХАРАКТЕР ЯЗЫКА. Он писал, что все построения языка от отдельного звука до предложения и сочетания предложений, представляет нам живую связь отдельных членов, дополняющих друг друга и образующих одно целое, которое, в свою очередь, дает смысл и значение каждому из этих членов». 2. Ф.Буслаев понимал язык как СОВОКУПНОСТЬ ГРАММАТИЧЕСКИХ ФОРМ самого разнообразного происхождения и состава. Языковую систему он представлял себе как СОЧЕТАНИЕ РАЗНОВРЕМЕННЫХ ЯВЛЕНИЙ. Теорию одновременного существования в языке старого и нового в дальнейшем поддержал Ал-др Аф. Потебня и Иван Андреевич Бодуэн де Куртене. Синтаксическая теория должна строиться на основе признания целостности языка и примата содержания над формой, это следует из того, что предложение образовалось в разговорной речи, во взаимном сообщении и подробном изложении мыслей, в сочетании предложений, соединение которых и есть речь.
3. Ф.Буслаев развил и уточнил положения ЛОГИКО-СЕМАНТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ логического направления в грамматике: – создал учение о логико-формальной основе предложения, – о сокращении и слиянии предложений, – о второстепенных членах предложения, – о придаточных предложениях. Логико-семантические признаки признаются ведущими – и в этом основной принцип синтаксического анализа. 4. Касаясь проблем исторического изучения русского языка, Буслаев отмечает, что сравнительное и историческое изучение языков должны быть тесно связаны: «…только сравнительное изучение дает истинное и ясное понятие о законах языка, и только историческое исследование генетически объясняет, почему так, а не иначе употребляем мы ту или другую форму». Буслаев был убежден, что русский язык, как живое целое, может быть понят только в связи с прочими индоевропейскими языками. 5. Ф.Буслаевым был собран богатейший историко-лингвистический материал. И теоретическое обоснование его было очень важно для дальнейших исследований. Изучение материала языков различного строя и разных периодов развития одного и того же языка, критика формально-грамматической школы сторонниками исторического языкознания привели к тому, что В КОНЦЕ 19 ВЕКА логическое направление развивается сначала КАК СЕМАНТИКО-СМЫСЛОВОЙ, а затем КАК СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ СИНТАКСИС. В становлении этих логико-семантических школ большую роль сыграли труды В.А.Богородицкого, А.А.Шахматова, и др. В 20 ВЕКЕ концепции сторонников логического направления значительно изменились благодаря развитию лексикологии и логико-математического языкознания. ПРОИСХОДИТ СБЛИЖЕНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ С ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ ТЕОРИЯМИ СЛОВА, ПРЕДЛОЖЕНИЯ И РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. В пределах математического языкознания старое противопоставление логической статики и психологической динамики переоформляется в противопоставление речи и логико-математического моделирования языка.
Лекция 9. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИИ /ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ПСИХОЛОГИЗМ/ Психологическое направление – это совокупность течений, школ и отдельных концепций, рассматривающих язык как феномен психологического состояния и деятельности человека или народа. Психологическое направление в языкознании возникло как реакция на учения представителей натуралистического и логического направлений. Все течения, школы этого направления ориентированы НА ПСИХОЛОГИЮ КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКУЮ БАЗУ. Психологическое направление в целом характеризуется стремлением исследовать язык в его РЕАЛЬНОМ ФУНКЦИОНИРОВАНИИ и УПОТРЕБЛЕНИИ. Психологическое направление возникло в недрах СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОГО языкознания в 50-х годах 19 века под влиянием ФИЛОСОФИИ ЯЗЫКА В.Гумбольдта. Его основателем считается Хейман ШТЕЙНТАЛЬ /1823 – 1899/. Х.Штейнталя называют одним из главных теоретиков «ПСИХОЛОГИИ НАРОДОВ». Главные работы: «Классификация языков как развитие языковой идеи» /1850/, «Происхождение языка» /1851/, «Грамматика, логика и психология» /1855/, «Характеристика важнейших типов языкового строя» /1860/. – Стараясь отмежеваться от предшествовавшей логической школы, Штейнталь утверждал, что «категории грамматики и логики столь же слабо соотнесены друг с другом, как понятия «круга» и «красного». – Язык рассматривался как явление историческое и динамическое, вечно развивающееся. Следуя Гумбольдту, Штейнталь видел в языке выражение «духа народа» - народной психологии, Тем самым подчеркивалась СОЦИАЛЬНАЯ ПРИРОДА языка. – Штейнталь подходил к языку со стороны психологии говорящих, при этом подчеркивая тесную связь языка и мышления, НО! Отмечал, что, в отличие от предметного мышления, которое оперирует представлениями, языковое мышление опирается на ВНУТРЕННЮЮ ФОРМУ ЯЗЫКА, т.е. на представление представлений. – Штейнталь полагал, что в доисторический период языки обладали богатейшей внутренней формой, а в исторический период они ее постепенно утрачивают. В России крупнейшим представителем психологического направления был А.А. ПОТЕБНЯ /1835-1891/. Основные работы: «Мысль и язык» /1862/, «Из записок по русской грамматике» /1874-1888/ - докторская диссертация. Профессор Харьковского университета, создатель ХАРЬКОВСКОЙ лингвистической школы. По широте разрабатываемых проблем Потебня занимает исключительное место в истории языкознания: общие вопросы языкознания, фонетика, синтаксис, семантика, этимология, диалектология, фольклор, этнография, литературоведение. – Опираясь на работы Гумбольдта и Штейнталя, Потебня создал оригинальную концепцию, на основе которой язык рассматривается как ИСТОРИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ и РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. – Мысль Гумбольдта о том, что язык есть деятельность, помогла Потебне понять сущность языка как беспрестанного СТРЕМЛЕНИЯ К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЯЗЫКОВЫХ ФОРМ. – Потебня, как и другие представители этнопсихологии, считал, что язык является САМОСОЗНАНИЕМ, МИРОВОЗЗРЕНИЕМ, «ДУХОМ НАРОДА», но не отождествлял эти понятия. – При этом он указывал на то, что язык имеет 3 СТОРОНЫ: общечеловеческую, национальную, и индивидуальную. – Потебня поставил важные вопросы общего языкознания: 1/ соотношение языка и мышления; 2/ соотношение слова и понятия; 3/ происхождения и развития языка; 4/ сущность языка и языкового знака; 5/ проблема внутренней формы слова. ЦЕНТРАЛЬНОЕ место в лингвистической концепции А.А. Потебни занимало УЧЕНИЕ О СЛОВЕ. Оно давало ответ на вопросы: 1/ как образуется мысль-понятие и 2/ как индивиды, выражая каждый свою мысль, понимают друг друга. Слово обладает ФУНКЦИЕЙ ОБОЩЕНИЯ и РАЗВИТИЯ МЫСЛИ. Посрелством слова мысль идеализируется, освобождается от чувств, восприятий. Происходит изменение ПРЕДСТАВЛЕНИЯ-ОБРАЗА в ПРЕДСТАВЛЕНИЕ-ПОНЯТИЕ. Слово становится СИМВОЛОМ /знаком/. Эту роль слово выполняет благодаря своей СЛОЖНОЙ МНОГОЯРУСНОЙ СТРУКТУРЕ. Слово состоит ИЗ 3 ЭЛЕМЕНТОВ: – членораздельного звука; – представления; – значения /»щит» – представление, «защита» – значение/. Это неразделимое единство, потому что без звука нет слова, а без значения – это искусственный фонетический аппарат. ЗВУК в слове – это оболочка знака /символа, слова/: ЗНАК ЗНАКА. Это внешняя сторона слова. Внутренняя сторона – это ЕДИНСТВО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ЗНАЧЕНИЯ. Представление – это ЗНАК ЗНАЧЕНИЯ или ВНУТРЕНЯЯ ФОРМА /один из признаков, преобладающий над всеми остальными, центр образа, этимологическое значение/: стол – стлать, медведь – ядящий мед, подснежник, мухомор, гололед, ледокол, незабудка. Концепция внутренней формы у Потебни изменялась. В дальнейшем он разграничивает ПРЕДСТАВЛЕНИЕ и ВНУТРЕННЮЮ ФОРМУ: – внутренняя форма выступает как СОВОКУПНОСТЬ нескольких значений, а ПРЕДСТАВЛЕНИЕ выражает только один признак; – внутрення форма всегда сохраняется в слове, а представление может исчезнуть, забыться; слово становится безОбразным, происходит «сгущение» мысли. А.А.Потебня выделял два значения слова: БЛИЖАЙШЕЕ /объективное/ и ДАЛЬНЕЙШЕЕ /субъективное/. В значении слова для каждого индивидуума содержится нечто субъективное. Но вместе с тем люди понимают друг друга благодаря тому, что в словах есть общее, понятное всем людям. Ближайшее значение /внутренняя форма/ – это знак символ, заменяющий дальнейшее /субъективное/ значение. Следовательно, знак – уже представитель значения, выражающий определенный признак. Например. Ребенку впервые показали круглый матовый колпак лампы и спросили, что это. Ребенок ответил: «Арбуз». «Тут, – пишет Потебня, – произошло познание посредством наименования, сравнения познаваемого с прежде познанным». Из значения прежнего слова в новое вошел только один признак – шаровидность. Этот признак и есть знак значения слова. Сравните также: лат. корова = рогатый (когда человек увидел корову, у него уже существовало понятие «рогатый»). Таким образом, Потебня подчеркивает АКТИВНОСТЬ СЛОВА при развитии мысли. А.А.Потебня считает, что СЛОВО ПРИОБРЕТАЕТ СМЫСЛ только в предложении и потому имеет только ОДНО ЗНАЧЕНИЕ: – многозначности слова нет / это разные слова/; – и даже морфологические изменения означают возникновение нового значения, т.е. нового слова. «…вырванное из связи слово мертво», «Слово «конь» вне связи – пустой звук». Из этого видно, что Потебня понимает язык как СИСТЕМУ тесно связанных и взаимообусловленных элементов. Психологическое направление в целом внесло большой вклад в развитие лингвистической науки. – Стремление опереться на социальную психологию способствовало широкому взгляду на язык, ПРОБУЖДЕНИЮ ИНТЕРЕСА к фольклору, мифологии, обычаям народа, выраженным в пословицах, поговорках, загадках и др. речевых формах, воплощающих народную мудрость. – Представители психологического направления проявили внимание к РЕЧЕВЫМ АКТАМ ЖИВОГО ЯЗЫКА, к внутренней стороне языка, К ЗНАЧЕНИЮ СЛОВА и ПРЕДЛОЖЕНИЯ. – Наблюдения над живой речью позволяют понять сущность и происхождение языка, ибо именно в речевых процессах, как говорил Потебня, обнаруживается «постоянное повторение первого акта создания языка». – В психологическом направлении впервые было обращено внимание на важность мысли Гумбольдта о необходимости привлечения связного текста в лингвистических исследованиях. Но при этом основатели психологического направления преувеличивали роль психологических факторов в развитии языка, нередко отождествляли психологические и грамматические категории. Осознание слабых сторон психологического направления привело в 70- годы 19 века к формированию младограмматизма. Основными школами лингвистического психологизма являются: этнолингвистика и психологическая социология языка, семантический психологизм и психологический структурализм, психология речи и психолингвистика. ПСИХОЛИНГВИСТИКА /50-годы 20 века/ явилась качественно новым этапом развития психологического направления. Она унаследовала наиболее сильные стороны психологического направления: – рассмотрение языка в неразрывной связи с говорящим человеком; – учет социальных факторов в формировании и функционировании языка; – подчеркивание динамической природы языка. Психолингвистика выдвинула качественно новые идеи: – более широкий предмет исследования; – более глубокое понимание социальной природы языка; – разработка экспериментальной методики и др.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 481; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.232 (0.049 с.) |